ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9733/20 от 21.01.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-9733/2020

января 2021 года

изготовление решения в полном объеме

«

»

января

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича,

рассмотрев в судебном заседании заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

обществу с ограниченной ответственностью «Ваше радио» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности,

протокол вел: секретарь судебного заседания Максимова Н.С.,

при участии в заседании: от заявителя,  ответчика - не явились, извещены,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее – заявитель, административный орган, управление) с заявлением о  привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Ваше радио» (далее – ответчик, общество, ООО «Ваше радио») за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны в предварительное судебное заседание не явились. О времени  и месте проведения предварительного судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчик отзыва не представил.

Суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Ваше радио» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

ООО «Ваше радио» является держателем лицензии РВ № 26167 от 29.12.2014, которой предусмотрено распространение на частоте 101,5 МГц в г. Благовещенске Амурской области радиоканалов «Радио твоих дорог» и «Эхо Москвы».

В соответствии с лицензией объем вещания радиоканала «Радио твоих дорог» должен составлять 23,5  часов в неделю.  Объем вещания радиоканала «Эхо Москвы» должен составлять 144,5 часов в неделю.

В соответствии с лицензией программная концепция вещания радиоканала «Радио твоих дорог» представлена следующими направлениями (%):

1. Информационное, с краткой характеристикой: информационные программы о событиях в жизни города и области, прогнозы погоды, спортивные новости - 75;

2. Развлекательное, с краткой характеристикой: игры, викторины, конкурсы, ток-шоу, развлекательные программы для взрослых и детей - 10;

3. Культурно-просветительское, с краткой характеристикой: программы о культурных событиях в жизни области, афиша на предстоящую неделю, разговоры в прямом эфире с артистами, певцами и другими творческими личностями - 10;

4. Музыкальное, с краткой характеристикой: Музыка (и песни) российских и зарубежных авторов и исполнителей, программы по заявкам и т.п. -5.

В период с 02.11.2020 по 20.11.2020 управлением проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении ООО «Ваше радио».

По итогам мероприятия систематического наблюдения установлено, что фактический объем вещания радиоканала «Радио твоих дорог» составляет 17 часов 46 минут 34 секунды в неделю, а объем вещания «Эхо Москвы» соответственно 150 часов 13 минут 25 секунд.

В связи с чем, административный орган пришел к выводу о несоблюдении лицензионных требований.

По итогам изучения недельного эфира установлено, что программная концепция не соблюдается.

«Развлекательное» направление вещания представлено программами: «Что случилось в эту пору» (информация о праздниках), «Русский Хейхэ» (информация о городе Хейхэ), «Наблюдения психолога» и «Кабинет психолога» (интервью с психологом, рассуждения о стрессе на работе и в повседневной жизни), «Неспешные прогулки», «Как это по-русски» (правильное произношении слов), «Покачемучка» (развлекательная передача для детей), «Другая личность» (о перевоплощениях актера Георгия Милляра), «На вкус и цвет» (как живут в других странах их плюсы и минусы).

«Культурно-просветительское» направление вещания представлено программами: «Чисто сердечное признание (их первый рубль)» (интервью с людьми о их первом заработке), «Листая старые газеты» (информация из старых газет, которые находятся в архиве), «Что случилось в эту пору» (памятные даты истории), «История одного дома» (исторические факты о зданиях города), интервью с деятелями культуры.

«Музыкальное» направление вещания представлено программами: «Просто песня» (песни).

При подсчете процентного соотношения тематических направлений вещания СМИ радиоканала «Радио твоих дорог» установлено, что информационное направление составляет - 0 %, развлекательное направление - 39 %, культурно-просветительское направление - 56 %, музыкальное направление -5%.

Административный орган пришел к выводу о несоблюдении лицензионных требований.

По результатам наблюдения составлены акт от 20.11.2020 и справка о результатах систематического наблюдения.

Таким образом, административный орган пришел к выводу о нарушении ответчиком ст. 1 Закона Российской Федерации о 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», п.п. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.

Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, управлением 29.09.2020 по юридическому адресу общества направлено уведомление о составлении 09.12.2020 в 10 час. 30 мин. по адресу: <...>, в отношении общества протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, которое 03.12.2020 получено адресатом.

09.12.2020 по факту выявленных нарушений в отношении ООО «Ваше радио» должностным лицом управления в отсутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № АП-28/4/1099, действия ответчика квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.

Рассмотрев материалы дела в полном объеме, оценив все представленные доказательства, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

Согласно  пункта 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, при установлении наличия в действиях юридического лица  административного правонарушения, подлежат: наличие самого события административного правонарушения; сведения о лице, совершившим противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность юридического лица в совершении административного правонарушения; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, если таковые имеются; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела,  причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).

Административный орган обратился в суд с требованием о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектами правонарушения являются лицензиаты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - деятельность, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

ООО «Ваше радио» является держателем лицензии РВ № 26167 от 29.12.2014, которой предусмотрено распространение на частоте 101,5 МГц в г. Благовещенске Амурской области радиоканалов «Радио твоих дорог» и «Эхо Москвы».

В силу статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статьей 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» также установлено, что одним из лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания, является соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.

Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации, установлен Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025. Согласно п.п. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату относится соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии:

- вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;

- вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;

- соблюдение объемов вещания;

- соблюдение даты начала вещания;

- вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;

- вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;

- вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;

- соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;

- соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.

Как следует из материалов дела, фактический объем вещания радиоканала «Радио твоих дорог» составляет 17 часов 46 минут 34 секунды в неделю, а объем вещания «Эхо Москвы» соответственно 150 часов 13 минут 25 секунд, что не соответствует установленному в лицензии объему вещания.

Кроме того, материалы дел подтверждают не соблюдение обществом программной концепции. При подсчете процентного соотношения тематических направлений вещания СМИ радиоканала «Радио твоих дорог» установлено, что информационное направление составляет - 0 %, развлекательное направление - 39 %, культурно-просветительское направление - 56 %, музыкальное направление - 5%, что не соответствует программной концепции прописанной в лицензии.

Данные обстоятельства свидетельствуют о доказанности в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения.

Представленные административным органом суду доказательства суд счел допустимыми, поскольку они собраны, закреплены и представлены в соответствии с административным регламентом. Поскольку, сведения, содержащиеся в них, неясностей и противоречий не содержат, взаимно дополняют друг друга, суд признает  их достоверными и достаточными для подтверждения события правонарушения, вмененного обществу.

Протокол об административном правонарушении оформлен и представлен суду компетентным должностным лицом  уполномоченного административного органа, действующим в рамках возложенных на него полномочий и государственных функций, соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые препятствовали бы всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, и возможность устранения которых отсутствует, судом не установлено.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Из материалов дела не усматривается, что соблюдение обществом норм и правил в сфере оказания радиовещания. Доказательств наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

В действиях общества доказан состав правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ по такой категории дел, на момент вынесения настоящего решения, не истек.

Рассматривая допущенное нарушение с позиций его малозначительности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Из содержания пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по конструкции является формальным и не требует наступления конкретных негативных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Характер нарушения, выразившегося в нарушении лицензионных требований по оказанию услуг радиовещания, свидетельствует о существенности угрозы охраняемым общественным отношениям.  Исключительность нарушения в рассматриваемом случае отсутствует.

Формально допускаемыми нарушениями какой либо вред/ущерб причинен не был, вместе с тем, общество ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (решение Арбитражного суда Амурской области от 13.04.2020 по делу №А04-1251/2020). Таким образом, юридическое лицо пренебрежительно относится к исполнению своих обязанностей лицензиата.  Указанное само по себе малозначительным являться не может.

Освобождение общества от ответственности будет противоречить принципам и целям назначения административного наказания, в том числе, в части предупреждения совершения лицом повторных правонарушений.

Оценив материалы дела в их совокупности, руководствуясь внутренним убеждением, суд приходит к выводу о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, пренебрежительного отношения лицензиата к своим обязанностям, отсутствии признака исключительности, в связи с чем допущенное нарушение не может быть признано малозначительным.

Поскольку судом выяснены и установлены все обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, а также пунктом 6 статьи 205 АПК РФ, суд переходит к определению меры административной ответственности, подлежащей применению к обществу  за совершенное правонарушение.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении судом наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания для юридических лиц, как в виде предупреждения, так и в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих ответственность юридического лица судом не установлено. Обстоятельством, отягчающим ответственность, выступает повторное совершение однородного административного правонарушения (решение Арбитражного суда Амурской области от 13.04.2020 по делу №А04-1251/2020). О финансовой несостоятельности юридического лица сведения  сторонами не представлялись.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения и степень вины лица, привлекаемого к ответственности, его материальное (имущественное и финансовое) положение, суд приходит к выводу о необходимости привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Суд дополнительно разъясняет юридическому лицу, что согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ суд решил привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ваше радио» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 22.12.2003, по адресу: г. Благовещенск, <...>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП России в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Штраф подлежит перечислению: Получатель УФК по Амурской области (Управление Роскомнадзора по Амурской области), лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 280101001, наименование банка получателя отделение Благовещенск г. Благовещенск, БИК 041012001, расчетный счет <***>, ОКТМО 10701000, КБК 09611601141019000140, УИН 09600000000030547949.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                                П.А. Чумаков