АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело № А05-3614/2010
31 мая 2010 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Полуяновой Н.М.
судей: Ипаева С.Г., Пигурновой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Елезовское» Чернокова Ивана Аркадьевича
к Администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», Собранию депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», Главе муниципального образования «Ильинское» ФИО2
о признании недействующими нормативных правовых актов
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО3
от ответчиков – не явились (извещены)
Установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Елезовское» ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», Собранию депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», Главе муниципального образования «Ильинское» ФИО2 (далее – ответчики) о признании недействующими постановления Главы муниципального образования «Ильинское» от 27.12.2006 №324 «О плате за аренду земельных участков» в части установления коэффициента целевого использования земельных участков земель поселений в размере 80% за земли общественного питания, решения Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.11.2008 №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания (требования изложены с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
В ходе судебного заседания от заявителя поступило ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания недействующим постановления Главы муниципального образования «Ильинское» от 27 декабря 2006 года №324 «О плате за аренду земельных участков» в части установления коэффициента целевого использования земельных участков земель поселений в размере 80% за земли общественного питания и прекращении производства по делу в указанной части.
Определением суда от 31.05.2010 отказ от заявленных требований в части признания недействующим постановления Главы муниципального образования «Ильинское» от 27.12.2006 №324 «О плате за аренду земельных участков» в части установления коэффициента целевого использования земельных участков земель поселений в размере 80% за земли общественного питания принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
С учетом изложенного, требования заявителя рассматриваются в части признания недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.11.2008 №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении с учетом уточнения.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах по делу и дополнениях к отзывам.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Собрание депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» приняло решение от 13 ноября 2008 года № 79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» согласно приложению №1 к указанному решению.
Согласно приложению №1 к Положению об арендной плате ставка арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка (функциональное использование МО «Ильинское») составляет за земли общественного питания 80%.
Не согласившись с указанным решением в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания, заявитель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что установление ставки арендной платы за земли общественного питания в размере 80% создает дискриминационные условия и противоречит статье 1 Земельного кодекса РФ, статье 1 Гражданского кодекса РФ, статье 15 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статье 29 и пункту 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в арбитражном суде, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд пришел к выводу, что настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункт 6 статьи 194 АПК РФ).
Судом установлено, что Собрание депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» приняло решение от 13 ноября 2008 года № 79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» согласно приложению №1 к указанному решению.
Согласно приложению №1 к Положению об арендной плате ставка арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка (функциональное использование МО «Ильинское») составляет за земли общественного питания 80%.
Из текста решения следует, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями), Земельным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Вилегодский муниципальный район».
Решение Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13 ноября 2008 года № 79 и Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», являющееся Приложением №1 к решению Собрания депутатов от 13 ноября 2008 года № 79, были опубликованы в Муниципальных вестях МО «Вилегодский муниципальный район», которые входят в состав газеты «Знамя труда» № 91-92 от 29 ноября 2008 года.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Елезовское» (глава хозяйства ФИО1) на праве собственности принадлежат ¾ и ¼ здания столовой, соответственно, расположенной по адресу: <...>.
18 апреля 2003 года между Ильинской сельской администрацией Вилегодского района (Арендодатель) и ФИО1, КФХ «Елезовское» (Арендаторы) заключен договор №36 аренды земельного участка общей площадью 0,1025 га под зданием столовой сроком на 11 месяцев, сумма арендной платы на 2003 год составила 1991 рубль.
23 июня 2006 года между администрацией муниципального образования «Ильинское» (Арендодатель) и предпринимателем ФИО1, КФХ «Елезовское» (Арендаторы) был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №141, по условиям которого предпринимателю в аренду передавался земельный участок площадью 1025 кв.м для эксплуатации здания столовой, арендная плата составила 23985 рублей.
В соответствии с письменными пояснениями Главы муниципального образования «Ильинское», представленными при рассмотрении данного дела, при расчете арендной платы арендодатель руководствовался постановлением главы муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 29.12.2003 №364, минимальная базовая ставка арендной платы земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др. в с.Ильинско-Подомское составляла 122руб. 40коп. за 1 кв.м. На основании пункта 4 указанного постановления при расчете арендной платы по договору №141 от 23.06.2006 была применена льгота: размер арендной платы был исчислен исходя из ставки 23руб. 40коп. и составил 23985руб (23,4руб.*1025кв.м). В дальнейшем срок действия договора №141 от 23.06.2006 дважды продлевался (Постановлением Главы МО «Ильинское» №145/1 от 15.06.2007 и №355/1 от 20.06.2008). При этом перерасчет арендной платы в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Ильинское» от 27.12.2006 №234 «О плате за аренду земельных участков» не производился.
Постановлениями Главы администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.02.2009 №№66, 67, вынесенными на основании заявлений ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 159,51 кв.м (земельный участок под зданием пристройки) и земельного участка площадью 865,26 кв.м (земельный участок под зданием столовой), ФИО1 предоставлены в аренду земельные участки площадью 159,51 кв.м и 865,26 кв.м, соответственно.
17.02.2009 администрация муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» и ФИО1 заключили договор аренды земельного участка №83, по условиям которого ФИО1 во временное владение и пользование предоставлялся земельный участок площадью 159,51 кв.м, размер арендной платы составил 39146руб. 67коп. в год; а также договор аренды земельного участка №84, в соответствии с которым ФИО1 во временное владение и пользование был предоставлен земельный участок площадью 865,26 кв.м, размер арендной платы по договору составил 212350руб. 63коп. в год.
Как следует из пунктов 3.1 договоров №83, 84 и приложениям №2 к указанным договорам аренды земельных участков, арендная плата за предоставленные участки определяется согласно решению Собрания депутатов от 13 ноября 2008 года №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» с применением ставки в размере 80%.
Указывая на то, что по условиям договоров от 17.02.2009 №83, 84 размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с Решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13 ноября 2008 года №79, по сравнению с предыдущим периодом увеличился в 11 раз, заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как создает дискриминационные условия для отдельных арендаторов земельных участков, и противоречит законам, имеющим наибольшую юридическую силу.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основано на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а регулирование использования земель осуществляется в интересах всего общества.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса РФ принцип сочетания общественных интересов и частных интересов должен применяться и отношении коммерческих организаций в соответствии с принципом равенства участников договорных отношений.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Судом установлено, что по условиям договоров от 17.02.2009 №№ 83, 84 ФИО1 в аренду предоставлялись земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) определено следующее: порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 04.12.2007 №194-па «Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Архангельской области» до установления органами государственной власти Архангельской области порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении и переоформлении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченным органам местного самоуправления Архангельской области руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими на территории муниципальных образований Архангельской области с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» в Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изменениями на 23 ноября 2007 года).
Таким образом, постановление администрации Архангельской области от 04.12.2007 №194-па регулирует вопросы заключения и переоформления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При этом из постановления следует, что уполномоченным органам местного самоуправления Архангельской области при заключении и переоформлении таких земельных участков необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими на территории муниципальных образований Архангельской области с учетом соответствующих изменений.
В соответствии с абзацем 2 части 10 статьи 3 Закона №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Принимая во внимание изложенное, а также положения части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Довод заявителя о том, что размер аренной платы по договорам от 17.02.2009 №83 и №84 по сравнению с предыдущим периодом увеличился в 11 раз, суд находит несостоятельным с учетом следующего.
Судом установлено, что в предыдущие периоды размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в пользовании у ФИО1, подлежал определению в соответствии с действовавшими на тот момент нормативными правовыми актами муниципального образования «Ильинское» и муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», а именно: в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 29.12.2003 №364 и постановлением Главы муниципального образования «Ильинское» от 27.12.2006 № 234.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами размер арендной платы за использование земельного участка площадью 1024.77 кв.м. должен был составлять 125431руб. 85коп. (постановление от 29.12.2003 №364) и 255700руб. 61коп. (постановление от 27.12.2006 №234).
При рассмотрении данного дела судом установлено, что фактически арендная плата ФИО1 рассчитывалась в соответствии с постановлением от 29.12.2003 №364, но при этом был установлен льготный режим. Доказательств того, на основании чего ФИО1 предоставлялся льготный режим при расчете арендной платы, в материалы дела не представлено. При оформлении договоров аренды на новый срок постановление Главы муниципального образования «Ильинское» от 27.12.2006 №324, регулировавшее арендные отношения на территории муниципального образования «Ильинское», в 2007-2008 годах фактически не применялось.
Учитывая, что постановление от 29.12.2003 №364 и постановление от 27.12.2006 №324 в период их действия не были оспорены и признаны недействующими в установленном законом порядке, то они являлись обязательными для неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что правомерность применения при расчете арендной платы льготного режима и не применения размера арендной платы, которая подлежала уплате на основании постановления Главы муниципального образования «Ильинское» от 27.12.2006 №324, является не подтвержденной. И, как следствие, довод заявителя о неправомерном повышении размера арендной платы является необоснованным.
Кроме того, пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ содержит специальные условия приобретения прав на земельные участки. Названная норма связывает возникновение права на получение земельного участка в собственность или в аренду с наличием у землепользователя права постоянного пользования этим земельным участком.
В пункте 2.6 Положения об арендной плате установлено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды размер арендной платы на год, исчисляемый в соответствии с настоящим пунктом, устанавливается в размере: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Таким образом, в пункте 2.6 Положения об арендной плате учтены требования пункта 2 статьи 3 Закона №137-ФЗ.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ранее ФИО1 владел спорными земельными участками на праве постоянного пользования.
Дав анализ и оценку доводам сторон и представленным в материалы дела доказательствам, суд пришел к выводу, что решение Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.11.2008 №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания не противоречит нормам гражданского и земельного законодательства, применяемым к отношениям по аренде земельных участков, а также статье 15 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и не создает дискриминационных условий для заявителя.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию.
Из материалов дела следует, что решение Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13 ноября 2008 года №79 и Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», являющееся Приложением №1 к решению Собрания депутатов от 13 ноября 2008 года №79, были опубликованы в Муниципальных вестях МО «Вилегодский муниципальный район», которые входят в состав газеты «Знамя труда» №91-92 от 29 ноября 2008 года.
Заявитель указывает на то, что оспариваемое решение было опубликовано без приложений, которыми установлены ставки арендной платы.
Суд считает, что данное обстоятельство не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку установлено, что приложение №1 к Положению об арендной плате, в котором определены ставки арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка, и приложение №2 были опубликованы в Муниципальных вестях МО «Вилегодский муниципальный район», которые входят в состав газеты «Знамя труда» №27 (9560) от 17 апреля 2010 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что на дату рассмотрения судом данного дела и принятия по нему решения оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в полном объеме.
Кроме того, судом установлено, что с 01 января 2010 года ставка арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания, установленная в приложении №1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.11.2008 №79, не действует в связи с внесенными в оспариваемый нормативный правовой акт изменениями.
Так, решением Собрания депутатов (четвертого созыва) муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 26 ноября 2009 года № 62 внесены изменения и дополнения в Положение об арендной плате, в том числе: приложение №1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» изложить в редакции приложения №1.1. к настоящему Положению (п.5). Настоящее решение вступает в силу с 01 января 2010 года.
Согласно приложению №1.1. к Положению об арендной плате (ранее приложение №1 к Положению об арендной плате) установлена ставка арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка (применяемая к кадастровым кварталам, указанным в приложении 2) в процентах на земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.5 вида разрешенного использования) в размере - 15%.
В пункте 1 Примечания указано, что для земельных участков с видом разрешенного использования, указанного в п.5 настоящего перечня, и временно не функционирующих применять понижающий коэффициент – 0,3.
Впоследствии Решением Собрания депутатов (четвертого созыва) муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 25 февраля 2010 года № 9 внесены следующие дополнения: дополнить Приложение №1.1. к Положению об арендной плате текстом следующего содержания: ставка арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка (применяемая к кадастровым кварталам, указанным в приложении 2) в процентах на земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в с.Ильинско-Подомское, составляет 45%. Настоящее решение вступает в силу с 01 апреля 2010 года.
Представитель заявителя в судебном заседании также пояснил, что с 01.01.2010 ставка арендной платы снижена до 15%, а с апреля 2010 года установлена ставка арендной платы в размере 45%, при этом на 2010 год для заявителя установлен понижающий коэффициент 0,3. По размеру ставки арендной платы, установленной на 2010 год, спора нет. Заявитель полагает, что оспариваемое решение нарушало его права в течение 2009 года.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое положение нормативного правового акта в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания прекратило свое действие вследствие внесения соответствующих изменений с 01 января 2010 года, то есть до подачи в арбитражный суд рассматриваемого заявления и принятия решения по данному делу.
Согласно пункту 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 №763-О-О решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Таким образом, действующим законодательством не установлено такое последствие признания нормативного правового акта недействующим, как пересмотр его действия в тот период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц.
Учитывая, что действовавшая в период 2009 года ставка арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания, установленная оспариваемым решением, с 01.01.2010 изменена на 15% и на дату обращения с заявлением в арбитражный суд и рассмотрения данного дела в оспариваемом заявителем размере не действует, у суда отсутствуют полномочия по пересмотру нормативного правового акта в тот период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц, и для признания его недействующим с момента его издания.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13.11.2008 №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания, судом не установлено. Заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 167, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» от 13 ноября 2008 года №79 «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» в части установления ставки арендной платы по видам разрешенного использования в размере 80% за земли общественного питания.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Н.М. Полуянова
Судьи Н.И. Пигурнова
С.Г. Ипаев