Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-738/2019 | |||||||
апреля 2019 года | изготовление решения в полном объеме | ||||||||
резолютивная часть | |||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Ю.К. Белоусовой, | |||||||||
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.А. Неменко, | |||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||||||||
к | управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||
об оспаривании уведомлений о приостановлении государственной регистрации, | |||||||||
третьи лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), | |||||||||
при участии в заседании: от заявителя – ФИО5, действующая по доверенности от 09.01.2019, предъявлен паспорт; от ответчика – ФИО6, действующая по доверенности от 10.05.2017, предъявлено удостоверение; от третьих лиц – не явились, | |||||||||
установил: | |||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратился Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - заявитель, комитет) с заявлением о признании незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (далее - ответчик, управление) от 18.12.2018 № 28/999/001/2018-28375, № 28/999/001/2018-28377 о приостановлении государственной регистрации. Кроме того, просит суд обязать ответчика зарегистрировать договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 10.12.2018 № 54701, заключенный между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ФИО1, ФИО2, в интересах которой действует мать ФИО1, ФИО4, в интересах которой действует законный представитель ФИО3.
Заявленные требования приняты к рассмотрению, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» (далее – МКУ «БГАЖЦ»), назначено судебное заседание на 04.04.2019, затем отложено на 30.04.2019, о чем вынесено протокольное определение.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражала по доводам представленного суду ранее письменного отзыва.
ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались судом по правилам статьи 123 АПК РФ, судебная корреспонденция, направленная в адреса третьих лиц, дважды возвращена почтовым органом за истечением срока хранения, при этом соблюдены Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденные приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 № 423-п.
Представители МКУ «БГАЖЦ» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, согласно представленного ранее письменного отзыва на заявление, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании статьей 123 и 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Представленными сторонами доказательствами судом установлены следующие обстоятельства спора.
Постановлением администрации города Благовещенска от 07.12.1995 № 2467 за несовершеннолетними ФИО7 и ФИО8 закреплена жилая площадь по адресу: <...>.
Постановлением мэра города Благовещенска от 31.05.2002 № 1215 ФИО9, проживающей в квартире № 2 по ул. Красноармейская, 16 «А» на состав семьи 4 человека предоставлена без открытия отдельного лицевого счета освободившаяся квартира № 1 по указанному адресу.
Из справки муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплутационного предприятия № 1 от 23.05.2002 № 5353/5 следует, что ФИО1 включена в состав семьи ФИО9
19.07.2018 МУ «БГАЖЦ» от ФИО1 поступило заявление с просьбой о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <...> (ранее дом 16 «А»), кв. 1, 2.
29.08.2018 между МКУ «БГАЖЦ» и ФИО1 заключен договор социального найма указанного выше жилого помещения № 209, согласно которого совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 – дочь, ФИО4 – сестра.
26.11.2018 в связи с изменением площади жилого помещения - квартиры № 1, 2 между МКУ «БГАЖЦ» и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения № 209/1.
10.10.2018 в комитет через МАУ «МФЦ г. Благовещенска» от ФИО1, ФИО2, ФИО4, в интересах которой действует ФИО3 поступило заявление о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в долевую собственность (равных долях).
10.12.2018 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ФИО1, ФИО2, в интересах которой действует мать ФИО1, ФИО4, в интересах которой действует законный представитель ФИО3, заключен договор на безвозмездную передачу поименованного выше жилого помещения в собственность граждан № 54701.
По условиям договора от 10.12.2018 № 54701 в общую долевую собственность ФИО1, ФИО2, ФИО4 передается жилое помещение, общей площадью 44,0 кв.м, жилой площадью 28,6 кв.м, по адресу: <...>.
13.12.2018 комитет в рамках своих полномочий, обратился в МФЦ г. Благовещенска с пакетом документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Уведомлениями от 18.12.2018 № 28/999/001/2018-28375, № 28/999/001/2018-28377 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области сообщено о приостановлении государственной регистрации в виду того, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, а именно представленный на регистрацию договор от 10.12.2018 № 54701 не свидетельствует о возникновении права общей долевой собственности на квартиру № 1 по адресу: <...>, и квартиру № 2 по адресу: <...> соответственно, правоустанавливающие документы не представлены. Кроме того, по состоянию на 18.12.2018 Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о постановке на кадастровый учет жилого помещения, общей площадью 44,0 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м. по адресу: <...>.
Полагая, что договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 10.12.2018 № 54701 подлежит государственной регистрации, поскольку оснований для приостановления государственной регистрации у ответчика не имелось, комитет обратился в суд с заявлением о признании названных уведомлений незаконными.
Оценив представленные доказательства и фактически обстоятельства дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд, исследовав в совокупности представленные доказательства, считает, что оспариваемый уведомления от 18.12.2018 № 28/999/001/2018-28375, № 28/999/001/2018-28377 о приостановлении государственной регистрации не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы не только заявителя, но и третьих лиц – граждан в виду следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
На основании части 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ.
К заявлению государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 235 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается по решению собственника в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном Законами о приватизации.
Приватизация муниципального и государственного жилищного фонда регулируется Федеральным законом №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее - Закон о приватизации). Данным законом регулируются отношения по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статей 1 и 2 Закона о приватизации следует, что право на приватизацию муниципального жилого помещения приобретают те граждане, которые проживают в данных помещениях на условиях социального найма.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и статьи 1, статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2006 № 6-П следует, что гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Согласно материалам дела, в виду наличия решения собственника жилых помещений - администрации города Благовещенска, семья ФИО9 (бабушка основанного нанимателя - ФИО1) приобрела права пользования жилыми помещениями – квартирами № 1, 2 по ул. Красноармейской, 16/1 г. Благовещенска Амурской области. Следовательно, у ФИО1 в установленном законом порядке возникло право пользования жилыми помещением квартирой № 1, 2 по ул. Красноармейская, 16/1, о чем между 29.08.2018 между МКУ «БГАЖЦ» и ФИО1 заключен договор социального найма указанного выше жилого помещения № 209, согласно которого совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 – дочь, ФИО4 – сестра. Кроме того, в связи с изменением площади жилого помещения - квартиры № 1, 2 между МКУ «БГАЖЦ» и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения № 209/1 от 26.11.2018.
На основании изложенного, в соответствии с Законом о приватизации ФИО1 обоснованно обратилась в комитет с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения.
В силу пункта 2.7.2 Административного регламента администрации города Благовещенска «Заключение договора на безвозмездную передачу жилого помещения муниципального жилищного фонда города Благовещенска в собственность граждан», утвержденного постановлением администрации города Благовещенска от 03.08.2011 № 3379 установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан, а именно:
- жилое помещение не подлежит приватизации в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
- жилое помещение не числится в реестре муниципальной собственности;
- не представлены документы, необходимые для заключения договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан, указанные в п. 2.5.1 Регламента;
- вынесено решение суда, делающее невозможным заключение договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан.
В виду отсутствия поименованных выше оснований отказа в заключении договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан, 10.12.2018 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ФИО1, ФИО2, в интересах которой действует мать ФИО1, ФИО4, в интересах которой действует законный представитель ФИО3, заключен договор на безвозмездную передачу поименованного выше жилого помещения в собственность граждан № 54701, по условиям которого в общую долевую собственность ФИО1, ФИО2, ФИО4 передается жилое помещение, общей площадью 44,0 кв.м, жилой площадью 28,6 кв.м, по адресу: <...>.
Поскольку у ФИО1, ФИО2, ФИО4 возникло право на приватизацию указанного выше жилого помещения, договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) собственность граждан № 54701 от 10.12.2018 в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ подлежит государственной регистрации.
В связи с указанным, у ответчика отсутствовали основания в приостановлении государственной регистрации спорного жилого помещения, в том числе по мотивам того, что занимаемое гражданами по договору социального найма жилое помещение (квартира № 1, 2) не является единым объектом (единым объектом технического и кадастрового учета) противоречит положениям Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 07.07.1991 № 1541-1.
Таким образом требования заявителя суд полагает обоснованными, а управление, в нарушение части 1 статьи 65 АПК, не доказало, что оспариваемые ненормативные акты (уведомления о приостановлении государственной регистрации) соответствуют закону и иному нормативному правовому акту, а также не нарушили права и законных интересов заявителя и иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ требования заявителя подлежат удовлетворению, а уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области от 18.12.2018 № 28/999/001/2018-28375, № 28/999/001/2018-28377 о приостановлении государственной регистрации, - признанию недействительными.
Поскольку уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области от 18.12.2018 № 28/999/001/2018-28375, № 28/999/001/2018-28377 являются незаконными, суд полагает необходимым, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области осуществить действия по государственной регистрации договора на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 10.12.2018 № 54701, заключенный между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ФИО1, ФИО2, ФИО4.
Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заявителя удовлетворить, признать незаконными, как не соответствующими Федеральному закону от 13.02.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области от 18.12.2018 № 28/999/001/2018-28375, № 28/999/001/2018-28377 о приостановлении государственной регистрации.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области осуществить действия по государственной регистрации договора на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 10.12.2018 № 54701, заключенный между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ФИО1, ФИО2, в интересах которой действует мать ФИО1, ФИО4, в интересах которой действует законный представитель ФИО3.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Ю.К. Белоусова