АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
13 июня 2012 года | г. Архангельск | Дело № А05-3029/2012 |
Резолютивная часть решения объявлена июня 2012 года .
Решение в полном объёме изготовлено июня 2012 года .
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Быстрова И.В., при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Акуловой С.А. и секретарём судебного заседания Тропниковой Е.А.,
при участии в заседании от муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» ФИО1 (по доверенности от 24.02.2012),
рассмотрев 29.05.2012 и 05.06.2012 в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ОГРН 1022901003454; место нахождения: 164901, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Солнечная, д. 1, корп. 1) к Отделу надзорной деятельности г. Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; место нахождения: 163901, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Мельникова, д. 3, корп. 1) о признании недействительным предписания от 10.02.2012 № 2/3/1-12,
установил:
муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания от 10.02.2012 № 2/3/1-12 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, выданного Отделом надзорной деятельности г. Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее – ответчик, Отдел МЧС).
Ответчик представил в суд отзыв на заявление, в котором выразил несогласие с заявленным требованием.
В судебное заседание 29.05.2012 представители лиц, участвующих в деле, не явились, в связи с чем в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание было проведено в их отсутствие. При этом в судебном заседании 29.05.2012 судом в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09 час 00 мин 05.06.2012.
Сведения об объявлении перерыва, а также о времени и месте продолжения судебного заседания после окончания перерыва были размещены на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет в картотеке арбитражных дел по адресу: http://kad.arbitr.ru 30.05.2012.
После окончания перерыва ответчик, который считается извещённым надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также об объявлении перерыва в судебном заседании, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, поэтому после окончания перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заявителя, явившийся в судебное заседание после окончания перерыва, на заявленном требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении, пояснил при этом, что правильное наименование заявителя – муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8».
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что поводом для обращения Учреждения в суд с указанным заявлением послужили следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.01.2012 № 2 Отдел МЧС в период с 16.01.2012 по 10.02.2012 провёл плановую выездную проверку по вопросу соблюдения Учреждением требований нормативных правовых актов в области гражданской обороны. По результатам проверки Отделом МЧС составлен акт от 10.02.2012 № 2/3/1-12 и Учреждению выдано предписание от 10.02.2012 № 2/3/1-12 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В этом предписании на заявителя была возложена обязанность в срок до 01.11.2012 устранить следующие выявленные при проверке нарушения:
1)нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ), пунктов 4, 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, выразившееся в том, что работники Учреждения не обучены способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 2 - 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утверждённого постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 № 49, выразившееся в том, что Учреждением не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее – запасы ГО); у имеющихся противогазов истёк срок годности;
3)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 2 - 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993, выразившееся в том, что работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты;
4)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 2 - 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утверждённого постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 № 49, выразившееся в том, что Учреждением не определена номенклатура и объёмы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО;
5)нарушение требований подпункта «в» пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, пункта 7 Положения о гражданской обороне, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, требований Положения о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 № 55-па, выразившееся в том, что Учреждением не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны;
6)нарушение требований пункта 1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённых приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285, выразившееся в том, что в Учреждении не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учёт средств радиационной и химической защиты (далее – СИЗ), содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ;
7)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, пунктов 6, 7 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па, выразившееся в том, что в Учреждении не создана группа по повышению устойчивости функционирования (далее – группа по ПУФ) организации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
8)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 10 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па, выразившееся в том, что Учреждением не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ;
9)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 10 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па, выразившееся в том, что Учреждением не проводятся исследования по устойчивости функционирования предприятия, зданий и сооружений группой по ПУФ;
10)нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, пункта 11 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па, выразившееся в том, что в Учреждении не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации в условиях чрезвычайной ситуации военного времени;
11)нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 8 Положения о гражданской обороне, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пункта 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, выразившееся в том, что Учреждением не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий;
12)нарушение требований пункта 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, выразившееся в том, что Учреждением не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Не согласившись с названным предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого предписания недействительным.
В обоснование заявленного требования Учреждение сослалось на то, что при проведении проверки ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку Учреждение не является объектом надзора в области гражданской обороны. Заявитель указал, что Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, не является организацией, отнесённой к группам по гражданской обороне, продолжающей работу в военное время, не имеет на своём балансе объектов гражданской обороны и имущества гражданской обороны. В связи с этим заявитель полагал, что ответчик был не вправе проводить проверку Учреждения на предмет соблюдения установленных требований в области гражданской обороны.
Кроме того, Учреждение полагало, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям, предъявляемым к предписаниям, поскольку не содержит указания на конкретные мероприятия по устранению нарушений, фактически в оспариваемом предписании указаны только выявленные нарушения. В свою очередь, указанные в пунктах с 1 по 12 оспариваемого предписания нарушения, по мнению Учреждения, отсутствуют.
Ответчик счёл доводы заявителя необоснованными и, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания, просил отказать в удовлетворении завяленного требования.
Исследовав и оценив доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, суд пришёл к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 2 статьи 201 названного Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, МЧС России и его территориальные органы осуществляют государственный надзор в области гражданской обороны в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны.
Согласно пункту 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, должностные лица МЧС России и его территориальных органов имеют право осуществлять проверку выполнения требований законодательства в области гражданской обороны, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, запрашивать необходимые документы, выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утверждённого приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, предусмотрено, что объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесённые к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
В силу пункта 5 этого Административного регламента предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 1 Закона № 28-ФЗ, под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу положений этой же статьи под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В данном случае материалами дела подтверждается, что во владении Учреждения (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны отсутствуют. Учреждение не подпадает под перечень объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая Учреждением, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в Приложений № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Доказательств того, что заявитель относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 названного Административного регламента, ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьёй 1 Закона № 28-ФЗ территория, отнесённая к группе по гражданской обороне, - это территория на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Однако сам по себе факт нахождения Учреждения в г. Новодвинске, отнесённом ко второй группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в силу которого на Учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.
Между тем заявитель представил в суд справку администрации муниципального образования «Город Новодвинск» о том, что Учреждение мобилизационного задания не имеет и не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом заявителя о том, что ответчиком необоснованно проведена проверка заявителя в области соблюдения требований гражданской обороны.
Поскольку у Отдела МЧС не имелось законных оснований для проведения в отношении Учреждения плановой проверки, постольку у него не имелось законных оснований и для выдачи Учреждению оспариваемого предписания.
Пунктом 1 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 4, 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, работники Учреждения не обучены способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Кроме того, в пункте 5 этого же предписания установлено нарушение требований подпункта «в» пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, пункта 7 Положения о гражданской обороне, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, требований Положения о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 № 55-па, выразившееся в том, что Учреждением не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны.
Между тем согласно пункту 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, организации планируют и осуществляют мероприятия по обучению, созданию учебной материально-технической базы только в целях решения задач в области гражданской обороны, необходимость осуществления которых именно Учреждением ответчик не обосновал.
Кроме того, заявителем обоснованно указано, что подпункт «в» пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, определяет обязанности органов местного самоуправления, к которым Учреждение не относится. Также заявителем обоснованно замечено, что Положение о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённое постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 № 55-па, не содержит требований о создании организациями учебно-материальной базы по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны. Следовательно, ответчик неправомерно указал на нарушение Учреждением требований названных нормативных правовых актов.
В пунктах 2 и 4 оспариваемого предписания указано, что Учреждением не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, у имеющихся противогазов истёк срок годности, Учреждением не определена номенклатура и объёмы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО. Тем самым, как указано в предписании, Учреждением нарушены требования статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 2 - 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утверждённого постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 № 49.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 3 названного Положения установлено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Пунктом 4 этого же Положения установлено, что номенклатура и объёмы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура и объёмы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 6 названного Положения установлено, что определение номенклатуры и объёмов запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
При этом, исходя из подпункта «а» пункта 7 этого же Положения, под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Данный вывод подтверждается пунктом 4 Административного регламента, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утверждённого приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, согласно которому объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Доказательства того, что Учреждение относится к таким организациям, ответчик не представил.
При этом следует также отметить, что Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённое постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, устанавливает следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из содержания названной нормы, на заявителя не может быть возложена обязанность по созданию запасов в указанных целях.
Кроме того, номенклатура и объёмы запасов определяются с учётом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России (пункт 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379). Утверждение в установленном порядке таких методических рекомендаций ответчик не подтвердил.
Ссылку ответчика в пунктах 2 и 4 оспариваемого предписания на нарушение заявителем требований Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утверждённого постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 № 49, суд находит неправомерной, поскольку указом Губернатора Архангельской области от 14.09.2011 № 137-у названный нормативный правовой акт признан утратившим силу.
Пунктом 3 оспариваемого предписания установлено нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 2 - 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993, выразившееся в том, что работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты.
Пунктом 6 этого же предписания установлено нарушение требований пункта 1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённых приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285, выразившееся в том, что в Учреждении не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учёт СИЗ, содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ.
В силу пункта 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993, накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 названного Положения.
Согласно пункту 7 этого же Положения обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
Доказательства нахождения Учреждения на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах отсутствуют.
Ответчик полагал, что Учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, так как город Новодвинск отнесён к группе по гражданской обороне.
В силу пункта 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993, население, проживающее на территориях, отнесённых к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако ответчик не привёл доказательства, подтверждающие необходимость функционирования Учреждения в военное время.
Между тем, как следует из названной выше справки администрации муниципального образования «Город Новодвинск», Учреждение мобилизационного задания не имеет и не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Кроме того, из содержания пункта 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993, следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Из Устава заявителя следует, что заявитель является муниципальным образовательным учреждением, его учредитель – муниципальное образование «Город Новодвинск» в лице администрации муниципального образования «Город Новодвинск».
Таким образом, в оспариваемом предписании на Учреждение необоснованно возложена обязанность обеспечить работников Учреждения медицинскими средствами индивидуальной защиты.
Поскольку заявителю от органов местного самоуправления на хранение не передавались СИЗ, а сам заявитель не использует и не накапливает СИЗ, постольку оспариваемым предписанием на заявителя необоснованно возложена обязанность по устранению нарушения, выразившееся в том, что в Учреждении не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учёт СИЗ, содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ.
Пунктами 7, 8, 9 и 10 оспариваемого предписания установлено нарушение требований статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 16.2, 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, пунктов 6, 7, 11 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 № 156-па, выразившееся в том, что в Учреждении не создана группа по ПУФ организации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ, не проводятся исследования по устойчивости функционирования предприятия, зданий и сооружений группой по ПУФ, не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации в условиях чрезвычайной ситуации военного времени.
Исходя из названных норм, устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время – это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения; устойчивость функционирования объекта экономики в военное время – это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.
Суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что указанные требования на Учреждение не распространяются, поскольку Учреждение, являясь образовательным учреждением, не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики.
Пунктом 11 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 8 Положения о гражданской обороне, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пункта 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, Учреждением не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий.
С учётом выводов о том, что Учреждение не является уполномоченной организацией, входящей в единую систему гражданской обороны, не является организацией, осуществляющей свою деятельность в военное время, суд полагает, что Учреждение не является организацией, обязанной создавать систему оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий. Кроме того, как указано заявителем, фактически в Учреждении такая система оповещения создана. Ответчик доказательства отсутствия в Учреждении надлежащей системы оповещения суду не представил.
Пунктом 12 оспариваемого предписания установлено, что Учреждением в нарушение требований пункта 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Согласно пунктам 16, 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утверждённым постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 № 61, установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются: на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением Губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением Губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением Правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе Правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
В силу пункта 31 этого же Положения на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей.
Учреждение не относится к исполнительным органы государственной власти Архангельской области и к органам местного самоуправления, а также к организациям, наделённым полномочиями в целях решения задач по гражданской обороне. Следовательно, на Учреждение необоснованно возложена обязанность по разработке и согласованию с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, а также по получению ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Таким образом, перечисленные обстоятельства исключают реальное исполнение требований ответчика по устранению указанных в оспариваемом предписании нарушений.
Возложение на заявителя обязанности по устранению неправомерно вменённых нарушений ущемляет права и законные интересы заявителя.
С учётом изложенных обстоятельств заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика. Принимая во внимание, что Отдел надзорной деятельности г. Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области является структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, судебные расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат возмещению заявителю за счёт Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
признать недействительным предписание от 10.02.2012 № 2/3/1-12 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, выданное Отделом надзорной деятельности г. Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8».
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в пользу муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
СудьяИ.В. Быстров