ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6416/06 от 02.11.2006 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

675023, <...>

РЕШЕНИЕ

Àðáèòðàæíûé ñóä Àìóðñêîé îáëàñòè

г. Благовещенск

Дело  №

А04-6416/06-25/428

«02»

ноября

2006 г.

Судья Арбитражного суда

В.И. Котляревский

  (фамилия,  инициалы)

Рассмотрев в судебном заседании  заявление

Департамента администрации Амурской области по управлению государственным имуществом

 (наименование  заявителя)

к

Управлению Федеральной регистрационной  службы по Амурской области

                                     (наименование ответчика)

3 лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области, Управление Роснедвижимости по Амурской области, ФИО1

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права

Протокол вел судья: В. И. Котляревский

 (Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании: заявитель - ФИО2 по доверенности № 69 от 29.12.2005г.; ФИО3 по доверенности № 68 от 29.12.2005 (после перерыва);  ответчик -  ФИО4 по доверенности № 01-58/33 от 10.04.2006г.; 3-е лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области – ФИО5 начальник отдела по доверенности № 106 от 04.05.2006; 3-е лицо Управление Роснедвижимости по Амурской области – ФИО6 ведущий специалист по доверенности № 765 от 03.07.2006 (до перерыва)

Установил:

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2006 года, решение в полном объёме изготовлено 02 ноября 2006 года.

В Арбитражный суд Амурской области обратился Департамент администрации Амурской области по управлению государственным имуществом с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Амурской области о признании незаконным отказа управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области в регистрации права собственности Амурской области на земельный участок, находящийся в фонде перераспределения в Серышевском районе Амурской области, земли бывшего совхоза «Украинский», кадастровый номер 28:23:020405:0050.

Заявитель в обоснование своих требований указал, что в регистрации земельного участка отказано, так как доверенность признана ничтожной в части указания даты совершения доверенности, не уплачена государственная пошлина, не представлены правовые обоснования для регистрации земельного участка. Проект доверенности сделан Департаментом 31.03.2006, 05.04.2006 в присутствии нотариуса доверенность подписана, удостоверена подписью нотариуса. Государственная регистрация на государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, учреждениями, проводится без уплаты государственной пошлины. В соответствии с указом Президента в фонд перераспределения земель были включены все участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель колхозам и созданных государственных сельскохозяйственных предприятий. Постановлением главы администрации Серышевского района утвержден фонд перераспределения земель. Для регистрации были представлены кадастровый план, постановление главы администрации, закон Амурской области. Правовых обоснований отказа в регистрации земельного участка ответчик не представил.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен. Указал, что из доверенности от 31.03.2006 нельзя увидеть, что правовые последствия наступили с указанной даты, эта дата не может являться датой совершения доверенности. Дата доверенности не совпадает с датой ее удостоверения нотариально. Удостоверительная подпись нотариуса не относится к содержанию доверенности. Вопросы по разграничению государственной собственности на землю находятся в ведении РФ. Из представленных документов для регистрации  собственности земельного участка, следует, что процедура разграничения не проводилась. Документ об уплате государственной пошлины на регистрацию не представлен.

3-е лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области в письменном отзыве указало, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что из представленных на государственную регистрацию права собственности Амурской области документов следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:23:020405:0050 находящегося в фонде перераспределения в Серышевском районе Амурской области процедура разграничения государственной собственности на землю не проводилась, акт Правительства РФ не издавался.

3-е лицо Управление Роснедвижимости по Амурской области в письменном отзыве указало, что поддерживает заявленные требования. Пояснило, что Постановлением главы администрации Серышевского района от 13.05.2005 № 123 «Об утверждении фонда перераспределения земель», был утвержден фонд перераспределе­ния земель на территории Серышевского района в пределах полномочий, предусмотренных п. 10 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предусматривающего, что распоряжение землями на которые не разграничена государственная собственность, осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не установлено иное. Таким образом, издавая названное постановление от 13.05.2005 № 123, орган ме­стного самоуправления не формировал фонд перераспределения земель, а лишь утвер­дил перечень вошедших ранее в фонд земельных участков после их постановки на го­сударственный кадастровый учет как ранее учтенных, в соответствии с действующим законодательством.

3-е лицо – нотариус ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, в котором пояснила, что исследуемая доверенность подписана начальником Департамента в присутствии нотариуса. Указала, что представленная доверенность соответствовала требованиям действующего законодательства РФ  и у нотариуса  не возникло оснований для отказа в совершении нотариальных действий.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьего лица нотариуса ФИО1 согласно ч. 5 ст. 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

02.06.2006 Департамент администрации Амурской области по управлению государственным имуществом области обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Амурской области на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в фонде перераспределения, площадью 866 га, имеющий адресные ориентиры: Амурская область, Серышевский район, земли бывшего совхоза «Украинский», кадастровый номер 28:23:020405:0050.

Сообщением от 03.07.2006 № 006/2006-580 на основании абз. 4, 10 п. 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Департаменту администрации Амурской области по управлению государственным имуществом отказано в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок 28:23:020405:0050, расположенный: Амурская область, Серышевский район, на землях бывшего совхоза «Украинский» в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию по содержанию не соответствуют действующему законодательству: доверенность № 24 от 31.03.2006 в силу ст. 154, 168 ГК РФ признана ничтожной; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, акт губернатора области, предусмотренный Законом амурской области 278-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области».

Суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №  122-ФЗ  в государственной  регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

Суд считает, что отказ Управления Федеральной регистрационной  службы по Амурской области в регистрации права собственности Амурской области на земельный участок, находящийся в фонде перераспределения в Серышевском районе Амурской области, земли бывшего совхоза «Украинский», кадастровый номер 28:23:020405:0050 в виду ничтожности доверенности является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

В соответствии с ч. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Согласно ч. 1 ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Согласно абз. 1 ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате удостоверительные надписи совершаются при удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой, при удостоверении времени предъявления документов на соответствующих документах.

31.03.2006 Департаментом был изготовлен проект доверенности на представителя департамента ФИО7. 05.04.2006 вышеуказанная доверенность была подписана начальником департамента ФИО8 в присутствии нотариуса Благовещенского нотариального округа ФИО1, удостоверена последней и зарегистрирована в реестре за № 3725, что подтверждается отзывом 3-его лица нотариуса ФИО1

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о совершении доверенности 05.04.2006 – с момента официального выражения воли доверителя на совершение соответствующей сделки и совершения удостоверительной надписи нотариуса (удостоверения факта выражения воли надлежащим лицом). Суд считает, что исследуемая доверенность не может создавать, изменять и прекращать гражданские права и обязанности представляемого до момента нотариального удостоверения подлинности совершенной на ней подписи в силу абз. 2 ч. 1 ст. 185 ГК РФ.

Суд, исследовав представленную доверенность, удостоверительную надпись, выписку из реестра для регистрации нотариальных действий нотариуса, пришел к выводу о соблюдении нотариусом порядка совершения удостоверительной надписи на исследуемой доверенности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган в исследуемый период времени представлена действующая доверенность.

Суд считает, что отказ Управления Федеральной регистрационной  службы по Амурской области в регистрации права собственности Амурской области на земельный участок, находящийся в фонде перераспределения в Серышевском районе Амурской области, земли бывшего совхоза «Украинский», кадастровый номер 28:23:020405:0050 по основаниям неуплаты государственной пошлины является незаконным в связи со следующим.

Ответчик в отказе государственной регистрации указал, что поскольку, указанный земельный участок не внесен в казну Амурской области, так как право собственности на него возникнет только с момента его государственной регистрации (статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации), и, следовательно, он будет отнесен к имуществу, составляющему казну субъекта Российской Федерации, только после возникновения права собственности у субъекта Российской Федерации, то в соответствии с абзацем 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию права Амурской области должна быть уплачена государственная пошлина в размере 100 руб.

Суд считает что, данный вывод противоречит законодательству по следующим основаниям.

До разграничения государственной собственности на землю в силу статьи 16 ЗК РФ земельные участки, право собственности, на которые не закреплено за гражданами, юридическими лицами или муниципальными образованиями, находятся в государственной собственности (собственности Российской Федерации или субъекта РФ).

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну.

Доказательства закрепления имущества за государственным или муниципальным предприятием отсутствуют.

Исходя из изложенного, суд считает, что обязанность по уплате госпошлины в рассматриваемом случае отсутствует.

Однако, суд считает, что отказ Управления Федеральной регистрационной  службы по Амурской области в регистрации права собственности Амурской области на земельный участок, находящийся в фонде перераспределения в Серышевском районе Амурской области, земли бывшего совхоза «Украинский», кадастровый номер 28:23:020405:0050 в связи с отсутствием оснований для государственной регистрации обоснованным.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

Пунктом 11 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса» установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.

Пунктом 2 данного Указа Президента определено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Указ от 27.12.1991 утратил силу с 25.02.03.

Для проведения регистрации в качестве документа, подтверждающего нахождение указанного земельного участка в фонде перераспределения представлено Постановление главы администрации Серышевского района от 13.05.2005 № 123 «Об утверждении фонда перераспределения земель», принятое поле того, как Указ от 27.12.1991 утратил силу.

Суд считает, что на момент издания указанного Постановления у органов местного самоуправления отсутствовали полномочия по формированию фонда перераспределения, в связи с чем Постановление от 13.05.2005 г. № 123 не может являться подтверждением нахождения земельного участка в фонде перераспределения.

Другие доказательства подтверждающие включение спорного земельного участка в фонд перераспределения не представлены.

Федеральным законом от 17.07.2001 № 101 - ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» определен порядок разграничения государственной собственности на землю. В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Из представленных на государственную регистрацию права собственности Амурской области документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:23:020405:0050 следует, что процедура разграничения не проводилась.

В поданном заявлении в качестве основания государственной регистрации указан Закон Амурской области от 25.02.2003 № 278-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области».

При этом ст. 18 ЗК РФ определен перечень оснований возникновения права собственности на земельные участки у субъектов РФ: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые    приобретены    субъектами    Российской    Федераций по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Указанной нормой в качестве основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки в силу закона предусмотрен только федеральный закон.

Следовательно, принятый закон субъекта РФ не может являться основанием возникновения права собственности субъекта РФ на земельные участки.

Из ст. 3.1 Закона Амурской области от 11 декабря 2003 года N 278-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области», следует, что порядок формирования фонда перераспределения земель, включения земельных участков в фонд перераспределения земель и исключения из него устанавливается нормативными правовыми актами губернатора области. Данный правовой акт также представлен не был.

Следовательно, основания для признания незаконным отказа управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области в регистрации права собственности Амурской области на земельный участок, находящийся в фонде перераспределения в Серышевском районе Амурской области, земли бывшего совхоза «Украинский», кадастровый номер 28:23:020405:0050 отсутствуют.

В соответствии с положениями подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд

                                       Р Е Ш И Л :       

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                   В.И. Котляревский