ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-14193/20 от 09.02.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-14193/2020   

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года  

Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.,

рассмотрел в судебном заседании 09 февраля 2021 года дело по заявлению Архангельской прокуратуры по надзору за исполнением  законов на особо режимных объектах (адрес: 164520, <...>)

о привлечении публичного акционерного общества «Калужский турбинный завод» (ОГРН <***>; адрес: Россия 248021, г.Калуга, Калужская область, ул.Московская, дом 241) к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - ФИО1, по доверенности от 30.10.2020, от лица, привлекаемого к административной ответственности -  ФИО2, по доверенности от 20.11.2020,

установил:

Архангельская прокуратура по надзору за исполнением  законов на особо режимных объектах  (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Калужский турбинный завод» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Представитель Прокуратуры в судебном заседании на заявленном требовании настаивает.

Общество представило отзыв, в котором с заявленным требованием не согласно, ссылается на то, что факт совершения административного правонарушения в связи с поставкой некачественного изделия ПАО «Калужский турбинный завод» не оспаривается,  18.11.2020 между ПАО «Калужский турбинный завод» и АО «ПО «Севмаш» был подписан График выполнения работ в обеспечение устранения выявленных дефектов. В настоящее время работы по нему ПАО «Калужский турбинный завод» исполнены, дефекты устранены в полном объеме, что подтверждается техническим актом № 162/023 от 05.01.2021, подписанным АО «ПО «Севмаш». Общество полагает, что допущенное им правонарушение квалифицировано Прокуратурой неверно, следовало квалифицировать по  пункту 1 статьи 14.55 КоАП РФ; истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, составляющие 1 год с момента совершения правонарушения, то есть с момента принятия АО «ПО «Севмаш» товара 17.11.2016; Общество полагает, что имеются обстоятельства для смягчения административной ответственности, а также исключительные обстоятельства, связанные с имущественным и финансовым положением в текущий момент, в соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении Общества послужили следующие обстоятельства:

Постановлением заместителя Архангельского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 15.12.2020 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.49 КоАП РФ, в отношении ПАО «Калужский турбинный завод».

АО «ПО «Севмаш» по контракту с АО «ОСК» от 23.12.2011 №71/24/2011     выполняется строительство серийных АЛЛ. Данный контракт заключен во исполнение государственного контракта №3/1/2/0618/ГК-П-ДГОЗ от 09.11.2011 АО «ОСК» с Минобороны России на изготовление и поставку атомных подводных лодок проекта 885А зав. № 162, зав. № 163, зав. № 164, зав. № 165, зав. № 166 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2012 - 2020 годах. Срок сдачи заказа зав. № 162 по контракту - 2020 год. Названные контракты заключены в обеспечение государственного оборонного  заказа,  в  порядке,  предусмотренном  Федеральным законом от 29.12.2012    № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон №275-ФЗ).

В целях обеспечения выполнения работ по данным контрактам АО «ПО «Севмаш» 20.02.2013 заключен договор №30/02-1522 с ПАО «Калужский турбинный завод» (далее - Договор) на изготовление и поставку изделия для заказа 162-166.

Согласно пункту 1.1 Договора поставщик обязуется изготовить и поставить заказчику, а последний принять и оплатить изделия «ОК-17М» для заказов 162-166, продукция предназначена для выполнения государственного оборонного заказа. Пунктом 2.2 Договора предусмотрено, что качество и комплектность продукции должны соответствовать техническим условиям 101-М-01552ТУ.

В соответствии с пунктом 2.5 Договора поставщик гарантирует соответствие качества поставленной продукции условиям настоящего договора при соблюдении заказчиком правил хранения, монтажа и эксплуатации продукции. Гарантийные сроки на поставляемую продукцию устанавливаются: - гарантийный срок хранения - 10 лет со дня поставки продукции на склад заказчика, - гарантийный срок эксплуатации - 5 лет со дня сдачи заказа государственному заказчику при условии сдачи заказа в пределах гарантийного срока хранения.

Пункт 3.21 Договора определяет, что заказчик принимает продукцию по количеству, качеству, комплектности и ассортименту в течение 90 дней со дня доставки продукции на склад в порядке, установленном ГОСТ 24297-87 «Входной контроль продукции» и ГОСТ РВ 0015-308-2011 «Входной контроль изделий. Основные положения...». При этом осуществляются проверки, не требующие специальных методов контроля (лабораторные исследования, стендовые проверки и т.п.). Приемка продукции с использованием специальных методов контроля производится в гарантийный период.

Кроме того, сторонами сделки согласован Перечень параметров, проверяемых на входном контроле изделия ОК-17М, 08851.362400.9001. Входной контроль изделия ОК-17М, выполняемый АО «ПО «Севмаш», не предусматривает осмотра внутренних полостей главного конденсатора.

Пунктом 3.22 Договора предусмотрено, что о несоответствиях поставленной продукции требованиям документации и настоящего договора, выявленных при входном контроле, при подготовке к монтажу, при монтаже, наладке и испытаниях продукции и заказа в целом, в период гарантийного срока, заказчик немедленно сообщает поставщику и вызывает представителя поставщика для участия в проверке качества и комплектности, составления двухстороннего рекламационного акта.

Согласно дополнительному соглашению №1 к договору №30/02-1522 от 20.02.2013 в спецификации (Приложение №1 к договору №30/02-1522 от 20.02.2013) в столбце «Срок отгрузки» установлен срок поставки для ОК-17М для заказа зав. №162 - 3 кв. 2015 г.

ПАО «Калужский турбинный завод» осуществлена поставка на основании товарной накладной №80042156 от 17.11.2016 изделия ОК-17М для заказа зав. №162. За период проведения испытаний систематически имели место выходы из строя материальной части системы главного конденсатора изделия ОК-17М.

Физический пуск ядерной энергетической установки выполнен 29.09.2020, начаты комплексные швартовные испытания главной энергетической установки. При выполнении комплексных швартовных испытаний ядерной энергетической установки выявлены неисправности изделия ОК-17М. Из технического акта № 55.08/102 от 06.10.2020 следует, что в период КШИ на заказе зав. №02162 при выполнении п.5.1.2 МШИ 08851.360285.0310 «Пуск из холодного состояния. Выход в ТГ-режим» наблюдалась некорректная работа изделия ОК-17М в части поддержания вакуума в главном конденсаторе, что не соответствует 101 -М-01552ТУ.

В рекламационном акте №437/02162 от 12.10.2020, составленном с участием представителя ПАО «Калужский турбинный завод», зафиксировано указанное нарушение 101-М-01552 ТУ.

Согласно техническому акту 55.08/121 от 31.10.2020 после демонтажа ступеней произведен визуальный осмотр сильфонов поз. 23 чертежа 175-Б-02501, обнаружено, что крепеж поз. 9 покрыт коррозией. Защитная гильза сильфона левого борта имеет физические повреждения (замятие). Видеоэндоскопом Olympus через сильфон осмотрен всасывающий коллектор. В коллекторах обоих бортов отверстия шириной 60 мм обнаружены с верхней стороны трубного пучка, что не соответствует чертежу 155-Б-01076СБ, 155-Б-01076-001 СБ.

Данные дефекты противоречат чертежам, входящим в состав 101-М-01552ТУ, не позволяют использовать изделие по назначению. Причиной возникновения неисправности явилась некачественная поставка системы главного конденсатора, входящего в состав изделия ОК-17М (несоответствие конструкторской документации).

Архангельской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах 30.11.2020 в адрес ПАО «Калужский турбинный завод» направлено извещение о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.49 КоАП РФ, которое вручено 01.12.2020.

15.12.2020 Архангельской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении  ПАО «Калужский турбинный завод», ответственность за которое предусмотрена статьей 14.49 КоАП РФ. Местом совершения административного правонарушения является <...> (место поставки товара по договору).  Датой совершения административного правонарушения является 31.10.2020 (дата определения причины производственного дефекта). Обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Представитель Общества присутствовал при вынесении постановления, представил пояснения, получил копию постановления.

Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО «Калужский турбинный завод» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Закона №275-ФЗ исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.

В силу пункта 14 части 2 статьи 8 Закона №275-ФЗ исполнитель обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по гособоронзаказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ) продукция - это результат  деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона №184-ФЗ в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными контрактами (договорами).

В силу подпункта «т» пункта 6 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567, в качестве документа по стандартизации, устанавливающего требования к оборонной продукции, применяется в том числе, стандарты организаций, а также технические условия.

В силу пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон №162-ФЗ) техническими условиями является вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Согласно пунктам 4, 6 части 1 статьи 3 Закона №162-ФЗ стандартизация направлена на достижение целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции Российской Федерации.

Согласно статье 15 Закона №275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм закона, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение поставщиком обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, и (или) договорами предусмотрена административная ответственность по статье 14.49 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14.49 КоАП РФ нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ, выражается в нарушении обязательных требований как в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, так и процессов, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции (проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения).

Объектом правонарушения являются общественные отношения по поводу осуществления предпринимательской деятельности в сфере формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа, правовые основы государственного регулирования, которые установлены Законом №275-ФЗ.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что в рамках выполнения Договора во исполнение государственного оборонного заказа Обществом осуществлена поставка изделия ОК-17М для заказа зав. № 162, не соответствующего 101 -М-01552ТУ, которые в силу пункта 15 статьи 2 Закона №162-ФЗ являются видом стандарта, документом по стандартизации, устанавливающим требования к оборонной продукции, то есть обязательными требованиями в отношении оборонной про­дукции.

Часть 1 статьи 14.55 КоАП РФ предусматривает ответ­ственность за нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касаю­щихся качества поставляемых товаров и выполняемых работ.

В рамках данного дела Прокуратурой установлен факт нарушения Обществом обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляе­мой по государственному оборонному заказу, выразившееся в изготовлении  и по­ставке изделия ОК-17М, не соответствующего чертежам, входящим в состав 101-М-01552ТУ, что не оспаривается предприятием.

С учетом изложенного, Прокуратура верно квалифицировала допущенное Обществом административное правонарушение, суд отклоняет довод Общества о том, что совершенное правонарушение следовало квалифицировать по пункту 1 статьи 14.55 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного, суд полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые препятствовали бы полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела в суде, не допущено.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об админи­стративном правонарушении за нарушение законодательства в сфере техниче­ского регулирования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения адми­нистративного правонарушения (часть 2).

Учитывая, что допущенные Обществом производственные дефекты носили скрытый характер, для выявления причин возникновения которых требовалось осуществление специальных исследований, срок давности по настоящему делу следует исчислять именно с момента выявления факта нарушения Обществом законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

С учетом изложенного суд отклоняет довод Общества о том, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. В рассматриваемом случае правонарушение посягало на отношения в области государственного оборонного заказа, что свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законом отношениям.

Вместе с тем, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения, представленными в материалы дела документами, отсутствия отягчающих обстоятельств, суд находит возможным снизить размер административного штрафа до 350 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 14.49 КоАП РФ.

При этом суд учитывает, что Общество признало факт совершенного   административного правонарушения; приняло меры для добровольного устранения допущенного нарушения в отношении требований к качеству поставленного изделия.

Кроме того, Постановлением Городской Управы города Калуги от 30.12.2014 № 461-п «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации» ПАО «Калужский турбинный завод» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в г. Калуга, что свидетельствует о возложенных на Общество обязанностях по теплоснабжению населения г. Калуги. Для бесперебойного и безаварийного осуществления теплоснабжения в период текущего отопительного сезона 2020-2021гг. и подготовке к последующим отопительным сезонам должно осуществляться постоянное техобслуживание, капитальный ремонт, а также текущий ремонт энергооборудования ТЭЦИ и ТЭЦ. Так, за аналогичный период прошлого отопительного сезона на вышеуказанные мероприятия были понесены затраты на техобслуживание ТЭЦИ 17 617 620,25 руб., на техобслуживание ТЭЦ - 22 192 933,60 руб. На ремонт внешних сетей теплоснабжения было потрачено 3 383 417,83 руб. Таким образом, статус «теплоснабжающей организации» предусматривает существенные расходы на поддержание теплосетей и энергооборудования в исправном состоянии каждый отопительный период, что является дополнительной значимой финансовой нагрузкой для предприятия, осуществляющего в качестве основной своей деятельности - исполнение государственного оборонного заказа.

Согласно отчету о финансовых результатах ПАО «Калужский турбинный завод» за период январь-сентябрь 2020 г. выручка по сравнению с прошлым годом упала почти в 2 раза и в настоящее время имеются признаки убыточности, о чем свидетельствует показатель 3.16 отчета «чистая прибыль (убыток) « - 1 024 468 тыс. руб.».

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: КБК 415 1 16 90040 04 6000 140, УФК по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области),  ИНН <***>, КПП 290101001, счет №40101810500000010003, БИК 041117001, ОКТМО 11730000, ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь публичное акционерное общество «Калужский турбинный завод», зарегистрированное 27.08.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, находящееся по адресу: Россия 248021, г.Калуга, Калужская область, ул.Московская, дом 241, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 350000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина