АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
01 июня 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-4156/2016
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2016 года.
Решение в полном объёме изготовлено 01 июня 2016 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Быстрова И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуловой С.А.,
рассмотрев 18.05.2016 и 25.05.2016 в открытом судебном заседании дело по иску муниципального образования «Город Коряжма» в лице администрации муниципального образования «Город Коряжма» (ОГРН <***>; место нахождения: 165651, <...>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; место жительства: 165650, Архангельская область, г. Коряжма) о расторжении договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347 и о взыскании 70 000 руб.,
установил:
муниципальное образование «Город Коряжма» в лице администрации муниципального образования «Город Коряжма» (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ФИО1) о расторжении заключенного между администрацией муниципального образования «Город Коряжма» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347, и о взыскании в бюджет муниципального образования «Город Коряжма» 70 000 руб. предоставленной на основании указанного договора субсидии.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.
Лица, участвующие в деле, считаются извещёнными надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с этим судебное заседание 18.05.2016 проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании 18.05.2016 на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 ч 30 мин 25.05.2016. Информация об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания была размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет по адресу: http://kad.arbitr.ru.
После перерыва 25.05.2016 в соответствии со статьями 123, 156, 163 АПК РФ судебное заседание было продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые считаются извещёнными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва.
Изучив доводы, приведённые Администрацией в исковом заявлении, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд установил, что поводом для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением послужили следующие фактические обстоятельства.
Как указал истец, 10.12.2014 ФИО1 представил в управление экономического развития и торговли Администрации заявку на получение субсидии для организации предпринимательской деятельности с приложением документов, в том числе бизнес-плана. Представленный ФИО1 бизнес-план предусматривал выполнение следующих мероприятий: создание бизнеса за счёт средств субсидии и своих средств – открытие в г. Коряжма Архангельской области кафе-бара «БарБарИс», предоставляющего населению услуги общественного питания; создание пяти рабочих мест, по возможности создание дополнительных рабочих мест за счёт расширения площади; уплата налогов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
На заседании координационного совета по модернизации, стратегическому развитию, инвестиционной политике и развитию конкуренции на территории муниципального образования «Город Коряжма» 16.12.2014 ФИО1 был признан победителем конкурса по предоставлению субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, что зафиксировано в протоколе заседания указанного координационного совета от 16.12.2014 № 3.
Из материалов дела также следует, что Администрация и ФИО1 (получатель) заключили договор на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347.
В соответствии с пунктом 1.1 названного договора его предметом является предоставление Администрацией получателю субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса «Кафе-бар» «БарБарИс» в размере 70 000 руб. за счёт субсидий федерального бюджета на софинансирование мероприятий, отражённых в муниципальных программах развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году (целевая статья 0405064 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»).
Указанная сумма субсидии была перечислена Администрацией на расчётный счёт ответчика по платёжному поручению от 24.12.2014 № 624886.
Со ссылкой на условия названного договора, определённые в пунктах 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, Администрация указала, что ФИО1 как получатель субсидии был обязан: использовать в течение 12 месяцев с момента получения субсидии бюджетные средства, полученные от Администрации, по целевому назначению в рамках бизнес-плана в соответствии со сметой расходов; обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, в течение 3 лет с момента получения субсидии; возвратить субсидию в размере, указанном в пункте 1.1 договора, в случае невыполнения комплекса мероприятий в течение 3 лет с момента получения субсидии, предусмотренных бизнес-планом.
Кроме того, Администрация указала, что в соответствии с пунктом 4.1 названного договора ответчик был обязан не позднее 10 дней по истечении 12 месяцев со дня получения субсидии предоставить в отдел экономики, прогнозирования и торговли Администрации отчёт о реализации бизнес-плана с приложением платёжных документов, подтверждающих расходы в соответствии с бизнес-планом, и выписки из расчётного счёта, на который была перечислена субсидия. При непредставлении в установленный срок отчёта о реализации бизнес-плана с приложением подтверждающих документов ответчик обязан вернуть бюджетные средства в полном объёме в течение 15 дней со дня предъявления письменного требования Администрации о возврате (пункт 4.2 договора).
Со ссылкой на пункт 4.3 названного договора истец указал, что Администрацией совместно с финансовым управлением Администрации и органом муниципального финансового контроля проводятся обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, получатель обязан произвести возврат в бюджет муниципального образования «Город Коряжма» средств, использованных с нарушением. Возврат бюджетных средств производится получателем в течение 15 дней со дня предъявления письменного требования Администрации о возврате субсидии. При неисполнении получателем данных требований в установленный срок Администрация вправе обратиться в суд с требованием о возврате субсидии. Кроме того, при наличии остатков субсидии, не использованных в отчётном финансовом году, получатель обязан в течение 15 дней со дня его уведомления Администрацией в письменном виде возвратить средства субсидии в текущем финансовом году в случаях, предусмотренных договором о предоставлении субсидии.
Как указал истец, в ходе проведения плановых проверочных мероприятий Администрация установила, что по состоянию на 13.11.2015 деятельность кафе-бара «БарБарИс» ФИО1 не осуществляется, деятельность данного кафе-бара прекращена. Кроме того, ни в установленный договором срок, ни позднее ФИО1 не представил отчёт о реализации бизнес-плана с приложением платёжных документов, подтверждающих расходы, и выписки из расчётного счёта, на который была перечислена субсидия. При указанных обстоятельствах истец счёл, что бизнес-план кафе-бара «БарБарИс», на создание которого ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 70 000 руб., не реализован.
По утверждению истца, письмом от 17.11.2015 № 15/4892 Администрация уведомила ответчика в досудебном порядке о необходимости возвратить полученную субсидию в бюджет муниципального образования «Город Коряжма» в течение 15 дней со дня получения уведомления, а также известила о расторжении договора, письмом от 18.01.2016 № 51/124 Администрация повторно уведомила ответчика о необходимости возвратить полученную сумму субсидии, а также известила о расторжении договора.
Ответчик добровольно не возвратил средства субсидии.
Администрация сочла, что прекращение деятельности кафе-бара «БарБарИс», непредставление ФИО1 отчёта о реализации бизнес-плана, а также неисполнение ответчиком требования о возврате субсидии в установленный срок свидетельствуют о нарушении ответчиком условий договора от 22.12.2014 № 347, в связи с чем со ссылкой на условия названного договора, на пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на пункт 30 Положения о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, утверждённого постановлением администрации муниципального образования «Город Коряжма» от 08.04.2014 № 519, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с ответчика 70 000 руб. средств субсидии.
Одновременно с этим Администрация заявила требование о расторжении заключенного между Администрацией и ФИО1 договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347. Сослалась при этом на статью 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и пункт 5.4 названного договора.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковое требование о взыскании с ответчика 70 000 руб. субсидии подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Так, в силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Коряжма» от 17.10.2013 № 1844 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Коряжма» на 2014 - 2016 годы». Целью данной Программы является создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Коряжма» на основе формирования эффективных механизмов его муниципальной поддержки. В числе задач этой Программы определены оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В числе указанных в приложении № 1 к названной Программе программных мероприятий для реализации задачи оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предусмотрено предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. На эти цели на 2014 год Программой предусмотрено финансирование в размере 200 000 руб.
Подпунктом 15.4 пункта 15 решения городской Думы муниципального образования «Город Коряжма» от 17.12.2013 № 29 «О бюджете муниципального образования «Город Коряжма» на 2014 год» предусмотрено, что в 2014 году из бюджета в порядке, установленном Администрацией, в числе прочих субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Коряжма» на 2014 - 2016 годы» на осуществление мероприятий в рамках указанной Программы.
Порядок и условия проведения конкурса по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, а также порядок и условия предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства установлены Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, утверждённым постановлением администрации муниципального образования «Город Коряжма» от 08.04.2014 № 519 (далее – Положение № 519).
Согласно пункту 3 Положения № 519 целью конкурса является определение получателей субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, а целью предоставления субсидий – поддержка начинающих предпринимателей при создании собственного бизнеса.
Пунктами 7, 9 Положения № 519 предусмотрено, что право получения субсидии имеют субъекты предпринимательства по всем направлениям деятельности, субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, вкладывающим и (или) вложившим собственные средства в реализацию бизнес-плана в размере не менее 15 процентов от суммы предоставляемой субсидии.
В силу пункта 10 Положения № 519 предметом субсидирования являются следующие затраты:
- расходы на приобретение, доставку и установку оборудования, машин, механизмов, устройств, приборов, агрегатов, аппаратов, средств и технологий, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), водных транспортных средств;
- расходы на приобретение инвентаря производственного и хозяйственного, инструмента, мебели;
- расходы на приобретение сельскохозяйственных животных;
- расходы на приобретение и установку средств противопожарной безопасности, пожарной и охранной сигнализации;
- расходы по приобретению в собственность зданий и помещений (за исключением жилых), земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности;
- расходы на технологическое присоединение к инженерной инфраструктуре (электрические сети, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и т.п.).
В соответствии с пунктом 11 названного Положения предельный размер субсидии не превышает 200 000 руб. на одного получателя субсидии за исключением субъектов малого предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю. Для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю, предельный размер субсидии не превышает 100 000 руб. на одного получателя субсидии.
Согласно пункту 12 Положения № 519 для участия в конкурсе субъект малого предпринимательства предоставляет следующие документы: 1) заявку на предоставление субсидии; 2) копию документа, удостоверяющего личность; 3) бизнес-план – документ, определяющий состав, содержание, финансово-экономические параметры, технологии, способы, сроки и особенности реализации мероприятий по проекту, включая коммерческие предложения либо другие документы, подтверждающие обоснование цены на затраты, являющиеся предметом субсидирования; 4) смету расходов; 5) копию свидетельства об окончании обучения по программе «Основы предпринимательской деятельности» продолжительностью не менее 18 академических часов или копию диплома о высшем юридическом или экономическом образовании; 6) документы, подтверждающие отнесение к приоритетной целевой группе в соответствии с пунктом 6 названного Положения; 7) справки из налоговых органов и Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, выданные не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления; 8) копии документов, подтверждающих размер выручки или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня государственной регистрации; 9) копию сведений о среднесписочной численности работников за период, прошедший со дня государственной регистрации.
Согласно пунктам 21, 24, 25 Положения № 519 координационный совет по модернизации, стратегическому развитию, инвестиционной политике и развитию конкуренции на территории муниципального образования «Город Коряжма» осуществляет оценку бизнес-планов и определяет победителей конкурса и сумму субсидий, предоставляемых конкретному получателю. Результаты заседания указанного координационного совета оформляются протоколом.
Разделом IV Положения № 519 определён порядок предоставления субсидий победителям конкурса и осуществления контроля за использованием субсидий.
Так, на основании протокола координационного совета Администрация издаёт распоряжение о предоставлении субсидий победителям конкурса. С каждым из победителей конкурса Администрация заключает договор о предоставлении субсидии. Обязательными условиями предоставления субсидии, включаемыми в такой договор, являются: предоставление в Администрацию по истечении 30 дней со дня получения субсидии платёжных документов, подтверждающих вложение в предпринимательскую деятельность собственных средств в соответствии со сметой расходов в размере не менее 15 процентов от размера предоставляемой субсидии; получатель субсидии обязан использовать средства субсидии в соответствии со сметой расходов, по целевому назначению в течение 12 месяцев со дня перечисления средств субсидии Администрацией на расчётный счёт получателя субсидии; согласие субъектов малого предпринимательства на осуществление финансовым управлением Администрации, Администрацией и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 27 Положения № 519).
В соответствии с пунктом 29 Положения № 519 получатель субсидии не позднее 10 дней по истечении 12 месяцев со дня получения субсидии обязан предоставить в отдел экономики, прогнозирования и торговли Администрации отчёт о реализации бизнес-плана субъекта малого предпринимательства, получившего субсидию с приложением платёжных документов, подтверждающих расходы в соответствии с бизнес-планом, и выписки из расчётного счёта, на который была перечислена субсидия. При непредставлении в указанный срок получателем субсидии отчёта о реализации бизнес-плана с приложением подтверждающих документов получатель субсидии обязан вернуть бюджетные средства в полном объёме в течение 15 дней со дня его уведомления Администрации в письменном виде.
Пунктом 30 этого же Положения определено, что в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, получатель субсидии обязан произвести возврат средств, использованных с нарушением, в бюджет муниципального образования «Город Коряжма». Возврат бюджетных средств производится получателем субсидии в течение 15 дней со дня предъявления Администрацией письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидии данного требования в установленный срок Администрация вправе обратиться в суд с требованием о возврате субсидии. При наличии остатков субсидии, не использованной в отчётном финансовом году, получатель субсидии обязан в течение 15 дней со дня его уведомления Администрацией в письменном виде возвратить средства субсидии в текущем финансовом году в бюджет муниципального образования «Город Коряжма», в случаях, предусмотренных договором о предоставлении субсидии.
В данном случае по итогам конкурса, проведённого в соответствии с Положением № 519, Администрация заключила с ответчиком договор на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347. В соответствии с указанным договором Администрация обязалась предоставить ответчику субсидию в размере 70 000 руб.
В представленном ответчиком бизнес-плане предусматривалось выполнение следующих мероприятий: создание бизнеса за счёт средств субсидии и своих средств – открытие в г. Коряжма Архангельской области кафе-бара «БарБарИс», предоставляющего населению услуги общественного питания; создание пяти рабочих мест, по возможности создание дополнительных рабочих мест за счёт расширения площади; уплата налогов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
Согласно бизнес-плану осуществление указанной деятельности ответчик планировал в предоставленном ему в аренду помещении, расположенном по адресу: <...>. В подтверждение права пользования указанным помещением ответчик приложил к заявке на предоставление субсидии копию договора аренды от 01.09.2014 № 1/2014, заключенного ФИО1 (арендатором) с ФИО2 (арендодателем), а также копию акта приёма-передачи помещения от 01.09.2014.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347 ФИО1 как получатель субсидии был обязан: использовать в течение 12 месяцев с момента получения субсидии бюджетные средства, полученные от Администрации, по целевому назначению в рамках бизнес-плана в соответствии со сметой расходов, которая была согласована в приложении № 1 к этому договору; обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, в течение 3 лет с момента получения субсидии; возвратить субсидию в размере, указанном в пункте 1.1 договора, в случае невыполнения комплекса мероприятий в течение 3 лет с момента получения субсидии, предусмотренных бизнес-планом.
Сметой расходов, согласованной истцом и ответчиком в приложении № 1 к названному договору, предусматривалось, что средства субсидии должны направляться на следующие статьи расходов: сумма 45 000 руб. должна быть направлена на приобретение печи для пиццы GAM MD 1 + 1; сумма 25 000 руб. должна быть направлена на приобретение пончикового аппарата «Гольфстрим – 2М». Сметой расходов также предусматривалось, что собственные средства в сумме 15 000 руб. ответчик должен направить на приобретение миксера барного VEMAFL 2005/L.
В соответствии с пунктом 4.1 названного договора ответчик был обязан не позднее 10 дней по истечении 12 месяцев со дня получения субсидии предоставить в отдел экономики, прогнозирования и торговли Администрации отчёт о реализации бизнес-плана с приложением платёжных документов, подтверждающих расходы в соответствии с бизнес-планом, и выписки из расчётного счёта, на который была перечислена субсидия.
Согласно пункту 4.2 договора при непредставлении получателем отчёта о реализации бизнес-плана с приложением подтверждающих документов в срок, предусмотренный пунктом 4.1 данного договора, получатель субсидии обязан вернуть бюджетные средства в полном объёме в течение 15 рабочих дней со дня предъявления письменного требования Администрации о возврате.
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что в случае нецелевого и неэффективного использования субсидии, в том числе в случае непредставления получателем документов или представления получателем документов с нарушением установленных сроков в соответствии с пунктом 4.1 данного договора или в случае нарушения получателем других условий выделения и использования субсидии Администрация имеет право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке или уменьшить размер субсидии на сумму средств, использованных с нарушением (нарушениями), а также потребовать возврата субсидии полностью или частично.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что истец свои обязательства по договору исполнил: субсидия в сумме 70 000 руб. перечислена Администрацией на расчётный счёт ответчика по платёжному поручению от 24.12.2014 № 624886.
В свою очередь, ответчик не исполнил принятые на себя по указанному договору обязательства.
В ходе проведения плановых проверочных мероприятий Администрация установила, что по состоянию на 13.11.2015 деятельность кафе-бара «БарБарИс» ФИО1 не осуществляется, деятельность данного кафе-бара прекращена. Из сообщения ФИО2, предоставленного Администрации, следует, что в середине мая 2015 года ФИО1 выехал из предоставленного ему в аренду для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания в кафе-баре «БарБарИс» помещения по адресу: <...>.
Таким образом, вопреки требованиям пункта 3.2.3 договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347, ответчиком не выполнен комплекс мероприятий, предусмотренный бизнес-планом, в течение 3 лет с момента получения субсидии ответчиком. В период действия названного договора ответчиком не обеспечено создание и функционирование собственного бизнеса – кафе-бара «БарБарИс», в том числе создание и сохранение рабочих мест, а также заявленный уровень заработной платы по ним, заявленный объём обязательных платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды согласно представленному бизнес-плану и условиям этого договора, что в соответствии со статьёй 34 БК РФ является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств.
Кроме того, ни в установленный пунктом 29 Положения № 519 и пунктом 4.1 названного договора срок, ни позднее ФИО1 не представил отчёт о реализации бизнес-плана с приложением платёжных документов, подтверждающих расходы, и выписки из расчётного счёта, на который была перечислена субсидия.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным утверждение истца о том, что фактически цели, обозначенные спорным договором, не достигнуты, доказательств использования бюджетных средств по целевому назначению в соответствии с условиями договора не представлено. Ответчик обязан возвратить субсидию в сумме 70 000 руб. в местный бюджет.
Уведомлением от 17.11.2015 № 15/4892 Администрация предложила ответчику возвратить полученную субсидию в бюджет муниципального образования «Город Коряжма» в течение 15 дней со дня получения уведомления. Уведомлением от 18.01.2016 № 51/124 Администрация повторно предложила ответчику возвратить полученную сумму субсидии.
Заказное письмо, которым было направлено первое из названных уведомлений, ответчиком не получено, возвращено организацией связи с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции. Заказное письмо, которым ответчику было направлено уведомление от 18.01.2016 № 15/4892, ответчик получил 21.01.2016, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Какой-либо реакции ответчика на указанные уведомления не последовало. Ответчик добровольно не возвратил средства субсидии.
При указанных обстоятельствах субсидия в сумме 70 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу муниципального образования «Город Коряжма» для зачисления в бюджет этого муниципального образования.
Истцом также заявлено требование о расторжении заключенного между Администрацией и ответчиком договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347.
Суд, изучив доводы, приведённые в исковом заявлении, исследовав и оценив представленные доказательства, пришёл к выводу, что исковое заявление в части этого требования подлежит оставлению без рассмотрения.
В данном случае предоставление субсидии оформлено договором на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347, являющимся гражданско-правовой сделкой, в связи с чем, к отношениям сторон подлежат применению нормы ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В данном случае материалы дела не содержат документов, подтверждающих факт направления истцом такого предложения ответчику. Из содержания уведомлений от 17.11.2015 № 15/4892 и от 18.01.2016 № 51/124 не усматривается предложение истца расторгнуть договор. В указанных уведомлениях Администрация предложила ответчику возвратить спорную сумму субсидии, и письменно предупредила о намерении обратиться в суд с иском о возврате субсидии и расторжении договора в случае неисполнения данного требования. Вместе с тем письменное предупреждение о намерении обратиться в суд в случае неисполнения требования о возврате субсидии в установленный в уведомлении срок само по себе не является предложением о расторжении договора.
От истца требовалось не только направление ответчику предупреждения о намерении обратиться в суд, но и предложение о расторжении договора в соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюдён претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При таком положении исковое заявление в части требования о расторжении заключенного между Администрацией и ответчиком договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347 подлежит оставлению без рассмотрения.
Оставление искового заявления без рассмотрения в указанной части не препятствует удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика средств субсидии, поскольку в данном случае обязанность ответчика возвратить субсидию предусмотрена как самим эти договором, так и названным выше Положением № 519.
Суд считает необходимым отметить и тот факт, что в пункте 5.4 спорного договора предусмотрено право Администрации на односторонний отказ от договора (исполнения договора). С учётом положений статьи 450.1 ГК РФ данное право может быть осуществлено управомоченной стороной путём уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор в этом случае прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или изменённым.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобождён, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета. С учётом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, составляет 2800 руб.
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
исковое заявление муниципального образования «Город Коряжма» в лице администрации муниципального образования «Город Коряжма» в части требования о расторжении заключенного между администрацией муниципального образования «Город Коряжма» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 договора на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347 оставить без рассмотрения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; место жительства: 165650, <...>) в пользу муниципального образования «Город Коряжма» в лице администрации муниципального образования «Город Коряжма» (ОГРН<***> место нахождения: 165651, <...>) 70 000 руб. средств субсидии, предоставленной по договору на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса от 22.12.2014 № 347.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; место жительства: 165650, <...>) в доход федерального бюджета 2800 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья И.В. Быстров