ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-2096/16 от 07.04.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-2096/2016   

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2016 года  

Решение в полном объёме изготовлено апреля 2016 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, 163000, г.Архангельск, ул.Урицкого, д.47) о привлечении индивидуального предпринимателя Палкина Олега Викторовича (ОГРН 307290118000052; Россия, 163062, г.Архангельск) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Мазкова Е.В. по доверенности;

ответчика – не явился, извещен;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Палкина Олега Викторовича (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Управление представило письменные пояснения от 09.03.2016 №05-15/957, в которых указало, что предприниматель о времени и месте составления протокола об административном правонарушении был извещен по телефону (номер указан), прибыл в назначенное время для составления протокола и дал объяснения по существу, о чем свидетельствует личная подпись Палкина О.В. в протоколе.

Представитель Управления предъявленное требование поддержала, просила привлечь предпринимателя к административной ответственности.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление Управления суду не представил.

Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.

Палкин Олег Викторович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307290118000052; на основании лицензии №АСС-29-000126 от 28.04.2015 (серия ДА №143077) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); лицензия предоставлена бессрочно.

Из материалов дела следует, что 16.02.2016 в 10 час. 10 мин. при проведении контрольно-надзорных мероприятий совместно с инспекторами БДД УМВД России по г.Архангельску в районе дома 281 корп.3 по пр.Ленинградский в г.Архангельске установлено, что предприниматель Палкин О.В. осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по городскому автобусному маршруту общего пользования №43 «ул.Кедрова-п.Силикатный», используя автобус ПАЗ-32054, государственный регистрационный номер АС444/29, с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), так как не выполнил требования:

- Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа):

а) подпункта «а» пункта 29 и пункта 30, так как на указателе маршрута регулярных перевозок автобуса ПАЗ-32054, рег.знак АС444/29, в верхней части лобового стекла не проставлены наименования начального и конечного остановочных пунктов, номер маршрута;

б) подпункта «в» пункта 29 и пункта 33, так как на заднем стекле автобуса ПАЗ-32054, рег.знак АС444/29, отсутствует указатель маршрута;

в) пункта 36, так как над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова автобуса ПАЗ-32054, рег.знак АС444/29, отсутствует полное или краткое наименование перевозчика;

г) подпунктов «а», «б» и «д» пункта 37,так как внутри автобуса ПАЗ-32054, рег.знак АС444/29, не размещена следующая информация: номер телефона перевозчика; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

- подпункта 1 пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 №7 (далее – Правила обеспечения безопасности перевозок). Нарушение требований нормативных актов выразилось в том, что предприниматель, являясь субъектом транспортной деятельности, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, не обеспечил водителя Мережкина А.А. схемой маршрута с указанием опасных участков.

- Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, так как автобус ПАЗ-32054, рег.знак АС444/29, осуществлял перевозку пассажиров без проведенного в установленном порядке технического осмотра. Диагностическая карта, регистрационный номер 078270031584485 с № ЕАИСТО 2015081618211104877515, выданная 16.08.2015 на автобус ПАЗ-32054, рег.знак АС444/29, действительна до 16.02.2016. Водитель автобуса Мережкин А.А. за управление транспортным средством с не пройденным в установленный срок техническим осмотром был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №18810029150001969555 от 16.02.2016.

В ходе контрольно-надзорного мероприятия, проведённого в присутствии водителя Мережкина А.А., был составлен акт планового (рейдового) осмотра №23 транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа от 16.02.2016.

25 февраля года по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления Меркурьевым Н.А. в отношении предпринимателя (в его присутствии) составлен протокол №98 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе отражено, что предприниматель нарушил требования, предусмотренные подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) от 02.04.2012 №280 (далее – Положение №280).

Действия предпринимателя квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с учётом совершения правонарушения повторно в течение года.

В порядке части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Фетисова О.А. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьёй 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является, в том числе, соблюдение требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Статьей 17 Закона №196-ФЗ установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 этого же Федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утверждены постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - Основные положения).

Пунктом 11 Основных положений установлен запрет эксплуатации транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

В соответствии с пунктом 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №170-ФЗ), основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.

В силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 15 Закона №170-ФЗ автобусы подлежат техническому осмотру каждые шесть месяцев, если иное не установлено федеральными законами.

Как следует из материалов дела (протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении от 16.02.2016 №18810029150001969555, данные Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра), срок действия технического осмотра автобуса ПАЗ-32054 государственный регистрационный номер АС444/29 (диагностическая карта №078270031584485 с № ЕАИСТО 2015081618211104877515 установлен до 16.02.2016. Указанный автобус прошел технический осмотр 16.02.2016 со сроком действия до 16.08.2016. Таким образом, на момент выявления нарушения – 16.02.2016 в 10.10, а также в период до 15 часов 00 минут 16.02.2016 включительно предприниматель использовал транспортное средство для перевозки пассажиров, не прошедшее технический осмотр, чем допустил нарушения вышеупомянутых норм.

Технический осмотр 16.02.2016 был пройден после проведения совместной проверки с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску.

Нормативно установленный запрет на эксплуатацию транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр, действует в целях предупреждения возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств отнесено к деятельности, которая связана с повышенной опасностью для окружающих, а сами транспортные средства являются в силу названной нормы источником повышенной опасности.

Таким образом, данное нарушение лицензионных требований повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Статья 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон №259-ФЗ) определяет путевой лист как документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Во исполнение пункта 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения Министерством транспорта Российской Федерации разработаны и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов.

В силу пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом; расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; схемой маршрута с указанием опасных участков.

Представленными в материалы дела доказательства подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что водитель Мережкин А.А. не был обеспечен схемой маршрута транспортного средства с указанием опасных участков.

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 29, пункту 36, подпунктам «а», «б» и «д» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на заднем окне транспортного средства; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика; внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора также фамилия кондуктора;  наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения.

Указанные Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов. Такие юридические лица и индивидуальные предприниматели в названных Правилах именуются как субъекты транспортной деятельности.

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении №98 от 25.02.2016; актом планового (рейдового) осмотра №23 от 16.02.2016, путевым листом №1706 от 16.02.2016, фотоматериалами, подтверждается, что предприниматель использовал для перевозок пассажиров по маршруту №43 автобус ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС 444/29, с нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании №280.

С 31.12.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 названного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона №99-ФЗ.

Пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В данном случае предпринимателем допущено грубое нарушение лицензионных требований, поскольку предпринимателем повторно в течение года не соблюдены лицензионные требования, предусмотренные подпунктами «ж», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

О повторном в течение года несоблюдении предпринимателем лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании, в данном случае свидетельствует тот факт, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.10.2015 по делу №А05-9168/2015 предприниматель был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за ранее совершённые административные правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель не представил суду доказательств того, что у него отсутствовала объективная возможность для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а также доказательств того, что с его стороны при всей заботливости и осмотрительности были приняты все меры, необходимые для соблюдения таких требований и условий и недопущению правонарушения, что свидетельствует о наличии его вины.

С учетом изложенного, доводы Управления о наличии в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд считает обоснованными.

Суд проверил соблюдение заявителем установленного порядка возбуждения дела об административном правонарушении и составления соответствующего протокола и пришёл к выводу, что указанный порядок в данном случае был соблюдён. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом.

Отсутствуют в материалах дела данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виновность предпринимателя суд считает доказанной, требования законодательства ему известны, но не выполнены. Обстоятельства, смягчающие ответственность, суд не установил. Отягчающим ответственность обстоятельством суд в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаёт повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй 4.6 Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Суд назначает предпринимателю наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: счёт получателя штрафа - Управление федерального казначейства Минфина России по Архангельской области (УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Расчётный счёт 40101810500000010003 в Отделении Архангельск г.Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, ИНН 2901043148, КПП 290101001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

привлечь индивидуального предпринимателя Палкина Олега Викторовича, рождения 4.07.1964, уроженца г.Архангельска, зарегистрированного 29.06.2007 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРН 307290118000052, ИНН 290106528795, проживающего по адресу г.Архангельск, ул.Воронина д.25, корп.1, кв.78, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова