ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-12101/2010 от 12.01.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 января 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-12101/2010

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 19 января 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Быстрова И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потоловой О.А., рассмотрел 12.01.2011 в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кристина»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в выдаче повторного свидетельства, а также о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдать повторное свидетельство,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного унитарного предприятия Архангельской области «Бюро технической инвентаризации»,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 11.01.2011 № 1),

от ответчика – ФИО2 (по доверенности от 27.12.2010 № 467),

от третьего лица – не явился, извещён,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кристина» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, в котором с учётом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просило признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Управление Росреестра) от 30.09.2010 № 16-10/16866 в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр, ЕГРП) и в выдаче повторного свидетельства на здание столовой, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, д. 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, а также просило возложить на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию внесения изменений в Реестр и выдать повторное свидетельство на здание столовой, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, д. 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в установленный законом срок.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Архангельской области «Бюро технической инвентаризации» (далее – ГУП «БТИ»).

Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в представленном в суд отзыве на заявление.

ГУП «БТИ» представило в суд отзыв по делу.

В судебном заседании представитель общества поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и в письменных пояснениях, а представитель ответчика поддержала возражения, изложенные в отзыве.

ГУП «БТИ» извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, уведомило суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя. При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 123, 156, 200 АПК РФ судебное заседание проведено и дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУП «БТИ».

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что поводом для обращения общества в суд с указанным заявлением послужили следующие обстоятельства.

Общество зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 17.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072901013063. Общество расположено по адресу: 163062, <...>.

На основании договора купли-продажи от 25.10.2007 № 38 и акта приёма-передачи недвижимого имущества от 31.10.2007 в ЕГРП 07.12.2007 зарегистрировано право собственности общества на здание столовой, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, д. 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557.

Из материалов дела следует, что на основании письма общества от 18.03.2010 № 4 Департамент градостроительства мэрии города Архангельска присвоил указанному зданию столовой, расположенному в территориальном округе ФИО3, почтовый адрес: ул. Ленина, дом 29, корпус 1. О присвоении адреса этому зданию столовой общество было извещено направленным в его адрес письмом Департамента градостроительства мэрии города Архангельска от 12.04.2010 № 1430/155-10/54.

После этого 05.05.2010 общество обратилось в ГУП «БТИ» с заявлением от 05.05.2010 № 8, в котором со ссылкой на присвоение зданию столовой нового почтового адреса просило внести изменения в технический паспорт этого здания в части указания почтового адреса. ГУП «БТИ» на основании названного заявления внесло изменения в технический паспорт на здание столовой, составленный по состоянию на 09.06.2007, указав новый адрес этого здания.

Из материалов дела также следует, что 21.05.2010 общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации изменений в ЕГРП и о выдаче свидетельства о государственной регистрации права в отношении здания столовой, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в связи с изменением адреса этого объекта на адрес: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1.

Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, Управление Росреестра на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) приостановило государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП до 25.06.2010, о чём заявителю было направлено соответствующее уведомление от 26.05.2010.

По заявлению представителя общества Управление Росреестра на основании абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона о государственной регистрации приостановило государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП до 23.09.2010, о чём заявителю было направлено уведомление от 24.06.2010.

По итогам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, проведённой по окончании срока приостановления государственной регистрации, Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и в выдаче свидетельства о государственной регистрации права в отношении здания столовой, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в связи с изменением адреса этого объекта на адрес: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1. Заявителю было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации от 30.09.2010 № 01/054/2010-304,305 (исходящий № 16-10/16866).

В обоснование этого отказа Управление Росреестра сослалось на положения абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, указав, что на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, а именно: кадастровый паспорт на здание столовой, содержащий новые сведения об этом объекте недвижимого имущества. При этом в сообщении об отказе в государственной регистрации Управление Росреестра указало, что в соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Реестра, уточнённые сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

Представление заявителем на государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП технического паспорта на здание столовой, составленного по состоянию на 09.06.2007, выданного Архангельским филиалом ГУП «БТИ», Управление Росреестра сочло недостаточным для проведения такой государственной регистрации, поскольку при сравнении этого технического паспорта с техническим паспортом, составленным Архангельским филиалом ГУП «БТИ» по состоянию на 09.06.2007, имеющимся в архиве регистрирующего органа, было установлено разное содержание технических паспортов в части указания адреса объекта. Как указано в сообщении об отказе в государственной регистрации, разное содержание этих технических паспортов не позволяет однозначно определить адрес здания столовой и препятствует проведению государственной регистрации.

Полагая, что Управление Росреестра незаконно отказало в государственной регистрации внесения изменений в Реестр и в выдаче повторного свидетельства, общество 26.10.2010 обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ в государственной регистрации внесения изменений в Реестр и в выдаче повторного свидетельства на здание столовой незаконным, а также просило возложить на Управление Росреестра обязанность осуществить государственную регистрацию внесения изменений в Реестр и выдать повторное свидетельство на здание столовой в установленный законом срок.

При этом заявитель со ссылкой на положения пункта 12 статьи 33 Закона о государственной регистрации указал, что технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. В этой связи, заявитель полагал, что представленный им на государственную регистрацию технический паспорт на здание столовой, составленный по состоянию на 09.06.2007, выданный Архангельским филиалом ГУП «БТИ», с внесёнными изменениями, касающимися адреса этого здания, является надлежащим документом, с учётом которого Управление Росреестра имело реальную возможность осуществить государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП в части указания нового адреса названного здания.

ГУП «БТИ» в представленном в суд отзыве со ссылкой на Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, указало, что техническая инвентаризация изменения характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации, по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учёт в связи с изменением данных характеристик и выдаётся кадастровый паспорт, содержащий уточнённые сведения о таком объекте. Поскольку общество не производило перепланировку, реконструкцию и иные изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства, а только изменило его адрес, постольку кадастровый паспорт обществу не выдавался, а были внесены изменения (в части указания адреса) в ранее выданный технический паспорт.

Проанализировав доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, суд пришёл к выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 13 названного Закона при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

Оспариваемый в настоящем деле отказ Управления Росреестра в государственной регистрации внесения изменений в Реестр и в выдаче повторного свидетельства, по существу, является принятым в установленной форме письменным решением, то есть актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия.

Статьёй 198 АПК РФ предусмотрено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Как установлено частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений части 2 статьи 201 АПК РФ, обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации внесения изменений в Реестр и в выдаче повторного свидетельства не соответствует закону.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Законом для государственной регистрации прав.

В данном случае на государственную регистрацию внесения изменений в Реестр, связанных с изменением адреса объекта недвижимого имущества, заявителем был представлен технический паспорт здания столовой, составленный по состоянию на 09.06.2007, с внесёнными в него изменениями в части указания нового адреса этого здания. Как было указано выше, изменение адреса здания столовой было обусловлено присвоением этому объекту нового почтового адреса: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1.

Факт изменения адреса этого здания подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Как установлено пунктом 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации, до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный названным Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточнённые сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

Как установлено пунктом 12 статьи 33 Закона о государственной регистрации, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

С учётом положений пункта 12 статьи 33 Закона о государственной регистрации, пункта 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, а также с учётом того обстоятельства, что каких-либо изменений технических или качественных характеристик здания столовой в данном случае не производилось, суд считает, что для внесения изменений в ЕГРП в части указания нового адреса этого здания в данном случае было достаточно представления заявителем технического паспорта этого здания, составленного по состоянию на 27.06.2007, с внесёнными в него ГУП «БТИ» изменениями в части указания адреса этого объекта.

Различие содержания (в части информации об адресе объекта) технического паспорта на здание столовой, представленного заявителем в Управление Росреестра, и технического паспорта на здание столовой, имеющегося в архиве регистрирующего органа, объясняется именно внесением изменений в сведения об адресе этого объекта. Внесение таких изменений в ЕГРП направлено на обеспечение достоверности информации об объекте недвижимого имущества. Обращение общества в регистрирующий орган было связано исключительно с необходимостью внесения в ЕГРП сведений о новом адресе объекта. В связи с этим представляются надуманными доводы Управления Росреестра об отсутствии у него возможности однозначно определить адрес здания столовой, а также о наличии препятствий для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ Управления Росреестра от 30.09.2010 № 16-10/16866 в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и в выдаче свидетельства о государственной регистрации права в отношении здания столовой, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в связи с изменением адреса этого объекта на адрес: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1, не соответствует Закону о государственной регистрации и нарушает права и законные интересы общества. В связи с этим на основании части 2 статьи 201 АПК РФ указанный отказ подлежит признанию незаконным.

При этом суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём осуществления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении здания столовой, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в связи с изменением адреса этого объекта на адрес: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1, а также путём выдачи заявителю свидетельства о государственной регистрации права на указанный объект.

Таким образом, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд с заявлением общество по платёжному поручению от 20.10.2010 № 341 уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей. В связи с тем, что заявление общества удовлетворено, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежат взысканию с Управления Росреестра в пользу общества.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30.09.2010 № 16-10/16866 в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в выдаче свидетельства о государственной регистрации права в отношении здания столовой, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в связи с изменением адреса этого объекта на адрес: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём осуществления государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении здания столовой, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, общей площадью 1321,4 кв.м, кадастровый номер 29:22:060401:0006:01230557, в связи с изменением адреса этого объекта на адрес: Архангельская область, г. Архангельск, округ ФИО3, ул. Ленина, дом 29, корпус 1, а также путём выдачи заявителю свидетельства о государственной регистрации права на указанный объект.

Оспариваемый отказ в государственной регистрации проверен на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кристина» 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья И.В. Быстров