ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9629/20 от 30.09.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-9629/2020

05 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2021, в полном объеме решение изготовлено 05.10.2021

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Наринской Светланы Алексеевны,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Калуцкой А.В.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об урегулировании разногласий по договору

третьи лица: государственное бюджетное учреждение Амурской области «Управление делами Правительства Амурской области», государственное автономное учреждение Амурской области «Региональный центр спортивной подготовки», государственное казенное учреждение Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области», федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза ФИО1» Министерства обороны Российской Федерации (г. Благовещенск); федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Амурской области», Администрация города Благовещенска, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска

при участии в заседании:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 17.05.2021, паспорт, диплом;

от третьих лиц: не явились, извещены

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к обществу с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (далее – ответчик, ООО «Амурские коммунальные системы») об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения № 4900 от 16.10.2020.

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: государственное бюджетное учреждение Амурской области «Управление делами Правительства Амурской области», государственное автономное учреждение Амурской области «Региональный центр спортивной подготовки», государственное казенное учреждение Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области», федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза ФИО1» Министерства обороны Российской Федерации (г. Благовещенск); федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Амурской области», Администрация города Благовещенска, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска.

В обоснование требований истец указал, что в спорном договоре точки поставки и границы разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон определены ООО «АКС» таким образом, что расходы по обслуживанию сетей (потери) возложены на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в отсутствие доказательств, свидетельствующих о передаче учреждению сетей канализации и водоснабжения. Полагает, что границы балансовой и эксплуатационной ответственности должны устанавливаться по наружной стене зданий. Кроме того, по мнению истца, в спорном договоре с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо внести изменения в преамбулу договора и определить цену услуг.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с учетом уточнений иска просит урегулировать разногласия в следующей редакции:

- «Наименование документа и по тексту документа» принять в редакции Абонента: «Контракт холодного водоснабжения и водоотведения». По тексту контракта исключить слово «договор»;

- «Преамбула Контракта» принять в редакции Абонента: ... и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) именуемое в дальнейшем абонентом, в лице врид начальника жилищно-коммунальной службы № 7 (г. Белогорск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, ФИО3, действующего на основании Доверенности №ЖКС7-648 от «28» октября 2019 г., с другой стороны, при совместном наименовании Стороны, руководствуясь п.8 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключили настоящий Контракт о нижеследующем…;

- пункт 7 Раздела III Контракта: «Оплата по настоящему Контракту осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.

Цена контракта определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, является твердой и составляет: 2 278 198,00 руб. (два миллиона двести семьдесят восемь тысяч сто девяносто восемь) рублей 00 копеек, в том числе-НДС 20% - 379 699,67 руб. (триста семьдесят девять тысяч шестьсот девяносто девять) рублей 67 копеек.

Цена Контракта может быть изменена в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы и услуги».

- пункт 8 (1) Раздела III контракта исключить;

- Приложение №3 к контракту «Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированном объеме подачи воды, в том числе на нужды пожаротушения, гарантированном уровне давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения)» изложить в редакции Приложения № 2 к протоколу разногласий;

- дополнить контракт приложением № 1.1 «Объемы потребления и расчет договорной цены Контракта» в редакции приложения к протоколу разногласий;

Схемы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон изложить в следующей редакции:

По объекту, расположенному по адресу: <...> - сети канализации: от выпусков из зданий до колодца КК13 и КК25 обслуживает абонент; от колодца КК13 до колодца КК15 обслуживает абонент совместно с другими абонентами, подключенными к сети.

По объекту, расположенному по адресу: <...> – сети водоснабжения: от наружной стены здания государственного казенного учреждения Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» до ввода в здание Военкомата и внутренние сети обслуживает абонент.

Истец и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени его проведения уведомлены в порядке ст. 123 АПК РФ. Истец ходатайствовал о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.

Ответчик требования не признал, указав, что при заключении договора ресурсоснабжающая организация руководствуется единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, который имеет приоритетное значение относительно Закона № 44-ФЗ.

Ответчик не согласен с позицией истца об исключении п. 8 (1), так как в данном пункте прописано, каким образом будет осуществляться доставка расчетно-платежных документов абоненту. Исключение данного пункта из договора приведет к неопределенности по доставке расчетно-платежных документов. Счета-фактуры формируются бухгалтером и не подписываются цифровой подписью.

Сети водопровода и канализации от точек присоединения к сетям ООО «АКС» до объектов истца не переданы во владение и пользование водоснабжающей организации, находятся в совместном ведении абонентов, субабонентов.

Участок сети от канализационного колодца КК19, расположенного на городских канализационных сетях до канализационного колодца КК13 проектировался при строительстве Стадиона «Амур» (ул. Ленина, 160) и здания Министерства по физической культуры (ул. Артиллерийская, д. 8). В последствии в колодце КК13 произведено переподключение здания (ул. Ленина, д. 158) (опосредственное подключение).

Участок канализационной сети от КК19 до КК13 на каком - либо вещном праве ответчику не передавался и его нельзя отнести к бесхозяйной вещи, ссылаясь на ст. 225 ГК РФ, так как предназначен исключительно для обслуживания здания истца (ул. Ленина, д. 158), Стадиона «Амур» (ул. Ленина, 160) и здания Министерства по физической культуры (ул. Артиллерийская, д. 8), технологическое присоединение к сетям иных объектов, связанных с жизнедеятельностью населения, отсутствует.

У ответчика отсутствуют правовые основания по обслуживанию спорного участка канализационной сети от КК13 до КК19 и установлению границ в редакции истца.

Ответчик не согласен с редакцией истца в части установления границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям по стене здания, расположенного по ул. Амурская, 162, поскольку у истца отсутствует непосредственное подключение к сетям ответчика. Истец подключен от водомерного узла, расположенного в здании по ул. Амурская, д. 160 (ГКУ АО «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности») следовательно, данный участок сети является внутренней системой водопровода здания истца и именно на нем лежит обязанность по его обслуживанию.

Приложение № 1.1. «Объемы потребления и расчет договорной цены контракта» к договору, ответчиком подписано в редакции истца, в связи с чем, между сторонами отсутствует спор по данному приложению.

Государственное казенное учреждение Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» направило отзыв, в котором указало, что между ООО «АКС» и государственным казенным учреждением Амурской области «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2020 № 246. В соответствии со схемой разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2020 № 246. Систему водопровода от колодца ВК1 до точки учета в здании абонента (Амурская, 160), включая внутреннюю систему водоснабжения и водомерный узел, обслуживает абонент, совместно с другими абонентами, подключенными к данной сети.

Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска в отзыве указал, что участки водопроводных и канализационных сетей к зданиям по ул. Ленина, д. 158 и ул. Амурская, д. 162 собственностью муниципального образования города Благовещенска не являются, в реестре муниципального имущества не числятся. Сведения о наличии у данных сетей признаков бесхозяйного имущества в Комитет не поступали, в связи с чем, мероприятия по постановке их в установленном законодательством порядке на учет бесхозяйных недвижимых вещей не проводятся.

Администрация города Благовещенска в письменном отзыв указала, что сети водоснабжения и водоотведения к зданиям истца обеспечивают энергоресурсами исключительно объекты Министерства обороны РФ, а именно здания, расположенные по ул. Ленина, д. 158 и ул. Амурская, д. 162, и являются присоединенными сетями истца. Данные сети в администрации города Благовещенска не числятся в реестре бесхозяйных сетей, работа по постановки на учет в качестве бесхозяйных также не проводилась.

Полагает, что установление границ эксплуатационной ответственности по стенам зданий истца противоречит требованиям гражданского законодательства. Право собственности на инженерные сети к указанному зданию подлежит оформлению как на объект вспомогательного назначения в установленном порядке.

Представитель федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Амурской области» ранее в заседании поддержал исковые требования, пояснив, что сведения о том когда и кто осуществил строительство сетей к зданию по ул.Амурская, 162 отсутствуют.

Изучив материалы настоящего дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «АКС» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению.

28.07.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в адрес ресурсоснабжающей организации направило предложение о заключении контракта холодного водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2021 по 31.12.2023 г.

Письмом от 11.09.2020 ООО «АКС» направило потребителю проект договора водоснабжения и водоотведения № 4900.

Не согласившись с редакцией договора, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ подписало договор, направив 06.10.2020 в адрес ООО «АКС» протокол разногласий. Протокол согласования разногласий не подписан истцом.

Наличие возникших между сторонами разногласий послужило основанием для обращения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно статье 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как следует из статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В пунктах 1 и 4 статьи 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).

Согласно уточненным требованиям истец просит наименование, а также по тексту указать «Контракт», а не договор. Кроме того, просит в преамбулу договора включить ссылку на Федеральный закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Законом N 416-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 указанного Закона договоры о водоснабжении и водоотведении являются публичными.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).

При этом договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ).

Типовая форма договора холодного водоснабжения и водоотведения утверждена постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.

Ответчик является единственным поставщиком, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению, а истец - учреждением, финансируемым за счет федеральных средств. К отношениям сторон, возникающим между указанными субъектами, применимы нормы Закона о контрактной системе.

Однако настоящий договор в соответствии с положениями части 15 статьи 34 и пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Исходя из положений статей 421, 422, 426 ГК РФ, обязательные для сторон являются правила, установленные типовой формой договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением N 645.

При разрешении спора приоритетное значение имеет не Закон N 44-ФЗ, определяющий общие особенности участия специальных субъектов в гражданско-правовых отношениях в целях повышения обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а специальный закон - Закон N 416-ФЗ, учитывающий специфику отношений в сфере энергоснабжения и конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

В силу изложенного, требования ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в указанной части не подлежат удовлетворению.

Пункт 7 раздела 3 договора.

В соответствии с пунктом 7 типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае если договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

а) организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет по настоящему договору подачу холодной воды из централизованной системы водоснабжения и прием от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в 20__ году на общую сумму _______________ с учетом налога на добавленную стоимость;

б) абонент обязан оплатить организации водопроводно-канализационного хозяйства принятую холодную воду и оказанные услуги по приему от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме;

Таким образом, в случае если абонентом является бюджетное учреждение, в данном случае ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в разделе договора о порядке оплаты услуг необходимо указать конкретную общую сумму оказываемых услуг.

В силу изложенного, пункт 7 раздела 3 договора подлежит принятию в следующей редакции:

«7. Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.

7(1). В случае если настоящий договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

а) организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет по настоящему договору подачу холодной воды из централизованной системы водоснабжения и прием от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в 2021-2023 г. на общую сумму 26 300 706,31 руб., в том числе-НДС 20%.

б) абонент обязан оплатить организации водопроводно-канализационного хозяйства принятую холодную воду и оказанные услуги по приему от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме с учетом фактически оказанных услуг;

в) идентификационный код закупки ______________.».

Указанная сумма определена судом с учетом представленных истцом сведений об объемах потребления и выделенных лимитах бюджетных обязательств.

Доводы ответчика в части невозможности установления в договоре суммы услуг судом отклонены, поскольку типовая форма договора предусматривает включение в договор суммы оказываемых услуг для организаций, осуществляющих закупки услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с Законом №44-ФЗ. При этом оплата потребленных услуг производится абонентом с учетом фактически оказанных услуг, в том числе в части, превышающего размера, указанного в договоре, что соответствует ч.10 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении и п. 1 ст. 544 ГК РФ.

Кроме того, ООО «АКС» подписано приложение к договору № 1.1, в котором по годам и помесячно определены объемы потребления и расчет договорной цены договора.

Разногласия по пункту 8(1).

Согласно пункту 8(1) договора, способом доставки расчетно-платежных документов абоненту является направление абоненту по электронной почте.

В силу абзаца 1 данного пункта такой электронный документооборот осуществляется в соответствии с соглашением об осуществлении электронного документооборота, заключенным в форме согласно приложению №4(1).

Соглашение об осуществлении электронного документооборота, приведенное в приложении №4(1) к настоящему договору подлежит подписанию сторонами настоящего договора и становится неотъемлемой частью настоящего договора в случае, если абзацем первым настоящего пункта предусмотрено, что выставление расчетно-платежных документов должно осуществляться посредством электронного документооборота с использованием электронной подписи.

Истец возразил относительно указанного порядка доставки расчетно-платежных документов и просил указанный пункт исключить из договора.

Нормами Закона о водоснабжении и водоотведении, а также положениями типового договора не установлен обязательный единый для сторон порядок обмена расчетно-платежными документами. Таким образом, организации водопроводно-канализационного хозяйства и абоненту предоставлена возможность самостоятельно определить способы доставки.

Однако, заявляя об исключении указанного пункта из договора, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не предлагает иной вариант, способ доставки до абонента расчетно-платежных документов, ссылаясь лишь на отсутствие заключенного сторонами соглашения об осуществлении электронного документооборота.

Учитывая отсутствие согласованного сторонами порядка направления абоненту расчетно-платежных документов, необходимости закрепления данного порядка в договоре, суд устанавливает редакцию пункта 8 (1) следующего содержания:

«Организация водопроводно-канализационного хозяйства доставляет абоненту расчетно-платежные документы одним из возможных способов: нарочным, факсом, электронной почтой, заказной почтой. Неполучение расчетно-платежных документов не является для абонента основанием для отказа от своевременной оплаты».

Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированном объеме подачи воды, в том числена нужды пожаротушения, гарантированном уровне давления холодной воды всистеме водоснабжения в месте присоединения) подлежат принятию в редакции федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, учитывая отсутствие возражений в указанной части со стороны ответчика.

Кроме того, необходимо дополнить договор пунктом 1.1. «Объемы потребления и расчет договорной цены». При этом, указанное приложение подписано со стороны ООО «АКС».

Относительно разногласий сторон в части схем разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по объектам, расположенным по адресам: <...> (сети канализации) и ул.Амурская 162 (сети водоснабжения), судом установлено следующее.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе, условия о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 8).

У сторон при заключении договора возникли разногласия по вопросу определения границ эксплуатационной ответственности холодного водоснабжения и водоотведения (Приложения N 1 к договору).

В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

Как следует из пункта 8 статьи 13 и пункта 11 статьи 14 Закона N 416-ФЗ именно граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.

В силу пункта 7 статьи 13 Закона N 416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

В соответствии с пунктом 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.

Согласно пункту 32 Правил N 644, при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения, в том числе водопроводных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.

По смыслу приведенных норм права, граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, устанавливается по границе балансовой принадлежности. Другое их толкование относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.

Из представленных в материалы дела доказательств, пояснений сторон следует, что объекты, расположенные по адресам: <...>, и ул.Амурская, 162 переданы во владение и пользование федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза ФИО1» Министерства обороны Российской Федерации (г. Благовещенск) и федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Амурской области» без каких-либо инженерных сетей водоснабжения, канализации, выходящих за границы указанных зданий и земельных участков.

Доказательств владения указанными учреждениями спорными сетями в материалы дела не представлено.

На основании приведенных выше нормативных документов и обстоятельств дела, при отсутствии соглашения сторон, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для принятия схем в редакции ООО «АКС» не имеется.
Доводы ответчика о том, что спорные участки водопроводных и канализационных сетей являются присоединенными сетями и используются только для водоснабжения и водоотведения объектов истца, а также то, что сети не переданы ООО «АКС» на обслуживание, не являются достаточными для отнесения бремени содержания эксплуатационной ответственности на абонента при отсутствии доказательств принадлежности ему самих сетей. Это соответствует распределению рисков предпринимательской деятельности в правоотношении по ресурсоснабжению, в котором организация водопроводно-канализационного хозяйства, как профессионал в соответствующей сфере, является более сильной стороной, нежели абонент, и имеет возможность выравнивания баланса интересов сторон мерами тарифного регулирования.

Таким образом, эксплуатационную ответственность по объекту, расположенному по адресу: <...> - сети канализации необходимо возложить на абонента от выпусков из зданий до колодца КК13 и КК25; от колодца КК13 до колодца КК15 обслуживает абонент совместно с другими абонентами, подключенными к сети (с учетом уточнений истца).

Пунктом 31 Правил N 644 предусмотрено, что к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации ВКХ либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.

Из содержания приведенной нормы права усматривается, что законодателем предусмотрена возможность опосредованного подключения абонента к инженерным сетям холодного водоснабжения (водоотведения) через сети другого абонента. В этом случае при заключении договора абонент предоставляет в организацию ВКХ акт разграничения своей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с другим абонентом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом случае в отношении объекта ул.Амурская, 162 фактически имеет место опосредованное присоединение (ул.амурская, 160) такой абонент должен предоставить в организацию ВКХ при заключении договора акт разграничения своей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с лицом, владеющим зданием по ул.Амурская, 160.

Если такой акт предоставлен, то его наличие следует считать достаточным для целей согласования существенного условия договора холодного водоснабжения о границах эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации ВКХ.

При отсутствии акта о согласовании границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между истцом и собственником, владельцем здания по ул.Амурская, 160 соответствующие вопросы подлежат разрешению в рамках урегулирования договорного спора.

В силу изложенного, по объекту, расположенному по адресу: <...> – сети водоснабжения: от внешней стены здания ул.Амурская, 160 до точки учета абонента ул.Амурская, 162, включая внутреннюю систему водоснабжения и водомерный узел обслуживает абонент; от точки подключения №1 в здании ул.Амурская, 160 до точки выхода из здания ул.Амурская, 160 обслуживает абонент совместно с собственником (владельцем) здания, расположенного по адресу ул.Амурская, 160.

Доводы ООО «АКС» о том, что эксплуатационную ответственность истец должен нести совместно с иными абонентами судом отклонены, поскольку вопрос о принадлежности спорных участков сетей одновременно нескольким лицам и возможность их совместной эксплуатации подлежит оценке при разрешении судеми имущественных споров.

Исковые требования в части урегулирования разногласий по приложению №4 «Сведения о режиме приема сточных вод», балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по объектам: <...> подлежат прекращению на основании ст. 49, 150, 151 АПК РФ в связи с отказом от иска в указанной части.

Претензионный порядок истцом соблюден, что подтверждает направление сторонами друг другу проекта договора и протокола разногласий к нему.

Государственная пошлина по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 6 000 руб. Истец освобожден от уплаты госпошлины.

В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 6 000 руб.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Урегулировать разногласия, возникшие между федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) и обществом с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения №4900, изложив спорные пункты в следующей редакции:

Наименование и по тексту – договор.

Преамбула договора – в редакции ООО «АКС».

Пункт 7. Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.

7(1). В случае если настоящий договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

а) организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет по настоящему договору подачу холодной воды из централизованной системы водоснабжения и прием от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в 2021-2023 г. на общую сумму 26 300 706,31 руб., в том числе-НДС 20%.

б) абонент обязан оплатить организации водопроводно-канализационного хозяйства принятую холодную воду и оказанные услуги по приему от абонента в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме с учетом фактически оказанных услуг;

в) идентификационный код закупки ______________.

Пункт 8 (1) Организация водопроводно-канализационного хозяйства доставляет абоненту расчетно-платежные документы одним из возможных способов: нарочным, факсом, электронной почтой, заказной почтой. Неполучение расчетно-платежных документов не является для абонента основанием для отказа от своевременной оплаты.

Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированном объеме подачи воды, в том числена нужды пожаротушения, гарантированном уровне давления холодной воды всистеме водоснабжения в месте присоединения) в редакции федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Дополнить договор пунктом 1.1. «Объемы потребления и расчет договорной цены».

Схемы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон изложить в следующей редакции:

По объекту, расположенному по адресу: <...> - сети канализации: от выпусков из зданий до колодца КК13 и КК25 обслуживает абонент; от колодца КК13 до колодца КК15 обслуживает абонент совместно с другими абонентами, подключенными к сети.

По объекту, расположенному по адресу: <...> – сети водоснабжения: от внешней стены здания ул.Амурская, 160 до точки учета абонента ул.Амурская, 162, включая внутреннюю систему водоснабжения и водомерный узел обслуживает абонент; от точки подключения №1 в здании ул.Амурская, 160 до точки выхода из здания ул.Амурская, 160 обслуживает абонент совместно с собственником (владельцем) здания, расположенного по адресу ул.Амурская, 160.

В части исковых требований об урегулировании разногласий по приложению №4 «Сведения о режиме приема сточных вод», разногласий по схемам балансовой и эксплуатационной ответственности сторон по объектам, расположенным по адресам: <...> производство по делу прекратить в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья С.А.Наринская