ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6717/16 от 25.08.2016 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-6717/2016

августа 2016 года

изготовление решения в полном объеме

резолютивная часть

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Марины Александровны Басос,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.И. Николаенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление инспекции Государственного строительного надзора Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Капитал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.05.2016 № 05-36/378,

установил,

в арбитражный суд обратилась инспекция Государственного строительного надзора Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Капитал» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного в области государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, представил дополнительные документы, в частности, извещение общества о времени и месте рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, отзыв по заявленным требованиям не представил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Капитал» на основании разрешения на строительство от 24.12.2012 № Ru 28302000-192 является застройщиком объекта капитального строительства – «Административное здание (со встроенной открытой автостоянкой)», расположенного по адресу: <...>

Лицом, осуществляющим строительство, на основании договора генерального подряда на строительство административного здания в квартале № 28 г. Благовещенска от 25.12.2014 года является ООО «СИТЕХ-Благовещенск».

Инспекцией Государственного строительного надзора Амурской области 30.05.2016 в отношении ООО «СИТЕХ-Благовещенск» и ООО «ИК «Капитал» проведена проверка объекта капитального строительства – «Административное здание (со встроенной открытой автостоянкой)».

В ходе проверки установлены нарушения частей 6, 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требований СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СП 48.13330.2011 «Организация строительства», СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции», РД от 26.12.2006 № 11-04-2006, РД от 26.12.2006 № 11-02-2006. Результаты проверки оформлены актом от 30.05.2016 № 60.

ООО «ИК «Капитал» выдано предписание от 30.05.2016 № 76 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, в котором обществу предписано в срок до 08.06.2016 устранить допущенные нарушения и представить в инспекцию Госстройнадзора извещение. Предписание получено общества 01.06.2016 вх.№ 021.

Письмом от 10.06.2016 № 03-09/544 было удовлетворено ходатайство общества о продлении сроков устранения замечаний по предписанию, срок продлен до 16.06.2016.

На основании приказа начальника инспекции от 09.06.2016 № 146 «О проведении выездной проверки юридического лица» 16.06.2016 должностным лицом инспекции проведена проверка исполнения предписания от 30.05.2016 № 76.

В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ – на 16.06.2016 не исполнено предписание инспекции Госстройнадзора области от 30.05.2016 № 76, со сроком исполнения до 16.06.2016 (с учетом продления срока):

1. не представлен приказ об утверждении корректированной проектной документации,

2. не представлен приказ о назначении ответственного представителя строительного контроля застройщика (заказчика).

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 21.06.2016 № 82.

Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 23.06.2016 № 03-03/579 получено обществом 23.06.2016 вх. № 026.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо инспекции Госстройнадзора области составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 29.06.2016 № 64 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ИК «Капитал» к административной ответственности.

Оценив исследованные доказательства, суд признал требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (постановления, решения, представления) об устранении нарушений законодательства, выявленных самостоятельно должностным лицом, вынесшим такое предписание, либо ставших ему известными в силу каких-либо обстоятельств.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с пунктом 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно положению статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется федеральными органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 54 ГрК РФ).

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 54 ГрК РФ).

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется обществу.

Материалами дела подтверждается, что застройщиком (заказчиком) объекта капитального строительства – «Административное здание (со встроенной открытой автостоянкой)», расположенного в 28 квартале г. Благовещенска является ООО «ИК «Капитал», на котором лежит ответственность за устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

В силу части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено инспекцией строительство выполнялось с изменениями проектной документации, были допущены отступления от разработанного проекта, приведенные в акте проверки от 30.05.2016, составленном в присутствии директора лица, осуществляющего строительство - ООО «СИТЕХ-Благовещенск». При этом приказ об утверждении измененной проектной документации не был представлен застройщиком, в связи с чем, в пункте 1.1 предписания от 30.05.2016 № 76 ООО «ИК «Капитал» предписано представить приказ об утверждении измененной (корректированной) проектной документации.

Данное требование обществом не исполнено.

Согласно статье 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

Инспекцией установлен факт отсутствия строительного контроля на объекте ООО «ИК «Капитал», отсутствуют приказы о назначении ответственного производителя работ и ответственного представителя строительного контроля застройщика, в связи с чем, в пункте 1.3 предписания от 30.05.2016 № 76 ООО «ИК «Капитал» предписано представить приказ о назначении ответственного представителя строительного контроля застройщика.

Доказательств того, что такой документ был представлен, материалы дела не содержат.

Судом установлено, что на момент проведения проверки исполнения предписания от 30.05.2016 № 76 по объекту капитального строительства «Административное здание (со встроенной открытой автостоянкой)», данное предписание в установленный срок, до 16.06.2016 (с учетом продления срока), не исполнено.

Факт неисполнения обществом законного предписания подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки 21.06.2016 № 82, протоколом об административном правонарушении от 29.06.2016 № 64, что свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение предписания инспекции Государственного строительного надзора Амурской области от 30.05.2016 № 76.

Суд не усмотрел доказательств, свидетельствующих о том, что юридическое лицо предприняло какие-либо меры для соблюдения перечисленных выше положений законодательства, а также выполнения предписания. По делу отсутствуют основания полагать, что его невыполнение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Учитывая приведенные обстоятельства, проанализировав исследованные доказательства с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, суд пришел к выводу об обоснованности требований административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств для признания допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судом не установлено, как и обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность.

Учитывая изложенное, суд счел необходимым привлечь общество к административной ответственности и назначить ему наказание в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу), решение подлежит направлению в течение десяти суток (с отметкой о неуплате штрафа) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                                           

решил:

общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Капитал» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 25.11.2005, с местом нахождения по адресу: 675000, <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК по Амурской области (ИНН <***>, КПП 280101001, инспекция государственного строительного надзора Амурской области), расчетный счет <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г.Благовещенска, БИК 041012001 ОКТМО 10701000, КБК 117 116 90040 04 0000 140.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                              М.А. Басос