ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4649/10 от 18.11.2010 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

Е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-4649/2010

« 18 » ноября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области

к

индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности

3-и лица:

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: от заявителя, от предпринимателя - не явились, извещены,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – ответчик, ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусом по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 20.10.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 679/Ц.

В качестве отягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства представил решение Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 по делу № А04-638/2010, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть за однородное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Ответчик в письменном отзыве, представленном к судебному заседанию, указал на признание заявленных требований в полном объеме, с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении № 679/Ц, согласился, вину признал. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено.

В соответствии с частью 3 статьи 156, статьи 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и ответчика.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304280103400111, ИНН <***>. Имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек АСС 28 010424 от 16.04.2009. Срок действия лицензии – до 16.04.2014.

В соответствии с актом проверки на линии транспортного средства от 24.09.2010 №351 в связи с выявленными нарушениями лицензионных требований и условий, допущенных при осуществлении перевозки пассажиров по межмуниципальному маршруту «г. Благовещенск – г. Белогорск» определением УГАДН по Амурской области от 29.09.2010 №737-опр/Ц в отношении ИП ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В результате проведенного административного расследования составлен акт от 20.10.2010 №737-опр/Ц, протокол об административном правонарушении от 20.10.2010 №679/Ц, в которых зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований и условий, а именно:

1) предприниматель не обеспечил 24.09.2010 водителя ФИО2 графиком (распи­санием) движения, схемой маршрута с указанием опасных участков;

2) не обеспечил 24.09.2010 надлежащее наружное и внутреннее оформ­ление автобуса HYUNDAIHD (COUNTY) (SWB) гос. номер АА482 28RUS(на транспортном средстве отсутствовали на правой стороне кузова по хо­ду транспортного средства указатель маршрута регулярных перевозок с указанием номера маршрута регулярных перевозок, а также наименова­ния начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов маршрута, над лобовым стеклом или на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указатель полного или краткого наименова­ния перевозчика, на заднем окне транспортного средства указатель мар­шрута регулярных перевозок с указанием номера маршрута регулярных перевозок; внутри салона отсутствует информация с правилами пользова­ния транспортным средством или выписка из таких правил);

3) не обеспечил проведение в установленные сроки медицинского ос­видетельствования водителя ФИО2 (срок действия медицинской справки истек 12.02.2010);

4) не обеспечил надлежащее оформление путевых листов (в путевом листе № 1150 от 24.09.2010 не указано имя, отчество, номер телефона индивидуального предпринимателя, отсутствуют и не заверены штампом или
подписью с указанием инициалов и фамилии предпринимателя или уполномоченного им лица показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки. Номер телефона индивидуального предпринимателя, показания одометра при выезде на линию были записаны в путе­вой лист только после проверки на линии);

5) не обеспечил соблюдение периодичности проведения повторного инструктажа с водителями (согласно записям в журнале регистрации ин­структажа повторный инструктаж с водителем ФИО2 проведен 10.06.2010, а первичный инструктаж на рабочем месте проведен 05.02.2010, т.е. между инструктажами прошло более 3 месяцев);

6) не организовал проведение вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте с водителем ФИО2 (принят на работу
10.09.2009, с водителем ФИО2 вводный инструктаж не проведен,
первичный инструктаж на рабочем месте проведен 05.02.2010, т.е. через 4,5
месяца после принятия на работу);

7) не обеспечил соответствие водителя ФИО2 предъявляемым требованиям в зависимости от вида осуществляемых перевозок (отсутст­вует непрерывный стаж работы на автобусе более 3-х последних лет. Води­тель ФИО2 до 01.12.2008 водительского стажа на автобусе не имел);

8) не обеспечил оформление приема на работу водителей в соответст­вии с требованиями ТК РФ (в трудовую книжку водителя ФИО2 не внесена запись о приеме на работу).

В графе протокола «объяснение физического лица» имеется удостоверенная подписью ФИО1 запись следующего содержания: «С протоколом согласен».

Действиям предпринимателя дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд счел требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункты «б», «в» пункта 4).

Обязанность индивидуального предпринимателя осуществлять перевозки пассажиров автобусом в межмуниципальном сообщении только при наличии утвержденного и согласованного с администрацией Амурской области расписания движения установлена пунктом 5.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, в соответствии с которым владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

В соответствии с пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, предусматривается обязательное наличие у водителя схемы маршрута с указанием опасных участков.

Согласно пункту 2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомо­бильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, владельцы лицензий при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.).

Пунктами 29-33 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Поста­новлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 установлено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.

В силу пункта 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Обязанность по размещению внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа информации о правилах пользования транспортным средством или выписки из таких правил закреплена подпунктом «и» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Статьей 23 Закона № 196-ФЗ установлены требования по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 названной статьи медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании водителей транспортных средств.

Подпунктом 3.3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, предусмотрена обязанность организации обеспечить прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также осуществлять контроль за соблюдением этих сроков.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 № 83 (далее – Приказ № 83) утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). В пункте 17 данного перечня указаны работы по непосредственному управлению транспортными средствами.

В пункте 3.3 приложения № 3 к Приказу № 83 определено, что периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

В соответствии с пунктом 2 части 5 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» к обязательным реквизитам путевого листа отнесены сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включающие фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 части 6 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 к обязательным сведениям о транспорте отнесены показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152).

Разделом 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, (далее – Межотраслевые правила по охране труда) установлена обязанность работодателя обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами (пункт 10.5).

Согласно пункту 10.6 Межотраслевых правил по охране труда инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. В соответствии с пунктом 10.7 Межотраслевых правил по охране труда вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Пунктом 10.8 Межотраслевых правил по охране труда предусмотрено, что первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов. Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.

В силу пункта 3.1.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пасса­жиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесена в частности обязанность приема на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы.

Согласно пункта 2.3Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования - к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.

В соответствии со статьей 309 Трудового кодекса РФ работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нарушение ИП ФИО1 приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 20.10.2010 №679/Ц, подтверждается актом проведения административного расследования от 20.10.2010 №737-опр/Ц, путевым листом от 24.09.2010 №1150, журналом регистрации инструктажа, медицинской справкой водителя ФИО2, трудовым договором от 10.09.2010, копией трудовой книжки водителя ФИО2, иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1

Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При вынесении решения судом учтено, что решением Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 по делу № А04-638/2010 предприниматель привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, данное обстоятельство суд признал отягчающим ответственность предпринимателя. Доказательств наличия смягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств суду не представлено.

Оценив характер совершенного правонарушения, суд счел необходимым назначить наказание предпринимателю в пределах санкции установленной части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 200 руб.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд решил привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного решением межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 29.10.2008 за основным государственным номером 304280103400111, ИНН <***>, проживающего по адресу: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 200 руб.

Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), через Арбитражный суд Амурской области.

Судья П.А.Чумаков