ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9998/20 от 01.03.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-9998/2020

04 марта 2021 года

изготовление решения в полном объеме

01 марта 2021 года

объявлена резолютивная часть решения

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сучак Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Склад временного хранения Транспортно-логистический центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

обществу с ограниченной ответственностью «Мост» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 1 222 000 руб.

при участии в заседании:

от истца: генеральный директор ФИО1;

от ответчика: не явился, извещался заказным письмом № 40963, не вручено, возвращено с отметкой организации почтовой связи «истек срок хранения».

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Склад временного хранения Транспортно-логистический центр» (далее – истец, ООО «СВХ Транспортно-логистический центр») с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мост» (далее – ответчик, ООО «Мост») о взыскании задолженности за оказанные услуги хранения за период с 17.08.2020 по 02.10.2020 в размере 1 222 000 руб.

Заявленные требования обоснованны тем, что ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» включено в реестр владельцев складов временного хранения, что подтверждается свидетельством Благовещенской таможни № 10704/311210/10051/04 от 03.11.2016.

В период с 17.08.2020 по 04.09.2020 в зоне таможенного контроля на территории склада временного хранения должностными лицами Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни проводился таможенный досмотр партии товара ООО «Мост», в присутствии и при участии ответчика. По результатам таможенного досмотра 25.09.2020 таможенным органом принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10704000-426/2020 и изъятии всех досматриваемых товаров, явившихся предметом правонарушения.

02.10.2020 вышеуказанная партия товара ответчика передана на ответственное хранение истца в соответствии с договором безвозмездного оказания услуг по хранению товара от 02.09.2020 № 10/05/27/2020 и дополнительным соглашением № 1 от 28.10.2020.

По факту оказания услуг по организации хранения товаров ответчика в зоне таможенного контроля с 17.08.2020 по 02.10.2020 складом временного хранения составлен акт № 40 от 02.10.2020.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), письменный отзыв не направил.

Судебное заседание проводилось в отсутствие представителя ответчика на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.

Исследовав доводы истца, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству Благовещенской таможни от 03.11.2016 № 10704/311210/10051/04 ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» является владельцем склада временного хранения открытого типа площадью 1 200 куб.м. и 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <...>, включено в реестр владельцев складов временного хранения.

02.09.2020 между Благовещенской таможней (поклажедатель) и ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» (хранитель) заключен договор на безвозмездное оказание услуг по хранению товаров № 10/05/27/2020 (далее – договор), по условиям которого хранитель обязуется хранить на складе временного хранения или ином принадлежащем ему складе материальные ценности, товары и транспортные средства: помещаемые поклажедателем в целях проведения таможенного контроля, в том числе проведения таможенной экспертизы отобранных проб, образцов; изъятые/арестованные поклажедателем и (или) таможенными органами, в том числе в ходе проведения проверок сообщений о преступлениях, а также производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; обращенные или подлежащие обращению в федеральную собственность, либо имеющие признаки бесхозяйных; задержанные, изъятые, арестованные в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле; являющиеся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (пункт 1.1 договора).

Хранение товара осуществляется в охраняемом помещении, а также на охраняемой открытой либо крытой стоянке, находящихся по адресам: <...>, с условиями, обеспечивающими безусловную сохранность товаров, их качественных и количественных характеристик (пункт 1.2 договора).

В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 3.2 договора прием товаров осуществляется на основании акта приема-передачи товаров в трех экземплярах (приложение № 1 к договору), а в отношении товаров, изъятых поклажедателем и (или) таможенными органами в ходе проведения проверок сообщений о преступлениях и производства по уголовным делам, а также признанных вещественными доказательствами/по уголовным делам, прием и выдача товаров осуществляются в трех экземплярах на основании акта приема-передачи (приложение № 2 к договору). В остальных случаях прием товаров хранителем осуществляется по акту приема-передачи (приложение № 3 к договору), составляемому в двух экземплярах.

В соответствии с пунктом 8.1 договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2021 (или до исполнения сторонами своих обязательств по договору), за исключением пункта 2.3.17 договора.

28.10.2020 между Хабаровской таможней, являющейся правопреемником Благовещенской таможни на основании приказа Федеральной таможенной службы России от 27.03.2020 № 328 «О реорганизации Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен», и ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» заключено дополнительное соглашение № 1, в соответствии с которым поклажедателем по договору на безвозмездное оказание услуг по хранению товаров от 02.09.2020 № 10/05/27/2020 является Хабаровская таможня.

Тариф на услуги ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» утвержден 15.01.2020 генеральным директором общества.

Хабаровская таможня письмом от 10.12.2020 № 47-02-34/1080 сообщила ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» о том, что по результатам таможенного досмотра, который проводился в период с 17.08.2020 по 04.09.2020 на территории склада временного хранения ООО «СВХ Транспортно-логистический центр», 25.09.2020 должностными лицами Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни в отношении декларанта ООО «Мост» было возбуждено дело об административном правонарушении № 10704000-426/2020; товары, явившиеся предметом административного правонарушения, были изъяты в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов по указанному делу об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Мост» переданы в Благовещенский городской суд для рассмотрения административного дела по существу и вынесения постановления по делу; до вынесения судом постановления по делу и получения Благовещенским таможенным постом в установленном порядке судебного решения в отношении товаров, товары подлежат хранению на складе временного хранения ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» в соответствии с договором безвозмездного оказания услуг по хранению товаров от 02.09.2020 № 10/05/27/20.

Товары, изъятые по делу об административном правонарушении № 10704000-426/2020, владельцем которых является ООО «Мост» (40 товаров общим весом брутто 69 411,2 кг, общее количество грузовых мест - 19 304), переданы на хранение ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 02.10.2020.

За услуги хранения товара на складе временного хранения за период с 17.08.2020 по 02.10.2020 ответчику начислена плата в размере 1 222 000 руб.

Выставленный для оплаты услуг хранения счет от 07.10.2020 № 46 ответчиком оплачен не был, акт оказанных услуг от 07.10.2020 № 41 не подписан.

Претензией от 07.10.2020 ответчику предложено оплатить расходы ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» за хранение товара в указанный в претензии срок.

Оставление ответчиком претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Под временным хранением товаров, в соответствии с пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Согласно пункту 7 статьи 98 ТК ЕАЭС лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, не вправе пользоваться такими товарами, в том числе вывозить с территории места временного хранения, до их выпуска, а если иностранные товары находятся на временном хранении в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, - до их выпуска либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее -места временного хранения).

Пунктом 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) установлено, что в соответствии со статьей 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются, в том числе склад временного хранения таможенного органа, помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с пунктом 3 статьи 437 ТК ЕАЭС, другие места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных настоящим Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании (часть 2 статьи 99 ТК ЕАЭС).

Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (часть 4 статьи 99 ТК ЕАЭС).

В соответствии со статьей 311 ТК ЕАЭС объектами таможенного контроля являются в том числе сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля.

В силу части 1 статьи 357 Закона о таможенном регулировании помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров и не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Согласно части 3 статьи 357 Закона о таможенном регулировании указанная в части 2 настоящей статьи территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток.

В соответствии с частью 7 статьи 90 Закона о таможенном регулировании место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 217 настоящего федерального закона.

Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении (часть 6 статьи 91 Закона о таможенном регулировании).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, устанавливает порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и в иные места временного хранения, а также при хранении и выдаче товаров (часть 7 статьи 91 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о таможенном регулировании товары могут быть помещены таможенными органами на склады временного хранения, склады временного хранения таможенных органов в случаях, предусмотренных статьями 233, 317 и 318 Закона о таможенном регулировании.

Вознаграждение за хранение товаров владельцу склада временного хранения выплачивается за счет лиц, определенных в статье 233 настоящего федерального закона (часть 2 статьи 94 Закона о таможенном регулировании).

Возмещение расходов на хранение товаров владельцу склада временного хранения осуществляется за счет лиц, определенных в части 14 статьи 233, части 10 статьи 317 и части 12 статьи 318 настоящего федерального закона (часть 3 статьи 94 Закона о таможенном регулировании).

Согласно части 4 статьи 94 Закона о таможенном регулировании размер расходов на хранение товаров определяется исходя из действующих в период хранения тарифов, объявленных в публичной оферте или используемых при заключении договоров на хранение товаров, требующих аналогичных условий хранения, а в случае отсутствия документального подтверждения указанных тарифов - в пределах документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем склада временного хранения при хранении товаров.

Согласно пункту 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В силу пункта 2 статьи 889 ГК РФ хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем в случае, если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий.

На основании пункта 1 статьи 896 ГК РФ по окончании хранения хранителю должно быть уплачено вознаграждение за хранение.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно акту оказанных услуг № 40 принадлежащий ООО «Мост» товар в объеме 400 куб.м. 17.08.2020 был ввезен на территорию склада временного хранения ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» для прохождения процедуры таможенного досмотра и находился на складе в течение 47 суток.

Указанное также подтверждается письмом Хабаровской таможни от 10.12.2020 № 47-02-34/1080, актом оказания услуг от 07.10.2020 № 41, счетом на оплату от 07.10.2020 № 46.

02.10.2020 товар ООО «Мост» (40 товаров общим весом брутто 69 411,2 кг в общем количестве грузовых мест - 19 304) в связи с его изъятием по делу об административном правонарушении № 10704000-426/2020 в отношении ООО «Мост» передан истцу на ответственное хранение по договору от 02.09.2020 № 10/05/27/2020, заключенному между Хабаровской таможней (поклажедатель) и ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» (хранитель), что подтверждается актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 02.10.2020.

Акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от 02.10.2020 подписан старшим инспектором отдела специальных таможенных процедур № 2 Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни и представителем ООО «СВХ Транспортно-логистический центр».

Таким образом материалами дела подтверждается, что в период с 17.08.2020 по 02.10.2020 товар ООО «Мост» находился на временном хранении в зоне таможенного контроля на складе временного хранения ООО «СВХ Транспортно-логистический центр».

Следователь, между ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» и ООО «Мост» возникли отношения по хранению товара, регулируемые главой 47 ГК РФ, в силу которой услуги профессионального хранителя, независимо от наличия или отсутствия заключенного между сторонами договора, являются платными.

Факт нахождения спорного товара у ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» на хранении в период с 17.08.2020 по 02.10.2020 ответчик не отрицает, в связи с чем денежная сумма, подлежащая уплате за услуги, оказанные ООО «СВХ Транспортно-логистический центр», подлежит возмещению за счет ответчика.

По расчету истца задолженность ответчика по оплате услуг за хранение товара на складе временного хранения ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» в период с 17.08.2020 по 02.10.2020 составила 1 222 000 руб.

Проверив расчет стоимости хранения товара, суд признает его арифметически верным, произведенным в соответствии с тарифами на услуги ООО «СВХ Транспортно-логистический центр», утвержденными 15.01.2020 генеральным директором общества (65 руб. за 1 куб.м. в сутки), с учетом хранения товара в количестве 400 куб.м. в течение 47 суток в период с 17.08.2020 по 02.10.2020 (65 х 400 х 47).

Положениями статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения. Названная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, наличие задолженности по оплате оказанных услуг в заявленном размере, ответчиком не оспорены.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за оказанные услуги хранения за период с 17.08.2020 по 02.10.2020 в размере 1 222 000 руб.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины с заявленной суммы исковых требований составляет 25 220 руб.

ООО «СВХ Транспортно-логистический центр» при подаче искового заявления на основании статьи 102 АПК РФ предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств. Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в сумме 25 220 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мост» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Склад временного хранения Транспортно-логистический центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность за оказанные услуги хранения за период с 17.08.2020 по 02.10.2020 в размере 1 222 000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мост» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 25 220 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области

Судья Д.С. Аныш