АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-12278/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
акционерного общества «Агрофирма «Вельская» (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>),
общества с ограниченной ответственностью «АгроЛесТорг» (ОГРН <***>; место нахождения: 160013, <...>)
к ответчику – Администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>; место нахождения: 113184, <...>);
Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>);
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>);
Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>);
Прокуратуры Вельского района Архангельской области (место нахождения: 163150, <...>),
о признании недействительным постановления от 06.10.2015 №1282,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества «Агрофирма «Вельская»: ФИО1 (доверенность от 05.08.2015);
общества с ограниченной ответственностью «АгроЛесТорг»: ФИО1 (доверенность от 10.12.2015);
ответчика: не явился (извещен);
третьих лиц: не явились (извещены).
установил:
акционерное общество «Агрофирма «Вельская» (далее – заявитель, акционерное общество «Агрофирма Вельская») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее – ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 06.10.2015 №1282 «О признании деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, лесом».
Определением суда от 19.11.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – агентство); Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство); Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области (далее – управление); Комитет по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее – комитет); общество с ограниченной ответственностью «АгроЛесТорг».
Определением суда от 16.12.2015 общество с ограниченной ответственностью «АгроЛесТорг» (далее – заявитель, общество «АгроЛесТорг») привлечено к участию в деле в качестве созаявителя и исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 11.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Вельского района Архангельской области (далее – прокуратура).
В обоснование предъявленных требований заявители указали, что с оспариваемым постановлением они не согласны, поскольку ответчик не наделен полномочиями по признанию произрастающих деревьев и кустарников лесом, а также по установлению категории лесов, выделению произрастающего леса в качестве защитного на земельном участке с кадастровым номером 29:01:000000:118, установлению каких-либо ограничений деятельности хозяйствующих субъектов. По мнению заявителей, оспариваемое постановление нарушает их права и законные интересы, поскольку лишает возможности использовать арендованный земельный участок в соответствии с его назначением, препятствует реализации проекта культуртехнической мелиорации земель, согласованного с Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
В судебном заседании представитель заявителей на предъявленных требованиях настаивал по мотивам, изложенным в заявлениях, полагал, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и письменных пояснениях по делу, в котором указал, что фактически на земельном участке сельскохозяйственного назначения заявителями проводятся мероприятия по вырубке многолетних лесных насаждений, приводящих к порче земельного участка, ухудшению его качественных характеристик, экологической обстановки, захламлению и загрязнению как арендуемого участка, так и прилегающих земель. Сельскохозяйственные угодья по своей площади позволяют использовать земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:118 без ущерба и вреда для окружающей среды и земельного участка. Земельный участок используется не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием. Оспариваемое постановление, являющееся нормативным правовым актом, принято в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и земельный участок сельскохозяйственного назначения, сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесной растительности, недопущения негативного воздействия впоследующем, соответствует действующему законодательству, не нарушает чьи либо права и интересы, не устанавливает ограничения или обременения.
Комитет в отзыве на заявление поддержал позицию администрации, указав, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда.
Агентство в отзыве на заявление пояснило, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, отнесение лесов к защитным является полномочием Рослесхоза, органы местного самоуправления уполномочены на утверждение правил использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Управление в письменных пояснениях от 15.01.2016 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:118 в собственности Российской Федерации не зарегистрирован.
Прокуратура в отзыве на заявление полагала, что оспариваемое постановление не является законным и обоснованным, поскольку изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Заслушав пояснения представителя заявителей, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Между комитетом (арендодатель) и акционерным обществом «Агрофирма Вельская» (арендатор) 15.01.2015 заключен договор аренды земельного участка №3938, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 121 860 000 кв.м. с кадастровым номером 29:01:000000:118 (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), местоположение: Архангельская область, Вельский район, вид разрешенного использования: для ведения подсобного сельского хозяйства.
Срок аренды участка определен с 14.01.2015 по 13.01.2064 (пункт 2.1. договора).
Согласно акту от 20.10.2015 №1 о проверке использования земель сельскохозяйственного назначения, составленного управлением сельского хозяйства администрации, земельные участки (сельхозугодия) на значительной части площади находятся в запущенном состоянии. На отдельных участках, особенно близ деревень Дымковская-1, ФИО2, Великий Куст, а также землепользование отделения «Смолянец» бывшего совхоза «Хозьминский» присутствует древесно-кустарниковая растительность, ботаническое развитие которой свидетельствует о неиспользовании площадей по целевому назначению более 15 лет. Из общей площади угодий только около 220 га (8,5%) по 2014 год включительно использовалось для сенокошения, поэтому они заросли в минимальной степени. Бывшие осушенные мелиоративные участки «Засогорье», «Есютино», «Кишерма», «Коренево» заросли кустарником и мелколесьем.
В указанном выше акте сделан вывод о том, что сельскохозяйственные угодья, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:118 в течении 2015 года на дату проведенной проверки не использовались по целевому назначению, сенокошение не осуществлялось, не проводились кульуртехнические работы, не принимались меры по сохранению и повышению плодородия почвы.
Между акционерным обществом «Агрофирма Вельская» и обществом «АгроЛесТорг» 30.03.2015 заключен договор субаренды земельного участка, в соответствии с которым, с учетом дополнительного соглашения от 30.07.2015, первый предоставляет, а последний принимает в субаренду спорный земельный участок.
Согласно пункту 1.2. вышеназванного договора субаренды участок предоставляется для ликвидации залесенности и закустаренности сельскохозяйственных угодий, составляющих свыше 30% площади участка, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (далее – Постановление №369).
Срок субаренды земельного участка установлен с 30.03.2015 по 30.03.2022 (пункт 2.1. договора субаренды).
В соответствии с пунктом 5.2.11 договора субаренды субарендатор обязан сдавать арендуемый земельный участок арендатору в эксплуатацию частями, посредствам составления и подписания полномочными представителями сторон двустороннего акта о вводе части земельного участка в эксплуатацию по целевому назначению в срок, не превышающий 10 дней с момента, когда соответствующая часть земельного участка полностью пригодна для ведения сельского хозяйства, то есть залесенность и закустаренность земельного участка ликвидирована (пункт 1.2. договора).
Полагая, что акционерное общество «Агрофирма Вельская» осуществляет на земельном участке рубку деревьев в промышленном масштабе без проекта проведения мелиоративных работ, не использует земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, по назначению, комитет обращался в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка №3938 от 15.01.2015 и обязании акционерного общества «Агрофирма Вельская» в течении 3 месяцев привести земельный участок в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2015 по делу №А05-10146/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016, в удовлетворении иска отказано.
Суд пришел к выводу о том, что представленный в аренду акционерному обществу «Агрофирма Велськая» земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, длительное время не использовался в соответствии с его целевым назначением. Прежним землепользователем, комитетом не проводились мероприятия, направленные на защиту сельхозугодий и зарастания их деревьями и кустарниками. Спорный земельный участок предоставлен арендатору для подготовки дополнительной кормовой базы на увеличение поголовья в связи с реализацией инвестиционного проекта по строительству «Молочно-товарной фермы вблизи д. Тарасово в Вельском районе Архангельской области на 1000 дойных коров с выращиванием ремонтного молодняка на 200 голов». Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для расторжения договора аренды земельного участка (в том числе специальных), не представлено.
Постановлением от 06.10.2015 №1282 о признании деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, лесом администрация постановила:
1. Признать деревья и кустарники, произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 29:01:000000:118 (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), природным и экологическим ресурсом – лесом.
2. До момента проведения полного комплекса работ по определению правового режима использования и освоения данного леса, выделения его категорий и сельскохозяйственных угодий согласно части 4 статьи 12 и статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), установить, что лес, произрастающий на указанном земельном участке, по целевому назначению относится к защитным лесам.
3. Арендатору указанного земельного участка – акционерному обществу «Агрофирма «Вельская» (ОГРН <***>), осуществлять использование произрастающих на указанном участке лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) в соответствии со статьей 38 ЛК РФ и Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 05.12.2011 №509 (далее – Правила №509).
Несогласившись с вышеназванным постановлением, акционерное общество «Агрофирма Вельская» и общество «АгроЛесТорг» обратились в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своей позиции, суд считает заявления акционерного общества «Агрофирма Вельская» и общества «АгроЛесТорг» подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление вопреки утверждению администрации является ненормативным правовым актом и не содержит признаков нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Оспариваемое постановление не содержит каких-либо правовых норм, не устанавливает правила поведения и по своей сути является не результатом нормотворчества, а результатам нормоприменения.
Данное постановление касается индивидуально определенного земельного участка и, как справедливо отметили представители заявителей, направлено на изменение договорных отношений между комитетом и акционерным обществом «Агрофирма Вельская» по поводу условий аренды земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:118.
Статьей 5 ЛК РФ установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
При этом, согласно статье 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Следовательно, не любые лесные насаждения, в том числе произрастающие на определенном земельном участке деревья и кустарники, могут быть отнесены к лесу.
Доказательств того, что деревья и кустарники, произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 29:01:000000:118 представляют собой экологическую систему или природный ресурс материалы дела не содержат.
Наоборот, как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, данный земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения подсобного сельского хозяйства.
Произрастание же на данном земельном участке деревьев и кустарников является следствием неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, что следует из акта управления сельского хозяйства администрации от 20.10.2015 №1.
В соответствии со статьей 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 ЛК РФ (статья 10 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорные деревья и кустарники предназначены для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, материалы дела не содержат.
Согласно частям 1 и 2 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 ЛК РФ (в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями).
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
4) ценные леса.
В силу части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статье 84 ЛК РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.
Как следует из части 4 статьи 23 ЛК РФ, утверждение лесохозяйственных регламентов осуществляется в отношении лесничеств, лесопарков.
В силу части 1.1. статьи 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
При этом, из содержания частей 2 и 3 статьи 23 ЛК РФ следует, что из лесничеств и лесопарков состоят только земли лесного фонда; лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:118 не относится к землям лесного фонда, землям обороны и безопасности, землям населенных пунктов, землям особо охраняемых природных территорий, а по целевому назначению отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Положения статьи 84 ЛК РФ не относит к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относить деревья и кустарники, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, к защитным лесам.
Не предоставлены органам местного самоуправления такие полномочия и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следовательно, администрация не вправе была выносить оспариваемое постановление, признавать деревья и кустарники, произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 29:01:000000:118, лесом, относить его к защитным лесам, указывать арендатору (субарендатору) земельного участка на способ его использования.
Суд соглашается с мнением заявителей о том, что фактически оспариваемое постановление издано в целях административного воздействия на существующие между комитетом, акционерным обществом «Агрофирма Вельская» и обществом «АгроЛесТорг» арендные отношения.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Факт надлежащего использования акционерным обществом «Агрофирма Вельская» земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:118 установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2015 №А05-10146/2015.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлен Постановлением №369.
Согласно вышеназванному Перечню залесенность и (или) закустаренность на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий свыше 30 процентов являются признаками неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Доводы администрации о том, что фактически на земельном участке сельскохозяйственного назначения заявителями проводятся мероприятия по вырубке многолетних лесных насаждений, приводящих к порче земельного участка, ухудшению его качественных характеристик, экологической обстановки, захламлению и загрязнению как арендуемого участка, так и прилегающих земель, суд считает необоснованными, поскольку фактически действия заявителей направлены на приведение земельного участка в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования, создание необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха является одним из видов культуртехнической мелиорации земель (статья 8 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ "О мелиорации земель").
Проект культуртехнической мелиорации земель, принадлежащих акционерному обществу «Агрофирма Вельская», согласован Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
С учетом изложенного постановление администрации №1282 от 06.10.2015 о признании деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, лесом подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд акционерное общество «Агрофирма Вельская» платежным поручением №2749 от 16.10.2015 уплатило 3000 руб. государственной пошлины.
При обращении в суд с ходатайством о вступлении в дело в качестве соистца общество «АгроЛесТорг» платежным поручением №871 от 11.12.2015 уплатило 3000 руб. государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, с администрации в пользу акционерного общества «Агрофирма Вельская» подлежит взысканию 1500 руб. расходов по государственной пошлине, с администрации в пользу общества «АгроЛесТорг» подлежит взысканию 1500 руб. государственной пошлины.
Излишне уплаченная заявителями государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным постановление Администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области №1282 от 06.10.2015 о признании деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, лесом.
Обязать Администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Агрофирма "Вельская" и общества с ограниченной ответственностью "АгроЛесТорг".
Взыскать с Администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области в пользу акционерного общества "Агрофирма "Вельская" 1500 рублей расходов по государственной пошлине.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АгроЛесТорг" 1500 рублей расходов по государственной пошлине.
Возвратить акционерному обществу "Агрофирма "Вельская" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной платежным поручением от 16.10.2015 №2749 государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АгроЛесТорг" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной платежным поручением от 11.12.2015 №871 государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Б.В. Болотов |