ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-10075/2022 от 31.10.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31 октября 2022 года

     г. Архангельск

Дело № А05-10075/2022

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года  

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Кашиной Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садомец М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" в лице Плесецкого межрайонного отделения ООО "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163001, <...>, каб.506; 164262, <...>)

к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 164200, Архангельская область, г.Няндома, ул.60 лет Октября, дом 13)

о взыскании 9 794 руб. 62 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – не явился (извещен);

от ответчика – не явился (извещен);

установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (далее – ответчик, Комитет) о взыскании 9 794 руб. 62 коп. долга за электрическую энергию, поставленную в период с марта 2019 года по январь 2021 года в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

            Стороны, извещённые о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.

            Истец представил дополнительные документы в обоснование своих требований.

Ответчик в письменном отзыве на иск с требованиями о взыскании долга не согласился, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение в реестрах муниципального имущества МО "Няндомское" и Няндомского муниципального района Архангельской области не значится.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.

Изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истцу приказом Минэнерго России от 14.09.2018 №763 присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Архангельской области с 01.10.2018.

Общество, выступая гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Архангельской области, в период с марта 2019 года по январь 2021 года поставило электрическую энергию в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Ссылаясь на то обстоятельство, что данное жилое помещение не имеет собственника, находится на территории Няндомского муниципального района Архангельской области, истец произвел расчет объема электроэнергии, и предъявил его к оплате Комитету, как лицу, обязанному нести расходы по его содержанию.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о собственниках квартиры №4 дома №55 по ул.  Первомайская в г.Няндоме Архангельской области.

Вместе с тем, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о собственниках помещений не свидетельствует о том, что указанные помещения не находятся в муниципальной собственности.

Обязательная регистрация прав на недвижимое имущества на территории Российской Федерации введена Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратил силу).

Частью 1 статьи 6 данного Федерального закона устанавливалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В тоже время, в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложением 3 к нему государственный жилищный фонд независимо от того на чьем балансе он находился подлежал передаче в муниципальную собственность.

Следовательно, при отсутствии других собственников, жилые помещения, расположенные на территории Няндомского района, находятся в муниципальной собственности Няндомского муниципального района, независимо от включения их в реестр муниципального имущества и в ЕГРН, регистрация в которых носит заявительный характер.

Соответственно, Комитет обязан предоставить доказательства того, что спорные жилые помещения выбыли из муниципальной собственности, либо что у помещений имеется иной правообладатель, предоставив соответствующие документы.

Комитетом такие доказательства не представлены.

В соответствии с положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" ответчик является структурным подразделением администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район", созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории муниципального образования "Няндомский муниципальный район", обладает правами юридического лица.

Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю лицом, обязанным от имени собственника спорных жилых помещений вносить плату за помещения и коммунальные услуги, является Комитет.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Подпунктом "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354) также установлено, что потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Расчёт стоимости поставленного коммунального ресурса, выполненный истцом,  судом проверен и признан обоснованным. Ответчик расчет истца не оспорил, замечаний и возражений по объему поставленной электрической энергии не заявил.

В силу положений части 31 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Ответчик в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказательства оплаты поставленного коммунального ресурса не представил.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статей 210, 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 155 ЖК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в сумме, заявленной ко взысканию.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (ОГРН <***>; ИНН <***>) 9794 руб. 62 коп. долга и 2000 руб. расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Ю. Кашина