ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-4989/18 от 09.08.2018 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-4989/2018

09 августа 2018 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 09.08.2018

Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2018

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А. Шишова,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания: Ю.В. Павлиновой,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

администрации города Белогорск

ОГРН <***>

ИНН <***>

к

индивидуальному предпринимателю ФИО1

ОГРНИП <***>

ИНН <***>

о взыскании 300 000 руб.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО2 – паспорт, доверенность № 1 от 09.01.2018 сроком по 31.12.2018;

ответчик: не явился, извещен, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ,

установил:

администрация города Белогорска (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее ответчик, ИП ФИО1) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства № 14/54 от 23.12.2015 в размере 300 000 руб., в соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Свои требования истец обосновывал тем, что в рамках муниципальной программы «Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в г. Белогорске на 2015 – 2020 гг.», утвержденной постановлением администрации г. Белогорск от 08.10.2014 № 1816, в соответствии с порядком предоставлению субсидии начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса, ответчику предоставлена субсидия в размере 300 000 руб. на возмещение части затрат, фактически произведенных и документально подтвержденных, на создание собственного бизнеса на основании договора № 14/54 от 23.12.2015.

В силу п. 2.3.3. договора получатель субсидии обязан возвратить денежные средства в случаях нарушения условий и порядка предоставления субсидии, предусмотренных настоящим договором на счет администрации, в течение 30 дней со дня получения требования, по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

В ходе проведения контрольных мероприятий по проверке использования денежных средств, предоставленных ответчику, а также осуществления им предпринимательской деятельности выявлены нарушения требований п. 2.3.1. договора, т.е. реализация бизнес – плана, заявленная в анкете (заявлении) на получение субсидии, ответчиком не осуществляется.

В соответствии с п. 4.1.2. договора, субсидии перечисленные получателю подлежат возврату в бюджет города Белогорск, в том числе, в случае предоставления получателем недостоверных сведений и документов.

Согласно п. 4.2. договора в случае нарушения субъектом предпринимательства условий предоставления субсидий указанных в п. 4.1.1. – 4.1.2. администрация г. Белогорск в 10-дневный срок со дня выявления нарушения направляет требование о возврате субсидии в городской бюджет.

Истцом в адрес ответчика 10.04.2018 было направлено требование № 01-01/1696 о возврате в бюджет субсидии по возмещению затрат начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса. Ответчиком обязательство по возврату в бюджет предоставленной субсидии не исполнено.

В связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался заказными письмами, запрошенных определениями суда от 18.06.2018, от 11.07.2018 документов и письменный отзыв на иск, с обоснованием своих возражений по существу заявленных требований с учетом норм материального права – ГК РФ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), либо признания иска в порядке ст. 131 АПК РФ, в суд не представил.

Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ, производилось протоколирование с использованием средств аудиозаписи.

Истец в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.

Арбитражный суд заслушав истца, рассмотрев и исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Между истцом, как администрацией и ответчиком, как получателем, на основании протокола конкурсной комиссии № 9 от 23.12.2016, в целях реализации муниципальной программы «Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в г. Белогорске на 2015 – 2020 гг.», утвержденной постановлением администрации г. Белогорск от 08.10.2014 № 1816 (далее - программа), в соответствии с порядком предоставлению субсидии начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса (далее – порядок), заключен договор о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства № 14/54 от 23.12.2015.

Согласно п. 1.1. предметом договора является предоставление администрацией получателю в 2015 году целевых бюджетных денежных средств, в форме субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения части затрат, фактически произведенных и документально подтвержденных, на создание собственного бизнеса.

Размер субсидии на возмещение затрат составляет 300 000 руб. из средств федерального бюджета (п. 1.2. договора).

Разделом 2. договора определены права и обязанности сторон.

Администрация в рамках настоящего договора вправе в течение срока действия договора проводить проверку степени реализации бизнес – плана. Потребовать возврата суммы субсидии в полном объеме в случаях нарушения условий предоставления субсидии предусмотренных программой и порядком (п. 2.2.2., п. 2.2.3. договора).

Согласно п. 2.3.1. получатель субсидии обязан осуществить реализацию бизнес – плана «Кафе русско-китайской кухни», предоставленного к заявлению на предоставление субсидии.

Получатель субсидии обязан:

- предоставить в уполномоченный орган документы и информацию по требованию уполномоченного органа для осуществления проверки использования денежных средств на цели, определенные настоящим договором;

- в течение отчетного периода (2016-2018) в срок до первого февраля предоставлять информацию о результатах деятельности за предшествующий календарный год по форме согласно приложению № 1 к договору и анкету получателя поддержки с информацией о результатах деятельности субъекта предпринимательства по форме согласно приложению № 2 к договору (п. 2.3.2. договора).

В соответствии с п. 2.3.3. договора, возвратить денежные средства в случаях нарушения условий и порядке предоставления субсидии, предусмотренных договором на счет администрации, в течение 30 дней со дня получения требования, по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

Получатель субсидии дает согласие на осуществление главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии (п. 2.4. договора).

Разделом 4. договора стороны согласовали порядок возврата субсидии.

Субсидии, перечисленные получателю, подлежат возврату в бюджет г. Белогорска в случаях:

- выявления факта нарушения получателем условий предоставления субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии, утвержденным администрацией г. Белогорск и настоящим договором;

- в случае предоставления получателем недостоверных сведений и документов;

- в случае нарушения субъектом предпринимательства условий предоставления субсидии указанных в п.п. 4.1.1. -4.1.2. администрация г. Белогорск в 10-дневный срок со дня выявления нарушения направляет требование о возврате субсидии в городской бюджет (п. 4.1. – 4.2. договора).

Разделом 5. договора стороны согласовали ответственность сторон.

Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств по договору (п. 6.1. договора).

Главный распорядитель осуществляет контроль за целевым использованием гранта. При установлении фактов использования гранта не по целевому назначению направляет получателю письменное уведомление с требованием возврата гранта (п.п. 2.1.3., 2.1.4. договора).

Главный распорядитель вправе требовать от получателя предоставления информации и документов, необходимых для осуществления контроля за расходованием средств гранта (при необходимости) (п. 2.1.5. договора).

В соответствии с п. 2.2.1. договора, получатель осуществляет предпринимательскую деятельность на территории города Благовещенска в соответствии с представленным бизнес – планом по созданию и развитию магазина спортивной одежды и обуви не менее 36 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Расходует полученный грант на цели, указанные в бизнес – плане (п. 2.2.2. договора).

Согласно п. 2.2.4. договора получатель предоставляет главному распорядителю документы, подтверждающие произведенные в соответствии с бизнес – планом расходы на развитие собственного дела.

Получатель дает свое согласие на осуществление главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта (п. 2.2.7. договора).

Разделом 3. договора определена ответственность сторон.

Стороны установили, что получатель несет ответственность за целевое использование гранта, полученного по настоящему договору, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.3. договора).

При выявлении главным распорядителем фактов неисполнения получателем условий, установленных Порядком и настоящим договором, сумма гранта подлежит возврату в доход городского бюджета в полном объеме не позднее 30 дней со дня получения соответствующего требования от главного распорядителя. Возврат гранта осуществляется в течение 30 дней со дня получения требования от главного распорядителя по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании (п. 3.4. договора).

Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до полного исполнения сторонами обязательств по договору (п. 4.1. договора).

Согласно п. 1. порядка, порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления муниципальной поддержки в форме субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса (далее соответственно - субсидии, субъекты предпринимательства), категории субъектов предпринимательства, имеющих право на получение субсидии, критерии отбора субъектов предпринимательства, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 3. порядка, целями предоставления субсидии являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов предпринимательства и возмещение части следующих расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности:

- приобретение или аренда основных средств (зданий, сооружений, машин и оборудования, специализированной техники и автотранспорта (за исключением легковых автотранспортных средств));

- приобретение инвентаря, необходимого для организации рабочего места (за исключением хозяйственного);

- оплата работ (услуг) по строительству, реконструкции и ремонту соответствующих зданий, помещений;

- приобретение сельскохозяйственных животных и растений, а также соответствующего оборудования и кормов.

Главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим предоставление субсидий, является администрация города Белогорск (далее - главный распорядитель) (п. 5. порядка).

Главный распорядитель и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии субъектами предпринимательства в порядке, установленном для осуществления финансового контроля (п. 21. порядка).

В случае нарушения субъектом предпринимательства условий предоставления субсидии главный распорядитель в 10-дневный срок со дня выявления нарушения направляет требование о возврате субсидии в городской бюджет. (п. 23. порядка).

Согласно п. 24. порядка субъект предпринимательства осуществляет возврат субсидии в течение 30 дней со дня получения требования главного распорядителя по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

В соответствии с п. 25. порядка в случае невозврата субсидии добровольно ее взыскание осуществляется главным распорядителем в судебном порядке.

03.12.2015 ответчик представил в администрацию заявление на участие в конкурсном отборе субъектов предпринимательства для предоставления субсидии из федерального бюджета, в том числе бизнес – план и договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, литер А.

Основной целью проекта явилось расширение комплекса услуг по деятельности ресторанов и кафе (п. 3. «краткая суть проекта» бизнес – плана).

24.12.2015 истец платежным поручением № 109722 перечислил ответчику денежную сумму в размере 300 000 руб. с назначением платежа – субсидия на создание собственного бизнеса по договору № 14/54 от 23.12.2015.

25.07.2018 истцом проведена проверка использования денежных средств в отношении ответчика, установлено, что объект расположенный по адресу: <...>, литер А признается объектом нежилого помещения. В ходе обследования выявлено, что деятельность («Кафе русско-китайской кухни») ИП ФИО1 не ведется, кафе отсутствует, о чем составлен акт о фактическом использовании здания.

Направленная истцом претензия о возврате денежных средств в размере 300 000 руб. по договору о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства № 14/54 от 23.12.2015, ответчиком в добровольном порядке не удовлетворена.

Претензионный порядок истцом соблюден.

Расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон регулируются нормами бюджетного законодательства.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ).

В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

В п. 3 ст. 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Указанные нормы предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии с положением ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Суд считает, что в материалы дела представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о получении ответчиком денежных средств, а также установленный факт нарушения ответчиком условий договора о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства № 14/54 от 23.12.2015 и Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего бизнеса, утвержденного постановлением администрации города Белогорск № 1816 от 08.10.2014.

Доказательств возврата денежных средств в размере 300 000 руб. ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика денежных средств по договору о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства № 14/54 от 23.12.2015 в размере 300 000 руб., подлежат удовлетворению.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина по делу, составляет 9 000 руб.

Истец на основании ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 9 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу администрации города Белогорск (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства по договору о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства № 14/54 от 23.12.2015 в размере 300 000 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.А.Шишов