Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-5486/2018
23 августа 2018 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 23.08.2018
Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2018
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А. Шишова,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания: Ю.В. Павлиновой,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
министерства сельского хозяйства Амурской области
ОГРН <***>
ИНН <***>
к
главе крестьянского фермерского хозяйства – индивидуальному предпринимателю ФИО1
ОГРНИП <***>
ИНН <***>
о взыскании 1 248 000 руб.,
третье лицо: глава крестьянского фермерского хозяйства – индивидуальный предприниматель ФИО2,
при участии в заседании:
от истца: ФИО3 – паспорт, доверенность № 06/3881 от 10.10.2017 сроком на один год;
ответчик: не явился, извещен, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ;
третье лицо: не явилось, извещено, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ,
установил:
министерство сельского хозяйства Амурской области (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к главе крестьянского фермерского хозяйства – индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО4 КФХ ФИО1) о взыскании денежных средств гранта (субсидии) по соглашению о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ от 25.05.2016 в размере 1 248 000 руб. в соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Исковые требования обоснованны нарушением ответчиком обязательств в части не возврата денежных средств предусмотренных соглашением о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ от 25.05.2016.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 23.07.2018 суд на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора главу крестьянского фермерского хозяйства – индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – третье лицо, ИП ФИО4 КФХ ФИО2).
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен, запрошенных определениями суда документов и письменный отзыв на иск, с обоснованием своих возражений по существу заявленных требований с учетом норм материального права – ГК РФ и АПК РФ, либо признания иска в порядке ст. 131 АПК РФ, в суд не представил.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещался в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, запрошенных документов и письменный отзыв на иск, с обоснованием своих возражений по существу заявленных требований с учетом норм материального права – ГК РФ и АПК РФ, в суд не представил.
Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ, производилось протоколирование с использованием средств аудиозаписи.
Истец в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, представил дополнительные документы в обоснование иска.
Арбитражный суд заслушав истца, рассмотрев и исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
05.04.2016 ответчик представил в конкурсную комиссию заявку на участие в конкурсном отборе крестьянский (фермерских) хозяйств для предоставления поддержки начинающим фермерам, в том числе бизнес – план «Развитие бройлеров и гусей».
Основной целью проекта явилось приобретение поголовья племенных гусей (п. 4. «краткая суть проекта» бизнес – плана).
25.05.2016 между истцом (главный распорядитель) и ответчиком (ФИО4 КФХ), в соответствии с Правилами предоставления поддержки начинающим фермерам (грантов), утвержденным постановлением Правительства Амурской области № 288 от 15.05.2014 (далее – Правила) и на основании протокола заседания комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств № 5 от 20.05.2016 заключено соглашение о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ, по условиям которого, главный распорядитель предоставляет Главе КФХ грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 500 000 руб. для софинансирования затрат Главы КФХ по плану расходов согласно приложению № 1 к соглашению, а ФИО4 КФХ обязуется обеспечить реализацию бизнес – плана «Развитие бройлеров и гусей», использование гранта в соответствии с утвержденным планом расходов, а также взятые на себя обязательства по настоящему соглашению (п. 1.1. соглашения).
Разделом 2. соглашения определены права и обязанности сторон.
Главный распорядитель:
а) обязан произвести перечисление гранта в сумме 1 500 000 руб. в срок не позднее 30 дней с даты заключения настоящего соглашения на расчетный счет Главы КФХ, указанный в соглашении;
б) проводит в течение срока действия соглашения проверки степени реализации бизнес – плана и использования средств гранта с момента их поступления на счет Главы КФХ (п. 2.1. соглашения).
ФИО4 КФХ обязуется:
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретений, выполняемых услуг, указанных в плане расходов, и предоставлять Главному распорядителю копии платежных документов;
- использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет на цели, указанные в п. 3.1. Правил;
- использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;
- осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения гранта;
- создать не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта;
- предоставлять Главному распорядителю ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (до 15-го января за 4 квартал), в течение всего срока реализации бизнес – плана Характеристику начинающего фермера, получившего государственную поддержку, источником которой является субсидия, отчеты и копии документов, подтверждающие использование гранта в соответствии с планом расходов по формам согласно приложениям №№2, 3, 5 к Правилам и приложению № 2 к соглашению;
- предоставлять Главному распорядителю банковскую выписку из лицевого счета, на который перечислен грант, ежеквартально, одновременно с отчетом;
- зарегистрировать все активы, приобретенные за счет гранта, на себя и использовать их своим КФХ на территории области и только в деятельности своего КФХ;
- соблюдать запрет на продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другими лицами, обмен или взнос в виде пая, вклад или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного им за счет гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта;
- незамедлительно информировать Главного распорядителя (письменно) об изменении места регистрации и места осуществления деятельности;
- обеспечить Главному распорядителю возможность проводить проверки степени реализации бизнес – плана и использования средств гранта с момента их поступления на счет Главы КФХ (п. 2.2. соглашения).
Разделом 3. соглашения определена ответственность сторон.
Согласно п. 3.1. соглашения в случае установления факта нарушения условий предоставления гранта часть гранта, использованная с нарушением, подлежит возврату в областной бюджет в течение месяца со дня требования Главного распорядителя.
В случае установления факта неиспользование в текущем финансовом году средств гранта в объеме, предусмотренном планом расходов, неиспользованные остатки средств гранта подлежат возврату в областной бюджет в течение одного месяца со дня получения соответствующего требования Главного распорядителя (п. 3.2. соглашения).
В случае установления факта нарушения Главой КФХ обязательства по использованию гранта в течение 18 месяцев со дня поступления на счет требование о возврате направляется Главным распорядителем в соответствии с п. 12 Правил. При этом средства гранта подлежат возврату в течение месяца со дня получения требования в полном объеме (п. 3.3. соглашения).
В случае не возврата средств гранта в добровольном порядке их взыскание осуществляется Главным распорядителем в судебном порядке (п. 3.4. соглашения).
Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения сторонами надлежащим образом своих обязательств, но не менее 5 лет.
В приложении № 1 к соглашению указан План расходов за счет средств гранта (утвержден комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, протокол № 5 от 20.05.2016).
Согласно п. 1. Правил, установлено, что правила определяют цели, условия и порядок предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (в части поддержки начинающих фермеров) (далее - гранты), источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и областного бюджетов, категории лиц, имеющих право на их получение.
Гранты предоставляются главным распорядителем средств областного бюджета - министерством сельского хозяйства области в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление гранта (п. 2. Правил).
В соответствии с п. 3. Правил гранты - средства, передаваемые из областного бюджета для софинансирования затрат главы крестьянского (фермерского) хозяйства по плану расходов по наименованиям (статьям) расходов в целях создания и развития на сельской территории области крестьянских (фермерских) хозяйств. Средства гранта используются на цели приобретение сельскохозяйственных животных.
С главами крестьянских (фермерских) хозяйств - победителями конкурсного отбора министерство в течение 10 рабочих дней со дня признания их победителями заключает соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии по типовой форме, утвержденной приказом министерства финансов Амурской области от 23.12.2016 № 308, размещенным на официальном сайте министерства финансов Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.fin.amurobl.ru, в которых должны быть предусмотрены следующие условия:
- полномочия министерства и органов государственного финансового контроля области осуществлять обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных настоящими Правилами и Соглашением, в порядке, установленном для осуществления финансового контроля;
- обязательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений, выполняемых услуг, указанных в плане расходов;
- обязательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства по использованию гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет на цели, указанные в п. 3. настоящих Правил, и использованию имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;
- обязательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства по осуществлению деятельности в течение не менее 5 лет после получения гранта;
- обязательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства по созданию не менее одного нового постоянного рабочего места (включая главу хозяйства) на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант;
- согласие главы крестьянского (фермерского) хозяйства на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта;
- требование о том, что все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на главу крестьянского (фермерского) хозяйства и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории области и только в деятельности его крестьянского (фермерского) хозяйства;
- запрет на продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другими лицами, обмен или взнос в виде пая, вклад или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного главой крестьянского (фермерского) хозяйства за счет средств гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта;
- возможность осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидии, при принятии министерством по согласованию с министерством финансов области решения о наличии потребности в указанных средствах;
- порядок и сроки возврата субсидии (остатка субсидии) в областной бюджет в случае образования не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидии и отсутствия решения министерства, принятого по согласованию с министерством финансов области, о наличии потребности в указанных средствах.
Министерство проводит в течение срока действия Соглашения проверку степени реализации бизнес-плана и целевого использования средств гранта с момента поступления гранта на счет Получателя (п. 7. Правил).
Крестьянское (фермерское) хозяйство в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство отчеты:
- характеристика начинающего фермера, получившего государственную поддержку, источником которой является субсидия, по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам - один раз в полугодие;
- о расходовании средств полученного гранта по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам - один раз в полугодие;
- об оценке эффективности расходов гранта, а также отчет о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного с участием гранта, который представляется в течение 5 лет с даты получения гранта, по форме согласно приложению № 4 к настоящим Правилам - один раз в полугодие;
- о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 5 к настоящим Правилам - один раз в год.
Согласно п. 15. министерство и органы государственного финансового контроля области осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов, установленных настоящими Правилами и Соглашением в порядке, установленном для осуществления финансового контроля.
В случаях, предусмотренных Соглашением, не использованные в течение 18 месяцев остатки средств гранта подлежат возврату в областной бюджет (п. 16. Правил).
В соответствии с п. 17. Правил в случае нарушения получателем условий предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров, установленных п. 6 настоящих Правил, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля области, получатель обязан осуществить возврат части гранта, использованной с нарушением, в областной бюджет.
30.05.2016, 02.06.2016 истец платежными поручениями № 594329, № 1071 перечислил ответчику денежные средства на общую сумму 1 500 000 руб. с назначением платежа – соглашение № 19/2016 НФ от 25.05.2016.
19.03.2018 истцом проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 – главой КФХ условий, целей и порядка предоставления субсидий, о чем составлен акт.
В ходе проверки выявлено, что общие расходы ИП ФИО1 - главы КФХ на закуп птицы, произведенные в 2016 году составили 280 000 руб., из них за счет средств гранта – 252 000 руб., остаток неиспользованных средств гранта составил 1 248 000 руб.
Ответчиком в нарушение условий п. 6. Правил от 15.05.2014 № 288, абз. 1.2 п.п. 2.2. соглашения от 25.05.2016 № 19/2016НФ, Плана расходов за счет средств гранта (приложение № 1 к соглашению от 25.05.2016 № 19/2016) не исполнены обязательства по:
- осуществлению реализации представленного плана расходов в части приобретения поголовья сельскохозяйственных животных (племенных гусей) в количестве 4 500 штук;
- оплате за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретения, указанных в плане расходов и представление министерству копий платежных документов;
- использованию средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет в соответствии с целями и условиями его представления.
В нарушение абз. 6,7 п.п. 2.2 соглашения от 25.05.2016 № 19/2016НФ, п. 6. Правил от 15.05.2014 № 288 ответчиком не представлены в адрес истца отчеты за третий квартал 2016 года, за 2016 год, за первый - третий кварталы 2017 года, за 2017 год и копии документов, подтверждающие использование средств гранта, а также банковские выписки из лицевого счета.
Ответчиком не представлены к проверке затребованные документы: отчеты о производственной деятельности за 2016, 2017 годы (формы № 1-КФХ); отчеты о наличии ресурсов в КФХ за 2016, 2017 годы (формы № 2-КФХ); данные бухгалтерского учета и иные доказательства, подтверждающие осуществление фермерским хозяйством производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства в проверенном периоде (с 27.05.2016 по 19.03.2018), что не представляет возможным сделать вывод об исполнении обязательств, взятых главой КФХ, по использованию имущества, закупленного за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства; по осуществлению деятельности в течение не менее 5 лет после получения гранта; по созданию не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта, предусмотренных абз. 3-5 пп.2.2 соглашения от 25.05.2016 № 19/2016НФ.
В связи с тем, что на момент проведения проверки: бизнес-план по приобретению поголовья сельскохозяйственных животных (племенных гусей) не реализован; нарушены обязательства по использованию средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления на счет; установлен факт не использования средств гранта в объеме, предусмотренном планом расходов, средства гранта в сумме 1 248 000 руб. расценивается как неправомерное использование средств федерального и областного бюджетов.
Направленные истцом претензии (от 13.04.2018 исх. №№ 07/1537, 07/1536) о возврате денежных средств по соглашению о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ от 25.05.2016, ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены.
Претензионный порядок истцом соблюден.
Расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон регулируются нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ).
В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В п. 3 ст. 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные нормы предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с положением ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суд считает, что в материалы дела представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о получении ответчиком денежных средств, а также установленный факт нарушения ответчиком условий соглашения о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ от 25.05.2016 и Правил предоставления поддержки начинающим фермерам (грантов), утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 288 от 15.05.2014.
Доказательств возврата денежных средств в размере 1 248 000 руб. ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика денежных средств полученных по соглашению о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ от 25.05.2016 в размере 1 248 000 руб., подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина по делу, составляет 25 480 руб.
Истец на основании ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 25 480 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу министерства сельского хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства полученные по соглашению о предоставлении поддержки начинающим фермерам (грантов) № 19/2016НФ от 25.05.2016 в размере 1 248 000 руб.
Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 25 480 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.А.Шишов