ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4299/13 от 17.09.2013 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@ amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-4299/2013

24 сентября 2013 года

изготовление решения в полном объеме

17 сентября 2013 года

объявлена резолютивная часть решения

Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Долгушиным И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт-3» (ОГРН 1082801003890, ИНН 2801131471)

к

Государственному инспектору г. Благовещенска по пожарному надзору, инспектору отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области Тюменцеву Константину Николаевичу

о признании недействительным предписания,

третье лицо: главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184),

при участии в заседании:

от заявителя: Синяков А.В. по доверенности от 01.06.2013 сроком на один год, паспорт;

от ответчика: не явился, извещен заказным письмом № 26888, вручено 23.08.2013; Тюменцев К.Н. по доверенности от 12.07.2013 сроком на один год, паспорт (после перерыва);

от третьего лица: не явилось, извещено заказным письмом № 26889, вручено 23.08.2013;

установил:

В судебном заседании 11.09.2013 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.09.2013.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт-3» (далее – заявитель, общество, ООО «Жил-Комфорт-3») с заявлением о признании недействительным предписания государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору, инспектора отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области Тюменцева Константина Николаевича (далее – ответчик) от 28.03.2013 № 76/1/47 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определением от 01.07.2013 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее – третье лицо, Главное управление МЧС России по Амурской области).

Заявленные требования обоснованы тем, что в соответствии с распоряжением (приказом) от 25.02.2013 проверка в отношении ООО «Жил-комфорт-3» проводилась по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, тогда как уставом общества определено его место нахождения по адресу: г. Благовещенск, ул. Раздольная, 74.

ООО «Жил-Комфорт-3» на основании договора об оказании услуг и выполнении работ от 27.01.2009 оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества собственников многоквартирного дома собственными силами либо с привлечением специализированных организаций на основании заключаемых с ними договоров. Директор общества не является собственником имущества, не наделен правом владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом многоквартирного жилого дома № 144 по ул. Калинина, не является руководителем организации, лицом, в установленном порядке назначенным ответственным за обеспечение пожарной безопасности и не может обеспечить укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организовать перекатку пожарных рукавов, обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (системы пртиводымовой защиты), организовать проверку работоспособности указанной системы с оформлением соответствующего акта проверки.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что просит признать недействительным предписание от 28.03.2013 № 76/1/47 полностью.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, указал что при заключении договора об оказании услуг и выполнении работ от 27.01.2009 не учтены особенности дома повышенной этажности, нахождение систем противопожарной защиты предусмотренных в нем (автоматическая установка пожарной сигнализации, системы противодымной защиты и противопожарного водоснабжения) в нерабочем состоянии, что создает угрозу жизни и здоровью собственников.

Заявитель является организацией, уполномоченной собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома на выполнение функций по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, следовательно, должен предпринимать действия по выполнению обязательных требований и норм пожарной безопасности.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, в ранее представленном письменном отзыве указало, что проведение проверки не по месту нахождения ООО «Жил-Комфорт-3» не может расцениваться, как нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», допущенное надзорным органом.

На основании договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, заключенным с собственниками жилых помещений, общество приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества в вышеуказанных домах.

Таким образом, взяв на себя обязательство по управлению и распоряжению жилыми помещениями, ООО «Жил-Комфорт-3» надлежит осуществлять контроль и выполнение требований и норм пожарной безопасности.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствии представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт-3» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области 21.04.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082801003890, ИНН 2801131471.

25.02.2013 начальником отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области издано распоряжение № 76 о проведении плановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении ООО «Жил-Комфорт-3», с местом нахождения по адресам: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, ул. Калинина, 150.

Копия распоряжение от 25.02.2013 № 76, а также уведомление от 25.02.2013 № 204-2-6 о проведении в отношении общества проверки плановой выездной проверки в 10 час. 00 мин 01.03.2013, в котором также указано на необходимость явки руководителя или уполномоченного представителя на объекты проверки по адресам: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, ул. Калинина, 150, получены заявителем 25.02.2013

В период с 01.03.2013 по 28.03.2013 инспектором ОНД по г. Благовещенску Тюменцевым Константином Николаевичем, в присутствии представителя ООО «Жил-Комфорт-3» – инженера Набокина Евгения Юрьевича, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения, в том числе в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144:

руководитель организации не прошёл обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность (пункты 31-36 Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

руководитель организации не обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (пункт 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

не организовано проведение проверок работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, отсутствуют соответствующие акты (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре (пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; пункт 6.2 таблицы 1 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03));

руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (системы противодымной защиты), не организована проверка работоспособности указанной системы с оформлением соответствующего акта проверки (пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

в электрощитовой размещены (складируются) горючие вещества и материалы (пункт 42 ж Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не размещены в пожарных шкафах (пункт 6.13 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»).

По результатам проверки составлен акт от 28.03.2013 № 76, содержащий сведения о выявленных нарушениях, копия акта вручена 28.03.2013 ООО «Жил-Комфорт-3».

Кроме того, заявителю выдано предписание от 28.03.2013 № 76/1/47 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в срок до 28.07.2013, а именно:

руководителю пройти обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность (пункт 1);

руководитель организации обеспечить укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организовать перекатку пожарных рукавов (пункт 2);

организовать проведение проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением соответствующего акта (пункт 3);

здание оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, обеспечить ее исправное состояние (пункт 4);

руководителю организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (системы противодымной защиты), организовать проверку работоспособности указанной системы с оформлением соответствующего акта проверки (пункт 5);

электрощитовую очистить от горючих веществ и материалов (пункт 6);

пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода разместить в пожарных шкафах (пункт 7).

Не согласившись с выданным государственным инспектором г. Благовещенска по пожарному надзору, инспектором отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области Тюменцевым Константином Николаевичем предписанием от 28.03.2013 № 76/1/47, обществом обратилось в Арбитражный суд Амурской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить в части на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконным решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) и пунктом 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Положения статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ обязывают юридических лиц соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

При этих условиях предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Статьей 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 2.1 статьи 162 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), пунктом 11 которых установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается также внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 7 Правил содержания общего имуществ)а

В силу пункта 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д» пункта 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным.

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается (пункт 16 Правил содержания общего имущества):

а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ;

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.

Собственники помещений в соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Довод заявителя о том, что на него не могут быть возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, поскольку по отношению к проверяемому многоквартирному дому он не является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, несостоятелен.

Судом установлено, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, был выбран непосредственный способ управления многоквартирным жилым домом.

27.01.2009 между ООО «Жил-Комфорт-3» (Исполнитель) и собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144 заключен договор, предметом которого является оказание исполнителем услуг и выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества собственников многоквартирного дома собственными силами, либо с привлечением специализированных организаций на основании заключаемых с ними договоров.

Договором от 27.01.2009 об оказании услуг и выполнении работ установлен состав общего имущества многоквартирного жилого дома, согласован перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома (Приложение № 3).

На основании изложенного суд считает, что ООО «Жил-Комфорт-3», является лицом, ответственным за соблюдение мер пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, но только в части относящейся к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, которому надзорный орган может выдавать предписание в связи с несоблюдением пожарных норм и правил.

Довод заявителя о том, что проверка проводилась не по юридическому адресу ООО «Жил-Комфорт-3», не может расцениваться, как нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), допущенное надзорным органом.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Так, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности. В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

На основании изложенного, надзорным органом правомерно проведена выездная проверка в отношении ООО «Жил-Комфорт-3» по месту фактического осуществления деятельности – г. Благовещенск, ул. Калинина, 144.

Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», в силу пункта 31 которых руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

В соответствии с пунктом 36 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят руководители и главные специалисты организаций.

Согласно пункту 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – Правил противопожарного режима в Российской Федерации) руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Подпунктом «ж» пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлен запрет на размещение (складирование) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючих (в том числе легковоспламеняющиеся) веществ и материалы.

Доказательств соблюдения положений названных норм, обществом не представлено, в связи с чем, суд не находит оснований для признания недействительным пунктов 1, 3, 6 предписания от 28.03.2013 № 76/1/47, обязывающего пройти руководителя обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность; организовать проведение проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением соответствующего акта; очистить электрощитовую от горючих веществ и материалов.

Вместе с тем, суд считает, что оспариваемое предписание от 28.03.2013 № 76/1/47 в части возложения ООО «Жил-Комфорт-3» обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 4, 7, 5 в части обеспечения исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (системы противодымной защиты) подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).

Кроме того, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

Приказом МЧС России утвержден Приказ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).

В силу подпункта 6.2 пункта 6 таблицы № 1 НПБ 110-03 подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, жилые здания высотой более 28 метров.

Согласно пункту 6.13 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» (Утверждены Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 189) пожарные краны следует устанавливать на высоте 1,35 м над полом помещения и размещать в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия.

При проведении выездной проверки, было установлено, что в отношении объекта – многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 144, руководитель организации не обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями; здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не размещены в пожарных шкафах.

Вместе с тем, ЖК РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не содержат правовых норм, обязывающих обслуживающую организацию или предоставляющих право на создание, путем приобретения за счет собственных средств, общего имущества многоквартирного жилого дома.

В силу требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода, пожарные рукава, ручные пожарные стволы и вентили, автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре, пожарные шкафы являются общим имуществом многоквартирного жилого дома, следовательно, обслуживающая организация при непосредственном способе управления многоквартирным жилым домом обязана исполнять свои обязанности по содержанию и ремонту данного имущества только при его наличии.

В пункте 5 предписания от 28.03.2013 № 76/1/47 указано на обязанность руководителя организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (системы противодымной защиты), вместе с тем из акта проверки от 28.03.2013 № 76, а также иных материалов дела невозможно установить, каким образом надзорным органом было выявлено неисправное состояние указанной систем, а также в чем выражена данная неисправность.

При этом суд считает, что ООО «Жил-Комфорт-3» была обязана организовать проверку работоспособности системы противодымной защиты с оформлением соответствующего акта проверки, следовательно, указание надзорным органом на неисполнение юридическим лицом требований закона в данной части признается судом обоснованным.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что предписание государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору, инспектора отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области Тюменцева Константина Николаевича от 28.03.2013 № 76/1/47 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части возложения на общество с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт-3» (обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 4, 7, 5 в части обеспечения исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (системы противодымной защиты) подлежит признанию недействительным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя

Следовательно, по смыслу приведенных норм статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения заявленных требований, суд обязан указать на порядок восстановления нарушенных прав заявителя, а также указать на способ исполнения данной обязанности на основе установленных по делу обстоятельств и полномочий соответствующего государственного органа.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд полагает, что признание недействительным оспариваемого предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности само по себе устраняет нарушение прав и законных интересов заявителя и не требуется разрешение вопроса о восстановлении нарушенного права в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.

При подаче заявления ООО «Жил-Комфорт-3» была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей по платежному поручению от 28.06.2013 № 152.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Тюменцев Константин Николаевич является должностным лицом, а именно государственным инспектором г. Благовещенска по пожарному надзору, инспектором отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области, в связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины относятся на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области и подлежат взысканию в пользу ООО «Жил-Комфорт-3».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным, как несоответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предписание государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору, инспектора отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области Тюменцева Константина Николаевича от 28.03.2013 № 76/1/47 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части возложения на общество с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт-3» (ОГРН 1082801003890, ИНН 2801131471) обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 4, 7, 5 в части обеспечения исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (системы противодымной защиты).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судебные расходы отнести на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184).

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жил-Комфорт-3» (ОГРН 1082801003890, ИНН 2801131471) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области

Судья Д.С. Аныш