Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-6563/2019
Резолютивная часть решения вынесена 14 ноября 2019 г. Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Наринской Светланы Алексеевны,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой А.В.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление администрации поселка городского типа Магдагачи (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о возложении обязанности,
при участии в заседании:
стороны не явились, извещены
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация поселка городского типа Магдагачи (далее - истец, администрация пгт. Магдагачи) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (далее - ответчики, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания») об обязании произвести скос травяной растительности в пределах охранных зон тепловых сетей по концессионному соглашению от 14.05.2018.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 14.05.2018 между администрацией пгт. Магдагачи (концедент) и ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (концессионер) заключено концессионное соглашение, по которому ответчику по акту приема-передачи от 14.05.2018 переданы здания, а также внеплощадные теплосети с кадастровым номером 28:16:000000:1755 по адресу пгт. Магдагачи, сети от ЦТП № 1 и ЦТП № 3; сети инженерные с кадастровым номером 28:16:000000:1667 по адресу пгт. Магдагачи, лит. В-29 от ТЦП № 2 к ЖД больнице, к жилому дому № 41 по улице Пушкина, к детской музыкальной школе; тепловые сите с кадастровым номером 28:16:015245:219 по адресу пгт. Магдагачи, ул. Калинина; сети теплоснабжения с кадастровым номером 28:16:015245:232 по адресу пгт. Магдагачи, ул. Новая; тепловые сети (с трубопроводом холодного водоснабжения) с кадастровым номером 28:16:000000:2268 по адресу пгт. Магдагачи, ул. Северная; тепловые сети (с трубопроводом холодного водоснабжения) с кадастровым номером 28:16:000000:1182 по адресу пгт. Магдагачи, ул. Набережная, стр. 2А; тепловые сети муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» с кадастровым номером 28:16:015246:259 по адресу пгт. Магдагачи, ул. Пушкина, д. 43; тепловые сети к зданию детского сада с кадастровым номером 28:16:015529:118 по адресу пгт. Магдагачи, ул. К. Маркса, д. 11Б; тепловая сеть с кадастровым номером 28:16:015646:268 по адресу пгт. Магдагачи, ул. Молодежная, 1.
ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания», являясь концессионером, не исполняет обязанности по обеспечению безопасности тепловых сетей, в частности не производит скос травяной растительности, кустарников, что, по мнению истца, является нарушением Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования рп. Магдагачи.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
Истец представителя в заседание не направил, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом согласно статье 123 АПК РФ. Заявил ходатайство об уточнении требований, просил обязать ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» произвести скос травяной растительности (трава, кустарники) вдоль теплотрасс (Приказ Минстроя от 17.08.1992г.№ 197 «О типовые правила охраны коммунальных сетей») по следующим объектам:
1.Сети теплоснабжения протяженностью 278 м по адресу <...> с кадастровым номером 28:015646:268;
2. Тепловые сети Муниципального дошкольного образования учреждения детского сада «Сказка» п.Магдагачи, с кадастровым номером 28:16:015246:267;
3.Сооружение , протяженностью 121м по адресу пгг Магдагачи ул. Набережная, д.2А, с кадастровым номером 28:16:000000:1182;
4.Тепловые сети протяженностью 127,0 м по адресу <...> с кадастровым номером 28:16:000000:2268;
5. Сети теплоснабжения протяжённостью 11 м по адресу <...> с кадастровым номером 28:16:015245:232;
6. Тепловые сети протяженностью 225 м по адресу пгт.Магдагачи ул. Калинина, с кадастровым номером 28:16:015245:219;
7. Сети инженерные общей площадью 1516,93 пог.м по адресу пгт Магдагачи от ЦТП №2 к ЖД Больнице, к жилому дому №41 по ул. Пушкина, к детской музыкальной школе,, с кадастровым номером 28:16:015510:0003:10:000:001:001790630:0329:00000; 8.Теполовые сети к зданию детского сада «Чебурашка» с кадастровым номером 28:16:015529:181;
9. Вне площадные теплосети протяженностью 3048,5 м, по адресу пгт Магдагачи от ЦТП№1иЦТП№3,скадастровымномером
28:16:000000:0057:10:000:001:001790630:0327:00000
Данные работы просит произвести с 01.11.2019 года по 11.11.2019 года, вдоль теплотрасс по оби стороны на расстоянии не менее 3 метров согласно СНиП 2.04.07 -86 (Приказ Минстроя от 17.08.1992г.№ 197 «О типовые правила охраны коммунальных сетей»).
Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял уточненные требования к рассмотрению.
Ответчик в заседание не явился, ранее возражал относительно удовлетворения требований, указав, что концессионным соглашением, а так же Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования рп. Магдагачи на общество не возложены обязанности по скосу травы и кустарников. Проведение указанных работ не входит в обязанности ответчика и в рамках перечня обязательных требований к деятельности в охранной зоне тепловых сетей. Полагает, что истец, являясь собственником переданного по концессионному соглашению имущества на основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя содержания прилегающей к тепловым сетям территории. Указал, что фактически обществом проводятся работы по скосу травы и сносу сухостоя.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
14.05.2018 между муниципальным образованием рабочего поселка Магдагачи (Концедент), Правительством Амурской области в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и обществом с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (Концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования.
Согласно акту от 14.05.2018 концессионеру передано, в том числе следующее имущество:
- тепловая сеть 28:015646:268, протяженностью 278 м.;
- тепловые сети 28:16:015529:118, протяженностью 25м.;
- тепловые сети Муниципального дошкольного образования учреждения детского сада «Сказка» п.Магдагачи, 28:16:015246:259, протяженностью 44м.;
- тепловые сети 28:16:000000:1182, протяженностью 121 м.;
- тепловые сети 28:16:000000:2268, протяженностью 127 м.;
- сети теплоснабжения 28:16:015245:232, протяжённостью 11м.;
- сети инженерные 28:16:000000:1667, 1998 года, протяженностью 1516,9 м.;
- тепловые сети 28:16:015245:219, протяженностью 225м;
- внеплощадные теплосети 28:16:000000:0057, 1994 года, протяженностью 3048,5 м.
Муниципальным образованием рабочего поселка Магдагачи установлено, что ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» не исполняет обязанности по скосу травы, кустарников в пределах охранных зон переданных тепловых сетей, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Статьей 8 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе, в том числе: исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением в соответствии с условиями концессионного соглашения других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные; пользоваться на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением, и при соблюдении установленных этим соглашением условий конфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению. При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. При исполнении концессионного соглашения концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с концессионным соглашением от 14.09.2018, заключенным между истцом и ответчиком, последнему, по акту приема - передачи переданы спорные тепловые сети.
Таким образом, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» является организацией владеющей указанными объектами и ответственной за соблюдение действующих норм и правил при эксплуатации инженерных коммуникаций.
Постановлением Магдагачинского поселкового совета народных депутатов от 27.10.2017 №2/5 утверждены Правила благоустройства обеспечения чистоты и порядка на территории пгт.Магдагачи (далее – Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 2.8 указанных правил всем юридическим и физическим лицам на предоставленных, прилегающих и закрепленных территориях необходимо поддерживать данные территории в должном санитарном, противопожарном и эстетическом состоянии, а именно: своевременно выполнять мероприятия по борьбе с сорными, карантинными травами, наркосодержащими растениями, вредителями зеленых насаждений (покос, иные сезонные работы).
Санитарную обрезку зеленых насаждений в охранной зоне магистральных надземных сетей инженерных коммуникаций производят балансодержатели этих сетей либо обслуживающие сети предприятия, организации с обязательным немедленным вывозом обрезанного материала.
Согласно пункту 1.2 указанные правила действуют на всей территории поселения и обязательны для выполнения всеми юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проживающими или ведущими хозяйственную деятельность на территории поселения.
В силу пункта 1.6 Правил объектами благоустройства территории являются, в том числе территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные хоны); объектами нормирования благоустройства территории являются технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.
Организации, в ведении которых находятся системы тепловодоснабжения и (или) объекты, обязаны их содержать в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт (статья 41.3 Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"). Принятые на федеральном уровне в развитие Федеральных законов правила охраны коммунальных тепловых сетей определяют вопросы их сохранности, проведения различных работ в пределах охранных зон коммуникаций.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Согласно пунктам 4, 5, 6 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы.
Анализ указанных требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что в пределах охранной зоны тепловых сетей именно владелец инженерных коммуникаций осуществляет мероприятия по устранению причин, влекущих нарушение в работе тепловых сетей, а также принимает меры по исключению препятствий к подходам к сооружениям.
Кроме того, иное лицо, не владеющее тепловыми сетями, не вправе осуществлять какую либо деятельность в пределах охранной зоны.
Нахождение за земельном участке в пределах охранной зоны сухой травяной растительности, кустарников может быть причиной возгорания и как следствие повреждения тепловых сетей. Кроме того, является препятствием для подхода к инженерным коммуникациям и оперативного ремонта сетей.
В силу изложенного, доводы ответчика о том, что на ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» не возложены обязанности по скосу травяной растительности и кустарников в пределах охранной зоны, судом отклонены.
Возражения общества, основанные на том, что указанная обязанность отсутствует по причине того, что земельные участки под тепловыми сетями не переданы муниципальным образованием в аренду концессионеру, являются необоснованными в силу следующего.
Водопроводная, тепловая сеть, являющиеся в целом объектами недвижимого имущества, имеют подземную или наземную прокладку и не являются сами по себе самостоятельными наземными объектами недвижимого имущества, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок.
Использование земельного участка для прокладки, эксплуатации, коммунальных, в том числе водопроводных и тепловых сетей, инженерных, электрических и других линий не влечет приобретение право собственности (иных прав) на указанный земельный участок.
Для безопасной эксплуатации и обеспечения сохранности коммунальных сетей, в частности, тепловых сетей в силу их специфики, нормативными правовыми актами предъявляются определенные требования по их содержанию (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197).
В таком случае ограничение права касается неограниченного круга лиц и представляет собой определенный правовой режим использования земельных участков или их частей любым лицом независимо от наличия или отсутствия у него прав на земельный участок. Целью ограничения прав (установления водоохранных зон, защитных полос, охранных зон и т.п.) является охрана объектов, имеющих общественное значение, путем ограничения хозяйственной деятельности.
Таким образом, отсутствие у ответчика прав владения на земельные участки в пределах охранной зоны тепловых сетей, в том числе проходящих по территории иных организаций не является основанием для неисполнения ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» обязательств по их содержанию, в частности по скосу травяной растительности и кустарников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Учитывая объем работ, их сезонность, климатические условия местности, а также сроки, установленные в пункте 3.2. Правил благоустройства, суд находит установить разумный и обоснованный срок выполнения работ с 16 марта 2020 года по 14 ноября 2020 года.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 6 000 руб.
Поскольку требования удовлетворены, истец от уплаты госпошлины освобожден, с ответчика на основании ст. 110 АПК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 6 000 руб.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 174, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в срок с 16 марта 2020 года по 14 ноября 2020 года произвести скос травяной растительности (трава, кустарники) в границах охранных зон тепловых сетей, переданных по концессионному соглашению от 14.05.2018.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину 6 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья С.А. Наринская