Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-8114/2018 | ||||||
апреля 2019 года | изготовление решения в полном объеме | |||||||
резолютивная часть | ||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Ю.К. Белоусовой, | ||||||||
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Скрастиной И.С., | ||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки» города Свободного (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным предписания, третье лицо: муниципальное казенное учреждение «Стройсервис» города Свободного (ОГРН <***>, ИНН <***>), | ||||||||
при участии в заседании: от заявителя – не явились, извещены; от ответчика – ФИО1, действующая по доверенности от 15.05.2019, предъявлено удостоверение; от третьего лица – не явились, извещены, | ||||||||
установил: | ||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки» города Свободного (далее - заявитель, учреждение, МАУ «ЦСП» г. Свободного) с заявлением об оспаривании предписания Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, управление, УФК по Амурской области) от 02.07.2018 № 23-23-09-33.
Определением от 03.10.2018 требования приняты к рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), назначено предварительное судебное заседания на 01.10.2018, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное казенное учреждение «Стройсервис» города Свободного (далее – третье лицо, МУК «Стройсервис» г. Свободного).
Определением от 03.10.2018 судом удовлетворено ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер, действие и дальнейшее исполнение предписания Управления Федерального казначейства по Амурской области от 02.07.2018 № 23-23-09/33 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу № А04-8114/2018.
В предварительном судебном заседании 01.10.2018 суд применил правила части 4 статьи 137 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании в общем порядке, открыто судебное разбирательство, затем отложил его на 04.12.2018, о чем вынесено соответствующее протокольное определение.
Определением от 04.12.2018 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов, принятых Арбитражным судом Амурской области по делам №№ А04-6824/2018, А04-6825/2018, А04-6826/2018, А04-6827/2018.
Определением от 25.02.2019 назначить судебное заседание на 26.03.2019 по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу № А04-8114/2018.
Определением от 26.03.2019 производство по настоящему делу возобновлено, назначено судебное разбирательство на 24.04.2019.
Представитель учреждения в судебное заседание не явились, извещены, каких либо ходатайств процессуального характера не поступало.
Ответчик настаивала на рассмотрении требований по существу.
Суд, на основании пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ рассмотрел требования заявителя по существу в его отсутствие.
Участвуя в судебных заседаниях ранее истец на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что денежные средства израсходованы на предусмотренные цели – благоустройство парков и скверов. Полагал, что невыполнение работ, предусмотренных дизайн-проектом не может свидетельствовать о нецелевом характере использования бюджетных средств, в виду чего оспариваемое предписание является незаконным.
Представитель управления против удовлетворения требований заявителя возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Кроме того, полагала, что одним из условий предоставления федеральных средств являлось наличие разработанного и утвержденного надлежащим образом дизайн-проекта, предусматривающего перечень работ по благоустройству парка. Работы надлежало выполнить до конца 2017 года. Следовательно, выделенные субсидии из федерального бюджета могли быть использованы исключительно на выполнение тех видов работ, которые были предусмотрены дизайн-проектом. По результатам общественных слушаний постановлением администрации г. Свободного от 27.06.2017 № 1063 утвержден дизайн-проект благоустройства городского парка, который предусматривал установку следующих элементов благоустройства: селфи-пойнта, мобильного туалета, большой детской песочницы с клумбами и лавочками, детских горок, уличных тренажеров, детского ролликодрома, воркаутов (турников), беседки с мостиком для молодоженов, сцены металлическим с покрытием из долговечной террасной доски, подсветки центральной аллеи. Вместе с тем, предусмотренные дизайн-проектом работы в полном объеме не выполнены. Напротив, выполнены и оплачены работы, не предусмотренные дизайн-проектом. Средства субсидии, выплаченные за счет средств федерального бюджета, в сумме 2 216 501,66 руб. израсходованы на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным документами, являющимися правовым основанием для предоставления указанных средств, что в силу положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается нецелевым использованием бюджетных средств. В виду чего полагает оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще, явку своих представителей не обеспечило, позиции по рассматриваемому делу суду не представило, каких-либо ходатайств не заявило.
На основании статьи 123, 156 АПК РФ суд провел судебное разбирательство в отсутствие не явившегося третьего лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки» города Свободного зарегистрировано 20.12.2006 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: <...> Октября, 95, каб. 3. Законным представителем учреждения является директор ФИО2
На основании приказа от 17.04.2018 № 166 управлением проведена плановая выездная проверка учреждения по вопросам соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городского парка).
16.05.2018 сотрудниками управления в присутствии представителей учреждения произведен осмотр и выборочная проверка поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для проведения мероприятий по содействию обустройства мест массового отдыха населения (городского парка) за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджету муниципального образования.
В ходе осмотра установлены факты неполного выполнения работ, предусмотренных дизайн-проектом благоустройства городского парка, а именно отсутствуют: мобильный туалет, уличные тренажеры, детский ролликодром, подсветка центральной аллеи, сцена металлическим с покрытием из долговечной террасной доски (вместо которой выполнены работы по обустройству летнего кинотеатра), урна металлическая опрокидывающаяся, карусель с рулем, деревянное ограждение для благоустройства территории, на которой распложены большая детская песочница с клумбами и лавочками. Кроме того, в секторе, где находится площадка для скейтодрома, отсутствуют следы посадки газонов партерных, мавританских и обыкновенных, а в секторе, где находится металлический арочный мостик для молодоженов, отсутствуют следы посадки газонов партерных, мавританских и обыкновенных.
Результаты осмотра зафиксированы в акте от 16.05.2018.
В ходе проведения проверки управлением установлено следующее:
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.7 МДС35-1У, пункта 1.2 договора подряда 23.08.2017 № 259, неправомерно приняты и оплачены, работы по изготовлению и установке детской песочницы в парке города Свободного, на сумму 794,00 рубля, в связи с завышением сметной стоимости работ, завышении цены за единицу выполненной работы, приобретенного товара;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пункта 4.7 МДС35-1У, пунктов 1.2, 1.3, 2.2, 7.1 договора подряда от 14.09.2017 № 274, неправомерно приняты и оплачены фактически невыполненные работы, а также работы с завышенной сметной стоимостью по устройству клумбы и песочницы на детской площадке в парке города Свободного на общую сумму 51 246,56 рублей;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пункта 4.7 МДС35-1У пунктов 1.2, 1.3, 2.2, 7.1 договора подряда от 14.09.2017 № 273, неправомерно приняты и оплачены завышенные объемы работ, работы по завышенной сметной стоимости и с завышением цены за единицу выполненной работы по благоустройству детской площадки в парке города Свободного на общую сумму 73 242,00 рублей;
- в нарушение 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пунктов 1.2, 2.5, Договора от 01.08.2017 № 253, неправомерно приняты и оплачены фактически не выполненные работы на поставку круглой скамьи в парке города Свободного, а именно по установке урны металлической опрокидывающейся в количестве 1 шт. на сумму 2 704,27 рублей;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пункта 4.7 МДС35-1У, пунктов 1.2, 1.3, 2.2, 7.1 договора подряда от 07.08.2017 № 255, неправомерно приняты и оплачены невыполненные работы, завышенные объемы работ, а также работы с завышенной сметной стоимостью на общую сумму 52 633,00 рубля;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пунктов 1.2, 1.3, 2.2 договора подряда от 28.06.2017 № 241 неправомерно приняты и оплачены фактически не выполненные работы по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную на сумму 1 187,53 рублей;
- в нарушение 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2„ пунктов 1.2, 1.3, 2.2, 7.1 договора подряда от 05.07.2017 № 245 неправомерно приняты и оплачены фактически не выполненные работы по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную на сумму 9 510,30 рублей;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пункта 4.7 МДС35-1У, по договору от 26.09.2017 № 293 неправомерно приняты и оплачены работы по завышенной сметной стоимости в сумме 78 410,00 рублей;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пункта 4.7 МДС35-1У, по договору от 14.09.2017 № 276 неправомерно приняты и оплачены работы по изготовлению конструкции для сцены летнего кинотеатра в парке города Свободного на сумму 3 005,00 рублей, выразившиеся в завышении сметной стоимости;
- в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 01.01.2017 № 2, пункта 4.7 МДС35-1У, пунктов 1.2, 1.3, 2.2, 7.1 договора от 14.09.2017 № 278 неправомерно приняты и оплачены невыполненные работы, завышенные объемы работ, а также работы с завышенной сметной стоимостью на общую сумму 3 945,00 рублей.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 28.05.2018, который со стороны проверяемого лица подписан директором учреждения.
02.07.2018 по итогам рассмотрения материалов проверки УФК по Амурской области вынесено учреждению предписание № 23-23-09/33, которым с описанием событий выявленных нарушений и нарушенных норм права приведены допущенные нарушения, а именно нецелевое и неправомерное использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия из федерального бюджета). Предписано принять меры, в установленном законом порядке к возврату средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия из федерального бюджета), в сумме 2 216 501,66 рублей в доход соответствующего бюджета, с целью перечисления их в доход федерального бюджета на основании Правил предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2017 № 101. Срок исполнения предписания - в течение 90 календарных дней со дня его получения.
Не согласившись с выданным предписанием учреждение оспорило его в Арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства и фактически обстоятельства дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту, и нарушение указанным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Полномочия УФК по Амурской области на проведение проверки, ее основания, процедура, а также закрепление полученных результатов и вынесение оспариваемого предписания судом проверены, установлено их соблюдение. При проведении проверки, а также вынесении предписания права юридического лица соблюдены.
Согласно требованиям заявителя в просительной части, учреждение оспаривает предписание № 23-23-09/33 от 02.07.2018 в полном объеме, тогда как в самом исковом заявлении приводит доводы о несогласии с пунктами 1, 2, 3 и 4 предписания. В связи с этим суд рассматривает выданное предписание в полном объеме.
Так, пунктом 1 оспариваемого предписания установлено нецелевое использование средств в размере 450 000,00 рублей, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия из федерального бюджета), выразившееся в оплате работ по изготовлению конструкции мест для зрителей летнего кинотеатра в парке города Свободного, не предусмотренных дизайн-проектом, утвержденным постановлением администрации города Свободного от 27.06.2017 № 1063.
Пунктом 2 предписания установлено нецелевое использование средств в размере 600 385,00 рублей, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия из федерального бюджета), выразившееся в оплате работ по покрытию террасной доской площадки летнего кинотеатра в парке города Свободного, не предусмотренные дизайн-проектом, утвержденным постановлением администрации города Свободного от 27.06.2017 № 1063.
Пунктом 3 предписания установлено нецелевое использование средств в размере 789 455,00 рублей, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджете (субсидия из федерального бюджета), выразившееся в оплате работ по покрытию террасной доской мест для зрителей летнего кинотеатра в парке города Свободного, не предусмотренных дизайн-проектом, утвержденным постановлением администрации города Свободного от 27.06.2017 № 1063.
Пунктом 4 предписания установлено нецелевое использование средств в размере 99 984,00 рублей, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия из федерального бюджета), выразившееся в оплате работ за разработку проектной документации по объекту «Летний кинотеатр в Городском парке г. Свободный - разработка конструкции мест для зрителей», не предусмотренных дизайн-проектом, утвержденным постановлением администрации города Свободного от 27.06.2017 № 1063.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323 (действовало до 01.01.2018), предусматривалось выделение субсидия за счет средств федерального бюджета на содействие обустройству мест массового отдыха населения (городских парков).
Порядок, цели и условия предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) регулировались соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2017 № 101 (далее – Правила № 101).
Одним из условий выделения средств являлось заключение до 01.03.2017 соглашения о предоставлении субсидии между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (подпункт «г» пункта 4 Правил № 101).
Обязательными условиями для заключения соглашения согласно положениям пункта 9 Правил № 101 являлись, в том числе обеспечение обязательств муниципальными образованиями - получателями указанных средств:
- при наличии единственного на территории города парка, нуждающегося в благоустройстве, осуществить благоустройство такого парка, обеспечив участие граждан в выборе мероприятий по благоустройству парка путем проведения общественных обсуждений продолжительностью не менее 30 дней со дня объявления обсуждения, но не позднее 1 мая 2017 г.;
- при наличии нескольких парков на территории города, нуждающихся в благоустройстве, не позднее 15 апреля 2017 г. разработать, утвердить и опубликовать порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций о выборе парка, подлежащего благоустройству в 2017 году;
- не позднее 1 июня 2017 г. с учетом результатов общественного обсуждения принять решение о выборе парка, подлежащего благоустройству в 2017 году;
- обеспечить утверждение дизайн-проекта обустройства парка и перечня мероприятий по благоустройству парка, подлежащих реализации в 2017 году, с учетом результатов общественных обсуждений продолжительностью не менее 30 дней со дня объявления обсуждения, но не позднее 1 июля 2017 г.;
- обеспечить завершение мероприятий по благоустройству парка до конца 2017 года.
Во исполнение условий Правил № 101 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и правительством Амурской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету Амурской области из федерального бюджета на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) от 13.02.2017 № 069-08-283.
Постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452 также утверждена государственная программа Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», одной из подпрограмм которой является поддержка обустройства мест массового отдыха населения (городских парков).
В рамках реализации упомянутых выше государственных программ муниципальному образованию Амурской области г. Свободный выделены субсидии в размере 10 016 775.32 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 7 712 917 руб., за счет средств областного бюджета – 2 303 858.32 руб.
В целях реализации государственных программ в области поддержки обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) постановлением администрации города Свободного от 23.05.2017 № 805 муниципальная программа «Охрана окружающей среды и благоустройства территории г. Свободного на 2015-2020 годы» изложена в новой редакции, предусматривающей благоустройство мест массового отдыха населения. В соответствии с пунктом 4 подпрограммы I муниципальной программы определены критерии по включению общественной территории в муниципальную программу, к которым относятся:
- наличие проектно-сметной документации (чертежи, смета), дизайн-проекта благоустройства общественной территории, в который включаются чертежи, текстовое и визуальное описание предлагаемого предложения, в том числе его концепция и перечень элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на соответствующей территории;
- возможность реализации проекта в полном объеме в 2017 году.
Следовательно, по обоснованному выводу административного органа, совокупное толкование условий государственных и муниципальной программы в области благоустройства мест массового отдыха населения (городских парков) предполагает выделение финансирования за счет средств федерального бюджета исключительно на те мероприятия (товары, работы, услуги), которые включены в соответствующий дизайн-проект, который подлежит принятию, утверждению и обнародованию после проведения мероприятий по общественным слушаниям.
Материалами проверки подтверждено и заявителем не оспаривалось, что 19.05.2017 в актовом зале администрации г. Свободного, расположенном по адресу: <...> Октября, 14, состоялось собрание граждан и проведено общественное обсуждение по вопросу выбора места массового отдыха населения, подлежащего благоустройству. На обсуждение вынесено единственное предложение (проект) «Благоустройство городского парка г. Свободного», за которое участвующие проголосовали единогласно. Результаты слушаний отражены в протоколе от 19.05.2017.
Также 06.06.2017 состоялось собрание граждан и проведено общественное обсуждение по вопросу утверждения дизайн-проекта благоустройства городского парка, который утвержден единогласно. Результаты слушаний отражены в протоколе от 06.06.2017.
Постановлением администрации г. Свободного от 27.06.2017 № 1063 утвержден дизайн-проект благоустройства городского парка, который предусматривал установку следующих 10 элементов благоустройства: селфи-пойнта, мобильного туалета, большой детской песочницы с клумбами и лавочками, детских горок, уличных тренажеров, детского ролликодрома, воркаутов (турников), беседки с мостиком для молодоженов, сцены металлическим с покрытием из долговечной террасной доски, подсветки центральной аллеи. Перечень носит закрытый характер.
Денежные средства на финансирование мероприятий по благоустройству городского парка администрацией г. Свободного были перечислены отделу физкультуры и спорта администрации г. Свободного, затем, на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии от 01.01.2017 № 2 были перечислены заявителю. В частности, перечислено 7 712 917 руб. субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий по благоустройству городского парка. Эти обстоятельства также заявителем не оспаривались.
Вместе с тем, в ходе осуществления выездной проверки управлением установлен факт невыполнения условий предоставления субсидии, в том числе не выполнение работ, предусмотренных утвержденным дизайн-проектом, и выполнение работ, не предусмотренных дизайн-проектом.
Так, выявлено отсутствие мобильного туалета, уличных тренажеров, детского ролликодрома, подсветки центральной аллеи, сцены металлическим с покрытием из долговечной террасной доски, вместо которой выполнены работы по обустройству летнего кинотеатра, не предусмотренного дизайн-проектом, что нашло свое отражение в акте осмотра от 16.05.2018.
Кроме того, факт нецелевого использования использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджете (субсидия из федерального бюджета) зафиксирован актом выездной проверки от 28.05.2018, а именно:
- по договору от 14.09.2017 № 277 за выполнение работ по изготовлению конструкции мест для зрителей летнего кинотеатра в парке г. Свободного, не предусмотренных дизайн-проектом, учреждением подрядчику выплачено 450 000,00 рублей, что подтверждено платежными поручениями от 01.11.2017 № 561 и № 562 (пункт 1 предписания);
- по договору от 26.09.2017 № 296 за выполнение работ по покрытию террасной доской площадки летнего кинотеатра в парке г. Свободного, не предусмотренных дизайн-проектом, учреждением подрядчику выплачено 600 385 рублей, что подтверждено платежным поручением от 13.12.2017 № 724 (пункт 2 предписания);
- по договору от 26.09.2017 № 296 за выполнение работ по покрытию террасной доской мест для зрителей летнего кинотеатра в парке г. Свободного, не предусмотренных дизайн-проектом, учреждением подрядчику выплачено 789 455 руб., что подтверждено платежным поручением от 13.12.2017 № 723 (пункт 3 предписания);
- по договору от 25.07.2017 № 016-2 за выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Летний кинотеатр в Городском парке г. Свободный - разработка конструкции мест для зрителей», не предусмотренных дизайн-проектом, учреждением подрядчику выплачено 99 984,00 рублей, что подтверждено платежными поручениями от 02.10.2017 № 448 и от 04.10.2017 № 463 (пункт 4 предписания).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Поскольку средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, подлежали использованию только на нужды благоустройства мест отдыха населения (городского парка), предусмотренные утвержденным в установленном порядке дизайн-проектом, постольку расходование таких средств на иные цели, хотя и связанные с благоустройством, но не предусмотренные дизайн-проектом, является нецелевым использованием бюджетных средств, так как противоречит условиям предоставления субсидии, закрепленным в нормативных правовых актах и соглашениях.
В рассматриваемом случае заявителем произведено расходование 1 939 824 рубля (пункты 1-4 предписания) за счет федеральных средств на выполнение работ, которые не были предусмотрены утвержденным в установленном порядке дизайн-проектом. Иными словами, заявителем допущено нецелевое использование бюджетных средств.
В иной части предписание, как установил суд с учетом фактических обстоятельств дела, объекта проверки, выводов по ее итогам и возложенных на заявителя предписанием исполнения иных обязанностей, - предписание прав и интересов заявителя не нарушает, процессуально процедура вынесения предписания по основаниям, установленных в ходе проверки, соблюдена.
Суд отклоняет доводы заявителя о тождественности работ по обустройству металлической сцены и работ по устройству летнего кинотеатра, поскольку существо и назначение таких объектов, как и круг необходимых видов работ и материалов для этих объектов, различны.
Ссылки заявителя на последующее изменение дизайн-проекта в 2018 году не могут быть приняты во внимание, поскольку такие действия совершены за пределами выделения и расходования субсидий (2017 год), а также с нарушением установленного порядка (без проведения публичных слушание и обнародования изменений в дизайн-проект).
Более того, факты нецелевого использования средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия из федерального бюджета), подтверждены вступившими в законную силами решениями Арбитражного суда Амурской области по делам №№ А04-6824/2018, А04-6825/2018, А04-6826/2018, А04-6827/2018, которые имеют преюдиционное значение для рассматриваемого спора.
На основании изложенного оспариваемое предписание выдано УФК по Амурской области по результатам проведения плановой выездной проверки и в пределах предоставленных ему полномочий, выданное предписание не нарушило прав и законных интересов заявителя, не создало препятствий для реализации заявителем его прав и ограничений экономической деятельности.
Предписание являлось не только законным и обоснованным, но и исполнимым как по сути требований, содержащихся в нем (возврат средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета в сумме 2 216 501,66 рублей в доход соответствующего бюджета), так и по срокам их исполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку суд установил, что оспариваемые предписание УФК по Амурской области соответствуют действующему законодательству, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, - в удовлетворении требований заявителя надлежит в полном объеме отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки» города Свободного (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 02.07.2018 № 23-23-09/33, - отказать полностью.
Обеспечительную меру, примененную судом определением от 03.10.2018, отменить после вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Ю.К. Белоусова