ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-12273/12 от 26.11.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-12273/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чертовой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 164522, <...>)

к ответчику – государственному учреждению «Войсковая часть 13005» в лице обособленного структурного подразделения «Гостиница Беломорье» (ОГРН <***>; место нахождения: 164500, <...>; место нахождения подразделения: 164500, <...>)

о взыскании 1131 руб. 20 коп. штрафа,

при участии в судебном заседании представителей сторон: не явились (извещены),

установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области (далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения «Войсковая часть 13005» в лице обособленного структурного подразделения «Гостиница Беломорье» (далее – ответчик, учреждение) 1131 руб. 20 коп. финансовой санкции за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (1 квартал 2010 года) по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Стороны в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений относительно рассмотрения дела в судебном заседании не представили.

До начала судебного заседания заявитель представил заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления от 22.11.2012 №06-09-20/1896-х; письменные пояснения от 22.11.2012 №06-09-20.

В ответ на определение суда об истребовании доказательств от 22.10.2012 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и НАО представила выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о государственном учреждении «Войсковая часть 13005».

Исследовав документы, представленные в материалы дела, изучив доводы заявителя и ответчика, изложенные в заявлении и отзыве соответственно, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат с учетом следующих обстоятельств:

Государственное учреждение «Войсковая часть 13005» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.04.2010 ответчик представил в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 за 1 квартал 2010 года; 27.07.2010 представил корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1 за тот же период. В результате представления корректирующего расчета увеличились суммы по начисленным взносам: по страховой части на сумму 3232 руб., по накопительной части – на 2424 руб. На момент представления корректирующего расчета доначисленные взносы и пени на сумму доначисленных взносов не были уплачены. На основании выявленных фактов Фондом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель составил акт камеральной проверки № 48 от 14.05.2012. Указанный акт был направлен ответчику по почте вместе с извещением с указанием места и времени рассмотрении акта 27.08.2011, вручен представителю ответчика по доверенности 01.06.2012 согласно копии почтового отправления.

Рассмотрев материалы проверки, при отсутствии возражений со стороны учреждения, Фонд принял решение от 14.06.2012 № 48 о привлечении ответчика к предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) ответственности за правонарушение, выразившееся в неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) ответчика в виде штрафа в сумме 1131 руб. 20 коп. (что составляет 20% от неуплаченной суммы страховых взносов подлежащих к уплате за 1 квартал 2010 года в размере 5656 руб., а именно: 3232 руб.- на финансирование страховой части трудовой пенсии, 2424 руб. – на финансирование накопительной части трудовой пенсии). Решение от 14.06.2012 № 48 направлено в адрес ответчика по почте и получено представителем ответчика 20.06.2012, что подтверждается представленной в материалы дела копией уведомления почтового отправления.

На основании вынесенного решения о привлечении к ответственности в адрес учреждения было выставлено требование об уплате финансовой санкции от 09.07.2012 № 48. Указанное требование направлено в адрес ответчика по почте 10.07.2012, что подтверждается представленными в материалы дела копией почтовой квитанции.

Учреждение штраф не уплатило, в связи с этим Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 1131 руб. 20 коп. штрафа в принудительном порядке.

Судом установлено, что ответчик – организация, производящая выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах с 01.01.2010 регулируются Законом № 212-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.

В пункте 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 и 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном пунктом 1 статьи 17 Закона № 212-ФЗ.

Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях: 1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени; 2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Таким образом, при обнаружении ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, приводящих к занижению сумм страховых взносов, организация (плательщик страховых взносов) обязана внести необходимые изменения в первоначальный расчет и представить уточненный расчет в территориальный Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 17 Закона № 212-ФЗ уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Из положений пункта 4 статьи 17 Закона № 212-ФЗ следует, что плательщик страховых взносов, представивший уточненный расчет после истечения срока подачи первоначального расчета и срока уплаты страховых взносов, но до того, как он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за период, в котором совершена ошибка, освобождается от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления уточненного расчета.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 27.07.2010 учреждение представило в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года, в котором сумма начисленных страховых взносов превышает суммы, указанные в первичном расчете (расхождения составили 5656 руб.).

Судом установлено, что на дату представления коррек­тирующего расчета за 1 квартал 2010 года ответчиком не были уплачены страховые взносы и ответствующие суммы пеней.

Принимая во внимание изложенное у Фонда имелись законные основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Размер штрафа исчислен ответчиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Вместе с тем, в силу положений частей 4 и 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Судом установлено, что обращение Фонда с заявлением состоялось по истечении совокупного срока на взыскание.

Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются главой 5 Закона № 212-ФЗ.

Согласно положениям пунктов 1, 2 и 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям статьи 38 Закона № 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пунктам 12 и 14 указанной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (пункт5 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (пункт 7 статьи 22 Закона 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

Как определено в пункте 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с учреждения штрафных санкций 17.09.2012, о чем свидетельствует оттиск почтового штемпеля на конверте. Однако, исходя из установленной заявителем в акте и решении даты представления ответчиком расчета за 1 квартал 2010 года (27.07.2010), совокупный срок обращения в суд с подобным заявлением истек 16.05.2011 (3 месяца и 10 дней на проведение камеральной проверки и составление акта (10.09.2010) + 6 дней на получение акта (20.09.2010) + 15 дней на представление возражений на акт (11.10.2010) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения (25.10.2010) + 10 дней на вступление решения в силу (10.11.2010) + 10 дней для выставления требования (24.11.2010) + 16 дней для получения налогоплательщиком требования и на его исполнение (16.12.2010) + 6 месяцев на обращение с заявлением в суд (16.05.2011).

Таким образом, заявление подано Фондом по истечении совокупного срока на взыскание, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании штрафных санкций.

Фондом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Суд оставляет заявленное Фондом ходатайство о восстановлении пропущенного срока без удовлетворения, поскольку, в ходатайстве не указаны обстоятельства, которые могут быть оценены судом в качестве уважительных причин пропуска законодательно установленных сроков на обращение в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, также исходит из того, что решение по результатам камеральной налоговой проверки представленного учреждением расчета за 1 квартал 2010 года вынесено Фондом почти через два года после представления расчета, то есть в нарушение статьи 34 Закона № 212-ФЗ камеральная проверка вместо трех месяцев, длилась более одного года и девяти месяцев, что свидетельствует о нарушении принципа недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер контроля. Доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки Фондом не представлено.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявленных требований.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова