Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||
675000, г.Благовещенск, ул.Ленина, 163 | ||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6675/07-19/620 | ||||||||||||
“ | “ | сентября | ||||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | О.Г. Голубь | |||||||||||||
Арбитражных заседателей | - | |||||||||||||
При участии помощника судьи | - | |||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании заявление | Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области | |||||||||||||
к | индивидуальному предпринимателю ФИО1 | |||||||||||||
о привлечении к административной ответственности | ||||||||||||||
Протокол вел: Голубь О.Г., судья | ||||||||||||||
При участии в заседании: от заявителя – ФИО2, дов. от 10.11.2006 г.; от предпринимателя – не явился, уведомлен. | ||||||||||||||
установил: | ||||||||||||||
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции с учетом наличия отягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства – повторное совершение однородного административного правонарушения, в подтверждение чего представил решение Арбитражного суда Амурской области от 27.08.2007 г. по делу № А04-6137/07-5/460 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Предприниматель в судебное заседание не явился, посредством телеграммы просил рассмотреть дело без его участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие предпринимателя.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя постановлением администрации г.Зеи от 10.07.2003 за № 665.
Согласно заявлению предпринимателя Амурским областным отделением Ространсинспекции ему выдана лицензия от 27.05.2004 г. АСС 28 401736 серии ВА № 071212 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия с 27.05.2004 г. по 26.05.2009 г.
В соответствии с п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Внеплановой проверкой соблюдения индивидуальным предпринимателем условий лицензирования, проведенной Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Амурской области 22.08.2007 г. выявлено, что 15.08.2007 года в 20 часов 05 минут на 1 километре автомобильной дороги Зея–Тыгда ФИО1 допустил осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров на регулярном межмуниципальном маршруте общего пользования № 595 Зея-Тыгда на автобусе Санг-Янг-Истана с государственным номером <***> оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- без согласованного с Администрацией Амурской области графика (расписания) движения;
- использование в перевозке общего пользования автобуса, не имеющего «одобрения типа транспортного средства» и не соответствующего данному виду перевозок;
- отсутствие в салоне автобуса таблицы стоимости проезда и таблички с указанием фамилии водителя, отсутствие на автобусе указателя маршрута следования и номера маршрута;
- допущены нарушении я при оформлении путевого листа – в строке путевого листа, идентифицирующем автотранспортное средство, не указано полное наименование марки автотранспортного средства, в строке путевого листа «Выезд» не указаны показания спидометра при выезде;
- не обеспечил водителя при работе на линии схемой маршрута с указанием опасных участков.
Приведенные нарушения зафиксированы актом по факту обнаружения правонарушения на линии от 22.08.2007 г. за № 94.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 22.08.2007 г. № 177, действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт совершения правонарушения подтвержден актом проверки автотранспортного средства на линии от 15.08.2007 г. № 88, актом по факту обнаружения правонарушения на линии от 22.08.2007 г. за № 94, протоколом об административном правонарушении от 22.08.2007 г. № 177, путевым листом от 15.08.2007 г. № 207, сообщением ГИБДД о нарушении условий лицензирования от 15.08.2007№ 75, и иными материалами дела.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным; заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения; осуществления государственного контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст.24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 г. № 12, для выполнения городских, пригородных, междугородных и межреспубликанских перевозок пассажиров организуются соответственно городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские автобусные маршруты.
Движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию.
Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.
Пунктом 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 г. № 176 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР», п.55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приказ Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», п. 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2, предусмотрена обязанность владельцев автобусов разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
Согласно ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Статьей 15 Закона установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Статьей 6 Закона о безопасности дорожного движения вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта не отнесены к компетенции Российской Федерации, данные вопросы относятся к компетенции субъектов РФ.
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 1 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 г. № 19, под «одобрением типа транспортного средства» понимается процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Законом Амурской области от 22.12.2004 г. № 394-ОЗ «Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области обслуживание регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов общего пользования осуществляется серийными автобусами отечественного и зарубежного производства, соответствующими виду перевозок, имеющими «одобрения типа транспортного средства», с правосторонним расположением дверей для пассажиров.
Привлечение автобусов к обслуживанию регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов в части наличия «одобрения типа транспортного средства» применяется с 1 июля 2005 года.
При принятии решения суд, установив невозможность осуществления деятельности по перевозке пассажиров транспортным средством без «одобрения типа транспортного средства», учитывает различия конструктивных особенностей типов и видов транспортных средств - автобусов, ввозимых на территорию России; степень износа транспортного средства при использовании его для осуществления регулярных перевозок по установленным маршрутам; иные технические характеристики, оказывающие влияние на безопасность передвижения автотранспорта в том или ином случае.
С учетом предписаний действующего законодательства РФ автобусы, не имеющие одобрений типа транспортного средства, не могут признаваться безопасными для осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В соответствии с п.15, 16 Приложения № 21 Приказа от 31.12.1981 г. № 200, утвержденного приказом министерство автомобильного транспорта РСФСР «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» внешнее оформление автобуса включает: передний указатель следования и номер маршрута; боковой указатель маршрута следования; задний указатель номера маршрута; табличку или надпись «Выход»; передний и задний наружные инвентарные номера автобуса. Передний указатель маршрута следования помещается в застекленной нише над ветровым стеклом автобуса. На указателе даются наименования начального и конечного пунктов маршрута и присвоенный этому маршруту номер. Номер маршрута располагается в середине между наименованием пунктов маршрута. Боковой указатель маршрута следования устанавливается: на автобусах с одной дверью - с левой стороны двери; на двух- и трехдверных автобусах - справа от последней двери; на четырехдверных автобусах - с левой стороны второй двери и правой стороны четвертой двери. На боковом указателе маршрута следования указываются номер и наименование начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов. Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса. Табличка или надпись «Выход» укрепляется (наносится) внутри над дверью автобуса. Передний инвентарный номер автобусов наносится на передней стенке кузова справа у нижней кромки лобового стекла, задний - на задней стенке кузова слева по ходу автобуса у нижней кромки стекла.
Внутреннее оформление автобусов включает: табличку с фамилиями водителя и кондуктора; таблички с указанием номеров мест на сиденьях; таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов; таблицу стоимости проезда; правила пользования автобусом; надпись или табличку о порядке оплаты проезда в бескондукторном автобусе; внутренний инвентарный номер автобуса. Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки - на лобовой стенке салона автобуса.
В нарушение указанных норм ФИО1 не обеспечил внешнее и внутреннее оборудование и оформление автобуса (в салоне автобусов отсутствовали таблица стоимости проезда и табличка с фамилией водителя, на автобусе отсутствовали передний указатель следования и номер маршрута, боковой указатель маршрута следования и задний указатель номера маршрута).
Приказом Министерства транспорта РФ от 30.06.2000 г. № 68 о введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, устанавливающий единые правила применения на территории Российской Федерации путевой документации, в соответствии с которым в строке «Путевой лист» проставляется его учетный номер (пункт 9.1); в строках, идентифицирующих автотранспортное средство, указывается марка автотранспортного средства и прицепа, их регистрационные номера (пункт 9.6); в строках «Выезд» и «Возврат» указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства (пункт 9.9). В путевых листах № ПА-1 в разделе «Результаты использования автобуса», проставляются: общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства; время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя; количество перевезенных пассажиров автобусом, который определяется как суммарное количество пассажиров, перевезенных за все время работы по данному путевому листу (пункт 9.11).
Предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации (п.12).
Правила заполнения путевого листа предпринимателем не соблюдены (в путевом листеот 15.08.2007 г. № 207 отсутствуют: полное наименование транспортного средства, показания спидометра при выезде).
В соответствии с п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Пунктами 5.7.2, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя за осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия таких обстоятельств суду не представлено.
Довод административного органа о том, что имеется отягчающее ответственность предпринимателя обстоятельство – повторное совершение однородного административного правонарушения, судом признан не состоятельным, исходя из следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
То есть, с учетом изложенных предписаний, отягчающим ответственность лица обстоятельством признается совершение однородного административного правонарушения повторно в состоянии наказанности этого лица.
По настоящему делу предпринимателю вменяется совершение административного правонарушения 15.08.2007 г.
Решение Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-6137/07-5/460 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, принято 27.08.2007 г. и вступило в законную силу 11.09.2007 г.
То есть, на день совершении административного правонарушения (15.08.2007 г.) предприниматель ФИО1 не был признан виновным и не был подвергнут наказанию за совершение однородное административное правонарушение – в области предпринимательской деятельности.
В связи с чем, приведенное решение арбитражного суда не является доказательством, отягчающим ответственность предпринимателя при назначении наказания за совершенное им 15.08.2007 г. административное правонарушение.
Каких-либо иных доказательств наличия отягчающих ответственность предпринимателя суду не представлено.
При вынесении решения суд учитывает отсутствие отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств, в связи с чем, считает возможным назначить ему наказание в пределах минимального, установленного санкцией ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 180, 206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
требования удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного постановлением администрации г.Зеи от 10.07.2003 за № 665, проживающего по адресу – <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.Г. Голубь