Арбитражный суд Амурской области | |||||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-336/2020 | |||||||
23 июня 2020 года | |||||||||
В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 23.06.2020 Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2020 Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А. Шишова, | |||||||||
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания: Н.А. Голубенко, | |||||||||
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление | |||||||||
общества с ограниченной ответственностью «Амур АРС» | |||||||||
ОГРН <***> | ИНН <***> | ||||||||
к | управлению жилищно-коммунального хозяйства города Благовещенска | ||||||||
ОГРН <***> | ИНН <***> | ||||||||
о взыскании 181 707 руб. 48 коп., | |||||||||
третьи лица: - Администрация города Благовещенска, - Управление Федерального казначейства по Амурской области, - Правительство Амурской области, - Финансовое управление администрации г. Благовещенска; при участии в заседании: от истца: ФИО1 – паспорт, диплом, доверенность № 28АА1070869 от 15.08.2019 сроком на 5 лет, от ответчика: ФИО2 – паспорт, диплом, доверенность № 03-23/9 от 19.12.2019 сроком на 1 год, третьи лица: не явились, извещены, в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ; | |||||||||
установил: | |||||||||
Арбитражный суд в силу ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 15.06.2020 определил объявить перерыв до 11 час. 30 мин. 22.06.2020 (вынесено протокольное определение).
Информация о перерыве судебного заседания и продолжении судебного заседания размещена на сайте арбитражного суда Амурской области http://www.amuras.arbitr.ru.
Общество с ограниченной ответственностью «Амур АРС» (далее – истец, ООО «Амур АРС») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к управлению жилищно-коммунального хозяйства города Благовещенска (далее – ответчик, Управление ЖКХ г. Благовещенска) о взыскании суммы субсидии по договору № 15 от 19.02.2018 «На предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития)» за декабрь 2018 года в размере 181 707 руб. 48 коп., в соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ); судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 834 руб. 15 коп., в соответствии со ст.ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Свои требования истец обосновывал тем, что 19.02.2018 между Управлением ЖКХ г. Благовещенска (управление) и истцом (получатель) заключен договор № 15 «На предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития)».
Согласно п. 2.1. договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по коду БК 005 0501 0310260120 811, а так же договорами управления многоквартирными домами №№ 5УК-2017 от 16.10.2017 (Лот №№ 1-6, №№ 8-13); № 7УК/1, № 7УК/2, № 7УК/3, № 7УК/4, № 7УК/5, № 7УК/6, № 7УК/7, № 7УК/8, № 7УК/9, № 7УК/10, № 7УК/12 от 10.01.2017 года.
Во исполнение требований п. 2.11. Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития) от 04.07.2013 года № 3455, утвержденного Постановлением администрации города Благовещенска 25 декабря 2018 года в адрес ответчика была подана Заявка № 298 на получение субсидии за декабрь 2018 года с приложением Расчета суммы субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития) за декабрь 2018 года, отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за декабрь 2018 года, Перечень домов по которым произведено начисление за услуги по ремонту жилья управляющей компанией ООО «Амур АРС»
Вместе с тем, до настоящего времени обязательства по предоставлению субсидии за декабрь 2018 года в размере 181 707 руб. 48 коп. ответчиком не исполнены, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные исковые требования.
Арбитражный суд определениями от 24.01.20120, от 18.05.2020 в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу: администрацию города Благовещенска, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Правительство Амурской области, Финансовое управление администрации г. Благовещенска.
Третье лицо (администрация г. Благовещенска) в настоящее судебное заседание не явилось, ранее направило в суд отзыв (от 25.02.2020 вх. № 9050) на иск. Полагает, что иск удовлетворению не подлежит.
Третье лицо (УФК по Амурской области) в настоящее судебное заседание не явилось, ранее направило в суд отзыв (от 25.02.2020 вх. № 9049) на иск. Указало, что правоотношения сторон данного спора, связанные с предоставлением субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития) из бюджета муниципального образования не связаны с полномочиями УФК по Амурской области. При рассмотрении настоящего спора интересы УФК по Амурской области не затрагиваются.
Иные третьи лица (Правительство Амурской области, Финансовое управление администрации г. Благовещенска) в судебное заседание не явились, извещены, в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.
Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ, производилось протоколирование с использованием средств аудиозаписи.
Истец в судебном заседании представил отзыв (от 11.(15).06.2020 вх. №№ 26599, 26678) на возражения ответчика. Пояснил, что разница между экономически обоснованными затратами и утвержденными тарифом является субсидией для возмещения юридическим лицам, которые имеют переменную составляющую и зависят от степени благоустройства жилищного фонда. Согласно ответа на претензию (от 04.04.2019 исх. № 03-19/1597) ответчик не не отрицает факт подачи заявки за декабрь 2018 года ООО «Амур АРС», указывает на отказ в предоставлении субсидии, в связи с фиксацией актами осмотра не оказание услуг части многоквартирным домам. Основанием для отказа в выплате субсидии явилось не факт не оказание услуг, а несвоевременное предоставление документов на выплату субсидии. Актами осмотра исключена лишь часть многоквартирных жилых домов, которым по мнению ответчика ООО «Амур АРС» не были оказаны услуги. Факт оказания услуг истцом также подтверждается заключенными договорами, в том числе: договор аренды спецтехники с экипажем № 5 от 12.02.2018, договор аренды спецтехники с экипажем № 9 от 01.02.2018, договор аренды спецтехники с экипажем № 4 от 26.02.2018, договор об организации работ по содержанию совместной контейнерной площадки, по сбору вывозу крупногабаритного мусора (КГМ) от многоквартирных домов (МКД) № 1-М ТБО 2018, соглашение о совместном содержании контейнерных площадок для ТКО и КГМ от 16.04.2018, договор на оказание услуг от 16.08.2018, договор оказание услуг (ТБО-ЖСК, ТСЖ, УК) № 569/1 от 01.04.2018, договор на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора № 09 от 11.10.2018, договор аренды спецтехники с экипажем № 8 от 27.07.2018, договор № 6 от 15.03.2018, договор аренды спецтехники с экипажем № 7 от 01.03.2018; и дополнительными соглашениями к договорам и актами оказанных услуг.
Ответчик в судебном заседании просил в иске отказать, представил дополнения к возражениям (от 10.06.2020 вх. № 26372) на отзыв ответчика, в котором указало следующее. Согласно условиям заключенных договоров управления, в случаях нарушений условий договора, собственниками составляется акт. Составление акта производится без присутствия управляющей компании, если признаки нарушения могут исчезнуть или быть ликвидированы. Таким образом, ответчиком составлялись акты осмотра без присутствия истца.
Арбитражный суд в силу ст. 163 АПК РФ в настоящем судебном заседании определил объявить перерыв до 11 час. 30 мин. 22.06.2020, для уточнения исковых требований (вынесено протокольное определение).
В 11 час. 30 мин. 22.06.2020 судом объявлено об окончании перерыва и продолжении судебного заседания, без участия третьих лиц.
Истец заявил ходатайство (заявление от 18.06.2020, вх. № 27902) об уменьшении размера исковых требований, просил суд взыскать с ответчика субсидию по договору от 19.02.2018 года № 15 «На предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития)» за декабрь 2018 в размере 100 829 руб. 11 коп.
Арбитражный суд ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований в силу п. 1, п. 5 ст. 49, ст. 159 АПК РФ удовлетворил, уменьшение истцом размера иска до суммы 100 829 руб. 11 коп. принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Ответчик придерживался позиции изложенной ранее.
Арбитражный суд заслушав истца и ответчика, рассмотрев и исследовав представленные по делу доказательства считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно материалам дела на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами между истцом (управляющей организацией) и Управлением ЖКХ г. Благовещенска ((собственником) (действующее от имени муниципального образования г. Благовещенска)) заключены договора управления многоквартирными домами №№ 5УК-2017 от 16.10.2017 (Лот №№ 1-6, №№ 8-13); №№ 7УК/1, 7УК/2, 7УК/3, 7УК/4, 7УК/5, 7УК/6, 7УК/7, 7УК/8, 7УК/9, 7УК/10, 7УК/12 от 10.01.2017.
Цель договоров – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственника, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных и иных услуг собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (п. 2.1. договоров).
Права и обязанности сторон определены разделом 3. договоров.
Цена договоров, размер платы за помещение и коммунальные услуги, порядок ее внесения установлены разделом 4. договоров.
Контроль над деятельностью управляющей организации в части исполнения договоров осуществляется собственником и уполномоченными им лицами в соответствии с их полномочиями путем:
- ежегодного, в течение первого квартала текущего года, предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещения указанного отчета в системе;
- подачи в письменном виде жалоб, претензий и прочих обращений для устранения выявленных дефектов с проверки полноты и своевременности их устранения;
- составления актов о нарушении условий договора в соответствии с положениями пп. 6.2. – 6.5. договора;
- инициирования созыва внеочередного общего собрания собственников для принятия решений по фактам выявленных нарушений и/или не реагированию управляющей организации на обращения собственника с уведомлением о проведении такого собрания (указанием даты, времени и места) управляющей организации (п. 6.1. договора).
Акт о нарушении условий договора по требованию любой из сторон договора составляется в случаях:
- выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также причинения вреда жизни, здоровью и имуществу собственника и (или) проживающих в жилом помещении граждан, общему имуществу в многоквартирном доме;
- неправомерных действий собственника.
Указанный акт является основанием для применения к сторонам мер ответственности, предусмотренных разделом 5 договора (п. 6.2. договора).
Акт составляется комиссией, которая должна состоять не менее чем их трех человек, включая представителей управляющей организации, собственника, а также при необходимости подрядной организации, свидетелей (соседей) и других лиц. Если в течение одного часа в дневное время или двух часов в ночное время (с 22.00 до 6.00 по местному времени) с момента сообщения о нарушении представитель управляющей организации не прибыл для проверки факта нарушения или если признаки нарушения могут исчезнуть или быть ликвидированы, составление акта производится без его присутствия. В этом случае акт подписывается остальными членами комиссии (п. 6.3. договора).
Договора заключены сроком на 3 года и действует с даты подписания первым собственником (п. 10.1. договоров).
Далее как следует из материалов дела 19.02.2018 Управлением ЖКХ г. Благовещенска, которому как получателю средств городского бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –БК РФ), именуемое в дальнейшем «Управление» и ООО «Амур АРС» именуемое в дальнейшем «Получатель», в соответствии с БК РФ, Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития), утвержденный постановлением администрации г. Благовещенска от 04.07.2013 № 3455 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Порядок), типовой формой, утвержденной финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии, заключен договор № 15 о нижеследующем.
Предметом договора является предоставление предприятию из городского бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, в связи с предоставлением населению жилищных услуг по утвержденным администрацией г. Благовещенска тарифам, не обеспечивающим возмещение экономически обоснованных затрат (п. 1.1. договора).
Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств городского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее – коды БК) на цели, указанные в разделе 1 договора (предмет договора), в 2018 году в размере 2 234 262 (два миллиона двести тридцать четыре тысячи двести шестьдесят два) рубля 36 копеек – по коду БК 005 0501 0310260120 811, а также договорами управления многоквартирными домами №№ 5УК-2017 от 16.10.2017 (Лот №№ 1-6, №№ 8-13); №№ 7УК/1, 7УК/2, 7УК/3, 7УК/4, 7УК/5, 7УК/6, 7УК/7, 7УК/8, 7УК/9, 7УК/10, 7УК/12 от 10.01.2017.
Условия и порядок предоставлении субсидии определены разделом 3. договора.
Разделом 4. договора стороны установили взаимодействие Управления и Получателя.
Получатель обязуется:
- ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Управление следующие документы: заявку на перечисление субсидии за отчетный период (по форме согласно приложению № 4 к Порядку); расчет размера субсидии за отчетный период (по форме согласно приложению № 2 к Порядку); отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за отчетный период, с приложением документов, подтверждающих фактический объем жилищных услуг, предоставленных населению (по форме согласно приложению № 5 к Порядку) (пп. 4.3., 4.3.1., 4.3.1.1., 4.3.1.2., 4.3.1.3. договора).
В случае не предоставления получателем документов, указанных в п. 4.3.1. договора, Управление в праве приостанавливать дальнейшее выделение субсидии (п. 4.2.3. договора).
Споры, возникшие между сторонами в связи с исполнением договора, решаются ими, по возможности, путем проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов. При не достижении согласия, споры между сторонами решаются в судебном порядке (п. 6.1. договора).
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в п. 2.1. договора, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору (п. 6.2. договора).
Расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон регулируются нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ).
В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета в БК РФ; абз. 36 ст. 6 БК РФ) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Согласно Порядку предоставления субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития) утвержденный постановление администрации г. Благовещенска от 04.07.2013 № 3455 главным распорядителем субсидии является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска (п. 1.6. Порядка).
Размер субсидии за отчетный период равен объему недополученных доходов, определяемому как разница между экономически обоснованными затратами (тарифом) в соответствии с заключенными договорами и утвержденным тарифом на жилищные услуги, умноженная на площадь жилых помещений в многоквартирных домах (неблагоустроенного жилищного фонда и общежитий), в отношении которых фактически предоставлены жилищные услуги (п. 2.5. Порядка).
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
1) несоответствие получателя субсидии требованиям, указанным в пп. 1.3, 2.1 настоящего Порядка;
2) несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным п. 2.3, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
3) недостоверность представленной получателем субсидии информации;
4) недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя бюджетных средств, для предоставления субсидии получателю (п. 2.10. Порядка).
После заключения договора для получения субсидии получатель субсидии представляет главному распорядителю ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, следующие документы:
а) заявку на перечисление субсидии за отчетный период;
б) расчет размера субсидии за отчетный период;
в) отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за отчетный период с приложением документов, подтверждающих фактический объем жилищных услуг, предоставленных населению (п. 2.11. Порядка).
Главный распорядитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента представления документов, указанных в пункте 2.11 настоящего Порядка, проверяет представленные расчет размера субсидии, отчет о фактическом выполнении за отчетный период, после чего в течение 3 (трех) рабочих дней направляет заявку в финансовое управление администрации города Благовещенска на финансирование субсидии, а за декабрь - не позднее 25 декабря текущего года при наличии финансовых средств на лицевом счете главного распорядителя в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (п. 2.12. Порядка).
Перечисление субсидии осуществляется главным распорядителем в сроки, установленные договором, на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации, на основании представленных в финансовое управление администрации города Благовещенска (вместе с платежным поручением на перечисление субсидии) договора и расчета размера субсидии за отчетный период (2.13. Порядка).
25.12.2018 истец сформировал заявление (получено 25.12.2018) на перечисление субсидии в размере 181 707 руб. 48 коп. за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 с приложением: расчет суммы субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития) за декабрь 2018; отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за декабрь 2018; перечень домов, по которым произведено начисление за услугу по содержанию и ремонту жилья ООО «Амур АРС».
Ответчик при рассмотрении заявки за декабрь 2018 установил, что в расчет размера субсидии за отчетный период и отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за отчетный период включены многоквартирные дома, услуги по которым фактически не оказывались, что было зафиксировано соответствующими актами осмотра в период с 04.12.2018 по 28.12.2018. Нарушения были зафиксированы в отношении следующих многоквартирных домов: ул. Чайковского, д. №№ 171/3, 171/1, 182/6, 239А, 239Б., 239 В, ул. Тенистая, <...> д. №№ 57/3, 15, ул. Артиллерийская, д. №№ 49, 53, ул. Новая, <...> ул. горького, д. №№ 240/4, 240/2, ул. Зейская, д. №№ 238/1, 247, ул. Ленина, <...>
На основании изложенного истцом было отказано в предоставлении субсидии за декабрь 2018, в связи с предоставлением недостоверной информации.
23.01.2019 истец сформировал заявление (получено 23.01.2019) на перечисление субсидии в размере 100 829 руб. 11 коп. за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 с приложением: расчет суммы субсидии юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития) за декабрь 2018; отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за декабрь 2018; перечень домов, по которым произведено начисление за услугу по содержанию и ремонту жилья ООО «Амур АРС».
Ответчик письмом (от 06.02.2019 исх. № 02-28/471) отказал в выплате субсидии за декабрь 2018, поскольку истцом несвоевременно предоставлены документы, а также в связи, с отсутствием в городском бюджете средств на выплату указанной субсидии.
18.03.2019 истец направил ответчику претензию (от 18.03.2019 исх. № 18/2019) с требованием исполнить обязательства по предоставлению субсидии за декабрь 2018 в размере 181 707 руб. 48 коп.
Ответчик письмом (от 04.04.2019 исх. № 03-19/1597) отказал истцу в удовлетворении претензии. Указал, что при рассмотрении заявки за декабрь 2018 предоставленной истцом 25.12.2018 было установлено, что расчет размера субсидии за отчетный период и отчет о фактическом предоставлении населению жилищных услуг за отчетный период включены многоквартирные дома, услуги по которым фактически не оказывались, что было зафиксировано соответствующими актами, в связи с чем, в субсидии было отказано. 23.01.2019 истец исключив из расчета и отчета многоквартирные дома в отношении которых жилищные услуги фактически не оказывались, обратилось в Управление ЖКХ г. Благовещенска с заявлением о предоставлении субсидии за декабрь 2018 повторно. Однако, в связи с несвоевременным предоставлением документов на получение субсидии и отсутствием в городском бюджете средств на выплату субсидии в предоставлении было отказано. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения претензии не имеется.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с положением ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суд считает, что в материалы дела представлены надлежащие доказательства оказания истцом услуг за отчетный период – декабрь 2018 год на сумму 100 829 руб. 11 коп.
Более того, суд приходит к выводу о том, что отсутствие достаточного финансирования, либо отсутствие бюджетных средств применительно к ст. 401 ГК РФ и разъяснениям, данным в п. 8 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ», само по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность лица, допустившего нарушение в исполнении обязательства.
Также суд считает с учетом норм бюджетного законодательства и Порядка предоставления субсидий юридическим лицам от 04.07.2013 № 3455 (в редакции действовавшей на момент подачи заявлений на перечисление субсидии), что отказ (письмо от 04.04.2019 исх. № 03-19/1597) ответчика в выплате истцу субсидии за декабрь 2018 в данном случае являлся неправомерным.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном гл. 7 АПК РФ, доводы и возражения сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований.
В связи с чем, суд на основании исследованных по делу доказательств, считает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика в пользу истца субсидию по договору от 19.02.2018 года № 15 «На предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития)» за декабрь 2018 в размере 100 829 руб. 11 коп.
Иные доводы ответчика судом оценены и отклонены, как не влияющие на предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Истец уплатил в доход федерального бюджета государственную пошлину по платежному поручению № 7 от 14.01.2020 в размере 4 834 руб. 15 коп.
В соответствии ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина по делу (с учетом уточнений) составляет 4 025 руб.
По смыслу п. 2 ст. 126 и ч. 1 ст. 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 4 025 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, а в остальной части излишне уплаченная государственная пошлина в размере 809 руб. 15 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 49, 101, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с управления жилищно-коммунального хозяйства города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Амур АРС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) субсидию по договору от 19.02.2018 года № 15 «На предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат (неблагоустроенный жилищный фонд и общежития)» за декабрь 2018 в размере 100 829 руб. 11 коп.; а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 025 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Амур АРС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению № 7 от 14.01.2020 в размере 809 руб. 15 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.А.Шишов