ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4947/2023 от 03.08.2023 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-4947/2023

03 августа 2023 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 03.08.2023.

Резолютивная часть решения объявлена 02.08.2023.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хаританюк А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Старт» (ИНН: 2724226711, ОГРН: 1182724002185)

к

Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1212500012944, ИНН 2540261603)

об оспаривании постановления, решения по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя: Туникова А.Л. по доверенности № б/н от 15.01.2023, диплом, паспорт (онлайн-заседание);

от ответчика: Заречная Е.А. по доверенности № 209 от 07.07.2022, диплом, св-во о закл.брака, сл.уд.;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Старт» (далее – заявитель, ООО «Старт») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления № 1069/Ц от 09.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, решения по жалобе на постановление № 1069/Ц от 03.05.2023.

В обоснование заявитель указал, что юридические факты, свидетельствующие о виновности ООО «СТАРТ» во вменяемом административном правонарушении отсутствуют, заявитель не подлежит привлечению к административной ответственности ввиду отсутствия события административного правонарушения, а вынесенные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Также заявитель указывает, что ООО «СТАРТ» не было извещено надлежащим образом о дате составления протокола об административном правонарушении, о дате рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении не была направлена до рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем ООО «СТАРТ» было лишено возможности реализации своих прав на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Также заявитель указал, что оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ. Полагает, должностным лицом административного органа не приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, не созданы необходимые условия для справедливого разбирательства и обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дополнительно указано, что имеющиеся в материалах дела доказательства, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении от 07 марта 2023 года, не содержат сведений о том, что именно ООО «СТАРТ» выпустило на линию транспортное средство без карты водителя к тахографу. К определению об исправлении технических ошибок от 24.03.2023 неприменимы положения статьи 29.12.1 КоАП РФ, требования статьи 28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты ООО «СТАРТ» не обеспечена. Копия определения от 24.03.2023 года в адрес ООО «СТАРТ» не была направлена.

Стороны обеспечили явку своих представителей.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражает, представлен письменный отзыв, указано, что извещение о составлении 07.03.2023 года в 09 ч 30 мин протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, и о рассмотрении этого дела 09.03.2023 года в 09 ч 30 мин было направлено ООО «СТАРТ» 19 января 2023 года по предыдущему адресу места его нахождения, содержащемуся в ЕГРЮЛ в период с 09 января 2019 года до 01 марта 2023 года: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Муравьева-Амурского, дом 26, квартира 17 заказным почтовым отправлением № 80092180667414, которое было возвращено отправителю 10 февраля 2023 года, т.е. заблаговременно до составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении данного дела. Довод о том, что ко­пия протокола об административном правонарушении не была направлена заявителю до рас­смотрения дела об административном правонарушении ответчик полагает несостоятельным, поскольку таких требова­ний действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Протокол № 1069/Ц был составлен 07.03.2023 и направлен ООО «СТАРТ» по предыдущему и нынешнему адресам места его нахождения заказными почтовыми отправлениями № 80090682240098 и № 80090682240101 10.03.2023, т.е. с соблюдением установленного законом трёхдневного срока. Таким образом, процессуальных нарушений при осуществлении производства по делу об административном правонарушении должностным лицом ТОГАДН по АО МТУ Ространснадзора по ДФО допущено не было. Постановление № 1069/Ц, а также материалы дела об административном правонарушении, а именно, свидетельство о регистрации ТС, путевой лист, показания водителя, содержат достаточные основании для привлечения ООО «СТАРТ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ. Согласно свидетельствам о регистрации ТС 9929592126 и 9938691400 именно данное юридическое лицо является собственником автопоезда (грузового тягача седельного и прицепа), при этом ошибочное указание должностным лицом ТОГАДН по АО МТУ Ространснадзора по ДФО неправильных реквизитов транспортного средства в постановлении о назначении административного наказания само по себе не свидетельствует о его неправомерности, т.к. является явной технической опиской, которая была устранена в порядке статьи 29.12.1 КоАП РФ путём вынесения соответствующего определения от 24.03.2023. Дополнительно указано, что довод общества, о том, что копия определения от 24.03.2023 в адрес ООО «СТАРТ» не была направлена, не находит отражения в материалах дела, поскольку данное определение направлено в адрес ООО «СТАРТ» по месту его нахождения заказным почтовым отправлением (№ 80102982819185) 24.03.2023, которое было возвращено отправителю за истечением срока хранения. Довод ООО «СТАРТ» о том, что транспортное средство КАМАЗ Т2642 65206-Т5 государственный регистрационный номер У676ТХ 27RUS было передано по договору аренды № 01/01/23-А от 01.01.2023 Маркелову А.М. полагает несостоятельным, поскольку в силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. В своих показаниях Маркелов А.М. указывал именно на то, что является работником ООО «СТАРТ», груз предназначался для ООО «СТАРТ», и именно ООО «СТАРТ» дало водителю Маркелову А.М. задание на осуществление данной перевозки. Сведения о том, что Маркелов А.М. является самостоятельным перевозчиком и управляет ТС на основании договора аренды, в материалах дела отсутствуют.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью ООО «СТАРТ» зарегистрировано 07.02.2018 в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ОГРН: 1182724002185, ИНН: 2724226711 по юридическому адресу: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 80/1, офис 508.

Как следует из материалов дела, на основании решения МТУ Ространснадзора по ДФО о проведении постоянного рейда от 09.01.2023 № Р-11 при проведении планового рейдового мероприятия 10.01.2023 в 14 час. 10 мин. на стационарном пункте весового контроля, расположенном в Амурской области на км 1627+м 600 федеральной автомобильной дороги (ФАД) Р-297 «Амур» Чита-Хабаровск Управление провело проверку транспортного средства марки КАМАЗ Т2642 65206-Т5, государственный регистрационный номер У676ТХ 27RUS, с идентификационным номером (VIN) ХТС652065М2563431 и прицепа 985234 государственный регистрационный номер У А0506 27RUS с идентификационным номером (VIN) Х89985234МОНН9042) под управлением водителя Маркелова А.М.

В ходе проверки установлено, что водитель осуществлял перевозку груза в отсутствие в тахографе карты водителя, что является нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

По результатам проверки Управление пришло к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ.

В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.03.2023 № 1069Ц по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

09.03.2023 уполномоченное должностное лицо административного органа в отсутствие представителя юридического лица вынесло оспариваемое постановление № 1069/Ц, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с жалобой на постановление от 09.03.2023 года № 1069/Ц к вышестоящему должностному лицу.

Решением № 1069/Ц по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 03.05.2023, вынесенным заместителем начальника ТОГАДН по АО МТУ Ространснадзора по ДФО Будкиным Д.А. постановление от 09.03.2023 года № 1069/Ц оставлена без изменения, жалоба законного представителя ООО «СТАРТ» директора Родина М.П. – без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением № 1069/Ц от 09.03.2023, решением по жалобе на постановление № 1069/Ц от 03.05.2023 общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства и установленные судом обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ)

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Согласно п. 1 ст. 20 настоящего закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

- не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона.

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;

- оснащать транспортные средства тахографами.

Транспортное средство статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесено к источнику повышенной опасности.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Законе № 196-ФЗ.

Являясь участниками дорожного движения лица обязаны знать и соблюдать требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по выпуску транспортных средств на линию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так Приказом Минтранса России от 26.10.2020 N 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" утвержден прилагаемый Порядок оснащения транспортных средств тахографами.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее - Порядок) устанавливает процедуру оснащения транспортных средств тахографами.

Порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 издан Приказ Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее по тексту – Приказ N 440).

Приложением № 1 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440 установлены требования к тахографам, устанавливаемых на транспортные средства (далее - Требования).

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

Пунктом 7 Требований установлено, что в тахографе должна применяться карта водителя, которая обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

Приложением N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.

Так, оснащению тахографами подлежат:

- грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;

- транспортные средства категорий N 2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В Приложении N 3 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440 определены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства.

Так согласно Приложению N 3 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440 использование тахографов должно осуществляться: водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством отдыха, режимов труда и отдыха; владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха; в тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия, контролера, соответствующие Требованиям, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях карт. Водитель обязан использовать одну действующую карту водителя, оформленную в отношении данного водителя.

Водители транспортных средств обязаны, перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя) (п.11 Приложения № 3 к Приказу N 440).

Водителям запрещается, эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом и использование тахографа без карты водителя.

В силу п. 13 Приложения № 3 к Приказу N 440, владельцы транспортных средств должны:

- обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;

- обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

- обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

- выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;

- хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами;

- при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

- обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;

- направлять в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

- обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

- обеспечивать проведение поверок тахографов в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Приложением № 4 к Приказу № 440 установлены правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.

Пунктом 6 приложения № 4 регламентировано, что настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:

1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;

2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;

3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;

4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;

5) замены блока СКЗИ тахографа;

6) нарушения пломбировки тахографа.

Согласно Приложению N 5 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440 Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

При контроле должна осуществляться проверка соблюдения следующих требований:

- на транспортном средстве, подлежащем оснащению тахографом в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу, установлен тахограф, сведения о модели которого учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях тахографов в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу;

- установленный на транспортное средство тахограф активизирован (осуществляется взаимная аутентификация карт и блока СКЗИ тахографа);

- тахограф работает исправно, не блокирован и не подвергнут модификации;

- регистрируемая тахографом информация не блокируется и не корректируется;

- сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) на тахограф нанесен знак поверки и (или) оформлено свидетельство о поверке тахографа, и (или) сделана запись в паспорте (формуляре) тахографа, заверенная подписью поверителя и знаком поверки с не истекшим сроком действия.

После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, троллейбусов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, предусмотренных перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Пункт 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещает должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Пунктом 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определен неработающий тахограф.

При этом в силу п. 6 раздела 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440 рабочий режим тахографа обеспечивается активированием карты водителя, соответственно в ее отсутствии тахограф находится в нерабочем состоянии.

Таким образом, юридическое лицо, как ответственное лицо за выпуск транспортного средства на линию, должно обеспечить условия для соблюдения вышеуказанных требований и не допускать водителя к управлению транспортным средством при отсутствии карты водителя.

В рассматриваемом случае вина ООО «Старт» заключается в том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части проверки требований к использованию тахографа, при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что свидетельствует о наличии вины ООО «Старт» в инкриминируемых ему правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства либо что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, материалы дела не содержат.

Суд приходит к выводу, что в данном случае заявитель имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.

Факт отсутствия 10.01.2023 карты водителя в тахографе выпущенного на линию транспортного средства, владельцем которого является ООО «Старт», заявителем не оспаривается.

Таким образом, в действиях (бездействии) ООО «Старт» имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ.

Вывод должностного лица о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, суд пришел к выводу о том, что в данном случае отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Совокупность условий для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае судом не установлена.

Наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, имущественного положения, в пределах санкции статьи.

В силу ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Поскольку ООО «СТАРТ» является микропредприятием, административный штраф назначен в пределах санкции статьи как для индивидуальных предпринимателей, от 15000 до 25000 рублей.

Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Довод о неизвещении заявителя о дате составления протокола, о дате рассмотрения дела об административном пра­вонарушении отклоняется судом на основании следующего.

Как видно из материалов дела, административным органом в адрес ООО «Старт» было направлено извещение о составлении протоколов и о рассмотрении дел об административных правонарушениях от 18.01.2023 № б/н. В извещении указано, что общество приглашается в качестве лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ 07 марта 2023 года в 09 часов 30 минут по адресу: Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Красноармейская, 91, кабинет 6; а также для рассмотрения указанного дела на 09 марта 2023 года в 09 часов 30 минут по адресу: Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Красноармейская, 91, кабинет 6.

Указанное извещение было направлено ООО «Старт» 19.01.2023 заказным письмом с уведомлением (ШПИ: 80092180667414) по адресу: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Муравьева-Амурского, дом 26, квартира 17. Указанное почтовое отправление 30.01.2023 было возвращено отправителю с отметкой об истечении срока хранения.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, сведения о том, что адресом юридического лица является 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 80/1, офис 508 были внесены в ЕГРЮЛ только 01.03.2023 (ГРН 2232700048381),

Согласно представленной ответчиком выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.01.2023 юридическим адресом общества являлся: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Муравьева-Амурского, дом 26, квартира 17, в связи с чем довод ответчика об извещении ООО «СТАРТ» по предыдущему юридическому адресу подтверждается материалами дела.

Таким образом, установленная законом процедура извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом соблюдена.

Кроме того, в адрес общества (г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 80/1, офис 508) 10.03.2023 была также направлена копия протокола об административном правонарушении от 07.03.2023 № 1069/Ц.

Суд соглашается с доводом ответчика о том, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит требований о направлении копии протокола об административном правонарушении в адрес лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении до рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем указанный довод заявителя судом отклоняется.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В настоящем случае протокол № 1069/Ц был составлен 07 марта 2023 года и направлен ООО «СТАРТ» по предыдущему и нынешнему адресам места его нахождения заказными почтовыми отправлениями № 80090682240098 и № 80090682240101 10 марта 2023 года, т.е. с соблюдением установленного законом трёхдневного срока. Таким образом, довод заявителя о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, отклоняется судом.

Доводы заявителя о том, что Маркелов А.М. работником ООО «СТАРТ» не является, транспортное средство, указанное в решении по жалобе КАМАЗ Т2642 У676ТХ было передано по договору аренды № 01/01/23-А от 01.01.2023 Маркелову Алексею Михайловичу, а указанный автомобиль никогда не был в собственности ООО «СТАРТ» и не принадлежал на ином праве судом отклоняются как несостоятельные на основании следующего.

Согласно протоколу опроса от 10.01.2023, Маркелов Алексей Михайлович указал, что работает в ООО «Старт» водителем. Кроме того, административным органом в материалы дела представлен путевой лист грузового автомобиля от 10.01.2023, выданный ООО «Старт». Согласно указанному путевому листу, грузовой автомобиль марки грузовой тягач седельный, грн У676ТХ 27RUS под управлением водителя Маркелова А. следовал из пункта погрузки – Циолковский в пункт разгрузки – Хабаровск. Путевой лист содержит сведения о том, что 10 января в 08 час. 00 мин. указанное транспортное средство выехало из гаража, имеются отметки о прохождении предрейсового медицинского и технического осмотров.

Довод заявителя об отсутствии подписей уполномоченных лиц ООО «СТАРТ» и печатей указанного юридического лица опровергается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С заявлением о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ заявитель не обращался, доказательств непринадлежности имеющихся на путевом листе подписей и штампов юридическому лицу суду не представил.

Исходя из доводов общества о передаче транспортного средства в аренду по договору аренды от 01.01.2023 № 01/01/23-А, у общества отсутствовала обязанность по выдаче путевого листа на транспортное средство марки грузовой тягач седельный КАМАЗ Т2642 65206-Т5, год выпуска-2021, заводской № шасси (рамы) ХТС652065М2563431, Идентификационный номер (VIN) ХТС652065М2563431; ПТС № 1643 01040716373; цвет - белый; Гос.номер - У 676 ТХ 27 под управлением водителя Маркелова Алексея Михайловича, тем не менее в материалах административного дела имеется указанный путевой лист грузового автомобиля от 10.01.2023, выданный ООО «Старт», следовательно ООО «Старт» выдавая путевой лист приняло на себя обязанности по выпуску транспортного средства на линию. Сведения о том, что Маркелов А.М. является самостоятельным перевозчиком, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в данном случае указанное обстоятельство не освобождает общество от обязанности, возложенной на него Правилами № 440 как на владельца транспортного средства, указанный довод не свидетельствует о том, что общество не является субъектом рассматриваемого правонарушения. Отсутствие у заявителя трудовых отношений с Маркеловым А.М. не свидетельствует об обратном.

Согласно свидетельства о регистрации ТС 99 29 592126 , собственником (владельцем) транспортного средства марки грузовой тягач седельный КАМАЗ Т2642 65206-Т5, Год выпуска-2021, заводской № шасси (рамы) ХТС652065М2563431, Идентификационный номер (VIN) ХТС652065М2563431; ПТС № 1643 01040716373; цвет - белый; Гос.номер - У 676 ТХ 27 является ООО «Старт». Согласно раздела «Особые отметки», регистрация осуществлена до 27.12.2024 на основании договора лизинга А28922022, лизингодатель – ООО «Каркаде».

Таким образом, факт принадлежности заявителю транспортного средства марки грузовой тягач седельный КАМАЗ Т2642 65206-Т5, Год выпуска-2021, заводской № шасси (рамы) ХТС652065М2563431, Идентификационный номер (VIN) ХТС652065М2563431; ПТС № 1643 01040716373; цвет - белый; Гос.номер - У 676 ТХ 27 подтверждается материалами дела.

Указание должностным лицом ТОГАДН по АО МТУ Ространснадзора по ДФО неправильных идентифицирующих признаков транспортного средства в оспариваемом постановлении не свидетельствует о его неправомерности, т.к. является явной технической опиской, которая была устранена в порядке статьи 29.12.1 КоАП РФ путём вынесения соответствующего определения от 24.03.2023.

Копия определения от 24.03.2023 была направлена ООО «Старт» по адресу: г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 80/1, офис 508 заказным письмом с уведомлением (ШПИ: 80102982819185) и возвращена отправителю 04.04.2023 с отметкой об истечении срока хранения.

В силу ст. 29.12.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

Положениями статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено извещение участников процесса о времени и месте рассмотрения вопроса об устранении описки в постановлении по делу об административном правонарушении.

Допущенные технические ошибки при указании реквизитов транспортного средства в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении не касались существа вмененного обществу административного правонарушения, неверное указание марки транспортного средства, допущенное в протоколе об административном правонарушении, сомнений в идентификации транспортного средства не влечет.

Нарушений установленной процедуры рассмотрения жалобы на постановление № 1069/Ц от 09.03.2023 судом не установлено. Как следует из материалов дела, 10.04.2023 ООО «Старт» было направлено определение от 10.04.2023 № 1069/Ц о принятии к производству жалобы на постановление о назначении административного наказания. Копия определения направлялась заказным письмом с уведомлением (ШПИ: 80087983760141) по адресу: г. Хабаровск, ул. Джамбула, д. 80/1, офис 508 и была вручена адресату 17.04.2023.

Таким образом, общество было надлежащим образом извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Суд приходит к выводу о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания от 09.03.2023 № 1069/Ц, должностным лицом были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Вопросы, связанные с государственной пошлиной, судом не рассматриваются, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Старт» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.С. Воробьёва