АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 апреля 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-3024/2012
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 28 апреля 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой В.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 166001, Ненецкий автономный округ, <...>)
третье лицо - Прокуратура Ненецкого автономного округа (166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления № 04-30/2012 от 29.02.2012 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явился (извещен),
от ответчика – ФИО1, по доверенности от 26.04.2012;
от третьего лица- не явился (извещен),
установил: общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" (далее – заявитель, общество, ООО "НК "Северное сияние") обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 04-30/2012 от 29.02.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления Росприроднадзора по НАО выразил несогласие с заявленным требованием и поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Прокуратура Ненецкого автономного округа (третье лицо) представила в суд письменное возражение на заявление, в котором выразила несогласие с заявлением; просит в удовлетворении заявленного требования отказать.
Общество извещено надлежаще о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Указанные обстоятельства в силу положений статей 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей заявителя, на основании имеющихся в деле доказательств.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
Прокуратурой Ненецкого автономного округа в соответствии с планом работы на первое полугодие 2012 года проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Северное сияние» законодательства о недрах в части исполнения условий лицензионного соглашения.
По результатам данной проверки прокуратурой установлено, что ООО «НК «Северное сияние» является владельцем лицензии серии НРМ № 14287 HP с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Мусюршорского участка недр; на основании данной лицензии обществом ведется разработка Мусюршорского участка недр, в рамках которой осуществляется добыча углеводородного сырья.
Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Из требований ст. 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. При этом, в соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, а также выполнение условий, установленных лицензией. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71.
Прокуратурой было установлено, что в нарушение вышеизложенных требований ООО «НК «Северное сияние» не обеспечило в 2011 году выполнение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части уровня использования попутного нефтяного газа при разработке Мусюршорского участка недр в размере 98 %.
Пунктом 3.8 лицензионного соглашения об условиях пользования Мусюршорским участком недр, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии серии НРМ № 14287 HP, предусмотрено, что владелец лицензии осуществляет использование газа в соответствии с установленным порядком.
Протоколом от 26.11.2009 № 4744 заседания нефтяной секции ЦКР Роснедра, утвержденным 24.02.2010 председателем ЦКР Роснедра, для ООО «НК «Северное сияние» согласован на 3 года проектный документ «Авторский надзор за выполнением проектных решений технологической схемы разработки Мусюршорского месторождения» с технологическим показателем по использованию растворенного газа (попутного нефтяного газа) в размере 98 % с 2010 года.
Следовательно общество с 2010 года обязано было обеспечить уровень использования попутного нефтяного газа в размере не ниже 98%.
Прокуратура Ненецкого автономного округа пришла к выводу, что согласно сведениям о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья по форме № 1 -ЛС и отчету по добыче, использованию и сжиганию попутного нефтяного газа, в 2011 году ООО «НК «Северное сияние» на Мусюршорском участке недр добыто 10,560 млн. м3 попутного нефтяного газа (растворенного газа); неиспользованный попутный нефтяной газ в объеме 1,689 млн. м3 сожжен обществом на факельной установке, что составляет 16 % от объема добытого попутного нефтяного газа; фактический уровень использования ООО «НК «Северное сияние» нефтяного попутного газа на указанном участке недр в 2011 году составил лишь 84 %.
На основании изложенного, постановлением от 16.02.2012 заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в отношении ООО «НК «Северное сияние» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 23.29, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены прокуратурой НАО в Управление Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу для решения вопроса о привлечении ООО "НК «Северное сияние» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения административного дела Управлением Росприроднадзора по НАО вынесено постановление от 29.02.2012 №04-30/2012 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами на Мусюршорском участке недр с нарушением условий, предусмотренных утвержденным в установленном порядке техническим проектом, с наложением административного штрафа в размере 300 000 руб.
С указанным постановлением ООО "НК «Северное сияние» не согласилось, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В заявлении общество приводит следующие доводы : в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения; отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающих событие административного правонарушения; причиной уменьшения использования попутного нефтяного газа до 84 % явилось ненадлежащее выполнение ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» обязательств по приемке и потреблению газа в рамках договора о поставке попутного нефтяного газа от 24.09.2010 № 325/10/03/СС10-156-00; ответчику необходимо было применить в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения; заявитель ранее не привлекался к административной ответственности, поэтому возможно применение ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в соответствии с которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах на пользователя недр возложена обязанность обеспечить соблюдение требований технических проектов.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ влечет административную ответственность.
При рассмотрении спора судом установлен, подтверждается материалами дела и не опровергается обществом факт пользования ООО "НК «Северное сияние» недрами с нарушением действующего законодательства, общество не обеспечило в 2011 году выполнение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части уровня использования попутного нефтяного газа при разработке Мусюршорского участка недр в размере 98 %.
Все процессуальные нормы привлечения общества к административной ответственности Прокуратурой НАО и Управлением Росприроднадзора по НАО соблюдены.
Письмом Прокуратуры НАО от 10.02.2012г. №486/7-06/4-2012 общество было уведомлено о дате, времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, права и обязанности нарушителя, предусмотренные КоАП РФ разъяснены (о получении данного уведомления свидетельствует вх. общества от 13.02.2012г. №237-У).
Копия данного постановления прокуратуры НАО вручена представителю Общества письмом от 16.02.2012 г. №583/7-06/4-2012 и общество письмом Управления от 20.02.2012г. №296 (вх. Общества от 20.02.2012г. №293-У) извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, права и обязанности нарушителя, предусмотренные КоАП РФ, разъяснены. Копия постановления от 29.02.2012г. №04-30/2012 направлена в адрес общества письмом от 29.02.2012г. №363.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. При этом, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что вина ООО «НК «Северное сияние» в совершении правонарушения, указанного в оспариваемом постановлении, подтверждена материалами дела.
Суд считает, что обязанность обеспечить соблюдение требований технических проектов, а также выполнение условий, установленных лицензией, возложена на пользователя недр, в данном случае на ООО «НК «Северное сияние»; надлежащее выполнение условий лицензии на право пользования недрами и требований технического проекта на разработку месторождения не может быть поставлено в зависимость от исполнения контрагентами пользователя недр условий гражданско-правовых договоров.
В жалобе ООО «НК «Северное сияние» указывает на отсутствие надлежащих доказательства, подтверждающих событие административного правонарушения и на то, что причиной уменьшения использования попутного нефтяного газа до 84 % явилось ненадлежащее выполнение ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» обязательств по приемке и потреблению газа в рамках договора о поставке попутного нефтяного газа от 24.09.2010 № 325/10/03/СС10-156-00.
Следовательно, общество не отрицает факт несоблюдения технологических показателей по использованию попутного нефтяного газа в размере 98 %.
Суд согласен с доводами ответчика о том, что заключение ООО «НК «Северное сияние» договора с ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» о поставке попутного нефтяного газа от 24.09.2010 № 325/10/03/СС10-156-00 не свидетельствует о принятии заявителем всех, зависящих от пользователя недр мер, по исполнению условий проектного документа.
Кроме того, доказательствами, подтверждающими событие административном правонарушения, являются документы, представленные самим обществом: сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за 2011 год по форме № 1-ЛС и отчет по добыче, использованию и сжиганию попутного нефтяного газа в 2011 году, Протокол от 26.11.2009 № 4744 заседания нефтяной секции ЦКР Роснедра.
Также ООО «НК «Северное сияние» в своей жалобе ссылается на необходимость применения в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком не установлены основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суд согласен с доводами ответчика о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам в заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством о недрах; правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок пользования недрами, нарушает правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.
В соответствии со ст. 15 Закона о недрах одной из основных задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации.
Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р, одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. В разделе 7 Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, закреплено, что в число безусловных приоритетов государственной политики входят создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье, формирование лучшего в мире энергетического промышленного сектора. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 %.
Уровень использования ООО «НК «Северное сияние» в 2011 году нефтяного попутного газа в размере 84 % свидетельствует о нарушении обществом требований проектного документа на разработку Мусюршорского участка недр и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами серии НРМ № 14287 HP, как следствие, нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона № 7-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Природные ресурсы, исходя из ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Федеральным законом от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11.12.1997, согласно которому Российская Федерация взяла на себя обязательство по сокращению эмиссии парниковых газов. В связи с этим, Правительством Российской Федерации 08.01.2009 издано постановление № 7, направленное на стимулирование сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках. На 2012 год и последующие годы целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа установлен в размере не более 5 % от объема добытого газа.
Суд согласен с доводами управления о том, что, осуществляя деятельность по сжиганию на факельной установке попутного нефтяного газа с нарушением закона, ООО «НК «Северное сияние» нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от вредного воздействия продуктов сжигания попутного нефтяного газа, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования недр.
Суд считает необоснованным довод ООО «НК «Северное сияние» о возможности применения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в соответствии с которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу ст. 3.2 КоАП РФ предупреждение является видом административного наказания. Вид наказания, исходя из ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ, указывается в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Санкция ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ не предусматривает такой вид наказание как предупреждение, поэтому управление не вправе было применить в отношении ООО «НК «Северное сияние» ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены судом не установлено.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу № 04-30/2012 по делу об административном правонарушении от 29.02.2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Северное сияние" (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300000рублей, принятого в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.Н. Шадрина