Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||
Именем Российской Федерации | |||||
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ | |||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6186/2022 | |||
октября 2022 года | |||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.А. Чертыкова, | |||||
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||||
к | Административной комиссии в городе Благовещенске | ||||
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, | |||||
установил: | |||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (далее – заявитель, общество) с заявлением к Административной комиссии в городе Благовещенске (далее – ответчик, комиссия) о признании незаконным и отмене полностью постановления от 20.07.2022 № 18/30 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» к административной ответственности по п.14 ч. 1 ст. 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319 - ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области».
Определением от 09.08.2022 на основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа; определение о принятии заявления размещено в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
06.09.2022 от ответчика в суд поступили материалы дела об административном правонарушении.
15.09.2022 от ответчика поступил письменный отзыв на заявление.
21.09.2022 от заявителя поступили возражения на отзыв ответчика.
Все поступившие в установленные сроки от сторон возражения и дополнительные доказательства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
В соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ решение от 03.10.2022 судом принято путем подписания судьей резолютивной части решения.
05.10.2022 от ответчика в установленный ч. 2 ст. 229 АПК РФ срок, поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Исследовав доводы лиц, и представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22.01.2020, за ОГРН <***>, ИНН <***>, по юридическому адресу: 675011, <...>.
ООО «АКС» был выдан ордер от 08.11.2021 № 2178 на выполнение земляных работ по аварийному восстановлению тепловой сети на участке по адресу: <...>, согласно которому, производство работ было разрешено с 05.11.2021 по 15.11.2021.
Производство работ, включая восстановление благоустройства территории после проведения земляных работ, было продлено до 31.05.2022.
01.07.2022 членом административной комиссии был проведен осмотр территории, по адресу: Амурская область, г. Благовещенск Амурской области, в ходе которого, было установлено, что благоустройство после земляных работ возле дома не восстановлено, а именно: газон, тротуар и дворовой проезд, таким образом, нарушены правила благоустройства № 58/70 от 2019.
Составлен акт осмотра территории муниципального образования г. Благовещенска, на предмет нарушения правил благоустройства от 01.07.2022, приложен фототаблица
Письмом от 01.07.2022 № 11-13/21/269, Администрация города Благовещенска сообщила обществу, что 04.07.2022 в 09 час. 30 мин., членом административной комиссии будет осуществлен осмотр земельного участка в районе дома № 11 по улице Институтская города Благовещенска, в связи с имеющимся материалом по факту производства земляных работ, в указанном районе, на основании ордера от 08.11.2021 № 2178.
Также в письме содержались сведения, о необходимости обеспечения явки представителя 04.07.2022 в 14 час. 30 мин., для составления протокола об административном правонарушении по п.14 ч. 1 ст. 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319 - ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» (далее – Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319 - ОЗ).
Сообщено, что рассмотрение административного материала по данному протоколу состоится 20.07.2022 года в 10 час. 00 мин., указано на необходимость обеспечения явки представителя.
Указанное письмо было направлено обществу по электронной почте.
04.07.2022 специалистами Административной комиссии в городе Благовещенске, было установлено, что ООО «АКС» являясь заказчиком проведения земляных работ, в указанный в ордере срок работы не завершило, срок действия ордера не продлен, восстановление благоустройства после проведения земляных работ не восстановлено.
Общество явку представителя на осмотр не обеспечило, в отсутствие общества был составлен протокол осмотра, ввиду выявления административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.14 ч. 1 ст. 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319 – ОЗ. Приложена фототаблица.
04.07.2022, в отношении общества, в отсутствие представителя составлен протокол об административном правонарушении № 21/269, и направлен обществу по электронной почте.
Определением от 13.07.2022, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 20.07.2022 в 10 час. 00 мин. по адресу <...>, каб. 117.
20.07.2022 на рассмотрение дела об административном правонарушении, общество явку представителя не обеспечило, комиссия пришла к выводу о возможности рассмотрения материалов дела, в отношении ООО «АКС», в отсутствие представителя.
Постановлением Административной комиссии в г. Благовещенске № 18/30 от 20.07.2022 ООО «АКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 14 ч. 1 ст. 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319 - ОЗ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., за не восстановление в установленный срок благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных работ по аварийному восстановлению тепловой сети по ул. Институтская, 11 г. Благовещенска.
Копия постановления № 18/30 от 20.07.2022 получена обществом 28.07.2022 (вх. №7581).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд.
Согласно ч. 1 ст. 207 АПК РФ, дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу ч. 2. ст. 208 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Как следует из материалов дела, копию обжалуемого постановления заявитель получил 28.07.2022, в суд с настоящим заявлением учреждение обратилось 05.08.2022 (№ вх.), то есть в пределах установленного законом срока.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд счел требования общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 6, 10 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 N 319-ОЗ, нарушение требований муниципальных правовых актов поселений, муниципальных и городских округов в сфере благоустройства, в частности невосстановление в установленный срок благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных работ, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Пунктом 19.14. Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 № 58/70 (далее – Правила № 58/70) предусмотрено, что ответственность за восстановление дорожных покрытий дорог, тротуаров, озелененных территорий и других элементов благоустройства после проведения земляных, строительных, ремонтных работ несет заказчик (производитель) работ.
Согласно пунктам 19.17., 19.18. Правила № 58/70 организации, выполняющие аварийно-восстановительные работы на сетях инженерно-технического обеспечения, несут ответственность за несвоевременное восстановление аварии (в течение суток) и восстановление благоустройства после проведения земляных работ.
Восстановление благоустройства осуществляется в объеме, не меньшем первоначального состояния территории (до начала проведения земляных работ).
На основании Устава муниципального образования города Благовещенска, Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, в целях упорядочения производства земляных работ на территории муниципального образования города Благовещенска, постановлением Администрации города Благовещенска от 05.02.2014 N 589 утверждено Положение по производству земляных работ на территории муниципального образования город Благовещенск" (далее – Положение № 589).
Согласно пункту 3.12 Положения № 589 при невыполнении работ в установленный в ордере срок заказчику следует не менее чем за 3 дня до его истечения продлить действие ордера.
Под земляными работами в настоящем Положении понимаются работы, связанные со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, текущим ремонтом дорог, элементов их обустройства и тротуаров, устройством стоянки (парковки) транспортных средств, а равно отсыпкой грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Требования, установленные настоящим Положением, обязательны для всех физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с производством земляных работ, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, ведомственной принадлежности и источников финансирования выполняемых работ.
Согласно пункту 3.14 Положения № 589 после выполнения всех видов работ, предусмотренных проектом, включая восстановление благоустройства, озеленения, дорожного покрытия и открытия движения, заказчик обязан сдать объект по акту приемки и закрыть ордер в Управлении в течение 15 календарных дней.
Оспаривая постановление от 20.07.2022 № 18/30, заявитель указывает на несоблюдение установленного законом порядка привлечения общества к административной ответственности, ссылаясь на Постановление N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок.
Ответчик, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает, что члены административных комиссий не наделены полномочиями по осуществлению государственного (муниципального контроля) и как следствие на их деятельность по выявлению, установлению фактов административных правонарушений положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также запреты и ограничения Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного (надзора) контроля, муниципального контроля» не распространяются.
Рассмотрев указанные доводы, суд, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В соответствии с Постановлением N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Одновременно в целях исключения возможности обхода запрета на проведение проверок посредством привлечения к административной ответственности, пунктом 9 постановления N 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения.
Указанные положения, распространяются, в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, а также с использованием систем информационного взаимодействия.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Таким образом, возбуждение должностными лицами административной комиссии дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих контрольных мероприятий не допускается.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Амурской области от 22.12.2008 N 144-ОЗ "О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области" (далее – Закон Амурской области от 22.12.2008 N 144-ОЗ) Административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения отнесенных к их компетенции дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами области.
В соответствии со статьей 9.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются в пределах компетенции, в том числе административными комиссиями.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, на административную комиссию г. Благовещенска и на ее деятельность, как на лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции, муниципальный контроль, распространяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, и соответственно ограничения и запреты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона Амурской области от 22.12.2008 N 144-ОЗ производство по делам об административных правонарушениях осуществляется административными комиссиями в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 01.07.2022 членом административной комиссии в городе Благовещенске установлен факт не восстановления элементов благоустройства после проведения ООО «АКС» земляных работ по адресу: <...>. Указанные работы подлежали выполнению в срок до 31.05.2022, согласно ордеру, № 2178 от 08.11.2021.
За не восстановление в установленный срок благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных работ по аварийному восстановлению тепловой сети по ул. Институтская, 11 г. Благовещенска, 20.07.20222 ООО «АКС», Постановлением Административной комиссии в г. Благовещенске № 18/30, было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 14 ч. 1 ст. 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319 - ОЗ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Вместе с тем, ответчиком, оценка достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава административного правонарушения, с целью решения вопроса о привлечении к административной ответственности, не была осуществлена, в связи с тем, что соответствующие контрольные мероприятия, не проводились.
Из разъяснений содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
По мнению суда, допущенные комиссией нарушения, являются существенными.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что у административной Комиссии г. Благовещенска, отсутствовали основания для самостоятельных проверочных мероприятий, в отношении ООО «АКС», что согласно пункту 9 Постановления от 10.03.2022 N 336 влечет невозможность возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, суд признает, что административным органом нарушен установленный законом порядок привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом перечисленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене в полном объеме.
Заявления рассматриваемой категории государственной пошлиной не облагаются.
руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
постановление административной комиссии в городе Благовещенске от 20.07.2022 № 18/30 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (зарегистрировано 22.01.2020 в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ИНН <***>, по юридическому адресу: <...>) к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 14 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области от 30.03.2007 № 319- ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», признать незаконным и отменить.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.
Судья Чертыков Н.А.