АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
30 марта 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-365/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Панфиловой Н.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 119160, <...>)
к ответчику - муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)
третьи лица:
- Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Архангельской области" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163001, <...>),
- Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>),
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>, корп.1
о признании права собственности,
в судебном заседании участвовали представители:
истца – ФИО1 (доверенность от 23.01.2015),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2016),
ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" – ФИО1 (доверенность от 15.12.2015),
установил:
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее – ответчик) с требованием признать право собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение, площадью 782 кв.м, этаж 1,2, адрес объекта: Архангельская область, г.Архангельск, округ Октябрьский, проспект Троицкий, д.161, кадастровый номер 29:22:040714:353 (условный номер объекта 29:22:000000:0000:11:401:001:002145010:0000:20001);
- военкомат, назначение нежилое, 2 этажный, общая площадь 591,4 кв.м, инв. №11:401:002:000027220, лит. А, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 29:22:060412:139 (или условный номер 29-29-01/019/2011-337);
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания военкомата, общая площадь 516 кв.м., кадастровый (или условный) номер 29:22:060412:122, адрес объекта: Архангельская область, г.Архангельск, территориальный округ Майская горка, проспект Ленинградский, д.81.
Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Ответчик с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" позицию истца поддержало.
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1, подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации Министерство обороны уполномочено осуществлять полномочия федерального собственника от имени Российской Федерации и в отношении имущества Вооруженных Сил, даже если оно не закреплено за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Из содержания приведенных норм права и их системного толкования следует, что полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, принадлежат последнему в лице его уполномоченных органов.
Как видно из материалов дела и установлено судебными актами по делу № А05-4265/2014, здание по адресу: <...> построено в 1936 году и как минимум с 1977 года используется для размещения Военкомата.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами: раздаточной ведомостью на выплату денежного довольствия Ломоносовского райвоенкомата за апрель 1977 года; техническим паспортом на здание Ломоносовского райвоенкомата по состоянию на 1989 год, согласно которому в нежилом помещении по адресу <...> располагался райвоенкомат (впоследствии, согласно директивы Минобороны России от 03.03.2006 N Д-8 "Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах в 2006 году" Ломоносовский райвоенкомат был объединен с военным комиссариатом города Архангельска).
Нежилые помещения по адресу: <...> (год постройки, согласно технической документации - 1968) используются для размещения Октябрьского райвоенкомата как минимум с 1971 года, что подтверждается раздаточной ведомостью на выплату денежного довольствия Октябрьского райвоенкомата за февраль 1974 года, копией домовой книги от 14.03.1990, а также штатно-должностной книгой за период 1971 - 1988 годы.
Департамент муниципального имущества мэрии г. Архангельска (далее - Департамент) и Военный комиссариат Октябрьского административного округа города Архангельска заключили договор от 01.12.1996 N 52, по которому последнему передано в безвозмездное пользование муниципальное помещение общей площадью 782 кв. м, расположенное по адресу: Архангельск, Троицкий пр., д. 161, для использования под райвоенкомат.
По акту приема-передачи от 01.12.1996 указанное имущество передано Военному комиссариату Октябрьского административного округа города Архангельска.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.04.2006 серия 29 АК N 014732 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Архангельск" на указанные нежилые помещения.
Департамент и Ломоносовский райвоенкомат заключили договор от 14.07.1997 N 71, согласно которому последнему передано в безвозмездное пользование помещение общей площадью 601,9 кв. м, расположенное по адресу: Архангельск, Ленинградский пр., д. 81.
По акту приема-передачи от 14.07.1997 имущество передано Ломоносовскому райвоенкомату.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.04.2011 серия 29-АК N 601462 право собственности на указанные нежилые помещения зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Архангельск".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.02.2012 серия 29-АК N 729517 право собственности на земельный участок площадью 516 кв.м., на котором расположено здание военкомата по адресу Ленинградский пр., д. 81, зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Архангельск".
По мнению истца, спорное имущество относится к объектам федеральной собственности, право на которое возникло в силу закона.
Ссылаясь на статьи 11 и 12 ГК РФ и Постановление Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд считает, что спорные объекты относятся к имуществу обороны и не является в муниципальной собственностью на основании следующего.
В соответствии со статьей 93.1 Гражданского кодекса Российской Социалистической Советской Республики (далее - ГК РСФСР) 1964 года, в редакции действовавшей на момент разграничения государственной собственности, имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, пункт 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления необходимо было в срок до 1 января 2008 года обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
После получения Военкоматами Октябрьского и Ломоносовского округов извещений истца об отказе от договоров ссуды от 01.12.1996 N 52 и от 14.07.1997 № 71 Кандалакшская квартирно-эксплуатационная часть района Ленинградского военного округа письмом от 09.09.2005 N 1907 предложила Муниципальному образованию «Город Архангельск» в срок до 01.01.2006 передать здания, сооружения, земельные участки, используемые военными комиссариатами в федеральную собственность. До передачи объектов в федеральную собственность было предложено заключить договоры на помещения и здания, занимаемые военными комиссариатами, в том числе на спорные помещения по просп. Ленинградскому 81 и просп. Троицкому 161 в городе Архангельске.
Однако, ответчик в федеральную собственность помещения не передал, а вместо этого зарегистрировал на них право муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 979, и пунктом 20 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления районов и городов (без районного деления) обеспечивают военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, оплачивают коммунальные услуги, осуществляют текущий и капитальный ремонт этих зданий и помещений.
Согласно пункту 19 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 и пункту 24 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
На основании изложенного следует, что спорные помещения были предоставлены правопредшественникам Военкомата в 1971 и 1977 годах, в соответствии с действовавшим с этот период законодательством. На момент разграничения государственной собственности они входили в состав имущества вооруженных сил и относились к федеральной собственности.
Таким образом, судом установлена законность нахождения спорного имущества во владении Военкомата, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Муниципальное образование «Город Архангельск» в лице Мэрии города Архангельска никогда не владело спорными объектами недвижимого имущества, на территории спорных помещений всегда располагались райотделы Военного комиссариата города Архангельска.
После регистрации права собственности спорных объектов за Муниципальным образованием «Город Архангельск» муниципалитет также не вступил в фактическое владение спорными объектами.
Следовательно, спорные объекты и земельный участок под ними относятся к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил, в отношении которого согласно подпункту 71 п. 7 Положения о Минобороны России министерство может осуществлять правомочия собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок с кадастровым номером 29:22:060412:122 принадлежит Российской Федерации, так как относится к земельным участкам, занятым зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации (п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, спорное имущество является федеральной собственностью, из состава федеральной собственности и из владения истца не выбывало, а право собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось, право собственности ответчика на спорное имущество зарегистрированы в нарушение закона.
Доводы ответчика, что истцом пропущен срок исковой давности судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. В данном случае нарушение права истца не связано с лишением владения имуществом, в связи с чем, в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность на эти требования не распространяется.
Учитывая изложенное, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства и установив, что Министерство обороны РФ в лице Военкомата использует спорное имущество непрерывно с 1971 и 1977 годов по настоящее время и не утрачивало владение им, а также, поскольку в соответствии Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 данные объекты относятся исключительно к федеральной собственности, суд удовлетворяет исковые требования Российской Федерации в полном объеме.
Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины пошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ (ОГРН <***>) право собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение, площадью 782 кв.м, этаж 1,2, адрес объекта: Архангельская область, г.Архангельск, округ Октябрьский, проспект Троицкий, д.161, кадастровый номер 29:22:040714:353 (условный номер объекта 29:22:000000:0000:11:401:001:002145010:0000:20001);
- военкомат, назначение нежилое, 2 этажный, общая площадь 591,4 кв.м, инв. №11:401:002:000027220, лит. А, адрес объекта: <...>, кадастровый номер 29:22:060412:139 (или условный номер 29-29-01/019/2011-337);
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания военкомата, общая площадь 516 кв.м., кадастровый (или условный) номер 29:22:060412:122, адрес объекта: Архангельская область, г.Архангельск, территориальный округ Майская горка, проспект Ленинградский, д.81.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.Х. Шашков |