Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-9683/2021
02 марта 2022 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 02.03.2022.
Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2022.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кулинкович К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Амургаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным постановления
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 09.03.2021 № 08-2181, паспорт, диплом, свид-во о закл. брака;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество «Амургаз» (ОАО «Амургаз», общество) с требованиями об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Амурской области от 25.11.2021 №164-Т.
Заявленные требования мотивированы тем, что инспекцией не исследованы все обстоятельства административного дела при вынесении оспариваемого постановления. Инспекцией сделан вывод о проведении запланированных ремонтно-восстановительных работ 06.05.2021, однако работы ОАО «Амургаз» проводились по устранению аварии утечки газа на спорном участке.
Определением от 16.12.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
14.01.2022 ответчиком представлен письменный отзыв и материалы административного дела по вынесению постановления №164-т от 25.11.2021. В письменном отзыве ответчик указал на законность оспариваемого постановления, поскольку в нарушение требований Правил №354 обществом допущен перерыв в газоснабжении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>, 5, 7, 9 более 48 часов. Вина юридического лица установлена материалами прокурорской проверки.
23.12.2021 заявитель ходатайствовал о переходе к рассмотрению дела в порядке общего административного производства для выяснения дополнительных обстоятельств в судебном заседании.
На основании части 5 статьи 227 АПК РФ, определением от 24.01.2022 суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного производства.
В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в заседание не явился.
Суд в отсутствие возражений заявителя счел возможным рассмотреть дело в порядке статьи 156 АПК РФ при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, судом установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела установлено, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка по обращению 05.05.2021 гражданки ФИО2, проживающей по адресу: <...> по факту отсутствия подачи газа в газовой плите.
В рамках рассмотрения заявления прокуратурой 18.05.2021 в адрес ОАО «Амургаз» направлено требование о предоставлении документов и сведений, а также указано на необходимость явки в прокуратуру города Благовещенска 08.06.2021 к 15 часам 30 мин., по адресу: <...>, каб. 23, для дачи пояснений, составления и вручения в отношении юридического лица постановления об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ.
24.05.2021 №10-2603 прокурору от заявителя поступили письменные пояснения и документы. В письменных пояснениях общество указало, что в связи с поступившей заявкой об отсутствии подачи газа в плите в квартире №12 по адресу: <...>, был совершен выезд слесаря для проверки газового оборудования указанного многоквартирного дома. Специалистом установлено отсутствие подачи газа во втором подъезде многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>. В связи с необходимостью установления причин неисправностей произведено перекрытие крана второго подъезда, о чем сообщено собственникам жилых помещений второго подъезда указанного дома путем вывешивания объявления о проведении ремонтно-восстановительных работ до 06.05.2021. 06.05.2021 в ходе обследования подземного газопровода выявлена неисправность в зоне конденсатосборника. Для устранения установленной неисправности возникла необходимость приостановления подачи газа в дома расположенные по адресу: <...>, 5, 7, 9, о чем собственники многоквартирных домов извещены объявлениями, развешенными в подъездах. Газоснабжение в указанных многоквартирных домах восстановлено после проведения работ по замене поврежденного участка газопровода 07.05.2021 в 16 час. 25 мин.
Таким образом, прокурорской проверкой установлено отсутствие газоснабжения с 15.40 часов 05.05.2021 до 16 часов 25 мин. 07.05.2021 в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...>, 5, 7, 9, в связи с повреждением участка газопровода.
ОАО «Амургаз», являясь исполнителем по поставке газа по многоквартирным домам расположенных по адресу: <...>, 5, 7, 9, в нарушение пункта 11 Приложения Правил № 354, по мнению прокуратуры, допустило перерыв в поставке газа более чем в течение 48 часов.
На основании материалов проверки исполняющим обязанности прокурора Благовещенска 08.06.2021 в присутствии генерального директора ОАО «Амургаз» ФИО3 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Указанное постановление получено обществом в день его составления, о чем свидетельствует подпись.
10.06.2021 прокуратурой г. Благовещенска постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Амургаз» и материалы административного расследования направлены в Государственную жилищную инспекцию для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Определением от 05.08.2021 жилищная инспекция уведомила ОАО «Амургаз» о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, которое состоится 20.08.2021 в 16 час. 30 мин., по адресу: <...>. Настоящее уведомление получено генеральным директором ОАО «Амургаз» нарочно 20.08.2021.
Рассмотрение дела об административном правонарушении неоднократно откладывалось, о чем общество извещено надлежащим образом (26.08.2021, 02.09.2021).
15.09.2021 ОАО «Амургаз» в уведомлении №08-698 просило рассмотреть вопрос об административном правонарушении, назначенном на 17.09.2021 в 17 час. 00 мин. без участия представителя ОАО «Амургаз».
25.11.2021 исполняющим обязанности начальника государственной жилищной инспекции Амурской области вынесено постановление о назначении административного наказания № 164-т, в соответствии с которым юридическое лицо - ОАО «Амургаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление от 25.11.2021 №164-т получено ОАО «Амургаз» 01.12.2021, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Принимая во внимание сроки и порядок оспаривания постановлений административных органов, установленных частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 3 статьи 113 АПК РФ, направив настоящее заявление в суд 13.12.2021, заявитель не пропустил процессуальные сроки.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу пункта 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области соблюдения требований обеспечения населения коммунальными услугами, предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона состоит в нарушении, в том числе режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил сформулировано понятие коммунальной услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 раздела 2 Правил №354 потребителю могут быть предоставлены виды коммунальных услуг, в том числе газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункт г пункта 3 Правил №354).
Коммунальные услуги предоставляются на основании договора о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 31 Правил установлены обязанности исполнителя. Так исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 121 Правил №354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации (пункт 115 Правил №354).
Пунктом 122 Правил регламентировано, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. «а» п. 47 Правил № 354, подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях: авария в газораспределительной сети.
Согласно п. 11 Приложения №1 Правил № 354, коммунальная услуга по газоснабжению предоставляется бесперебойно, круглосуточно, в течение всего года, допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Из материалов дела следует, что ОАО «Амургаз» в качестве основного вида деятельности юридического лица является торговля сжиженными углеводородными газами, подаваемыми по распределительным сетям.
Деятельность по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам урегулирована Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан").
Во исполнение указанного Постановления заключен договор от 01.01.2019 на поставку газа.
Согласно договору от 01.01.2019 № 3/19 ПГ, заключенного между ЗАО «Амурплодсемпром» и ОАО «Амургаз», последнее осуществляет поставку сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, проживающих в многоквартирных домах по адресам:
ул. ФИО4, д. 1, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. ФИО4, д. 2, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. ФИО4, д. 3, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. ФИО4, д. 4, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. ФИО4, д. 5, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. ФИО4, д. 7, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. ФИО4, д. 9, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. Советская, д. 7, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. Советская, д. 9, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. Советская, д. 3, с. Плодопитомник, г. Благовещенск;
ул. Советская, д. 5, с. Плодопитомник, г. Благовещенск.
В соответствии с п. 2.2. договора от 01.01.2019 № 3/19 ПГ Поставщик (ОАО «Амургаз») газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать Абоненту (ЗАО «Амурплодсемпром») сжиженный углеводородный газ надлежащего качества.
В силу п. 3.1.1. договора от 01.01.2019 № 3/19 ПГ Поставщик (ОАО «Амургаз») обязан обеспечивать подачу СУГ надлежащего качества в количестве, необходимом для удовлетворения коммунально-бытовых нужд Потребителей, проживающих в вышеуказанных МКД.
Пунктом 5.3 Договора предусмотрено, что потребители, которым абонент предоставляет коммунальную услугу по газоснабжению согласно выставленным счетам (квитанциям), плату за потребленный газ перечисляют непосредственно поставщику.
Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что Поставщик газа несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и условий поставки газа, кроме случаев, если невыполнение обязательств вызвано наступлением форс-мажорных обстоятельств, аварий, аварийных ситуаций на газопроводе, либо действиями и бездействиями самого абонента.
Таким образом, ОАО «Амургаз» производит поставку коммунальных ресурсов в домовые сети как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за соблюдение режима и качества поставки газа в жилые дома, определенные договором от 01.01.2019.
Пунктом 19 Правил №549 установлены права и обязанности сторон при исполнении договора, которые определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и настоящими Правилами.
В обязанности абонента входит в частности, незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом (подпункт з пункт 21 Правил №549).
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием подачи газа в квартиру №12 дома 5 по улице ФИО4 города Благовещенска, абонентом 05.05.2021 была подана заявка №660 об устранении причин неполадок подачи газа в плиту. В тот же день был совершен выезд слесаря для проверки газового оборудования указанного многоквартирного дома. Специалистом установлено отсутствие подачи газа во втором подъезде многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>. В связи с необходимостью установления причин неисправностей произведено перекрытие крана поставки газа второго подъезда, о чем сообщено собственникам жилых помещений второго подъезда указанного дома путем вывешивания объявления о проведении ремонтно-восстановительных работ до 06.05.2021. 06.05.2021 в ходе обследования подземного газопровода и проведения земляных работ специалистами была выявлена неисправность в зоне конденсатосборника. Для устранения установленной неисправности возникла необходимость приостановления подачи газа в домах расположенных по адресу: <...>, 5, 7, 9, с 8 часов 50 минут 06.05.2021 до 07.05.2021 до 16 часов 25 минут, о чем собственники многоквартирных домов извещены объявлениями, развешенными в подъездах.
Следовательно, указанные доказательства подтверждают доводы общества, что причиной отключения газоснабжения в спорных многоквартирных домах и создание аварийной ситуации стало повреждение конденсатосборника (утечка газа в его зоне), то есть, аварийная ситуация.
Из пояснений заявителя следует, что при таком характере повреждения дальнейшая подача газа в многоквартирные дома была невозможна, поскольку иного источника для подпитки жилых домов, в обеспечении бесперебойной поставки газа, минуя аварийный участок сети, не имеется; подача газа при наличии аварийной ситуации могла повлечь чрезвычайные неблагоприятные обстоятельства.
Согласно пункту 116 Правил №354 в случаях, возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Как следует из оперативной информации Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Благовещенска от 08.05.2021 по г. Благовещенску, в области газоснабжения установлены аварийные отключения: с 06.05.2021 в 08 часов 50 минут для устранения неисправности на газопроводе в районе ул. ФИО4, 5. От газоснабжения были отключены жилые дома по улице ФИО4, <...>, 4, 5, 7, 9. Газоснабжение восстановлено 07.05.2021 в 16 часов 25 минут.
Тем самым, общество исполнило обязанность по сообщению о наличии аварии на подземной газопроводной сети многоквартирных домов по улице ФИО4.
Доказательств не отнесения данных повреждений к статусу аварии, административным органом в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае возобновление услуги газоснабжения являлось невозможным без проведения заявителем ремонтных работ на своих сетях. При этом административным органом не представлено доказательств бездействия ОАО «Амургаз», выразившегося в непринятии мер по устранению аварийной ситуации.
Следовательно, действия общества по временному приостановлению газоснабжения спорного жилого дома соответствовали требованиям подп. "а" п. 47 Правил N 549 и были направлены на устранение угрозы безопасности жизни лиц, проживающих в многоквартирных домах.
По доводам заявителя о наличии процессуальных нарушений, суд считает необходимым указать, что в оспариваемом постановлении административным органом указано на возбуждение производства в отношении должностного лица ОАО «Амургаз», а в резолютивной части содержится указание о признании юридического лица ОАО «Амургаз» и генерального директора ОАО «Амургаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, в тексте постановления №164-т ссылки на совершение вменяемого правонарушения в отношении должностного лица судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о допущенной опечатке в оспариваемом постановлении в части указания привлечения к административной ответственности должностного лица ОАО «Амургаз».
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд приходит к выводам, что при привлечении общества к административной ответственности его виновность в совершении административного правонарушения инспекцией не выяснялась, причины отсутствия газоснабжения не устанавливались.
Суд считает, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод инспекции об отсутствии доказательств невозможности соблюдения обществом Правил N 354 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Таким образом, административный орган в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события вменяемого административного правонарушения и вины общества в его совершении.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Из системного толкования приведенных выше норм, определяющих общие предпосылки и условия привлечения к административной ответственности, следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом вменяемого ему в вину правонарушения.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Эти данные, согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Суду не представлено неоспоримых доказательств о нарушений обществом обязанности по круглосуточному обеспечению потребителей услугами газоснабжения многоквартирных жилых домов. Общество при наличии сведений об аварийной ситуации с протечкой газа на подземных сетях газопровода, в соответствии с Правилами №354 обосновано приостановило подачу газа в жилые дома до устранения возникшей аварийной ситуации.
Таким образом, учитывая, что основания для привлечения ОАО «Амургаз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, у административного органа отсутствовали, суд признает постановление Государственной жилищной инспекции Амурской области от 25.11.2021 № 164-Т о привлечении открытого акционерного общества «Амургаз» и отменяет его, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь статьями167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Амурской области от 25.11.2021 № 164-Т о привлечении открытого акционерного общества «Амургаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>), расположенного по адресу <...> к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.С. Воробьёва