Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-4301/2016
02 августа 2016 года
изготовление решения в полном объеме
26 июля 2016 года
объявлена резолютивная часть решения
Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Богомоловой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление акционерного общества «Амурский уголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о
признании действий незаконными,
третьи лица:
министерство имущественных отношений Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>);
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>);
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 21.08.2015 № 115/2015, сроком до 31.12.2016;
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 09.03.2016 № 01-134, сроком до 31.12.2016;
от третьего лица (минимущество области): не явилось, извещено заказным письмом № 61891, вручено 07.07.2016;
от третьего лица (ТУ Росимущества в Амурской области): не явилось, извещено заказным письмом № 61892, вручено 07.07.2016;
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество «Амурский уголь» (далее – истец, АО «Амурский уголь») с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области» (далее – ответчик, ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз») в переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, ТОО «Анновское» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» рассмотреть надлежащим образом обращение АО «Амуруголь» и согласовать перевод земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, ТОО «Анновское» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Определениями от 06.05.2016, от 04.07.2016 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство имущественных отношений Амурской области (далее – минимущество области); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее – ТУ Росимущества в Амурской области).
Заявленные требования обоснованы тем, что ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» письмом от 24.03.2016 № 07-176 отказало АО «Амурский уголь» в выдаче согласия на перевод земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га, местоположение: Амурская область, Ивановский район, ТОО «Анновское», из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности), в связи с расположением на указанном земельном участке мелиоративной системы.
Заявитель считает данный отказ ФГБУ «Управления «Амурмелиоводхоз» в согласовании перевода земельного участка незаконным и необоснованным, поскольку в число ограничений перевода сельскохозяйственных земель не входит наличие мелиоративных систем; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не содержит условие о необходимости списания мелиоративных систем; перевод земель сельскохозяйственного назначения для случаев добычи полезных ископаемых относится к исключительным случаям возможности их перевода вне зависимости от их ценности; наличие мелиоративных систем не может являться основанием для отказа в переводе земельного участка в иную категорию, поскольку сами по себе мелиоративные системы не являются самостоятельными объектами, а выполняют лишь функцию улучшения качественных земель и обслуживают только земельный участок на котором расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к положениям статьи 135 Гражданского кодекса РФ должны следовать судьбе этого земельного участка.
По мнению заявителя, незаконный отказ в согласовании перевода сельскохозяйственного земельного участка в категорию земель промышленности и иного специального назначения, нарушает права и законные интересы АО «Амурский уголь» как собственника данного земельного участка и правообладателя участка недр.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к постановлению Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации» к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, прилагается согласие федерального государственного учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению на сооружение и эксплуатацию линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорированных землях либо заключение об отсутствии мелиорированных земель в границах земельного участка.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях, указал, что согласно кадастровому паспорту объект – Анновская осушительная система, не находится на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011107:145.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в ранее представленном письменном отзыве, из которого следует, что в уставную деятельность ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» не входит обязанность производить согласование перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Заявитель не указал требования, предъявляемые к рассмотрению данного вида обращения и нормы права, нарушенные заявителем при рассмотрении обращений АО «Амурский уголь». Кроме того, ответчиком представлено свидетельство от 15.03.2016 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект – Анновская осушительная система, назначение: сооружение ирригационных и мелиоративных систем, протяженностью 52245 м, адрес (местонахождение) объекта: Амурская область, Ивановский район, кадастровый (условный) номер: 28:14:000000:2533.
Третье лицо – минимущество области, в судебное заседание, не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, направило письменный отзыв, в котором указывает, что права и законные интересы министерства не затрагиваются.
Третье лицо – ТУ Росимущества в Амурской области в судебное заседание, не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ, направило письменный отзыв, из которого в частности следует, что сведения о недвижимом имуществе - земельном участке с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га, в реестре федерального имущества отсутствуют. Однако, сооружение - Анновская осущительная система расположена на территории кадастровых кварталов 28:14:011107 и 28:14:011201, на территории земельного участка с кадастровым номером 28:14:000000:189, границы которого по данным ГКН не установлены. В связи с тем, что земельные участки под образуемым объектом недвижимости сформированы не полностью, образуемое сооружение расположено на землях муниципального фонда. Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером 28:14:000000:189 не определены, следовательно, установить нахождение сооружения Анновская осушительная система на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011107:145 не представляется возможным.
Судебное заседание проводилось в отсутствие представителей третьих лиц на основании части 5 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
АО «Амурский уголь» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 28:14:011107:145, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 2 460 000 кв.м., расположенный по адресу: Амурская область, Ивановский район, ТОО «Анновское», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.08.2015 сделана запись регистрации № 28-28/001-28/322/002/2015-247/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 28АБ 063960 от 10.08.2015.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект – Анновская осушительная система, назначение: сооружение ирригационных и мелиоративных систем, протяженностью 52245 м, адрес (местонахождение) объекта: Амурская область, Ивановский район, кадастровый (условный) номер: 28:14:000000:2533, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.03.2016 сделана запись регистрации № 28-28/001-28/301/010/2016-16/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2016.
Как следует из кадастрового паспорта от 06.06.2016 № 28/16-143500 на сооружение – Анновская осушительная система, кадастровый (условный) номер: 28:14:000000:2533, объект недвижимого имущества расположен в пределах земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 28:14:000000:189, 28:14:011107:24, 28:14:011201:2, 28:14:011201:52, 28:14:011201:53.
22.03.2016 в ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» поступило заявление АО «Амурский уголь» о направлении согласования перевода земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» письмом от 24.03.2016 № 07-176 сообщило, что на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га расположена Анновская осушительная система. Согласование на перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности возможно только после списания мелиоративной системы.
АО «Амурский уголь» считает, что отказ ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» в переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, ТОО «Анновское» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, является незаконным и нарушает его права, в связи с чем, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона о переводе земель установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 2 Закона о переводе земель).
Постановлением Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 утверждены:
содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, согласно приложению № 1 к постановлению;
состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, согласно приложению № 2 к постановлению.
Подпунктом 8 пункта 1 приложения № 2 к постановлению губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 установлено, что к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, прилагается согласие федерального государственного учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению на сооружение и эксплуатацию линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорированных землях либо заключение об отсутствии мелиорированных земель в границах земельного участка.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 7 Закона о переводе земель перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных:
со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
АО «Амурский уголь» направило в ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» заявление о согласования перевода земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, указав, что земельный участок расположен в границах лицензионного участка, имеющего статус горного отвода.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее – Закон о мелиорации земель) строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что предметом настоящего спора не нарушены права заявителя, как одной из обязательных составляющих для удовлетворения требований, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ.
АО «Амурский уголь» направило в ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» заявление о согласования перевода земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, указав, что земельный участок расположен в границах лицензионного участка, имеющего статус горного отвода.
Вместе с тем, из буквального содержания статьи 30 Закона о мелиорации земель следует, что в полномочия ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» не входит согласование перевода земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию.
При этом заявитель не обращался непосредственно за согласованием сооружения и эксплуатации объектов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011107:145 или за подтверждением факта того, что данный земельный участок не относится к мелиорируемым (мелиорированным) землям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ ФГБУ «Управление «Амурмелиоводхоз» в переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145 не нарушает права АО «Амурский уголь».
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
АО «Амурский уголь» при подаче заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. по платежному поручению № 2247 от 21.04.2016.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении требований акционерного общества «Амурский уголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:011107:145, площадью 246 га, расположенного по адресу: Амурская область, Ивановский район, ТОО «Анновское» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области
Судья Д.С. Аныш