АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
06 ноября 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-12693/2012
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бушевой Н.М.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Соколовой С.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску сельскохозяйственного производственного кооператива – коопхоз «Ерв» (ОГРН <***>, место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...> Октября, дом 74а)
к ответчику – Министерству сельского хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о взыскании 10 007 137 руб. 14 коп.,
при участии в заседании представителей сторон: от истца – ФИО1 (доверенность от 14.09.2012),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив - коопхоз «Ерв» (далее – Коопхоз, истец) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Архангельской области (далее – Министерство, ответчик) о взыскании 10 007 137 руб. 14 коп. по соглашению о государственной поддержке № 01-31/275 от 02.04.2012, в том числе 6 157 780 руб. государственной поддержки северного оленеводства, 1 517 106 руб. 61 коп. в возмещение убытков на производство и реализацию продукции животноводства, 2 249 692 руб. на поддержку племенного животноводства, 82 558 руб. 53 коп. транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции.
Представитель истца в заседании поддержал заявленное требование.
Ответчик в заседание своего представителя не направил, письменный отзыв на иск не представил, о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьями 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2012 дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании, также определены время и дата судебного разбирательства – 29 октября 2012 года в 10 час. 10 мин. Ответчик возражений в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявил, поэтому дело рассмотрено по существу в настоящем судебном заседании.
Изучив письменные доказательства по делу и заслушав представителя истца в судебном заседании, суд установил, что иск подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 26.03.2012 между сторонами заключено соглашение о государственной поддержке № 01-31/275.
Предметом данного соглашения является предоставление государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа по направлениям, предусмотренным статьёй 8 Областного закона от 12.12.2007 № 67-23-ОЗ «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
В рамках указанного соглашения ответчик принял на себя обязательства по финансированию кооператива по целевым статьям в пределах средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на поддержку сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа в 2012 году.
В приложении № 1 к соглашению указаны заявляемые объёмы государственной поддержки из средств областного бюджета на 2012 год. Согласно данному приложению Коопхоз заявил о предоставлении субсидий на общую сумму 15 014 000 руб., из которой субсидии на компенсацию затрат на производство и реализации продукции животноводства и оленеводства составляют 2 663 000 рублей.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 соглашения Коопхоз обеспечивает выполнение его условий в соответствии с приложением № 2 и ежеквартально в срок до 25 числа следующего за кварталом месяца предоставляет отчёт о выполнении соглашения.
Срок действия соглашения установлен с 01 января по 31 декабря 2012 года (пункт 4.5. соглашения).
Во исполнение условий заключённого соглашения Коопхоз предоставил справки-расчёты, согласно которым общая сумма субсидий на животноводческую продукцию, реализованную в 2012 году, подлежащих выплате из бюджета, составила 13 261 790 руб. 50 коп.
Из областного бюджета Коопхозу были предоставлены субсидии на животноводческую продукцию на сумму 3 254 653 руб. 36 коп.
Письмом от 10.08.2012 № 205-01/1547 Министерство в дальнейшем перечислении средств государственной поддержки отказало, обосновав это тем, что истец животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей, на территории НАО не осуществляет.
Таким образом, в связи с тем, что Министерство перечислило денежные средства не в полном объёме, истец обратился в суд с настоящим исковым требованием.
В соответствии со статьёй 8 Областного закона от 12.12.2007 № 467-23-ОЗ «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в порядке, предусмотренном Областным законом от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области», с учётом особенностей, предусмотренных названной статьёй.
В пункте 2 статьи 8 указанного закона установлено, что поддержка сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа осуществляется путём предоставления денежных средств в формах, соответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации, в том числе и на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства.
Согласно статье 3 Областного закона от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области» финансирование государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, осуществляемой во исполнение названного закона, производится за счёт средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете, которым предусматривается предоставление субсидий, а также определяется порядок их предоставления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 16.12.2011 № 407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов» установлено, что из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии, в том числе и на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа.
В приложении № 72 к Закону об областном бюджете на 2012 год утверждён Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка субсидии на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа предоставляются организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организациям потребительской кооперации, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее – получатели субсидий), по указанным в пункте направлениям, в том числе и на поддержку животноводства.
Согласно пункту 7.2 Порядка субсидии предоставляются при условии заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Архангельской области и получателями субсидий. При этом правила предоставления субсидий устанавливаются Правительством Архангельской области.
В пункте 7.3 Порядка закреплено, что субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования.
Из анализа приведённых положений следует, что в случае соответствия истца критериям, позволяющим его отнести к категории производителей сельхозпродукции, а также представленных документов требованиям к оформлению и соответствия заявленных субсидий доведённым лимитам, Министерство в соответствии с соглашением о государственной поддержке от 26.03.2012 обязано осуществить выплату субсидии.
Поскольку материалами дела подтверждается своевременное представление Колхозом всех необходимых документов для получения субсидий и истец соответствует требованиям, установленным в пункте 5 Правил предоставления субсидий, Министерство обязано было выплатить истцу субсидии в сумме, не превышающей ту, которая указана в приложении № 1 к соглашению.
При подписании соглашения от 26.03.2012 Министерство приняло на себя обязанность предоставить субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства в размере 13 261 790 руб. 50 коп. Сумма фактически выплаченных Коопхозу субсидий за 2012 год составляет 3 254 653 руб. 36 коп.
Следовательно, разница между этими суммами в размере 10 007 137 руб. 14 коп. подлежит взысканию в пользу истца на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключенного сторонами соглашения о государственной поддержке № 01-31/275 от 26.03.2012.
Довод ответчика о том, что истец не осуществляет животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей на территории НАО, приведенный им при отказе истцу в выплате субсидии, не может быть принят судом во внимание в связи со следующим.
Согласно пункту 1 Устава кооператива СПК Коопхоз «Ерв» создан главами крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущими традиционный образ жизни и осуществляющими традиционные виды деятельности малочисленных народов Крайнего Севера в Большеземельской тундре Ненецкого автономного округа, на основе добровольного членства для совместной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на обязательном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, которые установлены Уставом кооператива, что соответствует правовым нормам статьи 3 закона «О сельскохозяйственной кооперации».
Коопхоз имеет поголовье северных оленей, которое передано главами КФХ в качестве имущественных паевых взносов, поголовье оленей учтено в бухгалтерском балансе Коопхоза и принадлежит коопхозу.
Специфика деятельности Коопхоза состоит в том, что олени не являются сельскохозяйственными животными стойлового содержания, оленеводство не возможно без свободного выпаса оленей в тундровых условиях и без ведения главами хозяйств – членами Коопхоза традиционного образа жизни – кочевого.
Все производственные процессы северного оленеводства (разведение оленей в тундровых условиях) проводятся в отрыве от производственных баз и не могут оцениваться в общепринятом порядке, действующем в животноводстве со стойловым содержанием животных.
Таким образом, при оценке деятельности Коопхоза имеет место создание Коопхоза главами КФХ на основе добровольного членства, имеет место объединение имущественных паев членов Коопхоза, кроме того, в Коопхозе совместная деятельность и трудовое участие обеспечивается непосредственным участием членов кооператива в разведении оленей: их выпасе, содержании, в выполнении зооветмероприятий, в сохранении ненецкой породы оленей, в проведении убоя и выбраковки и т.д., которое, в свою очередь, невозможно без передачи оленей под ответственность членам Коопхоза.
С целью юридического оформления с главами КФХ как с членами Коопхоза заключены договоры доверительного управления имуществом, которые являются внутрихозяйственными договорами с целью обеспечения уставной деятельности Коопхоза, ведения племенного дела, сохранности оленей, получения животноводческой продукции, обеспечения материально-техническими ресурсами, определение ответственности членов кооператива, определение размера вознаграждения за их труд.
Предметом указанных договоров является совершение главами КФХ действий при осуществлении животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей в интересах Коопхоза.
Олени и иное имущество, передаваемые Коопхозом в доверительное управление, являются собственностью Коопхоза. Так, олени, все материально-технические ресурсы, техника, оборудование, предоставляемые оленеводам, произведенная сельскохозяйственная продукция, которая реализуется Коопхозом, учитываются в бухгалтерском учете Коопхоза и принадлежат Коопхозу.
В процессе разведения крупного рогатого скота и т.п. животных стойлового содержания поголовье также передается под ответственность конкретных внутрихозяйственных подразделений или конкретных членов кооператива, каковыми являются: фермы, производственные участки, животноводческие комплексы, заведующие, бригадиры, начальники участков и т.д., с которыми также заключаются договоры, часто с условиями ведения деятельности подразделения на условиях внутрихозяйственного расчета, ответственностью за животных, с выплатой вознаграждения за труд по результатам произведенной продукции животноводства и другим показателям.
Таким образом, сельскохозяйственная деятельность, в том числе и в смысле государственной поддержки, осуществляется Коопхозом. Отказ Министерства в перечислении денежных средств государственной поддержки Коопхозу не основан ни на законе, ни на условиях заключенного с Коопхозом соглашения.
Как видно из письма Министерства от 10.08.2012, в качестве основания отказа в выплате средств государственной поддержки приведен текст пункта 1.1 договоров доверительного управления, в соответствии с которым предметом договоров является совершение доверительным управляющим юридических и фактических действий при осуществлении животноводческой деятельности, связанной с разведением оленей на арендуемых им территориях расселения в интересах СПК Коопхоз «Ерв».
Поэтому, считает ответчик, с учетом пункта 4 статьи 3 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» и пункта 11 Правил истец не осуществляет животноводческую деятельность, связанную с разведением оленей на территории Ненецкого автономного округа.
Между тем, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что осуществление животноводческой деятельности, определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, определение наличия или отсутствия права на получение государственной поддержки не может быть поставлено в зависимость только от того, как трактуется текст одного из пунктов внутрихозяйственного договора, заключенного Коопхозом с его членами.
Таким образом, поскольку правомерность заявленного истцом требования основана на нормах права и подтверждена документально, у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по результатам рассмотрения дела относится на ответчика. Однако, поскольку истец при подаче иска в суд не платил государственную пошлину и в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты, государственная пошлина по настоящему делу в доход федерального бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 106, 110, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, Россия, <...>) в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива – коопхоз «Ерв» (ОГРН <***>, место нахождения: 166715, Россия, п. Красное, Ненецкий автономный округ) 10 007 137 руб. 14 коп. средств государственной поддержки, в том числе 6 157 780 руб. средств государственной поддержки северного оленеводства, 1 517 106 руб. 61 коп. в возмещение убытков на производство и реализацию продукции животноводства, 2 249 692 руб. на поддержку племенного животноводства, 82 558 руб. 53 коп. в возмещение транспортных расходов по вывозу животноводческой продукции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.М. Бушева