ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-954/14 от 13.03.2014 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-954/2014

13 марта 2014 года

изготовление решения в полном объеме

«

12

»

марта

2014 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.Н. Личагиной,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Управлению Федеральной миграционной службы России по Амурской области (ОРГН 1052800105930, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен заказным письмом № 25385, вручено 23.02.2014, заказным письмо № 25383, возвращено организацией почтовой связи с отметкой «истек срок хранения»;

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 09.01.2014 №9/35 сроком до 31.12.2014, паспорт;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее по тексту – заявитель, ООО «Азимут») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Амурской области (далее – ответчик, УФМС России по Амурской области, административный орган) от 14.02.2014 № 0132 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Требования обоснованы отсутствием вины общества в совершении вмененного правонарушения, производство по делу следовало прекратить в связи с отсутствием события и состава правонарушения, субъект правонарушения определен не верно. Считает, что общество на момент подачи документов по гражданину КНР не могло знать о том, что он в будущем нарушит сроки пребывания в РФ.

Заявитель в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявлений, ходатайств, дополнительных доказательств по делу не представил.

Ответчик в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает оспариваемое постановление законным, доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что в ходе проверки было выявлено нарушение гражданином КНР срока пребывания на территории Российской Федерации. Иностранный гражданин проживал в Краснодаре, работал там же, что следует из его объяснений. Приглашение было  выдано по ходатайству ООО «Азимут», виза выдана коммерческая. Полагает, что ООО «Азимут» не предприняло всех необходимых мер для контроля за своевременным выездом гражданина КНР. Указал, что ранее ООО «Азимут» уже привлекалось к ответственности за подобное правонарушение. Возможность соблюсти законодательство у заявителя была. На вопрос суда пояснил, что приглашающая сторона обязана была следить за сроком пребывания и выезда иностранного гражданина. Когда оформлялось приглашение заявителю были разъяснены его обязанности, кроме того, в гарантийном письме общество брало на себя ответственность за соблюдением иностранным гражданином требований российского законодательства о порядке пребывания на территории Российской Федерации.

Судом открыто судебное заседание в первой инстанции после завершения предварительного заседания, поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после завершения предварительного заседания, о чем вынесено протокольное определение (часть 4 статьи 137 АПК РФ)

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в судебном заседании в отсутствии представителя заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Азимут» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.08.2012 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

В результате проведенной проверки УФМС по Приморскому краю 05.09.2013 в 09 часов 00 минут по адресу: Приморский край, Октябрьский район, с Полтавка ул. Фирсова, 81 (площадка накопитель транспорта), в ходе проверочного мероприятия по распоряжению от 02.09.2013 № 174 был выявлен гражданин КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывший в Российскую Федерацию 20.02.2013 через пункт пропуска «Полтавка», по обыкновенной многократной визе 21 5024729, сроком действия 90 дней из каждых 180 в период с 20.02.2013 по 20.02.2014. Цель поездки коммерческая, приглашающая сторона ООО «Азимут» г. Благовещенск. Установлено что гражданин КНР Цзян Юйцюань пребывал на территории РФ более 90 дней в период 180 дней (срок пребывания составил 197 дней в период 180 дней с 20.02.2013 по 19.08.2013).

По полученной информации из ОПНМ № 8 УФМС по Приморскому краю, 05.12.2013 Старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Амурской области по данному факту возбуждено административное производство и проведено административное расследование № 256, в ходе проведения которого установлено, что представитель по доверенности ООО «Азимут» 26.12.2012 обратился в УФМС России по Амурской области с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию (далее – РФ) гражданина КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения в коммерческих целях на срок 365 дней, в период с 20.02.2013 по 20.02.2014, в котором ООО «Азимут» сообщило, что гражданин КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения является логистом ООО ТЭК Чан Чэн КНР г. Харбин. При этом в гарантийном письме ООО «Азимут» берет на себя ответственность: за своевременный выезд иностранного гражданина по истечению срока указанного в визе; за выполнение приглашенным гражданином КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения требований российского законодательства о порядке пребывания на территории РФ, в случае не выполнения вышеуказанных обязательств, ООО «Азимут» берет на себя полную ответственность за нарушения, совершенные гражданином КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после данных гарантий и ходатайства в УФМС России по Амурской области, ООО «Азимут» в лице директора оформил приглашение для получения коммерческой визы гражданину КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По постановлению судьи Октябрьского районного суда Приморского края с. Покровка от 05.09.2013 гражданин КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нарушил положения п. 1. 2 ст. 5 Федерального Закона о 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», чем допустил нарушение режима пребывания в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечению законного срока пребывания. В судебном заседании гражданин КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения факт совершения правонарушения признал и пояснил, что 20.02.2013 г. приехал в Россию, жил в г. Краснодар, работал водителем. Гражданин КНР Цзян Юйцюань ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде штрафа 2000 рублей с административным выдворением за пределы РФ, в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ.

В адрес ООО «Азимут» направлено извещение от 05.12.2013 о предоставлении документов, которое получено представителем по доверенности ФИО2 06.12.2013.

В адрес ООО «Азимут» письмом от 09.12.2013 № 12/10777 направлено определение о возбуждении административного расследования.

30.01.2014 представителем ООО «Азимут» ФИО3 получено извещение от 30.01.2014 о необходимости явки в отдел иммиграционного контроля УФМС России по Амурской области для дачи объяснений по поводу административного правонарушения, ознакомления с материалами дела, составления протокола об административном правонарушении.

05.02.2014 в отношении ООО «Азимут» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ, с которым ознакомился и получил копию представитель общества ФИО3, копию протокола также получил директор ООО «Азимут» Лю Шуцинь.

Определением от 05.02.2014 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, данное определение получено представителем общества ФИО3 05.02.2014.

Постановлением от 14.02.2014 № 0132, вынесенным в присутствии представителя общества ФИО3, ООО «Азимут» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ООО «Азимут» обратилось в арбитражный суд.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.

Статьей 6 Федерального закона № 114-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 114-ФЗ и статьей 2 Федерального закона № 115-ФЗ документом, являющимся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случая, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству в том числе, юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения. Формы бланков указанных приглашений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица и должна содержать предусмотренные статьей 25.1 Федерального закона № 114-ФЗ сведения, в том числе цель поездки.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления преподавательской деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ), и на срок до тридцати суток иностранному гражданину, указанному в пункте 23 статьи 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ (статья 25.6 Федерального закона № 114-ФЗ).

Пунктом 17 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 установлено, что уполномоченный государственный орган выдает однократные, двукратные и многократные визы. Однократная виза дает иностранному гражданину право на въезд в Российскую Федерацию 1 раз, двукратная виза - право на двукратный въезд в Российскую Федерацию и многократная виза - право на неоднократный (более 2 раз) въезд в Российскую Федерацию. Суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

В силу статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; приглашающая сторона – в том числе, юридическое лицо, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ).

Юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 35 Федерального закона № 115-ФЗ).

За нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.

Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами организации.

Материалами административного дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что гражданин КНР Цзян Юйцюань (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) прибыл в РФ на территорию РФ через пункт пропуска «Полтавка» 20.02.2013 по многократной коммерческой визе по приглашению ООО «Азимут» со сроком пребывания не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней. Фактически срок пребывания составил с 20.02.2013 по 19.08.2013 свыше 90 дней в период 180 дней.

Согласно ходатайству ООО «Азимут» о выдаче разрешения, гражданин КНР Цзян Юйцюань является логистом ООО ТЭК «ЧАН ЧЭН», прибывает в РФ с коммерческой целью. В  гарантийном письме директором ООО «Азимут» указано, что общество гарантирует наличие денежных средств для проживания приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в размере не меньше минимума, установленного в Амурской области, а также денежных средств, необходимых для выезда из РФ, обеспечение иностранного гражданина страховым медицинским полисом, жилищное обеспечение иностранных граждан на период их пребывания в РФ. ООО «Азимут» несет ответственность за своевременный выезд иностранного гражданина по истечению срока указанного в визе, за выполнение приглашенным гражданином КНР Цзян Юйцюань требований российского законодательства о порядке пребывания на территории РФ, в случае не выполнения обязательств, ООО «Азимут» берет на себя полную ответственность за нарушения, совершенные гражданином КНР Цзян Юйцюань. ООО «Азимут» оформило приглашение для получения коммерческой визы гражданину КНР Цзян Юйцюань.

ООО «Азимут» являющееся приглашающей стороной Цзян Юйцюань, осуществляющего трудовую деятельность без разрешения на работу с момента приезда, является субъектом вменяемого правонарушения. В нарушение положений действующего миграционного законодательства не обеспечило соблюдением условий пребывания в Российской Федерации, выезда за ее пределы.

Данные действия обоснованно квалифицированы административным органом в соответствии с ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ. Факт нарушения подтверждается материалами административного дела, протоколами, постановлением, сведениями миграционного учета, и т.д.

Признан необоснованным довод заявителя о том, что вина ООО «Азимут» отсутствует. Пребывание гражданина КНР Цзян Юйцюань на территории РФ в момент проведения проверки зафиксировано протоколом об административном правонарушении № 0132 от 05.02.2014, постановлением от 14.02.2014 № 0132, подтверждены объяснениями гражданина КНР Цзян Юйцюань, составленными с участием переводчика, постановлением по делу об административном правонарушении от 05.09.2013, вынесенное Октябрьским районным судом Приморского края.

Таким образом, факт того, что ООО «Азимут» не обеспечило обслуживание указанного иностранного гражданина, связанное с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации, проживанием, передвижением, изменением места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, является подтвержденным материалами дела. Доказательства того, что ООО «Азимут» предприняло какие либо меры для своевременного выезда за пределы РФ иностранного гражданина, либо оформления разрешения на работу, в материалы дела не представлено.

Доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности подтверждают наличие вины ООО «Азимут» в совершении вменяемого оспариваемым постановлением правонарушения, в связи с чем, судом отклонены доводы заявителя об отсутствии вины привлекаемого лица и состава вмененного правонарушения.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Указанные доказательства в их совокупности подтверждают наличие вины ООО «Азимут» в совершении вменяемого оспариваемым постановлением правонарушения.

Поскольку ООО «Азимут», имея возможность для соблюдения названных норм действующего законодательства, допустило нарушения, выразившиеся в не обеспечении обслуживания иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ.

При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, нарушений не установлено, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении судом проверены. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые обстоятельства, установленные при рассмотрении административного дела, мотивированное решение по делу присутствует, наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 18.9 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Также суд считает об отсутствии оснований для уменьшения суммы штрафа, поскольку таковых заявителем не представлено, а данное нарушение совершено в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от 14.02.2014 № 0132 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу в течении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                            И.А. Москаленко