АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
31 мая 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-2021/2011
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 31 мая 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Токаревой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело №А05-2021/2011
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигация Северо-Запада» Архангельский центр ОВД (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации муниципального образования «Мезенский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:71 (взлётно-посадочная полоса) для размещения комплекса КДП/СДП-1 и модуля бытового на базе сборно-разборного модуля и обязании разделить земельный участок (предмет спора изложен с учётом уточнения его заявителем в судебном заседании 24.05.2011).
В заседании суда принимали участие представители:
заявителя - ФИО1, ФИО2;
ответчика – ФИО3
Суд установил следующее:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигация Северо-Запада» Архангельский центр ОВД (далее – заявитель, корпорация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования «Мезенский муниципальный район» (далее – ответчик, администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:71 (взлётно-посадочная полоса) для установки мобильных секций объекта КДП и обязании предоставить в пользование за плату испрашиваемый земельный участок.
В судебном заседании 24.05.2011 заявитель уточнил предмет заявленных требовапний и просит признать незаконными действия администрации муниципального образования "Мезенский муниципальный район", выразившиеся в отказе произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:373, для размещения комплекса КДП/СДП-1 для обеспечения безопасности полётов и модуля бытового на базе сборно-разборного модуля, который оформлен письмом от 03.12.2010 №2927; разделить земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:373, образовав в результате раздела два земельных участка, один общей площадью 450 кв.м, второй общей площадью 820708 кв.м в границах согласно межевому плану.
Уточнение предмета заявленных требований при отсутствии возражений со стороны представителя ответчика принято судом, так как не противоречит нормам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержали.
Представитель ответчика заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве ответчика и дополнениях к нему, представленных в судебное заседание 24.05.2011.
Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица, включён в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поводом к оспариванию действий ответчика послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигация Северо-Запада» Архангельский центр ОВД согласно пункту 2.1 Устава предприятия создано в целях обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного транспорта Российской Федерации в установленных границах, обслуживания воздушного движения над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации, а также для формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения.
Корпорация осуществляет предоставление услуг по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а именно:
- организацию воздушного движения, состоящую из обслуживания (управления) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
- предоставление пользователям услуг, оказываемых посредством средств радиотехнического оснащения полётов и авиационной электросвязи, каналов связи и информационному обеспечению;
- планирование и координирование воздушного пространства;
- передача экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке; передача экипажам метеорологической информации в объёме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации Российской Федерации;
- обеспечение безопасности полётов при обеспечении безопасности воздушного движения; выполнение функций оперативных органов Единой системы организации воздушного движения, в установленных для них зонах и районах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- техническая эксплуатация объектов и (или) средств радиотехнического оснащения полётов и авиационной электросвязи единой системы организации воздушного движения, средств авиационной фиксированной спутниковой связи, а также обеспечение пользователей воздушного пространства контрольно-корректирующей информацией.
Для обеспечения целей своей деятельности корпорация на основании договора №3 от 08.02.2010 арендует у Муниципального казённого предприятия «Мезенская механизированная колонна» помещения на 3 и 4 этажах здания, расположенного по адресу; <...> в районе КДП (контрольно-диспетчерского пункта) МВЛ (местных воздушных линий) аэропорта Мезень.
Для размещения аэродрома сформирован земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:71, участок находится в собственности МО «Мезенский муниципальный район», за каким-либо хозяйствующим субъектом не закреплён.
Корпорация обратилась к собственнику земельного участка с заявлением от 08.11.2010 №АЦ1772 о предоставлении земельного участка путём раздела земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:71 (взлётно-посадочная полоса) для размещения мобильных секций объекта КДП. К заявлению приложена предлагаемая схема земельного участка.
Ответчик письмом от 03.12.2010 №2927 сообщил в ответ на заявление, что земельный участок находится в собственности муниципального образования, предлагаемый заявителем земельный участок находится в центре земельного участка под взлётно-посадочной полосой, это расположение не соответствует требованиям п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, приводит к вкрапливанию земельного участка. В связи с изложенным, администрация не намерена производить раздел земельного участка под взлётно-посадочной полосой, предложив рассмотреть вариант заключения договора аренды без раздела.
Корпорация не согласилась с действиями администрации и обратилась в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании. Заявитель мотивирует обращение в суд с заявлением об оспаривании действий ответчика, выразившихся в отказе произвести раздел земельного участка тем, что в соответствии с п.3 ст.40, п.1 ст.43 Воздушного кодекса Российской Федерации, п.5 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации сформировать и предоставить корпорации земельный участок необходимо для размещения на нём оборудования (комплекса КДП/СДП), с помощью которого осуществляется управление безопасности движения полётов воздушных судов, а также осуществляется контроль всех действий на взлётно-посадочной полосе. Разместить оборудование на в другом месте невозможно.
При рассмотрении дела в суде было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:71 на основании постановления администрации МО «Мезенский муниципальный район» от 03.06.2010 №343 был разделён на два земельных участка: один с кадастровым номером 29:11:010143:373 общей площадью 820 708 кв.м (разрешённое использование – под взлётно-посадочную полосу, собственность муниципального образования «Мезенский муниципальный район», свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2011); второй с кадастровым номером 29:11:010143:374 общей площадью 32 005 кв.м, разрешённое использование – под взлётно-посадочную полосу, собственность муниципального образования «Мезенский муниципальный район»).
В связи с тем, что до обращения в арбитражный суд заявитель не был осведомлён о состоявшемся разделе земельного участка, в письме от 03.12.2010 №2927 ответчик такую информацию до заявителя не довёл, заявитель 24.05.2011 был уточнён предмет заявленных требований, так как испрашиваемый под размещение оборудования и разборного модуля земельный участок ориентировочной площадью 450 кв.м находится на земельном участке с кадастровым номером 29:11:010143:373 общей площадью 820 708 кв.м. Уточнение принято судом, о чём имеются сведения в протоколе судебного заседания.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам:
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте.
Согласно п. 5 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Понятие "воздушное пространство" используется в Воздушном кодексе Российской Федерации. Согласно ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Обеспечение авиационной безопасности является обязательным лицензионным требованием, что предусмотрено Положением о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 784.
В соответствии со статьями 68, 69, 71, пунктом 2 статьи 87 Воздушного кодекса Российской Федерации порядок выполнения полета устанавливается федеральными авиационными правилами.
Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Экипаж воздушного судна и соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны осуществлять между собой связь по радио.
Перечень технических средств, подлежащих обязательной установке на воздушных судах для передачи сигналов бедствия, определяется федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 9.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённых Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128 (ред. от 22.11.2010) аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает в себя организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание предоставляемые на всех этапах полета воздушных судов.
Согласно пунктам 9.2 и 9.3 указанных Авиационных правил организация воздушного движения (далее - ОрВД) осуществляется в целях обеспечения возможности придерживаться пользователем воздушного пространства планируемого времени вылета и прибытия и представляет собой: обслуживание воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения. Обслуживание воздушного движения осуществляется центрами ЕС ОрВД, органами ОВД пользователей воздушного пространства, органами полетно-информационного обслуживания.
Согласно статье 42 Воздушного кодекса Российской Федерации объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.
Федеральные авиационные правиле "Объекты единой системы организации воздушного движения" утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.04.2005 N 31, они определяют, что по имущественному составу объекты единой системы организации воздушного движения состоят: из специальных средств; из объектообразующих элементов. К специальным средствам объектов единой системы организации воздушного движения относятся средства специального технического обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД.
Объекты единой системы организации воздушного движения состоят из объектов:
1) Главного центра ЕС ОрВД, предназначенного для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;
2) зональных центров ЕС ОрВД и вспомогательных зональных центров ЕС ОрВД, предназначенных для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих зонах ЕС ОрВД;
3) районных центров ЕС ОрВД, предназначенных для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих районах ЕС ОрВД;
4) вспомогательных районных центров ЕС ОрВД, предназначенных для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих районах ЕС ОрВД;
5) территориально совмещенных с районными центрами, вспомогательными районными центрами ЕС ОрВД органов обслуживания воздушного движения аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, входящих в зону ЕС ОрВД.
К объектам обслуживания воздушного движения, предназначенным для обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД по организации воздушного движения в части управления воздушным движением, относятся:
объекты полетно-информационного обслуживания, консультативного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения, а также аварийного оповещения, обеспечивающие:
обслуживание воздушного движения, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;
обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;
обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома, а также регулирования воздушного движения и обеспечения его экономичности;
обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям.
Из изложенного выше следует, что заявитель является федеральным органом, на который возложены функции по организации воздушного движения, обеспечению безопасности воздушного движения.
В соответствии со ст.43 Воздушного кодекса Российской Федерации земельный участок, предназначенный для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения, поверхностный водный объект, предназначенный для размещения аэродрома, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Оборудование (комплекс КДП/СДП) принадлежит заявителю, не может быть передано другим лицам в силу специфики использования, является необходимым для обеспечения безопасности полётов воздушных судов, необходим для осуществления контроля всех действий на взлётно-посадочной полосе, следовательно, является объектом воздушного транспорта и должен быть размещён непосредственно на территории аэродрома, поэтому доводы ответчика о нарушении норм п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае несостоятельны.
Арбитражным судом установлено, что испрашиваемый заявителем у ответчика земельный участок необходим для использования ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" для размещения и эксплуатации объектов воздушного транспорта.
Расположенные на них объекты относятся к объектам единой системы организации воздушного движения, обеспечивающим безопасность использования воздушного пространства (Федеральные авиационные правила "Объекты единой системы организации воздушного движения», утвержденные Приказом Минтранса России от 18.04.2005 N 31).
В соответствии с ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:71 на момент рассмотрения спора в суде относится к землям поселений, находится в муниципальной собственности МО «Мезенский муниципальный район», за иными лицами на праве собственности, аренды и т.п. не закреплён, следовательно, заявитель обратился с требованием к надлежащему ответчику.
Согласно части 8 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью ориентировочно 450 кв. м входит в состав территории аэропорта, которая используется для целей воздушного транспорта, заявитель просит образовать в результате раздела земельный участок для размещения оборудования, необходимого для обеспечения функционирования воздушного транспорта.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о законности требования заявителя об образовании в результате раздела земельного участка площадью ориентировочно 450 кв. м для целей воздушного транспорта.
Доводы ответчика, изложенные в дополнениях к отзыву о том, что земельный участок под взлётно-посадочной полосой находится в муниципальной собственности, постановлением от 10.02.2011 №178 Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» было принято решение о даче согласия на передачу объекта недвижимости (взлётно-посадочная полоса) в федеральную собственность, на основании постановления временно исполняющим главы МО «Мезенский муниципальный район» принято решение №127 от 10.02.2011 аналогичного содержания, не принимаются судом, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. На момент рассмотрения дела в арбитражном суде требования заявлены к надлежащему ответчику, который уполномочен разрешать вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, передача объекта недвижимости и земельного участка под ним из муниципальной собственности в федеральную собственность не состоялась.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению частично, так как заявителем допущена ошибка в определении ориентировочной площади земельного участка под взлётно-посадочной полосой, который будет образован в результате раздела. Кроме того, поскольку заявитель не обладает межевым планом, межевание земельного участка будет производиться только после принятия ответчиком принципиального решения об образовании земельных участков путём раздела, суд полагает преждевременным при вынесении настоящего решения указывать на образование земельных участков согласно межевому плану.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия администрации муниципального образования "Мезенский муниципальный район", выразившиеся в отказе произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:373, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под взлётно-посадочную полосу, площадью 820708 кв.м, адрес объекта: Архангельская область, Мезенский район, г.Мезень, образовав в результате раздела два земельных участка, один под взлётно-посадочную полосу, площадью ориентировочно 820 258 кв.м, второй под размещение комплекса КДП/СДП-1 для обеспечения безопасности полётов и модуля бытового на базе сборно-разборного модуля площадью ориентировочно 450 кв.м.
Обязать администрацию муниципального образования "Мезенский муниципальный район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:373, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под взлётно-посадочную полосу, площадью 820 708 кв.м, адрес объекта: Архангельская область, Мезенский район, г.Мезень, образовав в результате раздела два земельных участка, один - под взлётно-посадочную полосу, площадью ориентировочно 820258 кв.м, второй - под размещение комплекса КДП/СДП-1 для обеспечения безопасности полётов и модуля бытового на базе сборно-разборного модуля площадью ориентировочно 450 кв.м.
Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования "Мезенский муниципальный район" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" филиал "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельский центр ОВД 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова