ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8449/16 от 27.10.2016 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-8449/2016

ноября 2016 года

изготовление решения в полном объеме

«

»

октября

объявлена резолютивная часть решения

Арбитражный суд в составе судьи Курмачева Дениса Валерьевича,

при ведении протокола и протоколировании с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного  заседания Лыс К.Е.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Белогорское ремонтно-строительное» (ОГРН 1022800712142, ИНН 2804002393)

к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)

о признании решения недействительным,

третьи лица:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690),

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала ОАО «РЖД» Забайкальская железная дорога,

при участии в заседании:

от заявителя: Саморукова А.В. – по доверенности от 04.03.2014, Слепченко Т.В. – по доверенности от 27.09.2016 № 3675;

от ответчика: Савченко Е.Ю. – по доверенности от 12.04.2016 № 1586;

от ОАО «РЖД»: Александров С.А. – по доверенности от 16.10.2015;

ТУ Росимущества в Амурской области: не явилось, извещено в порядке
статьи 123 АПК РФ

установил:

в Арбитражный суда Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Белогорское ремонтно-строительное» (далее – заявитель, общество, ООО Белогорское ремонтно-строительное») с заявлением о признании недействительным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области (далее – ответчик, кадастровая палата, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области) от 29.07.2016 № Ф28/16-19789 об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Заявитель просит обязать кадастровую палату осуществить кадастровый учет объекта - подъездной железнодорожный путь общей протяженностью 220,5 метров, указанный в техническом плане, составленном на 14.12.2015 МУП «БелогорскТехИнвентаризация», расположенный по адресу: г. Белогорск Амурской области, ул. Металлургическая, 1А.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее – ТУ Росимущества в Амурской области) и открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Забайкальская железная дорога (далее – ОАО «РЖД»).

Заявленные требования обоснованы отсутствием у ответчика правовых оснований для отказа в постановке на кадастровый учет спорного объекта недвижимости. Основанием для отказа послужил факт расположения объекта недвижимости подъездной железнодорожный путь общей протяженностью 220,5 метров на части земельного участка с кадастровым номером 28:02:000000:6269, собственником которого является Российская Федерация.

Представители общества в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика по существу заявленных требований возражал по доводам своего письменного отзыва на заявление, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Представитель ОАО «РЖД» против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что подъездной железнодорожный путь общей протяженностью 220,5 метров, о постановке на кадастровый учет которого было заявлено обществом, принадлежит ОАО «РЖД» и находится на балансе Белогорской дистанции пути.

ТУ Росимущества в Амурской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом в силу статьи 123 АПК РФ. В ранее представленном в суд письменном отзыве на заявление указало, что в реестре федерального имущества числится объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 1 820 кв.м., кадастровый номер 28:02:000000:6269, расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, являющийся федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2015 № 28 АБ 081025. Указанный объект предоставлен в аренду ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Забайкальская железная дорога, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.09.2016 № 28/001/024/2016-5188. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО «РЖД» на праве собственности. Сведения о расположении на земельном участке с кадастровым номером 28:02:000000:6269 объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, у ТУ Росимущества в Амурской области отсутствуют. Плата за пользование участком производится только ОАО «РЖД».

Изучив материалы дела, выслушав доводы присутствовавших в заседании лиц, суд установил следующие обстоятельства.

25.07.2016 ООО Белогорское ремонтно-строительное» обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - подъездной железнодорожный путь общей протяженностью 220,5 метров, указанный в техническом плане, составленном на 14.12.2015 МУП «БелогорскТехИнвентаризация», расположенный по адресу: г. Белогорск Амурской области, ул. Металлургическая, 1А.

В качестве правоустанавливающего документа на указанное недвижимое имущество обществом к заявлению приложено свидетельство о собственности от 03.08.1994 № 41.

По результатам рассмотрения заявления общества ответчиком вынесено решение от 29.07.2016 № Ф28/16-19789 об отказе в осуществлении кадастрового учета упомянутого объекта недвижимости.

Оспариваемое решение мотивировано тем, что согласно заключению кадастрового инженера, объект недвижимости частично располагается на земельном участке с кадастровым номером 28:02:000000:6269, находящемся в собственности Российской Федерации. Документ, подтверждающий согласие правообладателей вышеуказанного земельного участка на установление актуальной связи между заявленным объектом капитального строительства — путь необщего пользования и земельным участком, находящимся в собственности, не представлен. Также в решении указано о том, что форма и требования к подготовке технического плана сооружения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 №  693. Пунктом 45 Требований установлено, что в строке «7» графы «3» таблицы
«Характеристики сооружения» указываются тип и значение основной характеристики
такого сооружения, которые определяются кадастровым инженером с учетом сведений,
содержащихся в документах, указанных в пункте 11 Требований: для линейных
сооружений - протяженность в метрах с точностью до 1 метра. В связи с чем на основании
п. 3 ч. 2 ст. 27 ФЗ принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Полагая, что вышеуказанное решение ответчика является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО Белогорское ремонтно-строительное» обратилось с настоящими требованиями в суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, совершения действий (бездействия), их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие таких решений, возлагается на соответствующий публичный орган власти или должностное лицо.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                               «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (статья 4 упомянутого Федерального закона).

В части 2 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости определено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона).

В состав необходимых для кадастрового учета документов входит в силу статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

Технический план в соответствие со статьей 41 Закона представляет собой документ, необходимый для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН), и указаны сведения о помещении, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет такого помещения, сведения о части или частях помещения либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о помещении, которому присвоен кадастровый номер.

В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости (часть 2 статьи 41 Закона).

Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, которые изложены в Приказе Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружений».

Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета установлены статьей 27 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Так в силу пункта 3 части 2 указанной статьи Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

Ответчиком при проверке представленных заявителем на регистрацию документов установлено, что спорный объект недвижимости согласно заключению кадастрового инженера частично располагается на земельном участке с кадастровым номером 28:02:000000:6269, находящемся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2015
№ 28 АБ 081025.

Какого-либо документа, подтверждающего согласие правообладателя вышеуказанного   земельного  участка  на  установление   актуальной   связи между заявленным объектом капитального строительства — путь необщего пользования и  земельным  участком,   находящимся   в   собственности РФ,  заявителем не представлено.

В связи с чем, ответчиком правомерно отказано в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на пункт 3 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Кроме того, заявитель в качестве доказательства наличия у него соответствующего права на подъездной железнодорожный путь общей протяженностью 220,5 метров, расположенный по адресу: г. Белогорск Амурской области, ул. Металлургическая, 1А указывает на свидетельство о собственности от 03.08.1994 № 41, выданное Комитетом по управлению имуществом города Белогорска.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу представителем ОАО «РЖД» в суд представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на подъездной путь необщего пользования,  находящийся по адресу: Амурская область, ст. Белогорск-2.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, на объект недвижимости - подъездной путь необщего пользования имеется спор о праве.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 Постановления).

На основании вышеизложенного, спор о праве на объект недвижимого имущества, заявленный обществом на регистрацию в орган кадастрового учета, не подлежит рассмотрению в рамках дела об оспаривании ненормативного правового акта.

При таких обстоятельствах, суд, установив отсутствие нарушений положений действующего законодательства при вынесении ответчиком оспариваемого решения от 29.07.2016 № Ф28/16-19789, и, как следствие, отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Государственная пошлина по делу составляет в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации 3 000 рублей.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, расходы по госпошлине в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,  180, 201 АПК РФ, суд

                                                             решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                      Д.В. Курмачев