ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8089/2023 от 09.11.2023 АС Амурской области

20002/2023-107426(6)




Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск Дело № А04-8089/2023  “ 09 “ ноября 2023 г.  Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава 

Игоревича,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление индивидуального  предпринимателя Прищепова Александра Николаевича (ОГРНИП 309790110700039;  ИНН 790153143926) 

к территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Амурской  области МТУ Ространснадзора по ДФО 

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,  установил: 

в Арбитражный суд Амурской области из Благовещенского районного суда  Амурской области по подсудности переданы материалы по жалобе индивидуального  предпринимателя Прищепова Александра Николаевича (далее – заявитель) на  постановление государственного инспектора территориального отдела государственного  автодорожного надзора по Амурской области МТУ Ространснадзора по ДФО  Борисовой О.О. от 18.05.2023 № 2327/Ц по делу об административном правонарушении,  предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

В обоснование требований заявитель указал, что с вменяемым ему правонарушением  не согласен в полном объеме. Заявитель также указал на нарушение процессуальных норм  при производстве по делу об административном правонарушении. 

Определением от 01.09.2023 на основании пункта 4 части 1 статьи 227  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. 

В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на  официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки  для представления доказательств и отзыва на заявление (до 25.09.2023), а также  документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в  обоснование своей позиции (до 17.10.2023). 

Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке  упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ

Для доступа к материалам дела на информационном ресурсе "Картотека  арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код: 


На основании части 5 статьи 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного  производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. 

После истечения установленных сроков дело рассмотрено судом по существу по  имеющимся в материалах дела доказательствам, 31.10.2023 вынесено решение в виде  резолютивной части по правилам статьи 229 АПК РФ

В соответствии со статьей 229 АПК РФ, а также с разъяснениями Пленума  Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 39 постановления от  18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» арбитражный суд  принявший решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства,  составляет мотивированное решение по заявлению лиц, участвующих в деле. 

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. 

Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1  зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей  за основным государственным регистрационным номером индивидуального  предпринимателя 309790110700039, ИНН <***>. 

В ходе осуществления рейда 22.03.2023 на основании решения о проведении  постоянного рейда от 09.01.2023 № Р-11 сотрудником территориального отдела  государственного автодорожного надзора по Амурской области МТУ Ространснадзора по  ДФО установлено, что 22 марта 2023 года в 06 часов 30 минут в г. Циолковский  Свободненского района Амурской области ИП ФИО1 выпустил на линию  транспортное средство категории М3 (автобус) ЛИАЗ 525623 государственный  регистрационный номер <***> под управлением ФИО2 для перевозки  пассажиров по заказу (работников АО «КРОКУС» в количестве 44 человек) по маршруту  «Вахтовый поселок - Аэропорт» (путевой лист № 44 от 22.03.2023 оформлен от ИП  ФИО1) без тахографа. 

Кроме того, установлено, что 22 марта 2023 года в 07 часов 26 минут на автодороге  «Циолковский – Чагоян» Свободненского района Амурской области ИП ФИО1  осуществлял перевозку пассажиров по заказу (работников АО «КРОКУС» в количестве 44  человек) транспортным средством категории М3 (автобусом) ЛИАЗ 525623  государственный регистрационный номер <***> под управлением ФИО2 по маршруту «Вахтовый поселок - Аэропорт» (путевой лист № 44 от 22.03.2023  оформлен от ИП ФИО1) с нарушением требований о проведении в  установленном порядке предрейсового контроля технического состояния транспортных  средств: 


По результатам рейда составлен акт постоянного рейда № 559 от 22.03.2023.

Извещением от 24.04.2023 № 559-ИП ИП ФИО1 уведомлен о дате, месте и  времени составления протокола по делу об административном правонарушении (согласно  списку внутренних почтовых отправлений № 60 от 26.04.2023 отправление имеет  почтовый идентификатор 80102483420507. Письмо возвращено отправителю в связи с  истечением срока хранения 10.05.2023). 

Протокол направлен в адрес ИП ФИО1 19.05.2023, что подтверждается  списком внутренних почтовых отправлений № 271 от 19.05.2023. Отправление получено  27.05.2023. 

Постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Амурской области МТУ  Ространснадзора по ДФО от 18.05.2023 № 2327/Ц ИП ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в сумме 15 000 рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, ИП ФИО1 15.06.2023 обратился с жалобой на постановление в Благовещенский районный суд  Амурской области, в которой просил названное постановление отменить, производство по  делу об административном правонарушении прекратить. 

Определением Благовещенского районного суда Амурской области от 21.08.2023 по  делу № 12-67/2023 жалоба индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление государственного инспектора ТОГАДН по АО МТУ  Ространснадзора по ДФО от 18 мая 2023 года № 2327/Ц по делу об административном  правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении  индивидуального предпринимателя ФИО1 направлена по  подсудности для рассмотрения в Арбитражный суд Амурской области. 

Согласно взаимосвязанным положениям части 3 статьи 113, части 6 статьи 114,  части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа  о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный  суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В сроки,  исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если заявление, жалоба, другие  документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган  либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня  процессуального срока, срок не считается пропущенным. 

Материалами дела подтверждено, что оспариваемое постановление было направлено  предпринимателю по регистрации заказным письмом с почтовым идентификатором   № 80096784188801, которое получено предпринимателем 27.05.2023, о чем  свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления. 

Обратившись в суд с жалобой 06.06.2023, предприниматель не пропустил срок для  обжалования постановления (жалоба направлена в суд посредством почтовой связи  06.06.2023, что подтверждается штемпелем «Почты России»). 

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и  обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих  полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение,  устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной  ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также  иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не связан доводами, 


содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.  Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле,  оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд  пришел к следующему. 

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного  средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве  предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением  установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к  использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на  линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями, связанными с  управлением транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на  транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с  нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации  требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после  выпуска на линию транспортного средства. 

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории  Российской Федерации определены в Законе № 196-ФЗ. 

В соответствии с п.п. 1. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О  безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных  средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность  дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих  в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев  транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. 

Согласно абзацу 9 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О  безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные  предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,  связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные  средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную,  некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения  транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств  (тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных  средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их  использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке,  определяемом Правительством Российской Федерации. 

Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств,  порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования,  обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами  транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды  сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами  указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012  года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими  транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правила  их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что: 

требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств,  правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются 


Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной  службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел  Российской Федерации; 

порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается  Министерством транспорта Российской Федерации. 

Во исполнение вышеуказанных нормативных предписаний Министерством  транспорта Российской Федерации изданы приказы от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении  требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов  транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и  контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» и от 26.10.2020   № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». 

Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем  транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии  с правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства,  утвержденными Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с  пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213,  учтены федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" в  перечне сведений о мастерских (пункт 2 Порядка N 438). 

В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к приказу № 440 «Категории и виды  транспортных средств, оснащаемых тахографами» оснащению тахографами подлежат в  том числе транспортные средства категории М2 и М3(за исключением транспортных  средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые  юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 

Согласно Приложению № 3 к Приказу Министерства транспорта Российской  Федерации от 28.10.2020 № 440 использование тахографов должно осуществляться:  водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством  отдыха, режимов труда и отдыха; владельцами транспортных средств - в целях контроля  работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления  транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха; в тахографе  должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия, контролера,  соответствующие Требованиям, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в  перечне сведений о моделях карт, водителю должна передаваться одна карта водителя. 

Владельцы транспортных средств должны:

- обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому  обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в  мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о  мастерских; 

- обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства  по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа. 

Материалами административного производства подтверждено, что индивидуальный  предприниматель ФИО1 22 марта 2023 года в 06 часов 30 минут в  г. Циолковский Свободненского района Амурской области выпустил на линию  транспортное средство категории М3 (автобус) ЛИАЗ 525623 государственный  регистрационный номер <***> под управлением ФИО2 для перевозки  пассажиров по заказу (работников АО «КРОКУС» в количестве 44 человек) по маршруту  «Вахтовый поселок- Аэропорт» (путевой лист № 44 от 22.03.2023 оформлен от ИП  ФИО1) без тахографа. 

В рассматриваемом случае вина индивидуального предпринимателя ФИО1 заключается в том, что им не были приняты все зависящие от  него меры по исполнению возложенных на него обязанностей по обеспечению  безопасности дорожного движения в части оснащения принадлежащего ему  транспортного средства тахографом, при той степени заботливости и осмотрительности, 


которая от него требовалась, что является нарушением ст. 20 Федерального закона от  10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1 Категорий и видов  транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденных приказом Минтранса  Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам,  устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств,  оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы  тахографов, установленных на транспортные средства», пп. 2 п. 1, п. 13 Правил  использования тахографов, установленных на транспортные средства, утверждённых  приказом Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам,  устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств,  оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы  тахографов, установленных на транспортные средства», что также образует состав  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ

Указанные факты подтверждаются материалами дела, в том числе актом  постоянного рейда № 559 от 22.03.2023, протоколом осмотра от 22.03.2023, протоколом  инструментального обследования от 22.03.2023, протоколом опроса ФИО2 от  22.03.2023, протоколом об административном правонарушении № 2327/Ц от 16.05.2023. 

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. 

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не  установил объективных причин, препятствовавших соблюдению  ИП ФИО1 требований законодательства в области безопасности дорожного  движения. 

Доказательств невозможности соблюдения указанных требований  предпринимателем в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог  предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и  осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. 

Суд полагает, что вступая в рассматриваемые правоотношения, предприниматель  должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о  существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, регулирующего спорные  правоотношения, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть использовать все  необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени  заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего  исполнения своих обязанностей и требований закона. 

Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах  установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной  ответственности. 

Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд  находит ее соблюденной. 

Заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте  составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16  КоАП РФ, а также о времени и месте рассмотрения административного материала  министерством. Протокол об административном правонарушении и оспариваемое  постановление по форме и содержанию соответствуют требованиям статьей 28.2, 29.10  КоАП РФ

Полномочия должностного лица на составление протокола судом проверены.

Вопреки доводам заявителя по акту постоянного рейда № 559 от 22.03.2023,  административного расследования по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ не проводилось,  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ не выносилось, в связи с чем не направлялось  ИП ФИО1 


По акту постоянного рейда № 559 проводилось административное расследование по  ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ на основании определения о возбуждении дела об  административном правонарушении, проведении административного расследования и  истребовании сведений от 31.03.2023, по ч. 2 ст.11.23 КоАП РФ определение о  возбуждении дела об административном правонарушении, проведении  административного расследования и истребовании сведений не выносилось. 

Довод о том, что ИП ФИО1 не был должным образом уведомлен о дате,  времени и месте составления протокола об административном правонарушении,  предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ не может быть принят во внимание, так как  опровергается материалами дела. 26.04.2023 ИП ФИО1 было направлено  заказным письмом с уведомлением извещение № 559-ИП от 24.04.2023 о составлении  протоколов и о рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе и  по ч. 2 ст.11.23 КоАП РФ, в котором указаны дата и время составления данного протокола  - 16 мая 2023 года в 09 часов 20 минут и рассмотрения данного дела - 18 мая 2023 года в  14 часов 40 минут ( № 80102483420507). 

Кроме того, по просьбе самого ИП ФИО1 он был извещен о месте и  времени составления протокола по делу об административном правонарушении  посредством телефонного звонка на номер 8-914-402-82-96. Звонок произведен 15.05.2023  в 10 час. 00 мин. со служебного телефона ТОГАДН по АО МТУ Ространснадзора по ДФО  99-00-29 и принят лично ФИО1, что подтверждается телефонограммой от  15.05.2023. 

Довод жалобы о том, что государственным инспектором ФИО3 не  рассмотрены ходатайства, заявленные ФИО1 24.04.2023, опровергается  материалами дела. 

ИП ФИО1 28.03.2023 в 14 часов 40 минут был ознакомлен со всеми  материалами, относящимися к акту постоянного рейда № 559 от 22.03.2023, о чем в  материалах дела имеется написанное ИП ФИО1 заявление с пометкой «с  материалами дела ознакомлен, изготовлены фотокопии документов». 

Судом установлено, что ходатайство ИП ФИО1 от 24.02.2023 (вх. № 735)  о передаче дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23  КоАП РФ, в орган по территориальному нахождению ИП ФИО1, а именно в  <...>, административным органом не  рассмотрено. 

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых  вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об  административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП  РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного  органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ)  либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные  нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне,  полно и объективно рассмотреть дело. 

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые  данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при  рассмотрении дела. 

Исследовав в полном объеме материалы дела об административном  правонарушении, суд пришел к выводу о том, что не рассмотрение территориальным  отделом государственного автодорожного надзора по Амурской области МТУ  Ространснадзора по ДФО указанного ходатайства не повлекло неблагоприятных  последствий для ИП ФИО1 при рассмотрении дела. Данное процессуальное  нарушение не носит существенного характера и не явилось препятствием для 


всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела уполномоченным лицом  уполномоченного государственного органа. В связи с чем данное процессуальное  нарушение не может являться основанием для признания незаконным и отмены  оспариваемого постановления административного органа. 

Определением от 01.09.2023 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке  упрощенного производства суд предложил заявителю представить видеозапись, которую  он ходатайствовал приобщить к материалам административного производства (в  ходатайстве от 24.02.2023 № 735). ИП ФИО1 указанная видеозапись в  материалы дела не представлена. 

Обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным и  освобождения предпринимателя от административной ответственности в соответствии со  статьей 2.9 КоАП РФ, не установлено. 

В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике  при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при  рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о  привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения,  суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях,  принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене. 

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как  малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится  применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. 

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской  Федерации от 24.03.2005 № 5 малозначительным административным правонарушением  является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава  административного правонарушения, но с учетом характера совершенного  правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших  последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных  правоотношений. 

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным  отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий  правонарушения, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя  к исполнению своих публично-правовых обязанностей при осуществлении экономической  деятельности. 

Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое  предусмотрена частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, нарушает требования в области  законодательства о безопасности дорожного движения, соблюдение которого является  обязанностью каждого участника данных правоотношений, то вмененное заявителю  правонарушение не может быть признано малозначительным. 

Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке  части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду несоблюдения условий, предусмотренных частью 1  статьи 4.1.1, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд не выявил. 

Несмотря на отсутствие существенных процессуальных нарушений при  производстве по делу об административном нарушении, влекущих безусловную отмену  оспариваемого постановления, суд пришел к выводу о том, что постановление от  18.05.2023 № 2327/Ц подлежит признанию незаконным и отмене в связи со следующим. 

Вступившим в силу с 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ "О  внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных  правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 6, в соответствии с которой,  если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе 


осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля  выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые  предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса  либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях,  при назначении административного наказания за совершение указанных  административных правонарушений применяются правила назначения  административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи. 

Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия  (бездействия), содержащего составы административных правонарушений,  ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей)  настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же  судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах  санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие  (бездействие), более строгого административного наказания. 

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 2  настоящей статьи, административное наказание назначается: 

Согласно абзацу 9 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005   № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если из  протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований  для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ,  то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в  одном производстве с вынесением одного постановления. 

Из материалов дела следует, что поводом для возбуждения дел об  административных правонарушениях и составления протоколов об административных  правонарушениях послужило одно контрольное мероприятие – постоянный рейд от  22.03.2023. Результаты контрольного мероприятия оформлены актом постоянного рейда   № 559 от 22.03.2023. 

Постоянный рейд проводится в рамках федерального государственного контроля  (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и  дорожном хозяйстве на предмет соблюдения обязательных требований нормативных  правовых актов в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. 

Результаты послужили основанием для составления в отношении ИП ФИО1 двух протоколов об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения  которых территориальным отделом государственного автодорожного надзора по  Амурской области МТУ Ространснадзора по ДФО вынесено два постановления о  привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 ст. 11.23  КоАП РФ (от 18.05.2023 № 2327/Ц) и по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ (от 18.05.2023   № 2326/Ц). 

Таким образом, поскольку административные правонарушения, совершенные  ИП ФИО1, выявлены в рамках в рамках одного контрольного мероприятия – 


рейда от 22.03.2023 (акт № 559), на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ  административное наказание индивидуальному предпринимателю должно быть назначено  в пределах санкции ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ (то есть в пределах санкции, при применении  которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном  выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение  административного наказания в виде административного штрафа). 

Санкция ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного  штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч  рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей. 

Примечанием к данной статье установлено, что за административные  правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут  административную ответственность как юридические лица. 

Постановлением от 18.05.2023 № 2326/Ц к ИП ФИО1 санкция части 3  статьи 12.31.1 КоАП РФ применена в максимальном размере – 30 000 руб. 

Судом установлено, что в Арбитражном суде Амурской области на рассмотрении  находилось дело А04-8088/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя  ФИО1 к территориальному отделу государственного  автодорожного надзора по Амурской области МТУ Ространснадзора по ДФО об  оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.  Резолютивной частью решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного  производства от 31.10.2023, в удовлетворении требования о признании незаконным и  отмене постановления от 18.05.2023 № 2326/Ц по делу об административном  правонарушении о привлечении ИП ФИО1 к  ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи  12.31.1 КоАП РФ отказано. 

Таким образом, в силу части 6 статьи 4.4. КоАП РФ, назначение наказания в размере  30 000 руб. должно быть признано наказанием за оба допущенных административных  нарушения, включая административное нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.23 КоАП  РФ, рассматриваемое в рамках настоящего дела. 

При изложенных обстоятельствах назначение отдельного наказания в виде 15 000  руб. постановлением от 18.05.2023 № 2327/Ц противоречит положениям ст. 4.4. КоАП РФ,  что указывает на необходимость признания данного постановления незаконным и его  отмены. 

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается. 

На основании Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 229 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил: 


В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение  вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной  жалобы. 

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не  изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом  апелляционной инстанции. 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции  через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть  подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте  арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru. 

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства  информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить  соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда  http://6aas.arbitr.ru. 

Судья В.И. Котляревский