ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1742/2018 от 04.04.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2018 года

г. Архангельск

Дело № А05-1742/2018   

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2018 года  

Решение в полном объёме изготовлено апреля 2018 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230; место нахождения: Россия, 163069, г.Архангельск, Архангельская область, ул.Поморская, 2)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «НОРД-ВУД» (ОГРН 1022900527077; место нахождения: Россия, 163038, г.Архангельск, Архангельская область, ул.Речников, дом 1, офис 406) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Галкин С.В. по доверенности ;

ответчика – Антонов П.В. по доверенности ,

установил:

Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «НОРД-ВУД» (далее – ответчик, общество, ООО «НОРД-ВУД») к административной ответственности, предусмотренной частью статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за совершение административного правонарушения на основании протокола об административном правонарушении серии 006 №Г-000003 от 20.02.2018.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Представитель Управления в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.

Представитель ответчика, не оспаривая факт совершения правонарушения, полагает, что имеет место повторность привлечения общества за совершение административного правонарушения (постановление от 25.12.2017 №17 Котласского линейного отдела) по барже «НВ-0102»; просит суд в случае непринятия позиции ответчика снизить размер штрафа до 50 000 руб. по основаниям, изложенным в отзыве от 30.03.2018 №82.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.

В ходе проведения патрулирования 19.09.2017 в 11 час. 50 мин. на 22 километре реки Северная Двина была выявлена в водном бассейне, отнесенном на основании приказа Минтранса России от 30.05.2016 №138, к разряду «Р», стоящая в Чёрном Яру у правого берега, баржа-площадка «НВ-0102» (идентификационный №С-01-257, регистровый №71575), гружёная лесоматериалами, имеющая установленный Российским Речным Регистром класс судна «*Л 0,6», т.е. с правом эксплуатации на реке Северная Двина лишь выше устья реки Пинега (94 километр).

В соответствии с письмом Архангельского района водных путей - филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» от 27.09.2017 №01-04-24/623 по информации с графиков движения судов и составов диспетчерской службы за период с 01.09.2017 по 27.09.2017 было зафиксировано прохождение баржи «НВ-0102» по операторскому пункту «Ухтострово», расположенному на 66 километре реки Северная Двина, то есть в границах водного бассейна, имеющего разряд «Р», 10.09.2017 в 14 час. 05 мин. - вниз по течению; 13.09.2017 года в 12 час. 10 мин. - вверх по течению; 18.09.2017 года в 22 час. 00 мин. - вниз по течению.

На основании полученных материалов, постановлением о назначении административного наказания от 25.10.2017 №Г-045, вступившим в законную силу 03.02.2018 в соответствии с решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 28.12.2017 по делу №12-122/2017, директор общества Лодыгин С.Н. за нарушение пунктов 19, 216, 217 Технического регламента о безопасности объектов ВВТ был привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В результате проведённых дополнительных мероприятий за осуществлением эксплуатации баржи-площадки для перевозки грузов «НВ-0102» обществом в навигацию 2017 года было установлено, что в соответствии с письмом Архангельского района водных путей - филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» от 18.12.2017 №01-04-31/835 было зафиксировано прохождение баржи «НВ-0102» по операторскому пункту «Ухтострово», расположенному на 66 километре реки Северная Двина, то есть в границах водного бассейна, имеющего разряд «Р», 25.10.2017 года в 01 час. 10 мин. - вверх по течению.

Таким образом, административным органом было установлено, что, несмотря на принятые меры административного воздействия в отношении руководителя юридического лица за эксплуатацию баржи-площадки для перевозки грузов «НВ-0102» с нарушением требований Технического регламента о безопасности объектов ВВТ, общество продолжило эксплуатацию указанного судна, имеющего установленный класс «*Л 0,6», в водном бассейне разряда «Р», при отсутствии акта о готовности судна к эксплуатации.

По факту выявленного нарушения заместителем начальника Управления, в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола (извещение получено обществом 13.02.2018 согласно почтовому уведомлению №16301513075105) составлен протокол серии 006 №Г-000003 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

 Материалы с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

В обоснование заявленного требования административный орган указывает на то, что допущенные обществом нарушения требований Технического регламента №623 образуют состав нарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ

Общество, не оспаривая факт эксплуатации баржи «НВ-0102», просит назначить штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ – 50 000 руб., учитывая имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица (согласно бухгалтерского баланса за 2016 год убыток от продаж составил 16 744 000 руб., общий убыток – 147 000 руб. 

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит доказанным наличие в действиях общества состава правонарушения.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями             к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Под безопасностью продукции и связанными с ней процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации согласно статье 2 Закона            №184-ФЗ понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В соответствии со статьёй 2 Закона №184-ФЗ технический регламент -                           это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённый во исполнение Закона №184-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623 (далее – Технический регламент №623) устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

В пункте 3 Технического регламента №623 определено, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

Пунктом 6 Технического регламента №623 определено, что его требования обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента.

Согласно пункту 5а Технического регламента №623 к объектам регулирования в числе прочего относятся: объекты внутреннего водного транспорта, включающие суда, подлежащие государственной регистрации.

Приложением №1 к объектам технического регулирования отнесены баржи сухогрузные несамоходные речные, баржи-площадки, баржи-секции, баржи-составы несамоходные речные.

Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности баржа-площадка для перевозки грузов «НВ-0102», идентификационный номер С-01-25748, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно от 29.07.2016.

Согласно пункту 19 Технического регламента №623 требования к безопасности объектов регулирования, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация объектов регулирования. Перечни водных бассейнов в зависимости от их разряда устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Настоящим техническим регламентом предусмотрены такие разряды водных бассейнов, как «Л», «Р», «О», «М», «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП».

Перечни водных бассейнов в зависимости от их разряда утверждены приказом Минтранса России от 30.05.2016 №138, согласно которому к водным бассейнам разряда «Л» относится река Северная Двина - от истоков до устья реки Пинеги. К водным бассейнам разряда «Р» река Северная Двина отнесена - от устья реки Пинеги до устья реки Уйма, а также её устьевые участки до впадения в Белое море.

На основании пункта 20 Технического регламента №623 объекты регулирования, указанные в пункте 19 настоящего технического регламента, подлежащие разовому переходу (перегону) через водные бассейны, существенно отличающиеся от районов плавания, для эксплуатации в которых они предназначены, должны пройти внеочередное освидетельствование и получить свидетельство на разовый переход (перегон).

Порядок проведения внеочередного освидетельствования и выдачи Свидетельства на разовый перегон установлен разделом 2.11 Правил освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ), утверждённых Приказом Федерального автономного учреждения Российский Речной Регистр от 09.09.2015 №34-П, являющегося органом классификации судов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 №780 и приказом Минтранса России от 05.09.2011 №234.

Несмотря на указанные положения, в соответствии с письмами Северного филиала Российского Речного Регистра от 26.09.2017 №СФ-04.3-1939 и от 18.12.2017 №СФ-04.3-2708, состоящая на классификационном учёте СФ РРР баржа-площадка «НВ-0102» в период с 23.05.2016 по 18.12.2017 к освидетельствованиям не предъявлялась и заявки от судовладельца в СФ РРР не поступали.

Кроме того, пунктами 216 и 217 Технического регламента №623 установлено, что к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

Отсутствие на барже-площадке «НВ-0102» акта готовности судна к эксплуатации подтверждается объяснениями директора ООО «Норд-Вуд» Лодыгина С.Н., отражёнными в протоколе об административном правонарушении от 19.10.2017 №Г-045.

Таким образом, общество, являющееся собственником баржи-площадки для перевозки грузов «НВ-0102» (идентификационный №С-01-257, регистровый №71575), в период с 10 сентября 2017 года по 25 октября 2017 года осуществляло эксплуатацию данного судна, имеющего класс «*Л 0,6», установленный органом классификации для эксплуатации в водных бассейнах разряда «Л», на участке реки Северная Двина ниже устья реки Пинеги (94 километр реки Северная Двина), то есть в водном бассейне, имеющем разряд «Р», при отсутствии акта о готовности судна к эксплуатации, выданного комиссией судовладельца, что является нарушением требований пунктов 6, 19, 20, 216, 217 Технического регламента №623.

Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждается, что имело место событие административного правонарушения, и документально подтверждён факт его совершения обществом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в данном случае заключается в том, что оно не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению Технического регламента. Правонарушение совершено ответчиком виновно, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения указанных требований, установленных нормативными правовыми актами, но им не были приняты все меры по их соблюдению.

Квалификация правонарушения произведена административным органом правильно, поскольку перечисленные требования Технического регламента создают реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.

Доказательств невозможности соблюдения обществом требований технических регламентов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения.

Отсутствуют в материалах дела и данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Обстоятельствами, отягчающими (статья 4.3 КоАП РФ) административную ответственность общества являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его, выразившееся в продолжении эксплуатации баржи-площадки «НВ-0102» с нарушением установленных районов плавания судна и при отсутствии акта о готовности судна к эксплуатации, несмотря на возбуждение в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дел об административных правонарушениях путём составления 19.10.2017 Архангельским линейным отделом Северного УГМРН Ространснадзора протокола об административном правонарушении №Г-045, 23.10.2017 Котласским линейным отделом Северного УГМРН Ространснадзора протокола об административном правонарушении №24 в отношении директора общества Лодыгина С.Н. по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ); повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения - на основании решений Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2017 по делу № А05-10614/2017 и от 02.10.2017 по делу №А05-10615/2017 ООО «Норд-Вуд» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ с объявлением ему устных замечаний ввиду малозначительности совершённых деяний.

Оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что постановлением Котласского линейного отдела Северного УГМРН Ространснадзора от 25.12.2017 №17 ООО «Норд-Вуд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Доводы общества о повторности привлечения к административной ответственности не основаны на законе.

Согласно статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Судом установлено, что постановлением от 25.12.2017 №17 общество привлечено к ответственности за совершение правонарушений, которые имели место при проведении Котласским линейным отделом Управления внеплановой документарной проверки общества за весь период навигации 2017 года, а в данном рассматриваемом случае событие административного правонарушения выявлено Архангельским линейным отделом в ходе проведения патрулирования на реке Северная Двина в водном бассейне, отнесенном на основании приказа Минтранса России от 30.05.2016 №138, к разряду «Р»,  и за нарушение, ранее не выявленное.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о совершении обществом неоднократных действий, содержащих одинаковые составы административного правонарушения, в связи с чем привлечение общества к ответственности за каждое правонарушение соответствует части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, суд считает, что в данном случае имеет место быть пренебрежительное отношение общества к требованиям законодательства, регулирующим безопасность судоходства и жизни людей.

С учетом изложенного и характера административного правонарушения, имущественного положения ответчика, суд пришел к выводу о том, что общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в  размере 110 000 рублей.

В то же время надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в установленном судом размере повлечет для общества необратимые последствия и, в том числе, может привести к невозможности осуществления хозяйственной деятельности, в материалах дела отсутствуют, обществом не представлены.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: счёт получателя штрафа УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Северное УГМРН Ространснадзор), ИНН 2901161840, КПП 290101001, расчетный счет 40101810500000010003, Банк получателя: Отделение – Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, КБК 10611690040046000140, УИН 10624445180000000032.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «НОРД-ВУД», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900527077, ИНН 2926007007, находящееся по адресу: Россия, 163038, г.Архангельск, Архангельская область, ул.Речников, дом 1, офис 406 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова