ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5631/18 от 22.08.2018 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-5631/2018

24 августа 2018 года

изготовление решения в полном объеме

«

22

»

августа

2018 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича,

рассмотрев в судебном заседании иск Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Амурской региональной общественной организации «Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании устранить препятствия в пользования земельным участком, об исключении охотничьего угодья из земель обороны и безопасности,

протокол вел: секретарь судебного заседания Н.С. Куприянова

при участии в заседании: от истца, от ответчика – не явились, извещены,

установил:

в Арбитражный суд Амурской обратилось ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (истец, учреждение) с иском к Амурской региональной общественной организации «Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов» (ответчик, АРОО «РАООО и Р») об обязании ответчика устранить препятствия в пользовании истцом земельным участком с кадастровым номером 28:12:020101:1, путем установления запрета ответчику на осуществление охотхозяйственной деятельности и использование вышеуказанного земельного участка в кварталах: часть квартала 1, квартал 3, 7, 14, 23, часть квартала 24, квартал 33,40, 51, 52, 54 Завитинского участка Амурского лесничества Министерства обороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России., на площади 6643га., входящие в состав земельного участка с кадастровым № 28:12:020101:1, отнесенного к землям обороны и безопасности; исключении охотничьих угодий ответчика, находящиеся на территории Амурского лесничества МО РФ в кварталах: часть квартала 1, квартал 3, 7, 14, 23, часть квартала 24, квартал 33, 40, 51, 52, 54 общей площадью 6643 га. из границ земельного участка № 28:12:020101:1 земли обороны и безопасности.

Требование мотивировано тем, что ответчиком не заключено охотхозяйственное соглашение с согласованием Министерства обороны РФ; использование земельного участка ответчиком нарушает права истца по осуществлению полномочия собственника.

Ответчик указал на правомерность использования земельного участка на основании выданной в 2006 году долгосрочной лицензии.

В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).

В соответствии с положениями статьи 156АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в отзывах и письменных пояснениях по существу спора.

Исследовав представленные материалы, судом установлено следующее.

Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказа Директора департамента имущественных отношений Минобороны России № 61 от 15.01.2018 «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации» на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 28:12:020101:1, площадью 42144 га., расположенный по адресу Амурская область, Завитинский район, земельный участок расположен в кадастровом квартале граница которого проходит по границе Октябрьского района, границе Ромненского района, вдоль устья реки Лохмач, границе Бурейского района, относящийся к землям обороны, что подтверждается выпиской из ЕГРП № 28/004/001/2015-1164 от 17.12.2015, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.03.2018.

Амурское лесничество Минобороны России - филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации расположено на земельном участке с кадастровым номером 28:12:020101:1 площадью 42144 га., расположенный по адресу Амурская область, Завитинский район, земельный участок расположен в кадастровом квартале граница которого проходит по границе Октябрьского района, границе Ромненского района, вдоль устья реки лохмач, границе Бурейского района, относящийся к землям обороны.

Собственником данного земельного участка является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

В 2006 году по результа­там конкурса, проведённого администрацией Амурской области, постанов­лением Губернатора Амурской области от 28.11.2006 № 653 «О предостав­лении АРОО «РАООО и Р» территорий, акваторий для пользования объекта­ми животного мира, отнесенными к объектам охоты» ответчику были предоставлены охотничьи угодья на территории области сроком до 2031 г., в т.ч. на территориях Бурейского и Завитинского районов.

На основании постановления Губернатора от 28.11.2006 № 653 между Департаментом агропромышленного комплекса Администрации Амурской области и АРОО «РАООО и Р» заключен договор № 14 от 03.12.2006 «О предоставлении территорий, акваторий для пользования объектами животного ми­ра, отнесёнными к объектам охоты».

Согласно разделу 1 договора №14 департамент передает, а охотпользователь принимает сроком на 25 лет территории, акватории для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, площадью 5474,5 тыс. га в границах согласно приложения к постановлению Губернатора Амурской области от 28.11.2006 № 653.

АРОО «РАООО и Р» на основании постановления Губернатора Амурской области от 28.11.2006 № 653 Управлением Россельхознадзора по Амурской области выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира Серия ХХ № 4930 со сроком действия с 28.11.2006 по 28.11.2031.

При этом в границы охотничьих угодий, предоставляемых Амурской региональной общественной организации «РАОООиР» на основании долгосрочной лицензии Серия XX № 4930 от 28.11.2006, вошли лесные участки Амурского лесничества МО РФ а именно: лесохозяйственные кварталы часть квартала 1, квартал 3, 7, 14, 23, часть квартала 24, квартал 33, 40, 51, 52, 54 общей площадью 6643 га., входящие в состав Завитинского земельного участка, отнесенного к землям обороны и безопасности Амурского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

Посчитав, что использование земельного участка ответчиком нарушает права истца по осуществлению полномочия собственника, учреждение обратилось в суд с настоящим иском.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010), юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. Неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Со вступлением в силу Закона об охоте, как следует из положений статьи 71 данного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохранили право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом. Таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, а на региональные органы исполнительной власти возложена корреспондирующая этому праву обязанность заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы.

По смыслу указанных нормативных положений они предусматривали особенности правового регулирования в сфере охотничьего хозяйства в переходный период, в течение которого, начиная с момента вступления данного Закона об охоте в силу (то есть с 01.04.2010), должна быть обеспечена разумная преемственность между установленными им предписаниями и правилами занятия охотой и охотхозяйственной деятельностью, содержавшимися в Федеральном законе от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Наряду с этим пользователям животным миром в целях охоты была предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 17-П отмечено, что такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 01.04.2010, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.

Таким образом, заключение АРОО «РАООО и Р» соглашения ранее срока истечения долгосрочной лицензии является правом, а не обязанностью ответчика.

Пунктом 5 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на дату получения долгосрочной лицензии) установлено, что исполнительные орга­ны государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодек­са, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользо­вание юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государст­венной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компе­тенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, на момент выдачи долгосрочной лицензии не требовалось согласование в отношении земельных участков с Министерством обороны РФ.

Ссылка истца на пункт 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации признана судом не обоснованной, поскольку на дату заключения договора №14 и выдачи долгосрочной лицензии данная норма права отсутствовала (пункт 5.1 введен Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ). Администрация Амурской области в соответствии с действующим законодательством самостоятельно без дополнительных согласований имела право совершать какие-либо действия по передаче отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности юридическим лицам.

Судом установлено, что постановление Губернатора Амурской области от 28.11.2006 №653, договор № 14 от 03.12.2006 «О предоставлении территорий, акваторий для пользования объектами животного ми­ра, отнесёнными к объектам охоты», долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира Серия ХХ № 4930 не признавались судом недействительными.

Как следует из пояснений ответчика, АРОО «РАООО и Р» не выдает разрешения и путёвки для охоты на спорные территории и не про­водит там каких-либо хозяйственных мероприятий. Въезды и выезды на территории МО РФ, на которых расположены охотничьи угодья ответчика, оборудованы шлагбаумами и предупредительными аншлагами, которые информируют охотников о запрете нахождения на данной территории.

Документальных сведений об использовании ответчиком земельных участков земель обороны и безопасности (о выдаче путевок, нахождении охотников и пр.), запрошенных определением от 30.07.2018, истцом суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Государственная пошлина не подлежит взысканию с истца в доход федерального на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180 АПК РФ, суд решил в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Судья П.А. Чумаков