Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-9628/2023 | |||||||
декабря 2023 года | |||||||||
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 15.12.2023. Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2023. | |||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича, | |||||||||
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Осиповой Анастасией Алексеевной, | |||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства природных ресурсов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления в части, третье лицо: Федеральное агентство водных ресурсов (ОГРН <***>; ИНН <***>), прокуратура Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), | |||||||||
при участии в заседании: От заявителя: ФИО1 - по доверенности № 09-06 от 03.05.2023, диплом, служебное удостоверение; От ответчика: ФИО2 - по доверенности № 23-19-11/27 от 21.04.2023, диплом, служебное удостоверение; От прокуратуры: ФИО3 - по доверенности № 94 от 24.11.2023, служебное удостоверение, | |||||||||
установил: | |||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство природных ресурсов Амурской области (далее – заявитель, министерство) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, управление), в котором просит суд признать незаконным представление Управления Федерального казначейства по Амурской области от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 в части следующего требования:
Принять меры по устранению нарушения, указанного в пункте 2 Представления, обеспечив возврат средств в сумме 50 000 000,00 рублей в доход федерального бюджета согласно Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 в соответствии с требованием Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.11.2023.
Представитель ответчика возражал против предъявляемых требований. Указал, что управление при вынесении оспариваемого Представления действовало в рамках предоставленных полномочий. Соблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства Министерством не обеспечено, что подтверждается, в том числе, отчетом об исполнении графика на 01.01.2023. В установленный Соглашением от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) срок проектная документация не изготовлена, положительное заключение государственной экспертизы на нее не получено, показатель технической готовности объекта капитального строительства не достигнут. Министерством нарушен график выполнения работ, что повлекло не достижение на конец отчетного периода результативности использования субсидии, и нарушило условие указанного Соглашения.
Представитель третьего лица прокуратуры Амурской области подержал позицию ответчика, в представленном письменном отзыве указал, что заявителем нарушен график выполнения работ, в связи с чем на конец отчетного периода не достигнута результативность использования предоставленной по соглашению от 30.12.2021 субсидии, при таких обстоятельствах требования заявителя, по существу не оспаривающие факт нарушения условий соглашения, направлены на уклонение от установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашением ответственности.
Третье лицо Федеральное агентство водных ресурсов явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. На основании статей 123 и 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» Правительством Амурской области утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской области» (далее - государственная программа № 453), включающая, в том числе подпрограмму «Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Амурской области».
Координатор государственной программы № 453 и подпрограммы Министерство природных ресурсов Амурской области.
Согласно приложению 4.1 к государственной программе № 453 общий объем финансирования в 2022 году составил 609 756,10 рублей, в том числе федеральный бюджет 500 000 000,00 рублей.
В рамках реализации мероприятия между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Амурской области 30.12.2021 года заключено Соглашение № 052-09-2022-058 о предоставлении субсидии из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района» (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения от 30.12.2021 является предоставление из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Амурской области субсидии на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Росводресурсам, как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 052, раздел 04, подраздел 06, целевая статья 28 2 02 50650, вид расходов 523 в целях достижения результатов федерального проекта «Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» в рамках государственной программы «Воспроизводство и использование природныхресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322, а также в целях софинансирования расходных обязательств субъекта, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с приложением № 1 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, с целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, в том числе возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с условиями Соглашения от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 21.11.2022 № 052-09-2022-058/3) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Амурской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году - 609 756,10 млн. рублей (средства федерального бюджета - не более 500 млн. рублей), в 2023 году - 1372,4 млн. рублей (средства федерального бюджета - не более 1125,4 млн. рублей), в 2024 году - 2260,7 млн. рублей (средства федерального бюджета - 1853,8 млн. рублей).
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2022 № 16-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 № 2497-р) утверждено адресное (пообъектное) распределение субсидий, предоставляемых в 2022 - 2025 годах из федерального бюджета бюджету Амурской области в целях софинансирования расходных обязательств Амурской области, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) Амурской области в области использования и охраны водных объектов, в рамках федерального проекта «Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее - Адресное распределение).
Согласно Адресному распределению на строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть-Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района в 2022 году Амурской области выделены бюджетные ассигнования в размере 500 млн. рублей.
Согласно выписке из лицевого счета № <***> денежные средства в размере 500 000 000 рублей в виде субсидии из федерального бюджета поступили на лицевой счет министерства природных ресурсов Амурской области 30.11.2022.
В соответствии с п. 4.3.4 Соглашения от 30.12.2021 правительство Амурской области обязуется обеспечить исполнение графика выполнения мероприятия по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства согласно приложению № 3 к Соглашению от 30.12.2021, являющемуся его неотъемлемой частью, формируемому по форме, утвержденной в соответствии с п. 3 Правил № 999.
В соответствии с п. 4.3.2 Соглашения от 30.12.2021 правительство Амурской области обязуется обеспечить исполнение требований Агентства по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16,19,19 (1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Приложением № 3 к Соглашению от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) определен график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитальногостроительства - сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района.
Графиком выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, являющимся приложением № 3 к Соглашению от 30.12.2021 № 052-09-2022-058 (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) (далее - График выполнения мероприятий, График), по объекту капитального строительства «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района» определен срок разработки проектной документации - декабрь 2022 года, дата получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации - декабрь 2022 года, дата получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства - декабрь 2022 год, показатель технической готовности объекта капитального строительства на конец 2022 года -11%.
Условиями Контракта № 60 в приложении 3 (в редакции Дополнительного соглашения от 19.12.2022 № 5) Графиком исполнения контракта по объекту «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть-Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района» определены сроки окончания работ по выполнению 1 этапа работ (в том числе разработка проектной документации, разработка информационной модели и экспортируемой из нее комплекта чертежей проектной документации) срок окончания работ не позднее 29.12.2022, прохождение государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий, получивших положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение - срок окончания работ не позднее 31.03.2023;
- выполнение 2 этапа строительно-монтажных работ - срок окончания работ не позднее 25.12.2025. Начало выполнения строительно-монтажных работ на объекте – 17.04.2023.
В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения от 30.12.2022 № 052-09-2022-058, уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Федеральным агентством водных ресурсов, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является министерство природных ресурсов Амурской области.
То есть по Соглашению от 30.12.2021 № 052-09-2022-058 высшим органом исполнительной власти субъекта Правительством Амурской области на министерство природных ресурсов Амурской области возложена ответственность за исполнение и реализацию обязательств по Соглашению от 30.12.2021 № 052-09-2022-058, в том числе за соблюдением Графика, как на орган, являющийся координатором соглашения и государственных программ, и которому согласно выписке из лицевого счета
№ <***> зачислены средства федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В течение 2023 года Федеральное агентство водных ресурсов в Министерство требование о возврате средств Субсидии в федеральный бюджет не направляло.
Управлением Федерального казначейства по Амурской области с 02.05.2023 по 31.05.2023 и с 05.06.2023 по 23.06.2023 в отношении министерства природных ресурсов Амурской области (далее - Министерство), на основании приказа УФК по Амурской области от 27.04.2023 № 122 «О назначении плановой выездной проверки министерства природных ресурсов Амурской области», проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятийгосударственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» за период с 01 января 2020 г. по истекший период 2023 г., в ходе которой было установлено, что Министерство не обеспечило возврат средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета.
В ходе проверки установлено, в том числе, следующее нарушение:
В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17, подпункта «г» пункта 20 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, являющихся приложением № 29 к Государственной программе Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322, подпункта «в» пункта 10, пункта 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, пунктов 4.3.2. 4.3.4 Соглашения о предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 30.12.2021 № 052-09-2022-058 (в редакции дополнительного к нему соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4), Министерством в связи необеспечением обязательства по исполнению Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 01.01.2023 в части неполучения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть-Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района» в установленный срок - декабрь 2022 года, не исполнено обязательство, предусмотренное пунктом 4.3.2 Соглашения об обеспечении возврата средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства федерального бюджета (субсидия) в федеральный бюджет в сумме 50 000 000,00 рублей, при этом Федеральным агентством водных ресурсов не направлено требование о возврате средств.
По результатам проведенной проверки в Учреждение в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, направлено представление от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 (далее - Представление), содержащее следующие требования по пункту 2:
принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-15 представления, в срок до 10.11.2023;
принять меры по устранению нарушения, указанного в пункте 2 представления, обеспечив возврат средств в сумме 50 000 000, 00 в доход федерального бюджета согласно Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 в соответствии с требованием Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.11.2023.
Министерство природных ресурсов Амурской области, полагая, что названное представление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив в совокупности представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требования о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспаривая представление, Министерство ссылается на следующие обстоятельства: соглашение от 30.12.2021 прекратило свое действие 31.12.2022, следовательно, УФК по Амурской области неверно определило срок исполнения министерством обязательств по получению положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности определения сметной стоимости капитального строительства – декабрь 2022 года; в связи с тем, что Федеральным агентством водных ресурсов не рассчитан объем средств, подлежащих возврату из бюджета Амурской области в федеральный бюджет, и не направлено требование о возврате средств субсидии, обжалуемое требование УФК по Амурской области является неисполнимым.
Согласно пункту 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе направляются представления и (или) предписания.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004№ 703 Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) финансового контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки, а также иных материалов проверки о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки обеспечивают подготовку и направление, в том числе представления и (или) предписания объекту контроля.
По результатам заседания контрольной комиссии Управления, руководителем Управления принято решение направить Министерству Представление с требованием об устранении нарушений.
Таким образом, Управление при вынесении оспариваемого Представления действовало в рамках предоставленных полномочий.
В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим – пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников, правила предоставления и распределения которых устанавливаются соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Правила № 999).
В силу пункта 2 Правил № 999 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и (или) при предоставлении межбюджетных трансфертов местным бюджетам при исполнении расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации) в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 999 государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил № 999).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил № 999 соглашение должно содержать, в том числе обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, который является неотъемлемой частью соглашения.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 999, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее - программа № 322), включающая, в том числе Федеральный проект «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Российской Федерации», направленный на строительство и реконструкцию сооружений инженерной защиты в котором предусмотрено, в том числе три объекта Амурской области.
В приложении № 29 к программе № 322 изложены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Правила № 322).
Правила № 322 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 322 субсидия предоставляется при условии заключения Федеральным агентством водных ресурсов (далее - Росводресурсы) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Соглашение должно быть подготовлено (сформировано) и заключено с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 9 Правил № 999, пункт 17 Правил № 322).
Согласно подпункту «г» пункта 20 Правил № 322 оценка эффективности использования субсидий осуществляется Росводресурсами исходя из достижения субъектом Российской Федерации результатов использования субсидии по следующим направлениям государственных программ: проведение инженерных изысканий и подготовка проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства по направлениям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Правил № 322, - количество объектов капитального строительства, для которых подготовлена проектная документация на строительство (реконструкцию) с положительным заключением государственной экспертизы.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов, а также несет ответственность за соблюдение условий предоставления субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил № 322).
При этом государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» Правительством Амурской области утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской области» (далее - государственная программа № 453), включающая, в том числе подпрограмму «Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Амурской области».
Координатор государственной программы № 453 и подпрограммы Министерство природных ресурсов Амурской области.
Согласно приложению 4.1 к государственной программе № 453 общий объем финансирования в 2022 году составил 609 756,10 рублей, в том числе федеральный бюджет 500 000 000,00 рублей.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из лицевого счета № <***> денежные средства в размере 500 000 000 рублей в виде субсидии из федерального бюджета поступили на лицевой счет министерства природных ресурсов Амурской области 30.11.2022.
Условиями Контракта № 60 в приложении 3 (в редакции Дополнительного соглашения от 19.12.2022 № 5) Графиком исполнения контракта по объекту «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть-Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района» определены сроки окончания работ по выполнению 1 этапа работ (в том числе разработка проектной документации, разработка информационной модели и экспортируемой из нее комплекта чертежей проектной документации) срок окончания работ не позднее 29.12.2022, прохождение государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий, получивших положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение - срок окончания работ не позднее 31.03.2023;
- выполнение 2 этапа строительно-монтажных работ - срок окончания работ не позднее 25.12.2025. Начало выполнения строительно-монтажных работ на объекте – 17.04.2023.
В то же время, при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по платежному поручению от 29.11.2022 № 1176 ГКУ Амурской области «Строитель» подрядчику Акционерному обществу «Бамтоннельстрой-Мост перечислен аванс
609 756 097,57 рублей (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидия, в сумме 500 000 000,00 рублей) на выполнение по 2 этапу строительно-монтажных работ (в том числе на основные материалы: песчаный грунт, щебень различных фракций, камень различных фракций, панель шпунтовая сварная) на объекте «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Усть- Ивановка, с. Владимировка, с. Гродеково Благовещенского района» по государственному контракту от 28.04.2022 № 60 на основании Мотивированного решения комиссии технического совета по решению планово-экономических ифинансовых вопросов государственного казенного учреждения Амурской области «Строитель» № 18/2022 от 24.11.2022.
Данные факты нарушения обязательства по соблюдению Графика выполнения мероприятий в рамках Соглашения от 30.12.2021 № 052-09-2022-058 подтверждены, в том числе, Отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 01.01.2023, согласно которому по объекту капитального строительства «Строительство сооружений инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района»: срок разработки проектной документации при плане - декабрь 2022 года (графа 25), фактически «не достигнут» (графа 26), получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации при плане - декабрь 2022 года (графа 31), фактически не достигнуто (графа 32), получение положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости при плане - декабрь 2022 года (графа 34), фактически не достигнуто (графа 35), показатель технической готовности объекта капитального строительства (процент принятых работ от сметной стоимости строительства объекта в текущем уровне цен) на конец отчетного периода при плане
11,00 %, фактически 0,00 % (копия Отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 01.01.2023.
Расчет средств к возврату рассчитывался с учетом полномочий, предусмотренных БК РФ, Правилами № 322 и на основании пункта 19 Правил № 999 и составил 50 000 000,00 рублей (500 000 000,00 рублей * 10 %) (от объема средств предусмотренного на 2022 год без учета размера остатка субсидии по указанному объекту на 01.01.2023 в сумме 0,00 рублей).
В соответствии с пунктом 20 Правил № 999 основаниями для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В материалы дела документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не были исполнены, не представлены.
С целью строительства объектов инженерной защиты от паводковых вод между ГКУ АО «Строитель» и АО «Бамтоннельстрой-Мост» 28.04.2022 заключен единственный государственный контракт № 60 на проектирование и строительство объектов инженерной защиты от паводковых вод с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Гродеково Благовещенского района.
Платежным поручением от 29.11.2022 № 1176 подрядчику АО «Бамтоннельстрой-Мост» в рамках государственного контракта от 28.04.2022 № 60 перечислены денежные средства в сумме 609 756,10 тыс. рублей (в том числе 500 млн. рублей средств федерального бюджета).
Вместе с тем установлено, что подготовленная АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» (субподрядчик) проектная документация неоднократно возвращена ФАУ «Главгосэкспертиза» на доработку в связи наличием многочисленных недостатков. Между ГКУ «Строитель» и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» только 15.03.2023 заключен договор на проведение государственной экспертизы проектной документации, инженерных изысканий, проверки достоверности сметной стоимости со сроком выполнения указанных работ в течение 42 рабочих дней с момента подписания договора.
Несоблюдение графика выполнения мероприятий по данному проекту подтверждается, в том числе, отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2023, в котором отражено, что показатели «срок разработки проектной документации» и «дата получения положительного заключения: государственной экспертизы проектной документации и о достоверности определения сметной стоимости объекта капительного строительства» не достигнуты.
В установленный Соглашением от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) срок проектная документация неизготовлена, положительное заключение государственной экспертизы на нее не получено, показатель технической готовности объекта капитального строительства не достигнут.
Результаты использования субсидий и их значения устанавливаются в соглашении для конкретного субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом состава софинансируемых из федерального бюджета мероприятий государственной программы.
В случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, к нему применяются меры ответственности, предусмотренные пунктами 16 - 19(1) Правил формирования субсидий.
Правилами установлена императивная мера ответственности по возврату денежных средств, в случае неисполнения обязательств по соглашению в части несоблюдения графика.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов, а также несет ответственность засоблюдение условий предоставления субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и уполномоченными органами государственного финансового контроля (пункты 21-24).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Исходя из положений статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленным в статье 34 БК РФ, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 БК РФ).
Установление нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля влечет направление им представления и (или) предписания (статья 270.2 БК РФ).
На основании п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного(муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Таким образом, в силу статьи 270.2 БК РФ представление является мерой реагирования на установленное в ходе государственного финансового контроля нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При этом, как указано в письме Минфина России от 29.03.2016 № 02-10-06/18030, содержащиеся в представлении требования органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны вытекать из информации о нарушениях бюджетного законодательства.
Поскольку Министерством природных ресурсов Амурской области нарушен план-график выполнения работ, что повлекло недостижение на конец отчетного периода результативности использования субсидии, при отсутствии внесения изменений в названный план-график, следовательно, нарушено условие указанного Соглашения.
Факт нарушения министерством графика выполнения работ по объекту подтвержден представленными в дело доказательствами.
Главой 30 указанного Кодекса установлены виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения за их совершение. В рассматриваемом случае УФК области не вменяло Министерству бюджетное правонарушение, за совершение которого применяются соответствующие меры бюджетного принуждения.
В данном случае органом финансового контроля выявлено нарушение Министерством природных ресурсов Амурской области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, как органом, непосредственно вовлеченным в процесс исполнения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, и правомерно вынесено представление в порядке статьи 270.2 БК РФ.
Судом рассмотрен и отклонен довод заявителя о том, что соглашение от 30.12.2021 прекратило свое действие 31.12.2022, следовательно, УФК по Амурской области неверно определило срок исполнения министерством обязательств по получению положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности определения сметной стоимости капитального строительства – декабрь 2022 года.
Помимо Соглашения от 30.12.2021 между Агентством и правительством Амурской области заключено соглашение от 24.12.2022 № 052-09-2023-053 (далее - Соглашение от 24.12.2022), предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2023-2025 годах бюджету Амурской области субсидии на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Росводресурсам, как получателю средств федерального бюджета.
При изучении Соглашения от 24.12.2022, с учетом условий Соглашения от 30.12.2021, было установлено следующее.
Пунктом 7.2 Соглашения от 30.12.2021 предусмотрено, что подписанное сторонами Соглашение действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по этому Соглашению. В случае заключения нового соглашения по предмету настоящего Соглашения обязательства сторон по настоящему Соглашению прекращаются.
При этом при заключении Соглашения от 30.12.2021 правительство Амурской области приняло на себя обязательство не допускать предоставление субсидии на одно и то же мероприятие в рамках различных соглашений (п. 6.1.3.3 Соглашения от 30.12.2021).
Поскольку предметом Соглашения от 30.12.2021 (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2023-058/4) является предоставление из федерального бюджета бюджету Амурской области субсидии в 2022-2024 гг., и денежные средства в полном объеме в размере 500 000 000,000 рублей (средства федерального бюджета выделенных только в 2022 году) поступили в бюджет области и отражены на лицевом счете министерства природных ресурсов Амурской области, то, с учетом предмета Соглашения от 24.12.2022 (в редакции дополнительного соглашения от 22.11.2023 № 052-09-2023-053/3), которым является предоставление из федерального бюджета бюджету Амурской области субсидии в 2023-2025 гг., предметы Соглашений от 30.12.2021 и от 24.12.2022 - разные, а также с учетом того, что обязательства, предусмотренные п. 4.3.4 Соглашения от 30.12.2021 в части обеспечения исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию объектов капитального строительства, не исполнены, то Соглашение от 30.12.2021, в силу пункта 7.2, является действующим в рамках принятых и не исполненных министерством в 2022 году обязательств по указанному Соглашению.
Кроме того, в 2022 году субсидия, предусмотренная Соглашением от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 21.11.2022 № 052-09-2022- 058/3), в размере 500 000 000,00 рублей поступила в бюджет области (платежный документ от 30.11.2022 № 556484) и 30.11.2022, то есть до заключения Соглашения от 24.12.2022, перечислена в полном объеме по реализации государственной программы в рамках исполнения условий государственного контракта от 28.04.2022 № 60 (платежное поручение от 29.1L2022 № 1176). Следовательно, денежные средства, полученные из федерального бюджета в размере 500 000 000,00 рублей, реализованы по Соглашению от 30.12.2021.
В установленный Соглашением от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 09.12.2022 № 052-09-2022-058/4) срок проектная документация не изготовлена, положительное заключение государственной экспертизы на нее не получено, показатель технической готовности объекта капитального строительства не достигнут, что свидетельствует о нарушении министерством природных ресурсов области обязательств, предусмотренных Соглашением от 30.12.2021 (в ред. дополнительного соглашения от 09.12.2022 №052-09-2022-058/4), которое направлено на реализацию социально значимого проекта, затрагивающего права и законные интересы неопределенного круга лиц.
О том, что Соглашение № 052-09-2023-053 от 30.12.2021 года является действующим, свидетельствует и факт предоставления в 2023 году министерством природных ресурсов Амурской области отчетности о его исполнении в соответствии с
п.п. 6.1.3.7, 6.1.3.8 Соглашения.
В части разъяснений Агентства от 22.05.2023 № НС-03-25/5299 о реализации Соглашения, суд не согласен с выводом о том, что Соглашение от 30.12.2022 прекратило своё действие в соответствии с заключенным Дополнительным соглашением от 09.12.2021 № 052-09-2022-058/4. Так, указанное Дополнительное соглашение не содержит данных о прекращении действия или о расторжении Соглашения от 30.12.2021.
При этом Агентство в указанном письме обязывает Министерство на ежемесячной основе предоставлять в Росводресурсы информацию об освоении авансовых платежей прошлых лет.
Учитывая, что субсидия по состоянию на 22.05.2023 (дата письма) поступила только по Соглашению от 30.12.2021 в размере 500 000 000 руб., то в письме Агентства речь идет про информацию об освоении авансовых платежей прошлых лет именно по Соглашению от 30.12.2021, что также свидетельствует о том, что Соглашение от 30.12.2021 является действующим, в связи с чем нарушение его условий влечет привлечение к установленной законом ответственности.
В заявлении о признании незаконным Представления Министерство связывает срок исполнения обязательства по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации с обязательствами, принятыми в рамках Соглашения от 24.12.2022.
Однако учитывая, что нарушения исполнения графика выполнения мероприятий выявлены в рамках исполнения обязательств по Соглашению от 30.12.2021, то сроки, предусмотренные п. 19 Правил № 999 исчислены в Представлении верно с учетом условий Соглашения от 30.12.2021.
Так субсидия в рамках Соглашения от 30.12.2021 в размере 500 000 000 руб. предоставлена Министерству в 2022 году. По состоянию на 31 декабря 2022 г. допущено нарушение сроков исполнения графика выполнения мероприятий, предусмотренных Соглашением от 30.12.2021, и в срок до 1 апреля 2023 г. нарушение в рамках указанного Соглашения, которое является действующим, не устранено (положительное заключение государственной экспертизы получено только 24 июля 2023 г.). Таким образом, подлежит возврату из бюджета Амурской области в доход федерального бюджета в срок до 1 июня 2023 г. объем средств, соответствующий 10 процентам от 500 000 000 руб., предусмотренных на 2022 год, в котором допущены нарушения графика выполнения мероприятий.
Пунктом 4.1.4 Соглашения от 30.12.2021 на Агентство возложена обязанность направить Министерству требование о возврате средств Субсидии в федеральный бюджет в размере, рассчитанном в соответствии с п. 19 Правил № 999 в случае, если Министерством будут допущены нарушения обязательства по соблюдению Графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству объектов капитального строительства.
В течение 2023 года Федеральное агентство водных ресурсов в Министерство требование о возврате средств Субсидии в федеральный бюджет не направляло.
Соглашением предусмотрена обязанность Министерства по исполнению обязательств, а также по надлежащему взаимодействию с Агентством, в том числе обеспечению представления в Агентство материалов проверок контрольно-надзорных органов, проводимых по мероприятиям, в течение 2-х рабочих дней после завершения проверки (п. 6.1.3.6. Соглашения от 30.12.2021).
Однако информация по возврату Министерством вышеуказанных средств отсутствует, при этом Министерством не приняты меры по устранению причин и условий указанного нарушения, в том числе путем осуществления взаимодействия с Федеральным агентством водных ресурсов, доведения до Федерального агентства водных ресурсов надлежащей информации по фактам нарушения сроков исполнения графика и обеспечения возврата денежных средств в соответствии с Правилами № 999 и условиями Соглашения от 30.12.2021.
Правилами формирования субсидий установлена императивная мера ответственности по возврату денежных средств, в случае неисполнения обязательств по соглашению в части несоблюдения графика.
Установление нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля влечет направление им представления и (или) предписания (статья 270.2 БК РФ).
Поскольку Министерством природных ресурсов Амурской области нарушен план-график выполнения работ, что повлекло не достижение на конец отчетного периода результативности использования субсидии, при отсутствии внесения изменений в названный план-график, следовательно, нарушено условие указанного Соглашения.
Таким образом, в силу статьи 270.2 БК РФ представление является мерой реагирования на установленное в ходе государственного финансового контроля нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в связи с чем, не направление Федеральным агентством водных ресурсов требования о возврате средств субсидии не является основанием для признания незаконным представления УФК по Амурской области в обжалуемой части. Исполнимость представления не зависит от направления Агентством требования о возврате средств субсидии.
На основании изложенного, требование представления Управления Федерального казначейства по Амурской области в части принятия мер по устранению нарушения, указанного в пункте 2 Представления, обеспечению возврата средств в сумме
50 000 000, 00 рублей в доход федерального бюджета согласно Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 в соответствии с требованием Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.11.2023, является законным и обоснованным, следовательно, требование Министерства природных ресурсов Амурской области не подлежит удовлетворению.
Определением от 19.10.2023 суд по настоящему делу принял обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 в части исполнения следующего требования:
Принять меры по устранению нарушения, указанного в пункте 2 Представления, обеспечив возврат средств в сумме 50 000 000,00 рублей в доход федерального бюджета согласно Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 в соответствии с требованием Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01.11.2023 до вступления в законную силу судебного акта, которым завершится рассмотрение по существу дела № А04-9628/2023.
В силу пункта 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с тем, что в удовлетворении заявленных требований отказано, то обеспечительные меры, принятые определением суда от 19.10.2023, подлежат отмене после вступления решения в законную силу.
Госпошлина по делу взысканию не подлежит, поскольку в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований о признании незаконным в части представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 31.08.2023 № 23-13-47/23-4748 отказать.
Обеспечительные меры, принятые в соответствии с определением суда от 19 октября 2023 года подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский