ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-3033/17 от 12.07.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2017 года

     г. Архангельск

Дело № А05-3033/2017

Резолютивная часть решения объявлена июля 2017 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой  И.А., рассмотрев в судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Дементьева А.А.) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» (ОГРН <***>; Архангельская область, д. Вороновская Вельского района, д. 30А оф. 33) к  Губернатору Архангельской области (<...>) о признании недействительным распоряжения,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (<...>),

при участии в заседании представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 17.03.2017), представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 6.02.2017), представителя третьего лица ФИО3 (доверенность от 23.08.2016),

установил: заявлено требование (с учётом уточнения от 21.06.2017) опризнании недействительным распоряжения главы администрации Архангельской области от 9.06.2007 № 506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда» в части смены категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель лесного фонда в кадастровых кварталах: 29:01:210201, 29:01:200403, 29:01:180304, 29:01:180311, 29:01:180316, 29:01:180317, арендуемых заявителем договору от 18.10.2016 № 4257 с кадастровыми номерами: 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313;  в   части   смены  категории  земель   сельскохозяйственного назначения на категорию земель лесного фонда в кадастровых кварталах 29:01:220215, 29:01:220216,   29:01:090130,   29:01:090140,   29:01:090142,   29:01:090144,   29:01:160201, 29:01:080204,   29:01:080207,   29:01:100306,   29:01:100307,   29:01:100308,   29:01:100309, 29:01:100311, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170104, 29:01:170108, арендуемых заявителем по договору от 5.12.2016 № 4289 с кадастровыми номерами:       29:01:220215:20,       29:01:220216:2,       29:01:090130:6,       29:01:090140:5, 29:01:090142:8,     29:01:090144:3,    29:01:160201:27,    29:01:080204:4,    29:01:080207:40, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100308:62, 29:01:100309:216, 29:01:100311:1410, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:170108:289. Заявитель просит обязать Губернатора Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ТД Ферма» путём внесения соответствующих изменений в распоряжение от 9.06.2007 № 506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда», устанавливающих отсутствие смены категории земель сельскохозяйственного назначения в кадастровых кварталах: 29:01:210201,    29:01:200403,    29:01:180304,    29:01:180311,    29:01:180316, 29:01:180317, арендуемых заявителем договору от 18.10.2016 № 4257 с кадастровыми номерами: 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313; в кадастровых кварталах: 29:01:220215, 29:01:220216, 29:01:090130, 29:01:090140, 29:01:090142, 29:01:090144, 29:01:160201, 29:01:080204, 29:01:080207, 29:01:100306, 2901:100307, 29:01:100308, 29:01:100309, 29:01:100311, 29:01:170101, 29:01:170102, 29:01:170101, 29:01:170108, арендуемых заявителем по договору от 5.12.2016 № 4289 с кадастровыми номерами: 29:01:220215:20, 29:01:220216:2, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:160201:27, 29:01:080204:4, 29:01:080207:40, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100308:62, 29:01:100309:216, 29:01:100311:1410, 29:01:170101:23, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:170108:289.  

            В обоснование указано на следующее. Оспариваемое распоряжение не является законным способом перевода земель из одной категории в другую ввиду несоответствия законодательству. Действий, предписанных Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не предпринималось. Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о смене категории земельных участков, арендованных заявителем, свидетельствует о недействительности распоряжения от 9.06.2007 № 506р. Распоряжение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку фактически лишает его права использовать арендованные по договорам от 18.10.2016 № 4257, от 5.12.2016 № 4289 земельные участки.

            Ответчик против удовлетворения заявления возражал.  Оспариваемое распоряжение является актом исполнительно-распорядительного характера, направленного на реализацию полномочий, установленных Федеральным законом. По     информации     министерства     природных     ресурсов     и лесопромышленного     комплекса     Архангельской      области,     согласно   схемам   пересечения   границ,   подготовленным Архангельским   филиалом   ФГБУ      «Рослесинфорг», спорные земельные участки пересеклись с землями лесного фонда Кулойского участкового лесничества, Вельского сельского участкового лесничества и Важского участкового лесничества в составе Вельского лесничества. Леса, находившиеся в границах бывшего Вельского сельского лесхоза, с 1 января 2007 года относятся к категории земель лесного фонда, поскольку приказом Рослесхоза от 9 июля 2007 года № 340 ФИО4 сельский лесхоз включён в Вельское лесничество. По смыслу положений абзаца шестого пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. В соответствии с приказом   Министерства   природных   ресурсов   и   экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация, содержащаяся в государственном лесном реестре. Подтверждением того, что спорные земельные участки имеют категорию «земли лесного фонда» является также то, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Вельского лесничества (к которым относятся, в том числе, спорные земельные участки) зарегистрировано 18 сентября 2008 года с условным номером 29-29-02/008/2008-169 и в 2016 году перерегистрировано с кадастровым номером 29:01:000000:4299.

          Ответчик также полагает, что спорные земельные участки были отнесены к землям с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» ошибочно. Это может быть связано с тем, что ранее, согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утверждённых Законом СССР от 17 мая 1977 года, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства  Российской   Федерации,   утверждённых   постановлением Верховного Совета от 6 марта 1993 года № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ).

          Ответчик считает, что заявителем пропущен трёхмесячный срок на подачу заявления об оспаривании распоряжения, не заявлено ходатайство о восстановлении срока. Это является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании ненормативного правового акта.

          Третье лицо возражало против удовлетворения заявления. Считает, что 22 из 24 арендованных участков незаконно образованы из земель лесного фонда с присвоением категории земель сельскохозяйственного назначения. Согласно схемам пересечения границ, подготовленным ФГБУ «Рослесинфорг», арендованные истцом участки, пересеклись с землями лесного фонда Кулойского участкового лесничества, Вельского сельского участкового лесничества (включая участки колхоза «Знамя Победы», СПК колхоз «Пежемский», ООО «Низовье»), Шадреньгского участкового лесничества (включая участки СПК колхоз «Кокшеньга», СХОО «Шоноша») и Важского участкового лесничества (включая участки ЗАО «Важское», СПК колхоз «Судрома») в составе Вельского лесничества. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признаётся в силу закона. Третье лицо поддержало доводы ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования к ответчику. Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения заявления.

   Исследовав доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

   Заявитель владеет на праве аренды земельными участками с кадастровыми номерами 29:01:210201:84, 29:01:200403:101, 29:01:180304:122, 29:01:180311:325, 29:01:180316:317, 29:01:180317:313, 29:01:220215:20, 29:01:220216:2, 29:01:090130:6, 29:01:090140:5, 29:01:090142:8, 29:01:090144:3, 29:01:160201:27, 9:01:080204:4, 29:01:080207:40, 29:01:100306:50, 29:01:100307:74, 29:01:100308:62, 29:01:100309:216, 9:01:100311:1410, 29:01:170101:235, 29:01:170102:15, 29:01:170104:229, 29:01:170108:289 на основании договоров от 18.10.2016 № 4257, от 5.12.2016 № 4289, заключённых с администрацией МО «ФИО4 муниципальный район». В договорах указано на то, что земельные участки входят состава земель сельскохозяйственного назначения.

   Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство, третье лицо) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с требованием к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «ФИО4 муниципальный район» Архангельской области, администрации МО «ФИО4 муниципальный район» Архангельской области, ООО «Торговый дом «Ферма» о признании недействительной сделкой договора аренды от 18.10.2016 № 4257, договора аренды от 5.12.2016 № 4289 (дело № А05-1275/2017). В обоснование требований министерство сослалось на распоряжение главы администрации Архангельской области от 9.06.2007 № 506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда».

   Заявитель пояснил, что о распоряжении главы администрации Архангельской области от 9.06.2007 № 506р узнал, ознакомившись с материалами дела № А05-1275/2017. Заявитель обратился в суд за признанием этого распоряжения недействительным.

  Заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания судом  ненормативного правового акта недействительным необходимо два условия: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемым распоряжением на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального  закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями на 10 мая 2007 года), материалов  лесоустройства и в соответствии с целевым назначением земель  лесные земли и нелесные земли из категории земель сельскохозяйственного назначения и категории земель запаса в границах территорий муниципальных образований общей площадью 1 750 046,6 гектара, не переданные в муниципальную собственность или собственность юридических и физических лиц и не предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, переведены в категорию земель лесного фонда по перечню согласно приложению с последующим уточнением при составлении лесохозяйственных регламентов и постановке лесных участков на земельный кадастровый учёт.  В приложении к распоряжению касательно Вельского  сельского  лесхоза значится площадь в 128 956 га (по учёту  лесного фонда на 01.01.2003), год лесоустройства – 2001.

Распоряжением главы администрации Архангельской области от 19.06.2007 № 545р в оспариваемое распоряжение внесены изменения и дополнения. Так, оно дополнено приложением № 2 «Перечень земель, переведённых из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда». В пункте 15 Приложения № 2 значится ФИО4 сельский лесхоз–филиал, площадь 128 956 га.

Законность оспариваемого ненормативного правового акта оценивается судом применительно к действовавшему при издании этого акта законодательству.

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации определяет состав земель в Российской Федерации. По целевому назначению они подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

         Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

         Нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8).         

         Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

         Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Порядок рассмотрения ходатайства установлен статьёй 3.

         Как следует из части 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ, перевод земельных участков из одной категории в другую производится на основании акта, утверждаемого исполнительным органом государственной власти по результатам рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

         Статья 5 Закона регламентирует внесение изменений в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Закон Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 145-9-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Архангельской области при переводе земель из одной категории в другую на территории Архангельской области», действовавший на день принятия оспариваемого распоряжения, устанавливал, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности, за исключением земель или земельных участков, перевод которых в соответствии с Законом № 172-ФЗ относится к компетенции Правительства Российской Федерации, осуществляется главой администрации Архангельской области.

          Оспариваемое распоряжение соответствует Уставу Архангельской области, в том числе, подпункту «б» пункта 1 статьи 29, определяющему правомочия главы администрации Архангельской области по изданию в пределах своей компетенции распоряжений.

          Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

          Из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признаётся в силу закона, а не ввиду государственной регистрации такого права. Тем не менее, право собственности Российской Федерации на участок земель лесного фонда всего Вельского лесничества с условным номером 29-29-02/008/2008-169 зарегистрировано 18.09.2008, а в 2016 году перерегистрировано с кадастровым номером 29:01:000000:4299. Земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:161 также является ранее учтённым, поставлен на кадастровый учёт 7.12.2007, относится к категории земель лесного фонда.

         Ответчик представил также свидетельство от 1 сентября 2000 года серии 29.00
№ 0067804 о государственной регистрации права оперативного управления (федеральная собственность), принадлежащего ГУ «ФИО4 сельский лесхоз», на участок лесного фонда общей площадью 123 548 га (условный номер объекта 29:01:000000:0006).

         Статьёй 7 ранее действовавшего Лесного кодекса Российской Федерации  допускалось нахождение лесного фонда на землях категории сельскохозяйственного назначения. Третье лицо пояснило, что такие «сельские» или «колхозные» леса находились в ведении специализированных сельских лесхозов, в отношении их выполнялось лесоустройство, однако, земли под такими лесами принадлежали сельскохозяйственным организациям и имели категорию земель сельскохозяйственного назначения.  

          В Лесном кодексе Российской Федерации, введённом в действие 1.01.2007, существенно изменился правовой режим земель, покрытых лесом.          Согласно части 1 статьи 6 Кодекса, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

          В статье 7 Кодекса сказано, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса. Статьёй 67 установлено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Кодекса. Часть 3 статьи 23 Кодекса содержит указание только на земли обороны, населённых пунктов и особо охраняемых природных территорий. Земли сельскохозяйственного назначения не упоминаются. Таким образом, с 1.01.2007 в силу закона все леса стали относиться к одной из 4 категорий земель (лесного фонда, обороны, населённых пунктов, особо охраняемых природных территорий).

          Леса, находившиеся в границах бывшего Вельского сельского лесхоза, с 1.01.2007 относятся к категории земель лесного фонда, поскольку приказом Рослесхоза от 9.07.2007
№ 340 ФИО4 сельский лесхоз включён в Вельское лесничество.

          В соответствии со статьёй 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

          Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии со статьёй 68 Кодекса наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков.

          Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков в соответствии со статьями 68.1, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, частями II и III Лесоустроительной инструкции, утверждённой  Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, проводится при таких видах лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков. При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети (пункт 10 Лесоустроительной инструкции).

          В соответствии с пунктом 32 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества. Такие полномочия на 3.09.2008 принадлежали Федеральному агентству лесного хозяйства (пункт 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004
№ 283).

          Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3.09.2008 № 240 об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Архангельской области и установлении их границ определено, что на территории Архангельской области создаются 28 лесничеств и 1 лесопарк, установлены границы лесничеств и лесопарка, согласно Приложению. Так, создано Вельское лесничество, включающее в себя Кулойское участковое лесничество, Вельское сельское участковое лесничество, Шадреньгское участковое лесничество, Важское участковое лесничество.

          В соответствии со статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.

          Согласно выписке № 9 из государственного лесного реестра от 10.05.2017, в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 29:01:000000:161;  29:01:000000:164 входит лесной участок с местоположением Архангельская область, ФИО4 район, Вельское лесничество, Вельское сельское участковое лесничество (участок СПК к-з «Пежемский»), кв. 1-56, (участок ООО «Низовье»), кв. 1-35, (участок к-з «Знамя Победы), кв. 1-50, Шадреньгское участковое лесничество (участок СХОО «Шоноша»), кв. 1-49, (участок СПК к-з «Кокшеньга»), кв. 1-83, Важское участковое лесничество (участокЗАО «Важское»), кв. 1-79, (СПК к-з «Сурдома»), кв. 1-21, Кулойское участковое лесничество (участок Кулойское), кв. 75. Категория земель – земли лесного фонда, категория – защитные леса, эксплуатационные леса.

Согласно схемам пересечения границ, сделанным Архангельским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», арендованные заявителем участки, пересекаются с землями лесного фонда Кулойского участкового лесничества, Вельского сельского участкового лесничества (включая участки колхоза «Знамя Победы», СПК колхоз «Пежемский», ООО «Низовье»), Шадреньгского участкового лесничества (включая участки СПК колхоз «Кокшеньга», СХОО «Шоноша») и Важского участкового лесничества (включая участки ЗАО «Важское», СПК колхоз «Судрома») в составе Вельского лесничества.

          Нахождение перечисленных участков и лесничеств в составе Вельского лесничества подтверждается разделом 1.1.2 Лесохозяйственного регламента Вельского лесничества Архангельской области 2015 года.

          Как пояснили ответчик и третье лицо, оспариваемое распоряжение издано в целях внесения определённости и предотвращения буквального толкования отдельных норм федерального законодательства в отношении бывших «сельских» лесов.     

          В письме от 3.04.2017 № 01-38/871 администрация МО «ФИО4 муниципальный район» сообщила министерству о том, что подала заявления о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков в связи с выявленным пересечением их границ с границами лесных участков.

          Касательно претензий заявителя о несоблюдении установленной Законом № 172-ФЗ процедуры суд отмечает следующее.          

          В статье 2 Закона говорится о том, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве указываются, в частности, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок. К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются, в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

           Поскольку земли лесного фонда в силу закона являются собственностью Российской Федерации, отсутствие ходатайства иного заинтересованного лица (иных лиц) о переводе 128 956 га земли Вельского сельского лесхоза из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда не свидетельствует о незаконности такого перевода, об отсутствии у главы администрации Архангельской области права издать распоряжение № 506-р.

          Суд отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании у ответчика доказательств, а именно – документов, указанных в статьях 2-5 Закона № 172-ФЗ. Ответчик не отказывался представить имеющиеся у него документы, поэтому для удовлетворения ходатайства оснований не имелось. Отсутствующие же документы истребованы быть не могут.

          Между тем, ответчик представил ходатайство департамента лесного комплекса Архангельской области от 6.06.2007 № 91 о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не переданных в муниципальную или коллективно-долевую собственность и не предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в земли лесного фонда.

          Оспариваемым распоряжением, по сути, исполнено императивное положение законодательства о землях лесного фонда,исправлено ошибочное отнесение земель к категории сельскохозяйственного назначения. В этой связи суд отклоняет довод заявителя об отсутствии сведений о смене категории земельных участков в государственном кадастровом учёте. Как сказано в пункте 1 статьи 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. Об этом же говорится и в части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Представленная третьим лицом выписка из ЕГРН свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4299  относится к землям лесного фонда (ранее присвоенный государственный учётный номер 29-29-02/008/2008-169 значится в свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок от 18.09.2008).

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 86-КГ17-2 по итогам анализа пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», части 6 статьи 39, части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»сделан вывод о том, что при отсутствии государственного кадастрового учёта земель государственного лесного фонда земельный участок признаётся государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Ссылку заявителя на постановление Правительства Архангельской области от 25.12.2012 № 608-пп «Об утверждении схемы территориального планирования Архангельской области», постановление главы МО «ФИО4 муниципальный район» от 9.09.2016 № 899 об утверждении схем расположения 53 земельных участков на кадастровом плане территорий суд отклоняет как некорректную. Эти документы изданы много позже оспариваемого распоряжения, о его незаконности не свидетельствуют.

          Вопрос о пересечении арендуемых заявителем земельных участков с землями лесного фонда не является принципиальным для рассмотрения настоящего дела. В оспариваемом распоряжении говорится не о земельных участках, а о землях Вельского лесничества с указанием их площади. Нарушения закона при издании этого распоряжения суд не усматривает. Суд считает некорректной формулировку требований заявителя, перечислившего кадастровые номера земельных участков и кадастровые кварталы. Сведений о кадастровых кварталах и кадастровых номерах земельных участков распоряжение не содержит.

          Часть 8 статьи 3 Закона № 172-ФЗ устанавливает, что акт о переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд. Обжаловать такой акт может лицо, право которого нарушено переводом. Это следует из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Распоряжение № 506-р, изданное в 2007 году, не может считаться нарушающим права заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица 21.10.2013, получившего спорные земельные участки в аренду в 2016 году. Заявитель не мог иметь никакого отношения к землям, о которых говорится в оспариваемом распоряжении.

          Относительно срока обращения в суд. В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

          Заявитель утверждает, что об оспариваемом распоряжении узнал из определения суда от  22 февраля 2017 года по делу № А05-1275/2017. Суд не считает пропущенным срок обращения заявителя в суд.

          Оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным нет, поскольку закону оно не противоречит и прав заявителя не нарушает.

 Руководствуясь статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                             РЕШИЛ:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» в признании недействительным распоряжения главы администрации Архангельской области от 9 июня 2007 года № 506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда», поскольку распоряжение не противоречит Федеральному  закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

 Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия.

 Судья                                                                                                   И. А. Меньшикова