ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8959/13 от 16.01.2014 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-8959/2013

20 января 2014 года

изготовление решения в полном объеме

16 января 2014 года

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко,

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области (ОГРН 1052800034385, ИНН 2801102086)

к

ООО «Прод Лайн» (ОГРН 1052800040567, ИНН 2801102664)

о привлечении к административной ответственности

протокол вела Е.Н. Личагина, секретарь судебного заседания;

при участии в заседании:

от заявителя – Н.И. Павонская по доверенности от 09.01.2014 № 8;

от ответчика – не явился, извещен;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее по тексту – заявитель, Роспотребнадзор) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Прод Лайн» (далее – ответчик, ООО «Прод Лайн») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление обосновано тем, что в результате проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Прод Лайн», осуществляющего деятельность по производству майонеза в производственном цехе в г. Благовещенске, ул. Набережная, 70, установлены нарушения технического регламента и обязательных требований при производстве продукции, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 11.12.2013 № 113с.

Определением суда от 18.12.2013 назначено предварительное судебное заседание. Суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

Представитель заявителя в заседании на требованиях настаивал по основаниям, отраженным в заявлении. Указал, что правонарушение выявлено в ходе плановой выездной проверки, подтверждается материалами административного дела. Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен, процесс соблюден. В действиях ответчика содержится состав вмененного административного правонарушения. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал законный представитель общества, с нарушениями согласился, о чем отражено в протоколе. Смягчающие и исключающие ответственность обстоятельства не установлены.

Ответчик в заседание не явился, возражений и запрошенных судом документов не представил, о дате и времени рассмотрения заявления извещен надлежащим образом согласно ст. 123 АПК РФ.

Дело рассматривается согласно статье 156 АПК РФ в отсутствие ответчиков.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Прод Лайн» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052800040567, ИНН 2801102664. Осуществляет выпуск майонеза в соответствии с согласованным санитарно-эпидемиологическим заключением от 19.11.2003 № 78.01.08.914.Т.007057.11.03 ТО 9143-386-00334534-2003 к ГОСТ 30004-93 «Майонезы. Общие технические условия» в производственном цехе, по адресу ул. Набережная, 70 в г. Благовещенске.

Во исполнение распоряжения от 22.10.2013 № 1167 (получено 12.11.2013 начальником кулинарного цеха Т.В. Соловьевой (удостоверение), 15.11.2013 – начальником майонезного цеха И.В. Телочкиной (удостоверение), 21.11.2013 – начальником кондитерского цеха О.Г. Самойленко (удостоверение), Роспотребнадзором в период с 11.11.2013 по 02.12.2013 проведена плановая выездная проверка помещений ООО «Прод Лайн» по адресу: в г. Благовещенске, ул. Набережная, 70, в том числе, цеха по производству майонеза.

При проведении осмотра установлено, что в нарушение пунктов 6, 7 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») (далее - ТР ТС 021/2011), статей 11, 13 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 883 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (вместе с «ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию») (деле - ТР ТС 024/2011) ООО «Прод Лайн» при производстве майонеза в помещении по адресу: в г. Благовещенске, ул. Набережная, 70, нарушаются технические регламенты и обязательные требования при производстве продукции, а именно:

конструкции помещений майонезного цеха не обеспечивают защиту от скопления грязи, образования плесени (стены помещения цеха, в котором установлена емкость 14 куб. л для хранения сырья (растительного масла), используемого в производстве майонеза, выполнены из бетонных блоков имеют глубокие выбоины из которых сыпется бетон; неоштукатуренный кирпич частично испачкан в строительном цементе и бетоне; поверхность потолка, состоящего из бетонных плит, не окрашена, имеет сырые потеки; в межпотолочных перекрытиях трещины; в местах стыков потолка и стен куски пенобетона, шифера. Потолки в помещении экспедиции готовой продукции, помещении хранения упаковочной (коробки) и потребительской тары (бидончиков под майонез) выполнены из бетонных плит, не окрашены, повсеместно в сырых потеках, плесени);

планировка и размещение производственных помещений не обеспечивает условия хранения материалов упаковки (потребительская упаковка - пакеты из полиамид-полиэтиленовой соэкструзионной трехслойной пленки под фасовку майонеза «Сырный», «Сливочный вкус», «Нежный» «Майонез Золотая серия» хранится на стеллажах в открытом виде в проходном помещении, предназначенном для сушки спецодежды и ведущем в экспедицию готовой продукции; потребительская тара (бидончики), подготовленная к передаче на фасовку майонеза через окно в фасовочный цех, хранится в мешках в открытом виде в бывшем помещении слесарной мастерской, рядом с неработающим оборудованием, грязными фрагментами двигателей, грязными ящиками, оборудованием, загрязненным отходами растительного масла);

процесс производства майонеза в цехе ООО «Прод Лайн» осуществляется в оборудовании, позволяющем визуально контролировать технологический процесс производства (по ходу технологического процесса все емкости имеют открывающиеся крышки, рядом с каждой емкостью оборудованы металлические ступеньки для контроля за процессом изготовления майонеза). Отверстие вентиляционного канала в вытяжном зонте локальной механической вентиляции, размещенном над эмульгационной емкостью, в которой происходит разведение сухих компонентов майонезной смеси, не закрыто мелкоячеистой сеткой, сам вытяжной канал грязный; над емкостями, в которых происходит дальнейшая пастеризация продукта, размещены отверстия естественных вентиляционных каналов, которые покрыты пылью, не засечены, что не исключает возможности загрязнения пищевой продукции;

в варочном цехе при наличии уклона трапов на полу застой воды (лужи); в фасовочном цехе повсеместно дефекты в покрытии пола (трещины, сколы в напольных плитах, отслойка напольных плит от поверхности пола, в стыках между напольными плитами пыль. В помещении слесарной мастерской, где на момент проверки в мешках в открытом виде хранилась тара (бидончики), подготовленная к передаче на фасовку майонеза, поверхности пола выполнены из напольной плитки, которая частично разрушена, имеет щели и выбоины в местах сколов скопление грязи, то есть поверхности пола не позволяют проводить их надлежащее мытье, дезинфекцию и дренаж воды; в помещении хранения потребительской тары (бидончики) стены покрыты керамической плиткой, имеющей трещины, сколы и выбоины, в которых скопилась пыль, через сколы осыпается штукатурка, таким образом, поверхность стен данного помещения не позволяет проводить их надлежащую мойку и дезинфекцию; на потолке варочного цеха имеются капли влаги (конденсата), то есть потолок не обеспечивает предотвращение скопления конденсата; в цехе на участке хранения сырья в наличии живые мухи, окно не имеет защитной сетки от насекомых; на двери в варочном цехе имеются дыры.

в фасовочном цехе металлические части фасовочного конвейера, на котором происходит процесс этикетирования готовой продукции, ржавые, с отслойкой окраски, т.е. не позволяющие проводить их надлежащие мойку и дезинфекцию;

в варочном цехе над открытыми емкостями, в которых происходит технологический процесс изготовления майонеза (емкостью эмульгации и разведения сухих смесей, реакторами пастеризации готовой продукции) размещены электрические кабели, заключенные в гофрированные шланги, которые по всей длине в жиру, грязных потеках и каплях, технологические конструкции по ходу технологического процесса приготовления майонеза в ржавчине, что не исключает возможность загрязнения пищевой масложировой продукции;

программа производственного контроля цеха по производству соусов и масложировой продукции, утвержденная 17.03.2011 генеральным директором ООО «Прод Лайн», разработана в отношении ассортимента выпускаемой продукции - томатной пасты, горчицы, соуса, кетчупа «Традиционного», повидла; разработана на основании документов, утративших силу в связи с вступлением в силу ТР ТС 024/2011. Программа не содержит перечней и значений контролируемых параметров, связанных с соблюдением требований к масложировой продукции - майонезу, установленных настоящим техническим регламентом; данных о мероприятиях по производственному контролю и об их периодичности в отношении майонеза; перечней и значений контролируемых параметров безопасности сырья и пищевых добавок, упаковочных материалов, готовой продукции.

По результатам проверки составлены акт от 02.12.2013 № 1292, фототаблица (акт получен 03.12.2013 генеральным директором общества Д.Г. Шалиным лично; вх. № 685 от 03.12.2013).

Извещением Роспотребнадзора от 0212.2013 (получено 03.12.2013 вх. 684 согласно штемпелю предприятия), указано о необходимости явиться 11.12.2013 законному представителю общества для дачи объяснения и составления протокола об административном правонарушении.

По факту выявленных нарушений в присутствии Л.А. Ритиной (представитель общества по доверенности от 10.06.2013), в отношении ООО «Прод Лайн» составлен протокол об административном правонарушении от 11.12.2013 № 113с, действия квалифицированы по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. В графе «объяснения нарушителя» представителем указано на согласие с замечаниями в полном объеме и устранении нарушений.

Суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Согласно статье 1 ТР ТС 024/2011, объектами технического регулирования являются масложировая продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в том числе майонез; процессы производства, хранения и перевозки масложировой продукции, связанные с требованиями к ней.

Производство пищевой масложировой продукции должно осуществляться в зданиях и производственных помещениях, соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного союза (часть 6 статьи 10 ТР ТС 024/2011).

Требования, в том числе к производству пищевой продукции, установлены ТР ТС № 021/2011, вступившие в силу 01.07.2013.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 ТР ТС № 021/2011 планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать, в том числе защиту от скопления грязи, осыпания частиц в производимую пищевую продукцию, образования конденсата, плесени на поверхностях производственных помещений.

Пунктом 7 части 1 статьи 14 ТР ТС № 021/2011 установлено, что планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья, материалов, упаковки и пищевой продукции.

Производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, в силу п. 1 ч. 2 ст. 14. ТР ТС № 021/2011 должны быть оборудованы средствами естественной и механической вентиляции, количество и (или) мощность, конструкция и исполнение которых позволяют избежать загрязнения пищевой продукции, а также обеспечивают доступ к фильтрам и другим частям указанных систем, требующим чистки или замены.

Согласно части 5 статьи 14 ТР ТС № 021/2011, части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа; поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции; потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги; открывающиеся внешние окна (фрамуги) должны быть оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых; двери производственных помещений должны быть гладкими, выполненными из неабсорбирующих материалов.

В процессе производства (изготовления) пищевой продукции должны использоваться технологическое оборудование и инвентарь, контактирующие с пищевой продукцией, которые дают возможность производить их мойку и (или) очищение и дезинфекцию (п. 2 ч. 1 статьи 15 ТР ТС № 021/2011).

Статьей 11 ТР ТС 024/2011 безопасность пищевой масложировой продукции в процессе ее производства должна быть обеспечена, в том числе содержанием производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства пищевой масложировой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой масложировой продукции.

Согласно статьи 13 ТР ТС 024/2011 для целей соответствия масложировой продукции требованиям настоящего технического регламента изготовитель масложировой продукции должен разработать программу производственного контроля за соблюдением требований настоящего технического регламента и организовать указанный контроль. Программа производственного контроля за соблюдением требований настоящего технического регламента должна содержать: перечень и значения контролируемых параметров, связанных с соблюдением требований к масложировой продукции, установленных настоящим техническим регламентом; данные о мероприятиях по производственному контролю и об их периодичности; перечень и значения контролируемых параметров безопасности сырья и пищевых добавок, упаковочных материалов, готовой продукции.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ) определено, что юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами (статья 9 Федерального закона № 29-ФЗ).

Анализ взаимосвязанных положений статей 11, 15 Федерального закона № 52-ФЗ, статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), Федерального закона № 29-ФЗ позволяет сделать вывод, что правила, устанавливающие обязательные требования к производству и реализации пищевых продуктов, направлены на обеспечение их безопасности для жизни и здоровья населения, подлежат обязательному исполнению.

Поскольку ООО «Прод Лайн» является производителем продуктов питания (в рассматриваемом случае майонеза) населению, он ответственен за соблюдение приведенных правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП. Совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как на условие реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.

Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

За совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, установлена ответственность в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства соблюдения обязательных требований действующего законодательства при производстве майонеза (товара продовольственной группы), а также доказательства, исключающие основания привлечения к ответственности, в нарушение статьи 65 АПК РФ ООО «Прод Лайн» не представило. Судом таких доказательств не установлено.

Правонарушение подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении и другими документами. Более того, ООО «Прод Лайн» с фактом правонарушения письменно согласился, о чем отражено в протоколе об административном правонарушении.

ООО «Прод Лайн» имело возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры для их соблюдения. Следовательно, наличие в действиях ООО «Прод Лайн» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является доказанным.

Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих либо отягчающих ответственность обстоятельств заявителем не представлено. Доказательства устранения выявленных нарушений обществом не представлены, в материалах дела не содержатся.

Вместе с тем, в качестве смягчающих ответственность обстоятельств судом приняты признание вины в совершении правонарушения, совершение правонарушения впервые. Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Учитывая степень вины ООО «Прод Лайн», характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, суд считает возможным применить штраф в минимальном размере согласно санкции части 1 статьи 14.43 КоАП.

При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, полномочия административного органа на составление протокола судом проверены, процедура соблюдена.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать общество с ограниченной ответственностью «Прод Лайн», зарегистрированное в Едином государственном реестре 19.04.2005 межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Амурской области, ОГРН 1052800040567, ИНН 2801102664, по юридическому адресу: г. Благовещенск, ул. Набережная, 70, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей с перечислением по следующим реквизитам: получатель: УФК по Амурской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области), р/счет № 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области в г.Благовещенск, ИНН 2801102086, КПП 280101001, БИК 041012001, КБК 14111601000016000140 (административный штраф по постановлению), код ОКАТО 10401000000.

Решение вступает в законную силу в течении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), через Арбитражный суд Амурской области.

Судья И.А. Москаленко