Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||||
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6493/2021 | |||||||||
18 октября 2021 года | |||||||||||
арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича, | |||||||||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||||||||||
к | государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||||
о | признании недействительным решения, | ||||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось государственное учреждение - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заявитель, ГУ Амурское РО фонда социального страхования Российской Федерации) с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), Пенсионный фонд, ответчик) о признании решения УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 21.07.2021 № 038S19210006505 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования незаконным в части размера штрафа.
Заявленные требования обоснованы в частности непринятием Пенсионным фондом смягчающих вину обстоятельств, а именно:
1) региональное отделение ранее не привлекалось к ответственности, в том числе установленной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ;
2) степень вины регионального отделения незначительна;
3) нарушение не связано с неисполнением обязанности по уплате в бюджет страховых взносов;
4) отсутствие умысла;
5) отсутствие негативных последствий деяния для застрахованных лиц и бюджета;
6) нарушения устранены.
Пенсионный фонд в представленном отзыве указал на законность оспариваемого решения, поскольку по истечении пятидневного срока после получения уведомления об исправлении ошибки заявителем откорректированные сведения не были представлены.
Определением от 24.08.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
08.10.2021 судом в порядке статьи 229 АПК РФ вынесено решение в форме резолютивной части.
12.10.2021 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области - правопреемник ответчика обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 АПК РФ срока, изготовлено мотивированное решение.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
ГУ Амурское РО фонда социального страхования Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М (исходной) за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица не представлены в Управление.
Ответчик, выявив при проведении сверки форм ежегодной и ежемесячной отчетности за 2020 год отсутствие информации о факте работы 1 застрахованного лица (ФИО1), 19.03.2021 направил в адрес страхователя уведомление, которое получено заявителем 23.03.2021.
Уточненные сведения за август 2020 года страхователем по форме СЗВ-М (дополняющей) в пятидневный срок не представлены.
Факт установленного нарушения нашел свое отражение в акте от 18.06.2021 № 038S18210004289.
Заместителем начальника Управления вынесено решение от 21.07.2021 № 038S19210006505 о привлечении ГУ Амурское РО фонда социального страхования Российской Федерации к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в сумме 500 руб.
В адрес заявителя направлено требование от 20.08.2021 № 038S01210005359 об уплате финансовых санкций в срок до 13.09.2021.
Не согласившись с решением о привлечении страхователя к ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан представлять соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.
В силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 38 приказа Минтруда России от 22.04.2020 №211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (действовавшего на дату вынесения решений о привлечении страхователя к ответственности) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 40 приказа Минтруда России от 22.04.2020 №211н).
Как следует из материалов дела, уведомление об устранении ошибок от 19.03.2021 получено заявителем 23.03.2021. В связи с чем, доводы ГУ Амурское РО фонда социального страхования Российской Федерации о получении указанного уведомления только 25.06.2021 признаны судом отклонены.
Уточняющие сведения заявителем направлены 28.06.2021. Следовательно, заявителем нарушен установленный законодательством пятидневный срок предоставления уточненных сведений.
Следовательно, в деянии заявителя имеется состав вменяемого правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Риски непредставления сведений по вине страхователя лежат на страхователе. Смена программного обеспечения сама по себе не может рассматриваться в качестве уважительной причины для признания решения Пенсионного фонда недействительным.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения, не допущено. Оснований для освобождения заявителя от ответственности по делу не имеется.
Рассмотрев вопрос о соразмерности и справедливости назначенного наказания, суд пришел к выводу о необходимости снижения штрафных санкций.
Действующее законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не предусматривает возможности снижения штрафных санкций вследствие наличия смягчающих ответственность обстоятельств и не возлагает на орган контроля по уплате страховых взносов выявление и учет таких обстоятельств.
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно с этим, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений с учетом особой роли суда как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти допускается принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В рассматриваемом деле суд принимает в качестве исключительных смягчающих обстоятельств, влияющих на размер финансовых санкций, то, что нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах было допущено не умышленно и не нанесло ущерба бюджету ПФР; правонарушение совершено впервые, несвоевременность предоставления отчета возникла в результате смены программного обеспечения.
Доводы ответчика о наличии отягчающих вину обстоятельств – повторное привлечения заявителя к ответственности, судом не приняты, так как правонарушения выявлены в ходе одной проверки с вынесением двух решений.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень общественной опасности правонарушения и вины правонарушителя, учитывая бюджетное финансирование заявителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, индивидуализации и дифференциации наказания, суд приходит к выводу о необходимости снижения размера взыскиваемых штрафных санкций до 250 руб.
Оспариваемое решение в части назначения наказания в виде штрафа в размере 250 руб. подлежит признанию недействительным.
Заявитель и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. заявление удовлетворить.
Признать недействительным, несоответствующим Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (межрайонного) от 21.07.2021 №038S19210006505 в части привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде штрафа в размере 250 рублей.
2. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.
Судья П.А.Чумаков