АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
07 июня 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-14192/2015
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 07 июня 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (ОГРН <***>; место нахождения: 369000, <...>)
к ответчикам:
муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" в лице Администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>),
муниципальному образованию "Тегринское" в лице Администрации муниципального образования "Тегринское" (ОГРН <***> место нахождения: 165262, <...>);
муниципальному образованию "Усть-Вельское" в лице Администрации муниципального образования "Усть-Вельское" (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>),
о взыскании 574 633 руб. 72 коп.
при участии в заседании представителей:
истца: ФИО1 (доверенность от 01.02.2016);
МО "Вельский муниципальный район": не явился (извещен);
МО "Тегринское": ФИО2 (глава МО "Тегринское", паспорт);
МО "Усть-Вельское": не явился (извещен),
установил:
открытое акционерное общество «Архангельская сбытовая компания» (далее – истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее – ответчик, администрация) 47 215 руб. 18 коп., из которых: 40 000 руб. задолженности за потребленную электрическую энергию, 7215 руб. 18 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 05.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Тегринское" и Администрация муниципального образования "Усть-Вельское".
Определением суда от 29.02.2016 Администрация муниципального образования "Тегринское" и Администрация муниципального образования "Усть-Вельское" привлечены к участию в деле в качестве соответчиков и исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Кроме того, компания уточнила исковые требования, просила взыскать с Администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области 84 008 руб. 21 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.01.2015 по 31.10.2015, 1622 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.06.2015 по 24.11.2015; с Администрации муниципального образования "Тегринское" 488 995 руб. 42 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.01.2015 по 31.10.2015; с Администрации муниципального образования "Усть-Вельское" 7 руб. 35 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.10.2015 по 31.10.2015.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнение исковых требований принято судом.
Определением суда от 29.03.2016 произведена замена ненадлежащих ответчиков надлежащими Администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области заменена на муниципальное образование "Вельский муниципальный район" в лице Администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, Администрация муниципального образования "Тегринское" заменена на муниципальное образование "Тегринское" в лице Администрации муниципального образования "Тегринское", Администрация муниципального образования "Усть-Вельское" заменена на муниципальное образование "Усть-Вельское" в лице Администрации муниципального образования "Усть-Вельское".
В обоснование предъявленных требований к муниципальному образованию «Вельский муниципальный район» истец указал, что между компанией и Администрацией муниципального образования «Вельский муниципальный район» заключен договор поставки электрической энергии от 01.01.2006 №944. Указанному ответчику истцом в период с 01.01.2015 по 31.10.2015 была отпущена электрическая энергия на объекты, согласованные в названном договоре. Кроме того, истцом поставлялась электрическая энергия на объекты «Скважина п. Верхопуйский» (требования по объекту предъявлены за период с 01.06.2015 по 31.07.2015), «Скважина д. Шиловская», «Скважина д. Никифорово», «Скважина д. Крылово», переданные в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район» по актам приема-передачи. Также ответчику в период с 01.01.2015 по 30.04.2015 для оплаты предъявлены расходы по общедомовому потреблению по адресу: <...>. Право собственности в отношении указанной квартиры зарегистрировано за несовершеннолетней сиротой ФИО3. Электрическая энергия также была поставлена в принадлежащее ответчику помещение архивного отдела, находящееся по адресу: <...>. Муниципальное образование «Вельский муниципальный район» обязанность по оплате поставленной истцом электрической энергии не исполнила.
Муниципальное образование «Вельский муниципальный район» выразило несогласие с предъявленными требованиями по следующим основаниям: квартира, находящаяся по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ФИО3, которая проживает в семье приемного родителя; архивный отдел, расположенный по адресу: <...>, находится в административном здании, которое как точка учета включено в договор энергоснабжения от 31.12.2013, заключенный между истцом и муниципальным бюджетным учреждением «Эксплуатационно-техническое предприятие», которому выставляются счета по всему административному зданию; спорные объекты водоснабжения и водоотведения переданы в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район» лишь с 06.07.2015 в рамках реализации соглашений о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению, при этом в понятие организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения не входит понятие оплата электроэнергии, данные объекты водоснабжения и водоотведения не включены в договор энергоснабжения от 01.06.2006 №944; согласно уставу муниципального образования «Вельский муниципальный район» права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования «Вельский муниципальный район» осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район».
В обоснование предъявленных требований к муниципальному образованию «Тегринское» истец указал, что на объекты «Скважина у проходной», «Скважина у стадиона», «Скважина п. Верхопуйский» (требования по объекту предъявлены за период с 01.01.2015 по 31.05.2015), расположенные на территории названного муниципального образования, истцом в период с 01.01.2015 по 31.10.2015 была отпущена электрическая энергия. Ответчик поставленную компанией электрическую энергию не оплатил.
В отзыве муниципальное образование «Тегринское» выразило несогласие с предъявленными требованиями, ссылаясь на то, что с 01.01.2015 полномочия по решению вопросов местного значения, связанные с организацией в границах Тегринского поселения водоснабжения и водоотведения переданы муниципальному образованию «Вельский муниципальный район» по соглашению о передаче полномочий; фактически в виду взятых на себя полномочий по соглашению от 01.01.2015 муниципальное образование «Вельский муниципальный район» использует спорное имущество для осуществления водоснабжения и водоотведения.
В обоснование предъявленных требований к муниципальному образованию «Усть-Вельское» истец указал, что на объект «Водонапорная башня №2, д. Шиловская» расположенные на территории названного муниципального образования, истцом в период с 01.10.2015 по 31.10.2015 была отпущена электрическая энергия. Ответчик поставленную компанией электрическую энергию не оплатил.
В отзыве муниципальное образование «Усть-Вельское» выразило несогласие с предъявленными требованиями по следующим основаниям: полномочия по водоснабжению и водоотведению, объекты водоснабжения и водоотведения переданы муниципальному образованию «Вельский муниципальный район»; объект «Водонапорная башня №2» является водоразборной колонкой, расположенной в сооружении из деревянного бруса и оснащенной электрообогревателем, является частью водораспределительной (водоразборной сети); в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 26.06.2015 №163-рп «О разграничении объектов муниципальной собственности между МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области и входящими в его состав поселениями» в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район» передан, в том числе объект «Сети водоснабжения 1-квартирным жилым домам в дер. Шиловская», в который входит «Водонапорная башня №2».
Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Представитель администрации муниципального образования «Тегринское» выразил несогласие с предъявленными требованиями.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Указанное обстоятельство в силу положений части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Между истцом (поставщик) и Администрацией муниципального образования "Вельский муниципальный район" (покупатель) заключен договор поставки электрической энергии от 01.01.2006 №944, по условиям которого поставщик обязуется поставлять (передавать), а покупатель принимать и оплачивать электрическую энергию и мощность в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные этим договором.
В соответствии с дополнением от 11.08.2015 в Приложение №1 к договору от 01.01.2006 №944 с 01.06.2015 в договор введен объект электропотребления «Скважина д. Ефремковская».
Согласно приложению №1 к договору от 01.01.2006 №944 расчетным периодом является период с 1 числа прошлого месяца по 1 число текущего месяца; датой окончательного расчета является 10 число текущего месяца.
В соответствии с соглашением между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» (муниципальный район) и муниципальным образованием «Тегринское» (поселение) от 01.01.2015 поселение передает, а муниципальный район принимает осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно: организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с соглашением между муниципальным образованием Вельский муниципальный район» (муниципальный район) и муниципальным образованием «Усть-Вельское» (поселение) от 01.06.2015 поселение передает, а муниципальный район принимает осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно: организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.
Распоряжением Правительства Архангельской области от 26.06.2015 №163-рп «О разграничении объектов муниципальной собственности между МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области и входящими в его состав поселениями» утверждены перечни объектов муниципальной собственности, передаваемые в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район», в том числе от муниципального образования «Тегринское» и от муниципального образования «Усть-Вельское».
Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своей позиции, суд считает требование к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" подлежащим частичному удовлетворению, требования к муниципальному образованию "Тегринское" и к муниципальному образованию "Усть-Вельское" не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьями 309 и 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Объект «Скважина д. Ефремковская» согласован в договоре поставки электрической энергии от 01.01.2006 №944.
Объекты «Скважина п. Верхопуйский», «Скважина д. Шиловская», «Скважина д. Никифорово», «Скважина д. Крылово» в договоре поставки электрической энергии от 01.01.2006 №944 не согласованы.
Вместе с тем, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – закон №416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 статьи 6 Закона №416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Более того, в с соответствии с соглашениями между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» и муниципальным образованием «Тегринское» от 01.01.2015, между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» (муниципальный район) и муниципальным образованием «Усть-Вельское» от 01.06.2015 муниципальному образованию «Вельский муниципальный район» переданы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно: организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае полномочия по организации в границах муниципального образования «Тегринское» и муниципального образования «Усть-Вельское» водоснабжения и водоотведения переданы муниципальному образованию «Вельский муниципальный район».
В целях организации водоснабжения и водоотведения муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» используются объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе, «Скважина п. Верхопуйский», «Скважина д. Шиловская», «Скважина д. Никифорово», «Скважина д. Крылово». Без использования указанных объектов реализация полномочий по водоснабжению и водоотведению не представляется возможной.
То обстоятельство, когда указанные объекты были фактически переданы в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район» и подписан соответствующий акт приема-передачи, значения не имеет, поскольку исполнение положений статьи 6 Закона №416-ФЗ и заключенных соглашений без использования спорных объектов водоснабжения и водоотведения не представляется возможным.
Как пояснил в судебном заседании представитель муниципального образования «Тегринское» муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» данные объекты фактически используются последним, приобретаются запасные части, рассматривается вопрос о заключении концессионных соглашений, находящийся в собственности муниципального образования «Вельский муниципальный район» водопровод по которому обеспечивается организация водоснабжения муниципального образования «Тегринское» непосредственно присоединен к скважине у проходной и скважине у стадиона.
Отсутствие надлежащим образом заключенного договора не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной на нужды указанных объектов.
С учетом передачи полномочий по водоснабжению и водоотведению муниципальному образованию «Вельский муниципальный район» у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований компании к муниципальному образованию «Тегринское» и муниципальному образованию «Усть-Вельское».
Суд отклоняет как необоснованные доводы муниципального образования «Вельский муниципальный район» о том, что архивный отдел, расположенный по адресу: <...>, находится в административном здании, которое как точка учета включено в договор энергоснабжения от 31.12.2013, заключенный между истцом и муниципальным бюджетным учреждением «Эксплуатационно-техническое предприятие», которому выставляются счета по всему административному зданию.
Истцом в суд представлен договор электроснабжения от 31.12.2013 №2-00530, заключенный между истцом и муниципальным бюджетным учреждением «Эксплуатационно-техническое предприятие», а также ведомости электропотребления и счета-фактуры, выставленные истцом муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатационно-техническое предприятие» за спорный период.
Согласно последнему пункту приложения №1 к договору энергоснабжения №2-00530 точка учета «архивный отдел» является транзитной от точки учета «здание администрации <...>».
При этом, из распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области от 21.12.2012 №784 о передаче основных средств в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «Эксплуатационно-техническое предприятие» следует, что в оперативное управление данного юридического лица передано здание за исключением помещений администрации.
Из представленных истцом документов усматривается, что потребление по точке учета «Архивный отдел, <...>», предъявляемое муниципальному образованию «Вельский муниципальный район», вычитается из расчетного прибора учета по точке учета «Здание администрации <...>».
Муниципальное образование «Вельский муниципальный район» доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, в суд не представило.
Суд отклоняет также доводы о том, что надлежащим ответчиком является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район».
Согласно пункту 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В пункте 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, в случае, когда ответчиком по делу выступает именно публично-правовое образование, орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств, выступает по такому делу в качестве представителя ответчика.
В рассматриваемом случае ответчиком является публично-правовое образование (муниципальное образование "Вельский муниципальный район"), администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области является лишь его представителем, комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» органом муниципального образования в соответствии со статьей 9 Устава не является.
При этом, в силу пунктов 4 и 10 статьи 31 Устава – именно администрация исполняет бюджет муниципального образования и осуществляет управление муниципальным долгом.
Суд находит обоснованными возражения ответчика по предъявленному истцом общедомовому электропотреблению по квартире, находящейся по адресу: <...>, принадлежащей несовершеннолетней сироте.
Истец правового обоснования своих требований не привел.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
В рассматриваемом случае ФИО3, которой принадлежит указанная квартира, назначен опекун, следовательно, требования истца о взыскании с муниципального образования "Вельский муниципальный район" задолженности по общедомовому электропотреблению по данной квартире удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного с муниципального образования "Вельский муниципальный район" подлежит взысканию 83 699 руб. 69 коп. задолженности; в остальной части в удовлетворении предъявленных требований суд отказывает.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 3 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Судом проверен представленный истцом расчет процентов за вычетом процентов, приходящихся на задолженность по объекту по адресу: <...>.
Как усматривается из представленного истцом расчета процентов, они начислены в связи с просрочкой оплаты электрической энергии за январь 2015 – октябрь 2015 года за период с 16.09.2015 по 14.12.2015. При определении ставки истец руководствовался средней ставкой банковского процента по вкладам физических лиц по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Использованная истцом средняя ставка банковского процента прав ответчика не нарушает.
Указанный расчет судом признан верным, из расчета истца судом вычтены проценты в сумме 13 руб. 55 коп., начисленные на задолженность по объекту по адресу: <...>.
Контррасчета процентов ответчик суду не представил.
На основании изложенного требование истца о взыскании с муниципального образования «Вельский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1609 руб. 19 коп. подлежит удовлетворению; в остальной части в удовлетворении требований о взыскании процентов суд отказывает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела государственная пошлина взыскивается с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального образования "Вельский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области за счет казны муниципального образования "Вельский муниципальный район" в пользу публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" 83 699 руб. 69 коп. задолженности, 1609 руб. 19 коп. процентов, а также 2152 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части предъявленных требований к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области отказать.
В удовлетворении предъявленных требований к муниципальному образованию "Тегринское" в лице администрации муниципального образования "Тегринское" о взыскании 488 995 руб. 42 коп. отказать.
В удовлетворении предъявленных требований к муниципальному образованию "Усть-Вельское" в лице администрации муниципального образования "Усть-Вельское" о взыскании 7 руб. 35 коп. отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Архангельская сбытовая компания" из федерального бюджета 311 руб. 52 коп. излишне уплаченной платежным поручением №464 от 16.02.2016 государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Б.В. Болотов