АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
декабря 2020 года | г. Архангельск | Дело № А05-10555/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Тюпина А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верховцевой Е.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» (ИНН <***>, ОГРН <***>; адрес: Россия 165210, рп. Октябрьский, Архангельская область, улица Комсомольская, дом 7)
к городскому поселению «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице администрации Октябрьского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>; адрес: Россия 165210, рп.Октябрьский Устьянского района, Архангельская область, улица Комсомольская 13)
об обязании принять капитальные вложения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1 (доверенность от 09.01.2020 №15),
установил:
Администрация муниципального образования «Устьянский муниципальный район» (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к городскому поселению «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице администрации Октябрьского городского округа (далее – ответчик) с требованием об обязании ответчика принять от Устьянского муниципального района Архангельской области в лице администрации Устьянского муниципального района Архангельской области капитальные вложения в основные средства объекта «системы теплоснабжения в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области» в размере 13 184 730 руб. 51 коп. и объекта «канализационные очистные сооружения в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области» в размере 10 135 904 руб. 96 коп.
Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от иска в части обязания ответчика принять от Устьянского муниципального района Архангельской области в лице администрации Устьянского муниципального района Архангельской области капитальные вложения в основные средства объекта «канализационные очистные сооружения в п.Октябрьский Устьянского района Архангельской области» в размере 10 135 904 руб. 96 коп.
Определением от 21.12.2020 принят отказ администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от иска в части обязания городского поселения «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице администрации Октябрьского городского округа принять от Устьянского муниципального района Архангельской области в лице администрации Устьянского муниципального района Архангельской области капитальные вложения в основные средства объекта «канализационные очистные сооружения в п.Октябрьский Устьянского района Архангельской области» в размере 10 135 904 руб. 96 коп. Производство по делу в указанной части прекращено.
В настоящее время истец настаивает на требовании об обязании ответчика принять от Устьянского муниципального района Архангельской области в лице администрации Устьянского муниципального района Архангельской области капитальные вложения в основные средства объекта «системы теплоснабжения в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области» в размере 13 184 730 руб. 51 коп.
Ответчик, извещенный по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направил.
Ответчик представил в материалы дела отзыв и дополнение к отзыву, в которых заявил возражения относительно исковых требований, также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Дело рассмотрено в порядке статьи 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, принявшего участие в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 4.1. Областного закона от 23.09.2004 №259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (в настоящее время исключена), до 1 мая 2008 года полномочия по организации в границах поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов Архангельской области, электро-, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относились к вопросам местного значения муниципальных районов, после указанной даты - к вопросам местного значения поселений.
В период с 1 мая 2008 года и по 1 июня 2009 года вышеуказанные полномочия городского поселения «Октябрьское» Устьянского муниципального района Архангельской области осуществлялись Устьянским муниципальным районом Архангельской области в лице администрации Устьянского муниципального района Архангельской области в порядке части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании решения Собрания депутатов Устьянского муниципального района от 29.09.2008 №337 и заключенного соглашения о передаче части полномочий муниципального образования «Октябрьское» Устьянскому муниципальному району.
С 2007 года Устьянский муниципальный район участвовал в реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007-2010 г.г.», утвержденной областным законом от 28.09.2006 № 224-12-ОЗ и в течение 2007-2008 годов осуществлялись работы по реконструкции очистных сооружений.
С 2006 по 2009 годы истцом осуществлялись работы по реконструкции системы теплоснабжения в поселке Октябрьский.
В эти периоды на данные цели на условиях софинансирования выделялись денежные средства из бюджетов Архангельской области и Устьянского муниципального района всего на общую сумму – 23 320 635 руб. 47 коп., из них реконструкция системы теплоснабжения в п.Октябрьский – 13 184 730 руб. 51 коп.; реконструкция канализационных очистных сооружений в п.Октябрьский – 10 135 904 руб. 96 коп. (далее - капитальные вложения в основные средства). Указанные капитальные вложения в основные средства приняты в 2007-2009 годах к учету администрацией района, что подтверждается информацией по объектам незавершенным строительством, учтенным на балансе Устьянского муниципального района.
Согласно перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденному руководителем Федеральной архивной службы России ФИО2 от 06.10.2000 (действующему в период ведения хозяйственной деятельности администрации района в части расходования финансовых средств на капитальные вложения в основные средства), договоры, соглашения, в том числе хозяйственные, равно как и первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, документы о приемке выполненных работ подлежат хранению 5 лет. В связи с истечением указанного срока оригиналы первичных документов (как и большинство копий таких документов), зафиксировавших факт совершения вышеуказанных хозяйственных операций, у истца отсутствуют.
В соответствии с областным законом от 20.12.2006 № 307-14-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Устьянский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Октябрьское», «Березницкое», «Бестужевское», «Дмитриевское», «Илезское», «Киземское», «Лихачевское», «Лойгинское», «Малодорское», «Орловское», «Плосское», «Ростовско-Минское», «Синицкое», «Строевское», «Череновское», «Шангальское» Архангельской области» собственником тепловых сетей и очистных сооружений, расположенных в п.Октябрьский является городское поселение «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице администрации Октябрьского городского округа.
В ходе проведения Контрольно-ревизионной комиссии Устьянского муниципального района внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Устьянский муниципальный район» за 2018 год, установлено, что не всеми ГРБС приняты во внимание замечания, отраженные при проверке бюджетной отчётности за 2017 год: установлены факты несоответствия отдельных форм отчётности учётным формам (КУМИ, УсиИ), причины расхождений в пояснительной записке не отражены; не ведутся счета по санкционированию расходов (КУМИ); в отчётности УСиИ не отражены финансовые вложения, внесенные в Уставный капитал МУПов; на балансе администрации по счету 106.00 «Вложения в нефинансовые активы» составляют 69423827,79 руб. - вложения в основные средства (106.11) числятся затраты по объектам, в том числе: реконструкция канализационных очистных сооружений п.Октябрьский – 10135904,96 руб.; реконструкция системы теплоснабжения п.Октябрьский – 13184730,51 руб.
Данные выводы отражены в заключении Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 26.04.2019.
Учитывая изложенное, истец неоднократно пытался урегулировать вопрос по передаче городскому поселению капитальных вложений в основные средства в досудебном порядке (письма от 05.03.2019 № 741, от 07.07.2020 № 5212). В свою очередь, ответчик отказывает в принятии передаваемых капитальных вложений в основные средства (письма от 26.04.2019 № 998, от 31.07.2020 № 2429). Отказы в приеме вложений администрация городского поселения мотивирует тем, что канализационные очистные сооружения и системы теплоснабжения, реконструированные за счет вложений, являются объектами концессионного соглашения, их стоимость сформирована на дату конкурсных процедур и подлежит изменению только в случае его модернизации, реконструкции и амортизации за определенный период владения и пользования.
Муниципальное имущество городского поселения, относящееся к системам коммунальной инфраструктуры и иным объектам коммунального хозяйства, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии, производства, передачи, распределения холодной (питьевой) и горячей воды, удаления и очистки сточных вод передано во владение и пользование в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на условиях концессионного соглашения ООО «ГК «УЛК» и отражается на его балансе.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в отношении концессионного соглашения и иного передаваемого Концедентом Концессионеру по концессионному соглашению имущества Концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
При заключении, исполнении концессионных соглашений учет объектов имущества казны в концессии осуществляет уполномоченный субъект учета.
Согласно Приказа Минфина России от 29.06.2018 № 146н, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество подлежит обособленному отражению федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента (далее - уполномоченный субъект учета), в составе нефинансовых активов имущества казны.
Таким образом, администрация городского поселения, обязана обособлено отражать объекты «система теплоснабжения в п. Октябрьский» и «канализационные очистные сооружения в п. Октябрьский» в составе нефинансовых активов имущества казны.
В соответствии с пунктом 33 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н (далее - Инструкция № 157н), операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
Пунктами 381, 383 Инструкции № 157н установлено, что в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью имущества, его целевым использованием и движением имущество, переданное учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование, учитывается на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».
В период действия концессионного соглашения, на стадии осуществления инвестиций (создания (реконструкции) объекта соглашения) концедент учитывает прирост имущества, отражая увеличение стоимости имущества концедента (фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером.
Вложениями в нефинансовые активы, учитываемыми на счете 0 106 00000 «Вложения в нефинансовые активы», являются фактические затраты в объекты нефинансовых активов (к которым относятся основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы) при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции), изготовлении, а также фактические затраты, связанные с выполнением технологических работ, результаты которых впоследствии должны быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.
Учет капитальных вложений, являющихся предметом иска, на бухгалтерском балансе истца, который в настоящее время не является ни собственником, ни балансодержателем объектов, в которые они были осуществлены, недопустим. Правовые основания для списания капитальных вложений без передачи их собственнику объектов у истца отсутствуют.
Следовательно, суд приходит к выводу, что на ответчика возложена обязанность по осуществлению учета и внесению в реестр муниципального имущества сведений по реконструированным объектам, а, соответственно, и обязанность принять капитальные вложения в основные средства объекта.
Ответчиком заявлено о применении к заявленным исковым требованиям срока исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как видно из материалов дела и следует из пояснений представителя истца, о необоснованности учета на балансе истца затрат на капитальные вложения, администрации Устьянского муниципального района стало известно в ходе проведения Контрольно-ревизионной комиссии Устьянского муниципального района внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Устьянский муниципальный район» за 2018 год, что в последующем нашло отражение в заключении от 26.04.2019.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о самостоятельности органов местного самоуправления, в том числе по решению вопросов местного значения, капитальные вложения, учтенные на балансе истца переданы отраслевому органу - Управлению строительства и инфраструктуры администрации Устьянского муниципального района, являющемуся фактическим балансодержателем объектов, за исключением капитальных вложений в объекты муниципальной собственности городского поселения.
О необходимости передачи капитальных вложений истцом ответчику направлено письмо от 19.03.2019 №741. Отказ ответчика в принятии капитальных вложений, выраженный письмом от 26.04.2019 № 998, получен истцом 26.04.2019.
Кроме того, суд соглашается с доводом, истца о том, что к рассматриваемому спору срок исковой давности не применим, поскольку правоотношения носят длящийся характер, не связаны с нарушением договорных обязательств и спор возник в ходе реализации прав правообладателя.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
Р Е Ш И Л :
Обязать городское поселение «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице администрации Октябрьского городского округа в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять от Устьянского муниципального района Архангельской области в лице администрации Устьянского муниципального района Архангельской области капитальные вложения в основные средства объекта «системы теплоснабжения в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области» в размере 13 184 730 руб. 51 коп.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.Н. Тюпин |