Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-3867/08-9/174
“
5
“
августа
2008 г.
Судья Арбитражного суда
Лодяная Л. Л.
(фамилия, инициалы)
При участии помощника судьи
Рассмотрев в судебном заседании заявление
Прокурора Зейского района
(наименование заявителя)
к
Государственному учреждению «Зейский лесхоз»
(наименование ответчика)
о привлечении к административной ответственности
Третьи лица: Главное управление МЧС России по Амурской области
Протокол вел: секретарь Кашбулгаянов Р. А..
(Фамилия И.О., должность лица)
При участии в заседании:
Заявитель: ФИО1, помощник прокурора, доверенность от 11.07.2008г. №2768/08,
Главное управление МЧС России: ФИО2, доверенность от 14.07.2008г. №3121-16; ФИО3, старший инженер, доверенность от 25.12.2007г.
установил:
Прокурор Зейского района обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении Государственного учреждения «Зейский лесхоз» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование своих требований заявитель указал, что учреждением совершено административное правонарушение, которое выразилось в осуществлении деятельности по тушению лесных пожаров без лицензии.
Ответчик требования не признал, указав, что согласно п.2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие данного закона не распространяется на деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, в том числе лесов. Согласно п. 3.1 Устава ГУ «Зейский лесхоз» основной целью деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
В связи с чем считает, что осуществление деятельности органами лесного хозяйства субъектов РФ по профилактике и тушению пожаров на природных территориях регулируется положениями Лесного Кодекса России и лицензированию не подлежит.
Главное управление МЧС России по Амурской области, привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, в письменном отзыве указал, что считает, обращение Прокурора Зейского района необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как в соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие данного закона не распространяется на деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, в том числе лесов.
Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, и относится к видам использования лесов определенным пунктом 16 статьи 25 указанного кодекса.
Кроме того, в соответствии с Письмом МЧС РФ и Федерального агентства лесного хозяйства от 17 апреля 2008 г. № ВР-06-54/2590 "О лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров", деятельность по тушению лесных пожаров, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензированию не подлежит.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства судом установлено следующее.
17.06.2008 года прокуратурой Зейского района проведена проверка по исполнению требований Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Государственным учреждением Амурской области «Зейский Лесхоз». В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров, в рамках выполнения обязательств по заключенному с Государственным учреждением Амурской области «Амурская база авиационной охраны лесов» контракту на тушение лесных пожаров № 9 от 20.03.2008 г. в период 12.04.2008 г. по 22.04.2008 года, производилось тушение 8 лесных пожаров зарегистрированных под номерами с 1 по 8 (в зоне ответственности ГУ Амурской области «Зейское лесничество»). В порядке расчета предусмотренного п. 3.2. контракта № 9 от 20.03.2008 г. за выполненные работы по тушению лесных пожаров Государственным учреждением Амурской области «Зейский Лесхоз» 28.03.2008 г. получен аванс в размере 30% от предельной стоимости вышеназванного договора.
Указанные факты зафиксированы в Постановлении о возбуждении об административном правонарушении от 18.06.2008 г.
Действиям Общества дана правовая оценка по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 49 Гражданского Кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с подпунктом 38 пункта 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров определен Положением «О лицензировании деятельности по тушению пожаров», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 года № 625.
Пунктом 3 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по тушению пожаров осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий .
Вместе с тем статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.
Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, и относится к видам использования лесов определенным пунктом 16 статьи 25 указанного кодекса.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров, охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ. В статье 83 ЛК РФ в числе переданных органам государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий в области лесных отношений указаны полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров).
Согласно пунктам 1.1, 2,1 устава Государственного учреждения Амурской области «Зейский лесхоз», зарегистрированного в ЕГРЮЛ за № 1022800928941, учреждение является правопреемником Федерального государственного учреждения «Зейский лесхоз», созданного на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.03.2005 №45 и переданного в государственную собственность Амурской области в соответствии с Федеральными законами от 31.12.2005 №199-ФЗ и от 22.08.2004 №122-ФЗ, и создано для осуществления специальных функций по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в границах «Зейского лесничества»; учреждение является некоммерческой организацией, Пунктом 3.1 Устава определено, что основной целью деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Следовательно, деятельность лесхоза по тушению лесных пожаров включается в комплекс мер по рациональному использованию лесного фонда, сохранению леса от уничтожения и не подлежит лицензированию, как не подпадающая под действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Указанная точка зрения неоднократно доводилась до сведения разъяснениями лицензирующего органа Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (письма от 17 апреля 2006 года, 17 апреля 2008 года).
Тот факт, что согласно пункту 6 пункта 3.4 Устава учреждение вправе осуществлять платную деятельность пол тушению лесных пожаров не меняет правовую природу деятельности лесхоза и не может служить основанием для получения учреждением лицензии на тушение пожаров.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании чего в удовлетворении заявления Прокурора Зейского района следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Прокурора Зейского района о привлечении Государственного учреждения «Зейский лесхоз» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ., отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу в двухмесячный срок в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Л. Л. Лодяная