АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-12312/2008
28 ноября 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Крылова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Парфентьевой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заявитель - Прокурор Вельского района Архангельской области
лицо, привлекаемое к административной ответственности, - Открытое акционерное общество "Вельская Сельхозтехника"
о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 ( удостоверение №90004);
от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился (извещен),
установил:
Прокурор Вельского района Архангельской области ( далее – прокурор, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Вельская Сельхозтехника" (далее – общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Открытое акционерное общество "Вельская сельхозтехника" представило в материалы дела отзыв на заявление, согласно которому с заявлением о привлечении к административной ответственности не согласно, считает, что котельная не является опасным производственным объектом, в действиях общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Сотрудниками прокуратуры Вельского района Архангельской области проведена проверка деятельности Открытого акционерного общества "Вельская сельхозтехника". По результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о лицензировании, установлено, что общество осуществляет эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта – котельной (для отопления производственных помещений , а также жилищного фонда) при отсутствии лицензии.
На запрос прокуратуры Вельского района Архангельской области от 23.09.2008 № 1-639-08, директор общества письмом от 27.10.2008 №222 сообщил, что лицензия на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта – котельной отсутствует в связи с тяжелым финансовым положением.
По результатам проведения проверки исполняющим обязанности прокурора Вельского района Архангельской области вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2008 года. Согласно указанному постановлению обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из объяснений директора общества ФИО2, содержащихся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2008г., следует, что лицензии на право эксплуатации котельной не имеется, предприятие вынуждено эксплуатировать котельную, чтобы обеспечивать теплом жилой сектор. Кроме того, согласно указанным объяснениям прямой угрозы взрыва при эксплуатации котельной нет, так как существует механическая система сброса давления, фактическое рабочее давление составляет 0,4 МПа.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1, частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В отзыве на заявление, общество указало, что котельная не является опасным производственным объектом, так как при идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака используются производственная площадка (земельный участок) или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - обращаются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Заявителем не предоставлено доказательств того, что эксплуатация котельной проводится при указанных параметрах. Более того, согласно заключению экспертизы принято решение о продолжении эксплуатации парового котла КЕ-4-14С при соблюдении определенных рекомендации до следующей проверки - 01.10.2012 года. Фактически рабочее давление, по утверждению лица, привлекаемого к административной ответственности, подаваемое в систему отопления, составляет 2 атм, что составляет приблизительно 0,02 МПа.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона № 128-ФЗ лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении №1 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 Приложения №1 к указанному закону установлено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Согласно п. 12 Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 №131 опасные производственные объекты тепло- и электроэнергетики, другие опасные производственные объекты, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Пунктом 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 №599, предусмотрено отнесение работ по использованию (эксплуатации) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия к работам, услугам, выполняемым при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно Приложению №1 Правил устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003 №88 давление в 1кгс/см2 соответствует давлению в единицах Международной системы измерения 0.1 МПа.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, паровой котел - устройство, в топке которого сжигается топливо, а теплота сгорания используется для производства водяного пара с давлением выше атмосферного, используемого вне этого устройства.
К взрывопожароопасным производственным работам, услугам, выполняемым при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, относятся (пункт 7 положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 №599) работы по использованию (эксплуатации) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности на паровой котел КЕ-4-14С рег. № 02040, проведенной ЗАО "Энергобумпром"-К" эксплуатация парового котла допускается в параметрах до 11 кгс/кв.см.2, что соответствует 1,1 МПа. (> 0.07МПа).
На основании изложенного, суд признает обоснованным довод заявителя о том, что паровой котел КЕ-4-14С рег. № 02040, эксплуатируемый обществом, является взрывопожароопасным оборудованием, котельная ОАО "Вельская сельхозтехника" относится к взрывопожароопасным производственным объектам, деятельность по ее эксплуатации подлежит лицензированию.
Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской ответственности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Судом отклоняется довод общества о том, что котельная не относится к взрывопожароопасным производственным объектам,
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В нарушение указанного положения общество не представило суду доказательств , подтверждающих эксплуатацию парового котла при давлении 0,02 МПа. Кроме этого, суд принимает во внимание, что согласно объяснениям директора общества, содержащихся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2008г., фактическое рабочее давление при эксплуатации котла составляет 0,4 МПА.
В соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности эксплуатация принадлежащего обществу парового котла КЕ-4-14С рег. № 02040 допускается в параметрах до 11 кгс/кв.см.2, что соответствует 1,1 МПа (> 0.07МПа).
Судом также исследованы доводы общества об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть вторая статьи 2.1 КоАП РФ).
Лицом, привлекаемым к ответственности, в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, что им были приняты все зависящие от него меры по получению лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта
Вынесение прокуратурой Вельского района предостережения директору общества от 04 сентября 2008 года, в котором указано на недопустимость нарушения процесса подготовки к проведению отопительного сезона 2008-2009 г.г. не может являться основанием для освобождения от ответственности за эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии. Указанное предостережение не может расцениваться как документ, обязывающий предприятие эксплуатировать котельную без наличия соответствующей лицензии.
Нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 – 170, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ :
Привлечь открытое акционерное общество "Вельская Сельхозтехника", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052907011046, находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счет получателя штрафа УФК по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области); расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области КПП 290101001, ОКАТО 11410000000 ИНН <***>; КБК 41511690010010000140.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
В.А. Крылов