ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1275/17 от 09.06.2017 АС Архангельской области

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 июня 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-1275/2017

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено 13 июня 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В., секретарем судебного заседания Васильевой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

к ответчикам:

- Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>);

- Администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (ОГРН <***>, место нахождения: 165150, <...>);

- обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» (ОГРН <***>, место нахождения: 165115, <...>)

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

ФИО1 (место жительство: 165115, Архангельская область, Вельский район, д. ФИО2);

общества с ограниченной ответственностью «Земресурс» (ОГРН: <***>; место нахождения: 165150, <...>),

о признании постановления от 09.09.2016 №899 (в редакции постановления от 12.09.2016 №915) недействительным в части, признании договора аренды земельного участка от 18.10.2016 №4257 недействительной сделкой, признании договора аренды земельного участка от 05.12.2016 №4289 недействительным в части,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО3 (доверенность от 23.08.2016);

администрации: ФИО4 (доверенность от 30.05.2017);

комитета: ФИО4 (доверенность от 16.01.2017);

ООО «ТД «Ферма»: ФИО5 (доверенность от 17.03.2017), ФИО6 (доверенность от 16.11.2015);

третьих лиц: не явились (извещены),

установил:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее – комитет), администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее – администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» (далее – общество), в соответствии с которым просило:

- признать недействительным постановление об утверждении схем расположения земельных участков №899 от 09.09.2016 (в редакции постановления от 12.09.2016 №915), принятое администрацией в части утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий в кадастровых кварталах с номерами: 29:01:020301, 29:01:020302, 29:01:020305, 29:01:020401, 29:01:020403, 29:01:020601, 29:01:020603, 29:01:020605, 29:01:020608, 29:01:020609, 29:01:020612, 29:01:020613, 29:01:020616, 29:01:020802, 29:01:020804, 29:01:080204, 29:01:080207, 29:01:090130, 29:01:090140, 29:01:090142, 29:01:090144, 29:01:100303, 29:01:100306, 29:01:100307, 29:01:100308, 29:01:100309, 29:01:100310, 29:01:100311, 29:01:160201, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170104, 29:01:170105, 29:01:170106, 29:01:170109, 29:01:170110, 29:01:170401, 29:01:170404, 29:01:170501, 29:01:180304, 29:01:180311, 29:01:180316, 29:01:180317, 29:01:200403, 29:01:210201, 29:01:220215, 29:01:220216, имеющих пересечение границ земель сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда;

- признать договор аренды земельного участка от 18.10.2016 №4257, заключенный между комитетом и обществом недействительной сделкой;

- признать договор аренды земельного участка от 05.12.2016 №4289, заключенный между комитетом и обществом, недействительным в части передачи в аренду земельных участков с номерами 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40.

Предмет требований указан с учетом его уточнения представителем министерства в судебном заседании 09.06.2017, принятого судом.

Также министерство просило суд в качестве способа устранения допущенных нарушений установить, что решение по настоящему делу будет являться для Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу основанием для аннулирования сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:01:020301:99, 29:01:020302:39, 29:01:020305:9, 29:01:020401:2, 29:01:020403:9, 29:01:020601:73, 29:01:020603:36, 29:01:020605:7, 29:01:020608:25, 29:01:020609:4, 29:01:020612:38, 29:01:020613:22, 29:01:020616:2, 29:01:020802:22, 29:01:020804:8, 29:01:030216:29; 29:01:030216:30, 29:01:030216:31, 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100303:55, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:100310:148, 29:01:100311:1408, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:170105:65, 29:01:170106:116, 29:01:170109:19, 29:01:170110:310, 29:01:170401:10, 29:01:170404:448, 29:01:170501:30, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4, 29:01:080207:40, 29:01:200403:101, 29:01:210201:84, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, образованных в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО1.

Определением суда от 06.04.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 (далее – ФИО1) и общество с ограниченной ответственностью «Земресурс» (далее – ООО «Земресурс»).

В обоснование предъявленных требований министерство указало, что спорные земельные участки налагаются на земли лесного фонда в отношении которых у администрации и комитета отсутствуют полномочия по распоряжению, так как такие участки являются федеральной собственностью.

В судебном заседании представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал по мотивам, изложенным в заявлении, дополнении к нему, исключив из числа доказательств по делу распоряжение Главы администрации Архангельской области от 09.06.2007 №506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда (в редакции распоряжения главы администрации Архангельской области от 19.06.2007 №545р), пояснив, что об оспариваемом постановлении он узнал из материалов дела №А05-13528/2016, однако, если суд посчитает срок на обращение пропущенным, ходатайствовал о его восстановлении.

В судебном заседании представитель администрации и комитета поддержал позицию, изложенную в отзыве, указав, что выявленное наложение границ образованных земельных участков с границами лесных участков документально не подтверждено, сведения о границах лесных участков отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории были проверены на соответствие требованиям действующего земельного законодательства.

В судебном заседании представители общества с предъявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, указав, что договоры аренды были заключены в соответствии с действующим законодательством, спорные земли являются землями сельскохозяйственного назначения и не налагаются на земли лесного фонда, материалы лесоустройства 2001 года не могут иметь юридической силы, так как истек десятилетний срок давности таксации, согласование местоположения границ не производится в отношении смежных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, границы земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:161 не установлены, министерством пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.

Также представители общества ходатайствовали о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области по делу №А05-3033/2017, так как в указанном деле оспаривается распоряжение Главы администрации Архангельской области от 09.06.2007 №506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда», о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление), об истребовании в Вельском филиале управления карты-схемы с планами расположения спорных земельных участков на схеме Вельского лесничества, а также иных материалов, представленных для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 29-29-02/008/2008-169 и о проведении землеустроительной экспертизы.

В удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела №А05-3033/2017, судом отказано, поскольку распоряжение Главы администрации Архангельской области от 09.06.2007 №506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда» исключено заявителем из числа доказательств.

В удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления судом отказано, так как отсутствуют основания полагать, что судебным актом будут затронуты права и обязанности этого лица.

В удовлетворении ходатайства об истребовании в Вельском филиале управления карты-схемы с планами расположения спорных земельных участков на схеме Вельского лесничества, а также иных материалов, представленных для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 29-29-02/008/2008-169 судом отказано, так как указанная карта-схема с планами расположения спорных земельных участков на схеме Вельского лесничества самостоятельно получена обществом и представлена суду, другие материалы, которые необходимы для рассмотрения настоящего дела, обществом не конкретизированы, общество не обосновало, почему такие материалы оно не может получить самостоятельно, с учетом получения карты-схемы.

В удовлетворении ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы судом отказано, так как обществом не указано экспертное учреждение, эксперт, не представлено документов, подтверждающих его образование и квалификацию, согласие экспертного учреждения на проведения экспертизы не получено, на депозит не внесены денежные средства для проведения экспертизы.

Кроме того, согласно части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

В данном случае, суд полагает, что указанное ходатайство не было своевременно подано обществом вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлено на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, поскольку судом при рассмотрении дела в присутствии представителей общества указывалось, что представленные администрацией в электронном виде схемы расположения земельных участков не читаемы, в отсутствие указанных схем рассмотрение дела невозможно.

Определением от 06.04.2017 администрации и комитету предписывалось представить все материалы, послужившие основанием для принятия оспариваемого постановления и заключения договоров (подлинные для обозрения), определением от 10.05.2017 суд обязывал администрацию представить вышеназванные материалы, в том числе схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий.

Вместе с тем, из представленной администрацией справки от 23.05.2017 следует, что оригиналы схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий выданы обществу.

Об указанных обстоятельствах общество не могло не знать, так как направляло представителей для участия в процессе, однако суду указанную информацию не сообщило, необходимые для рассмотрения дела схемы не представило, своевременно ходатайство о проведении экспертизы не заявило.

ФИО1 и ООО «Земресурс», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направили.

ООО «Земресурс» сообщило суду, что считает требования министерства не подлежащими удовлетворению, так как согласования с ним не требовалось, поскольку спорные земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

ООО «Земресурс» подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий в кадастровых кварталах с номерами: 29:01:020301, 29:01:020302, 29:01:020305, 29:01:020401, 29:01:020403, 29:01:020601, 29:01:020603, 29:01:020605, 29:01:020608, 29:01:020609, 29:01:020612, 29:01:020613, 29:01:020616, 29:01:020802, 29:01:020804, 29:01:080204, 29:01:080207, 29:01:090130, 29:01:090140, 29:01:090142, 29:01:090144, 29:01:100303, 29:01:100306, 29:01:100307, 29:01:100308, 29:01:100309, 29:01:100310, 29:01:100311, 29:01:160201, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170104, 29:01:170105, 29:01:170106, 29:01:170109, 29:01:170110, 29:01:170401, 29:01:170404, 29:01:170501, 29:01:180304, 29:01:180311, 29:01:180316, 29:01:180317, 29:01:200403, 29:01:210201, 29:01:220215, 29:01:220216.

Общество 07.09.2016 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении, в том числе вышеназванных схем расположения земельных участков для ведения сельского хозяйства (вх. №01-47/05916).

Согласно протоколу заседания районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования №220 от 08.09.2016 рассмотрены ходатайства муниципальных образований по заявлениям граждан и юридических лиц по выбору и изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства, в том числе по заявлению общества.

Принято решение о возможном использовании спорных земельных участков с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».

Постановлением от 09.09.2016 №899 об утверждении схем расположения земельных участков утверждено 64 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий.

Постановлением от 12.09.2016 №915 о внесении изменений в постановление главы МО «Вельский муниципальный район» №899 от 09.09.2016 «Об утверждении схем расположения земельных участков» пункты 29-39 ранее изданного постановления от 09.09.2016 исключены, утверждены 53 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, в том числе в кадастровых кварталах с номерами: 29:01:020301, 29:01:020302, 29:01:020305, 29:01:020401, 29:01:020403, 29:01:020601, 29:01:020603, 29:01:020605, 29:01:020608, 29:01:020609, 29:01:020612, 29:01:020613, 29:01:020616, 29:01:020802, 29:01:020804, 29:01:080204, 29:01:080207, 29:01:090130, 29:01:090140, 29:01:090142, 29:01:090144, 29:01:100303, 29:01:100306, 29:01:100307, 29:01:100308, 29:01:100309, 29:01:100310, 29:01:100311, 29:01:160201, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170104, 29:01:170105, 29:01:170106, 29:01:170109, 29:01:170110, 29:01:170401, 29:01:170404, 29:01:170501, 29:01:180304, 29:01:180311, 29:01:180316, 29:01:180317, 29:01:200403, 29:01:210201, 29:01:220215, 29:01:220216, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

Общество 13.10.2016 и 28.11.2016 обратилось к Главе МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур и проведения мелиоративных работ, в том числе земельных участков 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40.

Между комитетом и обществом 18.10.2016 заключен договор аренды земельного участка №4257, в соответствии с которым комитет предоставил, а общество приняло в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, сроком с 18.10.2016 по 17.10.2020.

Между комитетом и обществом 05.12.2016 заключен договор аренды земельного участка №4289, в соответствии с которым комитет предоставил, а общество приняло в аренду земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40, сроком с 05.12.2016 по 04.12.2020.

Министерство, узнав о постановлении от 09.09.2016 №899 об утверждении схем расположения земельных участков и заключенных договорах аренды земельного участка №4257 и №4289, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление министерства подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из пояснений министерства, об оспариваемом постановлении оно узнало при рассмотрении дела №А05-13528/2016.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела в предварительном судебном заседании от 24.01.2017 министерство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в его адрес направлена копия заявления, копия отзыва.

Каких-либо доказательств того, что заявитель узнал об оспариваемом постановлении ранее, материалы дела не содержат.

С заявлением в суд министерство обратилось 03.02.2017, то есть пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.

С учетом изложенного, ходатайство министерства о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным судом не рассматривается, доводы общества в этой части являются необоснвоанными.

Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 84 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками находящимися в муниципальной собственности, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Доказательств наделения администрации государственными полномочиями в области владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в федеральной собственности, суду не представлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление такого полномочия в области лесных отношений, как предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Указанное выше полномочие Российской Федерации в Архангельской области осуществляет министерство (подпункт 4 пункта 10 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 №92-пп).

Вопреки мнению общества, суд полагает, что министерство представило надлежащие доказательства, подтверждающие, что администрация, утвердила схемы расположения спорных земельных участков, в том числе в границах земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.

Так, согласно представленной министерством информации по объектам недвижимости в отношении земельного участка кадастровым номером 29:01:000000:161, указанный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 07.12.2007 и относится к категории земель – земли лесного фонда; в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:164, указанный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 18.02.2008 и относится к категории земель - земли лесного фонда.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Доводы ответчиков о том, что границы указанных земельных участков не установлены, а ФГУ «Рослесинфорг» определило их самостоятельно, суд считает необоснованными.

В соответствии со статьей 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ наряду с другими работами включает в себя в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков.

Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков в соответствии с положениями ст. 68.1, 69 ЛК РФ, частями II и III Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516 (далее – Лесоустроительная инструкция) проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.

При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети (пункт 10 Лесоустроительной инструкции).

По результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются: ведомость проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, указанная в приложении 1 к Лесоустроительной инструкции; описание местоположения границ земельных участков в составе лесничеств и лесопарков в соответствии с земельным законодательством; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием территориального размещения или предложений по изменению границ и площадей лесничеств (лесопарков).

В соответствии с пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.

Указанные полномочия на 03.09.2008 принадлежали Федеральному агентству лесного хозяйства (пункт 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №283).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.09.2008 №240 об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Архангельской области и установлении их границ определено, что на территории Архангельской области создаются 28 лесничеств и 1 лесопарк, установлены границы лесничеств и лесопарка согласно Приложению.

Согласно указанному приложению создано Вельское лесничество, включающее в себя в том числе Кулойское участковое лесничество, Вельское сельское участковое лесничество, Шадреньгское участковое лесничество, Важское участковое лесничество.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.

Согласно выписке №3 из государственного лесного реестра в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 29:01:000000:161 входит лесной участок с адресом (местоположением) Архангельская область, Вельский район, Вельское лесничество, Вельское сельское участковое лесничество (участок СПК к-з «Пежемский»), кв. 1-56, (участок ООО «Низовье»), кв. 1-35, (участок к-з «знамя Победы), кв. 1-50, Шадреньгское участковое лесничество (участок СХОО «Шоноша»), кв. 1-49, Важское участковое лесничество (участок СПК к-з «Липовский»), кв. 1-50, (участок ЗАО «Долматовское»), кв. 1-92, (участок ЗАО «Важское»), кв. 1-79, (СПК к-з «Сурдома»), кв., 1-21.

Категория земель – земли лесного фонда, категория – защитные леса, эксплуатационные леса.

Согласно выписке №7 из государственного лесного реестра в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 29:01:000000:161, 29:01:000000:164 входит лесной участок с адресом (местоположением) Архангельская область, Вельский район, Вельское лесничество, Вельское сельское участковое лесничество (участок СПК к-з «Кокшеньга»), кв. 1-83, Кулойское участковое лесничество (участок Кулойское), кв. 1-112.

Категория земель – земли лесного фонда, категория – защитные леса, эксплуатационные леса.

К указанным выпискам в суд представлены планы лесонасаждений.

Из сопоставления планов лесонасаждений, тематических карт границ земельных участков категории земель «сельскохозяйственного назначения» на материалах лесоустройства, схем пересечения земель лесного фонда с земельными участками категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в системе координат МСК-29, приложений к схеме пересечений земель лесного фонда с земельными участками с отображением координат соответствующих точек следует, что имеет место пересечение границ земельных участков сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда, а именно:

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020301:99 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 3, 4, 5, 6 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020302:39 имеет наложение на площадь лесного квартала № 2 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020305:9 имеет наложение на площадь лесного квартала № 6 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020401:2 имеет наложение на площадь лесного квартала № 1 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020403:9 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 26, 27, 28, 29 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020601:73 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 7, 16, 17, 30, 31, 32, 33, 41, 42, 43 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020603:36 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 31, 41, 42, 43, 44 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020605:7 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 8, 9, 10, 11, 12, 18, 19 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020608:25 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 45, 49, 50 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020609:4 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 12, 13, 19 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020612:38 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 35, 36, 46, 47, 48 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020613:22 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 13, 14, 20, 21 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020616:2 имеет наложение на площадь лесного квартала № 38 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020802:22 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 15, 22, 23, 24 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:020804:8 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 24, 25, 39 СПК Колхоз «Липовский» Важского участкового лесничества Вельского лесничества.

- часть участка с кадастровым номером 29:01:080204:4 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 3, 7-10 СПК Колхоз «Судрома» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:080207:40 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 14, 17, 18 СПК Колхоз «Судрома» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:090130:6 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 35-38, 41-44, 54, 55, 57, 58, 61, 64, 65 ЗАО «Важское» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:090140:5 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 66, 69 ЗАО «Важское» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:090142:8 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 66-74 ЗАО «Важское» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:090144:3 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 73, 74, 77-79 ЗАО «Важское» Важского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100303:55 имеет наложение на площадь лесного квартала № 2 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100306:50 имеет наложение на площадь лесного квартала № 3 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100307:74 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 2-8 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100308:62 имеет наложение на площадь лесного квартала № 9 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100309:216 имеет наложение на площадь лесного квартала № 8 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100310:148 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 9, 11, 13, 14 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:100311:1410 имеет наложение на площадь лесного квартала № 12 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:160201:27 имеет наложение на площадь лесного квартала № 4 СПК Колхоз «Кокшеньга» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170101:235 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 16-18 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170102:15 имеет наложение на площадь лесного квартала № 18 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170104:229 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 18-20, 22, 23 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170105:65 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 21, 24 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170106:116 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 25, 27, 28 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170106:117 и наложение на площадь лесного квартала № 26 СХОО «Шонб Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170109:19 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 30, 32 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170110:310 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 32, 33 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170401:10 имеет наложение на площадь лесного квартала № 34 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170404:448 имеет наложение на площадь лесного квартала № 36 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:170501:30 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 39, 42-49 СХОО «Шоноша» Шадреньгского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:180304:122 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 5, 6, 11-19, 22 СПК Колхоз «Пежемскии» Вельского сельского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:180311:325 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 30, 31, 34, 36, 38, 39, 47 СПК Колхоз «Пежемскии» Вельского сельского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:180316:317 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 28, 40, 42-44, 49 СПК Колхоз «Пежемскии» Вельского сельского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:180317:313 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 45-48, 50 СПК Колхоз

- часть участка с кадастровым номером 29:01:200403:101 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 12 и 13 Колхоза «Знамя Победы» Вельского сельского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:210201:84 имеет наложение на площадь лесных кварталов № 5, 6, 12-14, 21, 23-26 ООО «Низовье» Вельского сельского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:220215:20 имеет наложение на площадь лесного квартала № 9 Колхоза «Знамя Победы» Вельского сельского участкового лесничества Вельского лесничества;

- часть участка с кадастровым номером 29:01:220216:2 имеет наложение на площадь лесного квартала № 75 Кулойского участкового лесничества Вельского лесничества.

При таких обстоятельствах, доводы общества о том, что согласование местоположения границ не производится в отношении смежных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, значение для рассмотрения дела не имеет, так как администрация вышла за пределы своих полномочий.

Доводы общества о том, что материалы лесоустройства 2001 года не могут иметь юридической силы, так как истек десятилетний срок давности таксации, также не имеют значения для рассмотрения настоящего дела, так как в силу статьи 69.1 ЛК РФ и части VI Лесоустроительной инструкции, под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются.

Само по себе наличие в едином государственном реестре недвижимости записи об отнесении участка к категории земель сельскохозяйственного в отсутствии доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 ЗК РФ и Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую ", не свидетельствует о том, что спорные участки не относятся к категории земель лесного фонда.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 по делу №310-ЭС16-10203, №А23-5138/2014.

Таким образом, поскольку органы местного самоуправления не вправе утверждать схемы расположения земельного участка лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, постановление об утверждении схем расположения земельных участков №899 от 09.09.2016 (в редакции постановления от 12.09.2016 №915), принятое администрацией в части утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий в кадастровых кварталах с номерами: 29:01:020301, 29:01:020302, 29:01:020305, 29:01:020401, 29:01:020403, 29:01:020601, 29:01:020603, 29:01:020605, 29:01:020608, 29:01:020609, 29:01:020612, 29:01:020613, 29:01:020616, 29:01:020802, 29:01:020804, 29:01:080204, 29:01:080207, 29:01:090130, 29:01:090140, 29:01:090142, 29:01:090144, 29:01:100303, 29:01:100306, 29:01:100307, 29:01:100308, 29:01:100309, 29:01:100310, 29:01:100311, 29:01:160201, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170104, 29:01:170105, 29:01:170106, 29:01:170109, 29:01:170110, 29:01:170401, 29:01:170404, 29:01:170501, 29:01:180304, 29:01:180311, 29:01:180316, 29:01:180317, 29:01:200403, 29:01:210201, 29:01:220215, 29:01:220216, имеющих пересечение границ земель сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда, подлежит признанию недействительным.

В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Доводы министерства о необходимости в качестве способа устранения допущенных нарушений установить, что решение по настоящему делу будет являться для управления основанием для аннулирования сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:01:020301:99, 29:01:020302:39, 29:01:020305:9, 29:01:020401:2, 29:01:020403:9, 29:01:020601:73, 29:01:020603:36, 29:01:020605:7, 29:01:020608:25, 29:01:020609:4, 29:01:020612:38, 29:01:020613:22, 29:01:020616:2, 29:01:020802:22, 29:01:020804:8, 29:01:030216:29; 29:01:030216:30, 29:01:030216:31, 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100303:55, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:100310:148, 29:01:100311:1408, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:170105:65, 29:01:170106:116, 29:01:170109:19, 29:01:170110:310, 29:01:170401:10, 29:01:170404:448, 29:01:170501:30, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4, 29:01:080207:40, 29:01:200403:101, 29:01:210201:84, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, образованных в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО1, суд считает необоснованными, так как такое указание не является по смыслу части 4 статьи 201 АПК РФ способом устранения допущенных нарушений, поскольку не предполагает обязанность ответчика совершить действия, направленные на устранение прав и законных интересов министерства.

Иной способ устранения допущенных нарушений заявитель не указал, в связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства без конкретизации способа устранения.

Поскольку органы местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район» не вправе сдавать в аренду участки лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности, у комитета отсутствовали полномочия предоставлять в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40, имеющие пересечения с землями лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ, и предшествует заключению договора аренды земельного участка.

Поскольку постановление об утверждении схем расположения земельных участков признано недействительным, образование земельных участков с кадастровыми номерами 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40 и их передача в аренду является незаконным.

В связи с этим, договор аренды земельного участка от 18.10.2016 №4257 и договор аренды земельного участка от 05.12.2016 №4289 в части передачи в аренду земельных участков с номерами 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40, заключенные между комитетом и обществом, подлежат признанию недействительными на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд также считает необходимым отметить, что согласно таксационным описаниям, представленным в материалы дела, на спорных земельных участках произрастают леса возрастом до 150 лет, из границ земельных участков в сопоставлении их с границами лесонасаждений, следует, что полученные обществом земельные участки фактически все покрыты лесом, границы полученных в аренду земельных участков в большей части повторяют границы лесных кварталов, огибая незалесенные участки.

Данные обстоятельства не могли не быть известны обществу, как лицу, по инициативе которого утвержденных схемы расположения земельных участков.

Указанное, по мнению суда, препятствует оговоренной цели предоставления земельных участков в аренду (для выращивания зерновых и сельскохозяйственных культур) и с учетом срока аренды (4 года, то есть срока, явно неразумного для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных работ на землях, покрытых многолетним лесов), площади полученных земель, а также отраженной в заявках от 13.10.2016 и от 25.11.2016 цели получения земельного участка «для проведения мелиоративных работ», подтверждает доводы министерства о том, что спорные земельные участки фактически арендовались для лесозаготовок в обход положений действующего лесного законодательства.

С учетом изложенного, предъявленные министерством требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку администрация и комитет освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 6000 руб. государственной пошлины (6000*50%*2).

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным постановление об утверждении схем расположения земельных участков №899 от 09.09.2016 (в редакции постановления от 12.09.2016 №915), принятое администрацией муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области в части утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий в кадастровых кварталах с номерами: 29:01:020301, 29:01:020302, 29:01:020305, 29:01:020401, 29:01:020403, 29:01:020601, 29:01:020603, 29:01:020605, 29:01:020608, 29:01:020609, 29:01:020612, 29:01:020613, 29:01:020616, 29:01:020802, 29:01:020804, 29:01:080204, 29:01:080207, 29:01:090130, 29:01:090140, 29:01:090142, 29:01:090144, 29:01:100303, 29:01:100306, 29:01:100307, 29:01:100308, 29:01:100309, 29:01:100310, 29:01:100311, 29:01:160201, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170104, 29:01:170105, 29:01:170106, 29:01:170109, 29:01:170110, 29:01:170401, 29:01:170404, 29:01:170501, 29:01:180304, 29:01:180311, 29:01:180316, 29:01:180317, 29:01:200403, 29:01:210201, 29:01:220215, 29:01:220216, имеющих пересечение границ земель сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Признать договор аренды земельного участка от 18.10.2016 №4257, заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма», недействительной сделкой.

Признать договор аренды земельного участка от 05.12.2016 №4289, заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма», недействительным в части передачи в аренду земельных участков с номерами 29:01:220216:2, 29:01:160201:27, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100309:216, 29:01:100308:62, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:220215:20, 29:01:080204:4 29:01:080207:40.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ферма" в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов