АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
30 октября 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-11016/2014
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Архангельский региональный радиотелевизионный передающий центр» (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - заявитель Управление, Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Архангельский региональный радиотелевизионный передающий центр» (далее – Общество, ООО «АРРТПЦ») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 08.09.2014 заявление Управления с учетом частей 1, 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу.
Лица, участвующие в деле, в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству, возбуждении производства по делу.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «АРРТПЦ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Общество является держателем лицензии на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи №96046 от 21.05.2012. Данная лицензия предоставлена на срок до 21.05.2017.
Согласно пункту 7 лицензионных требований к вышеуказанной лицензии лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В целях контроля полноты и своевременности перечисления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 №41 утвержден «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (далее – Порядок №41).
12.08.2014 в Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу поступило письмо Федерального агентства связи (Россвязь) от 07.08.2014 №РШ-П33-3501/8, содержащее информацию о непредставлении оператором связи ООО «АРРТПЦ» в нарушение пункта 1 Порядка №41 сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2014 года.
Уведомлением от 25.08.2014 №4365-03/29 Управление сообщило Обществу о выявленном нарушении, а также о времени и месте составления в отношении ООО «АРРТПЦ» протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Уведомление получено Обществом 27.08.2014 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
В назначенное время и назначенном месте 03.09.2014 начальником отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 в отсутствие законного представителя Общества, в присутствии представителя Общества по доверенности от 02.09.2014 был составлен протокол №500 о совершении ООО «АРРТПЦ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении был направлен в адрес Общества сопроводительным письмом от 03.09.2014 №4568-03/29.
В заявлении в арбитражный суд Управление просит привлечь ООО «АРРТПЦ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
В установленные частью 3 статьи 228 АПК РФ Общество представило в материалы дела отзыв от 30.09.2014, согласно которому признает факт не направления в установленный срок сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2014 года. Также Общество указывает, что 29.09.2014 указанные сведения были направлены в Федеральное агентство связи, а сумма отчислений, подлежащая уплате, перечислена по назначению. Общество просит суд признать эти обстоятельства обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных документов, Обществу в вину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу пунктов 5.1.1.1, 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, указанный орган осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания, лицензирование деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами (далее - орган государственного надзора) (пункт 3). Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются, в том числе, руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора (пункт 4). Должностные лица органа государственного надзора при осуществлении проверок пользуются правами, установленными статьей 27 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (Федеральный закон №126-ФЗ), соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона №126-ФЗ должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 03.09.2014 №500 составлен уполномоченным на то должностным лицом Управления.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с частью 2 статьи 2 указанного закона соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии установлен в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». К таким видам в соответствии с пунктом 36 части 1 указанной статьи отнесено оказание услуг связи.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87. В данный перечень внесены услуги связи по предоставлению каналов связи (пункт 13).
Как уже указывалось судом выше, ООО «АРРТПЦ» является держателем лицензии на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи №96046 от 21.05.2012. Данная лицензия предоставлена на срок до 21.05.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона №126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по предоставлению каналов связи (далее – Перечень лицензионных условий) связи утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87 (глава XIII).
Согласно пункту 7 Перечня лицензионных условий к лицензионным условиям отнесено представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона №126-ФЗ в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа: услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.
Согласно статье 59 Федерального закона №126-ФЗ в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания (пункт 1). Средства резерва универсального обслуживания в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2).
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 60 Федерального закона №126-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 60 Федерального закона №126-ФЗ операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Согласно пункту 1 Порядка №41 оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении N1.Отсчет кварталов идет с начала календарного года.
Сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу: ул. Тверская, д. 7, <...> на бумажных носителях. Электронная копия направляется в формате xls на электронный адрес fasbuh@minsvyaz.ru. (пункт 2 Порядка №41).
Как следует из материалов дела, ООО «АРРТПЦ» в установленные сроки (не позднее 30 июля 2014 года) не представлены в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2014 года.
Данный факт подтверждается письмом Федерального агентства связи от 07.08.2014 №РШ-П33-3501/8, протоколом об административном правонарушении от 03.09.2014 №500.
Кроме того, Общество в отзыве от 30.09.2014 признало факт не направления в Федеральное агентство связи в установленный срок сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2014 года.
Таким образом, ООО «АРРТПЦ» допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи по предоставлению каналов связи, с нарушением требований пункта 5 статьи 60 Федерального закона №126-ФЗ, пункта 1 Порядка №41, пункта 7 Перечня лицензионных условий, а также условий, предусмотренных непосредственно лицензией №96046 от 21.05.2012, а именно пунктом 7 лицензионных требований к лицензии №96046.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае доказательств того, что ООО «АРРТПЦ» были приняты все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению требований приведенных выше положений, или наличия объективных препятствий для осуществления необходимых действий, не представлено.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (три месяца) не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности обстоятельств совершенного правонарушения, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, судом не установлено оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 №919-О-О соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания. Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В связи с этим применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств, доказательства в подтверждение которых могут быть представлены как административным органом, так и привлекаемым к ответственности лицом.
В качестве смягчающего ответственность Общества обстоятельства суд в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ признает тот факт, что Обществом 27.09.2014 были направлены в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2014 года (копия почтовой квитанции от 27.09.2014, копия описи вложения в ценное письмо).
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ допускает назначение административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В части 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В заявлении Управление указало, что ранее ООО «АРРТПЦ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не привлекалось.
Материалы дела не содержат доказательств того, совершенное Обществом правонарушение причинило вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинило имущественный ущерб.
Учитывая, что вмененное правонарушение совершено Обществом впервые и при этом в результате совершения правонарушения отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, учитывая обстоятельство, смягчающее административную ответственность Общества, суд пришел к выводу о том, что ООО «АРРТПЦ» подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Доказательств невозможности применения данного вида наказания Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не представило.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Архангельский региональный радиотелевизионный передающий центр», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящееся по адресу: 163000, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.А. Максимова