Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6093/2020 | ||||||||||
декабря 2020 года | изготовлено в полном объеме | |||||||||||
объявлена резолютивная часть | ||||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Н. Москвиной, | ||||||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Юкталинского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 38016,54 рублей основного долга за фактически оказанные коммунальные услуги (теплоснабжение) за период с 01.07.2019 по 31.05.2020, 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины, | ||||||||||||
третье лицо: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), в лице Дальневосточной железной дороги; ФИО1, ООО «Интеграция» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||||||
при участии в заседании: стороны и третьи лица не явились, извещены; | ||||||||||||
установил: | ||||||||||||
акционерное общество «Коммунальные системы БАМа» (далее по тексту – истец, АО «Коммунальные системы БАМа») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Юкталинского сельсовета (далее – ответчик, администрация) о взыскании 38016,54 рублей долга за оказанные за период с 01.07.2019 по 31.05.2020 услуги по теплоснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: г.Тында Амурской области, ул.70 лет Октября, д. 2, кв. 9.
Требования обоснованы неоплатой задолженности за коммунальные услуги (теплоснабжение) жилого помещения в многоквартирном доме, которое входит в муниципальную собственность.
Определением от 07.08.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Дальневосточной железной дороги; ФИО1; ООО «Интеграция» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определением от 21.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 11.11.2020 отложено судебное разбирательство.
Истец представителя в заседание не направил, письменно требования поддержал, пояснил, что долг ответчиком не оплачен. Истец не может уточнить фактически проживающих лиц в квартире, так как такими сведениями не владеет. Управляющей компанией спорного дома по адресу <...> Октября, 2, кв. 9, является ООО «Интеграция». Собственником спорного жилья является администрация, так как на основании договора социального найма жилого помещения от 26.09.2016 № 8 помещение, расположенное по адресу: <...> Октября, 2, кв. 9, является муниципальной собственностью, нанимателем которого является ФИО2 и совместно проживающие члены семьи. Учитывая, что администрация с 2009 года оформляла договор социального найма на квартиру по вышеуказанному адресу, переоформляла от имени собственника (Юкталинского сельсовета) жилое помещения в 2016 году, данные обстоятельства фактически указывают, что администрация обладала правом владения и пользования жилым помещением, следовательно, должна нести ответственность по оплате поставляемых истцом коммунальных услуг. Представил выписку ЕГРН, акт сверки, доказательства направления иска.
Ответчик представителя не направил, просил провести судебное заседание без участия своего представителя, представил отзыв на иск, в котором возражал против исковых требований. Указал, что в Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о праве собственности на квартиру отсутствуют, квартира не принята в муниципальную собственность. В 1999 году указанная квартира была сдана взамен сертификата на переселение из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в Тындинское отделение дороги, которое в дальнейшем и предоставило ее для проживания своему работнику ФИО2 После чего с ФИО2 был заключен ордер на жилое помещение, на основании которого заключен договор социального найма, который в сентябре 2016 года на основании заявления ФИО2 был переоформлен на ФИО1 Администрация своим постановлением признала договор социального найма от 26.09.2016 №8 недействительным. В ходе приватизации, в момент передачи жилого помещения из муниципальной собственности в собственность граждан, стало выясняться, что на некоторые квартиры, которые ранее были сданы в ОАО «РЖД» (Тындинское отделение дороги) по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей взамен сертификатов на приобретение жилья на территории Российской Федерации, переход права не оформлен должным образом. Ответ ОАО КСБ по данной квартире предоставлялся в мае 2020года. Каких-либо документов о передаче спорной квартиры в собственность Юкталинского сельсовета не было.
Третье лицо ОАО «РЖД», извещенное о дате заседания, представителя не направило, дополнений не представило. В пояснениях указало, что разрешение спора не повлияет на права и интересы третьего лица, поскольку, согласно выписке ЕГРН от 21.08.2020, зарегистрированное право за объектом недвижимости, расположенном в <...> Октября, 2, кв. 9, отсутствует. ОАО «РЖД» не обладает правом на данное помещение.
ООО «Интеграция» и ФИО1 в заседание не явились, отзыва не направили, о времени и месте заседания извещена надлежащим образом.
Дело рассмотрено по правилам статьи 156 АПК РФ в отсутствии представителей сторон и третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела суд установил следующие обстоятельства.
10.01.1997 по договору № 1895 квартира, расположенная по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, Тындинским отделением БАМ ж.д. была передана гражданам: ФИО3, ФИО4, ФИО5. Подпись покупателя в договоре отсутствует.
16.05.2001 решением № 150/134 отделения дороги совместно с Дополнительным комитетом в лице администрации села Юктали и Советом народных депутатов Тындинского района от 06.08.2001 выдан ордер на жилое помещение серии № 9 на имя ФИО2.
В соответствии с договором социального найма № 60 от 24.09.2009, заключенным главой Юкталинского сельсовета действующего от имени собственника жилого помещения Юкталинского сельсовета (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 передана в бессрочное владение и пользование ФИО2 и членам его семьи на основании решения Тындинского отделения дороги № 150/134 от 16.05.2001.
В соответствии с договором социального найма от 26.09.2016 № 8, заключенным между администрацией Юкталинского сельсовета (наймодатель) и ФИО1 (наниматель), квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, передана в бессрочное владение и пользование ФИО1 и членам ее семьи.
Постановлением от 07.05.2020 № 52 договора социального найма № 8 от 26.09.2016 признан недействительным.
На запрос АО «Коммунальные системы БАМа» в администрацию об обосновании законности составления вышеуказанного постановления № 52 о признании договора социального найма № 8 от 26.09.2016 недействительным, получен ответ от 20.05.2020 исх. № 325, согласно которому квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 не является муниципальной собственностью. В 1999 указанная квартира была сдана взамен сертификата на переселение из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в Тындинское отделение дороги, которое в дальнейшем и предоставило ее для проживания своему работнику ФИО2 После чего с ФИО2 был заключен ордер на жилое помещение, на основании которого заключен договор социального найма, который в сентябре 2016 года на основании заявления ФИО2 был переоформлен на ФИО1 В этой связи, администрация Юкталинского сельсовета своим постановлением признала договор социального найма от 26.09.2016 №8 недействительным. В ходе приватизации, в момент передачи жилого помещения из муниципальной собственности в собственность граждан, стало выясняться, что на некоторые квартиры, которые ранее были сданы в ОАО «РЖД» (Тындинское отделение дороги) по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей взамен сертификатов на приобретение жилья на территории Российской Федерации, переход права не оформлен должным образом и они до сих пор являются частной собственностью граждан. (Ответ ОАО КСБ по данной квартире предоставлялся в мае 2020 года). Каких-либо документов о передаче спорной квартиры в собственность Юкталинского сельсовета не было.
Согласно уведомлению от 29.09.2020 № 99/2020/350951486 в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на указанный объект не зарегистрировано.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 209 ГК РФ указано, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В силу статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 225 ГК РФ определено, что бБесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, бесхозяйные вещи находятся на содержании у муниципального образования до приобретения права собственности на них.
Пунктами 3-5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, зарегистрированного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В пункте 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорной квартиры не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (пункт 1 статьи 225 ГК РФ). Бремя содержания имущества посёлка Юктали Тындинского района Амурской области, в том числе и бремя оплаты оказанных коммунальных услуг, возложено на администрацию Юкталинского сельсовета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьями 541, 544 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 13 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (далее – Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14) предусмотрено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Информационного письма от 17 февраля 1998 года № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с организацией, электропотребляющие установки которой присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В силу п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил № 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя является регулируемым видом деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), установленным органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Расчет стоимости услуг теплоснабжения произведен истцом, исходя из тарифов, установленных приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 07.12.2018 № 141-пр/т.
Для оплаты истцом была выставлен счет-фактура № 6110 от 08.06.2020 на сумму 38016,54 руб.
Ответчик возражений относительно периода начисления задолженности, объема и качества оказанных услуг, а также стоимости услуг и применённых в расчете тарифов не заявил.
Проверив расчет задолженности, суд признает его верным.
В отсутствие доказательств оплаты указанной задолженности, суд признаёт требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в определенном истцом размере.
Государственная пошлина по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с суммы уточненных исковых требований составляет 2000 руб.
Истцом при подаче искового заявления уплачена по платежному поручению от № 5005 от 28.07.2020 государственная пошлина в размере 2000 руб.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с муниципального образования Юкталинский сельсовет в лице администрации Юкталинского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 38016,54 рублей долга за оказанные за период с 01.07.2019 по 31.05.2020 услуги по теплоснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: г.Тында Амурской области, д. 2, кв. 9, 2000 рублей расходов по оплате госпошлины, всего 40016,54 рублей.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья И.А. Москаленко