ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4441/16 от 27.06.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2016 года

     г. Архангельск

Дело № А05-4441/2016

Резолютивная часть решения объявлена июня 2016 года  

Решение в полном объёме изготовлено июля 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Министерства экономического развития Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

к ответчику –  обществу с ограниченной ответственностью «Нива» (ОГРН <***>; место нахождения: 163045, <...>)

о взыскании 5 199 110 руб.

В судебном заседании приняли участие представители:

истца – ФИО1, ведущий консультант управления инвестиционной политики и поддержки предпринимательства, по доверенности от 01.02.2016 №01/02;

ответчика – не явился, определение суда возвращено организацией почтовой связи невручённым с отметкой о причине невручения «Истёк срок хранения».

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

Министерство экономического развития Архангельской области (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Нива» (далее – ответчик, общество) 5 199 110 руб., из которых:

- 2 100 000 руб. задолженности по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 16.12.2014 №14/2-2.1/39;

- 40 810 руб. пеней по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 16.12.2014 №14/2-2.1/39;

- 3 000 000 руб. задолженности по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 02.04.2015 №15/2-2.1/01;

- 58 300 руб. пеней по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 02.04.2015 №15/2-2.1/01.

Ответчик отзыв на исковое заявление не представил, исковые требования по существу не оспорил.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, извещённый надлежащим образом о времени и месте слушания дела, явку своего представителя в суд не обеспечил, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Между министерством и обществом заключены договоры о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга): на 2100000 руб.; от 02.04.2015 №15/2-2.1/01 на 3000000 руб. (далее по тексту – договоры).

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 договоров ответчику за счёт средств областного бюджета были предоставлены субсидии:

- в размере 2 100 000 руб. по договору от 16.12.2014 №14/2-2.1/39 на оплату первого лизингового платежа по договору лизинга недвижимого имущества (оборудования) №А-108/14 от 08.09.2014, заключённому с ЗАО «МИК» (л.д.50-53, т.1). В доказательство представлена копия пл.поручения №676976 от 26.12.2014 (л.д.54, т.1);

-в размере 3 000 000 руб. по договору от 02.04.2015 №15/2-2.1/01 на оплату первого лизингового платежа по договору лизинга недвижимого имущества (оборудования) №А-118/15 от 10.02.2015, заключённому с ЗАО «МИК»  (л.д.63-54, т.1). В доказательство предоставления субсидии представлена копия пл.поручения №511962 от 10.04.2015 (л.д.70, т.1).

Субсидии предоставлены ответчику в рамках реализации подпрограммы №2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе» государственной программы Архангельской области  «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)», в соответствии с действующим на момент предоставления субсидий Положением о порядке предоставления субсидий на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области и Ненецкого автономного округа, утверждённым постановлением правительства Архангельской области от 20.03.2012 №95-пп  (далее – постановление №95-пп) на основании распоряжений министерства от 15.12.2014 №83-р (л.д.43-46, т.1) и от 26.03.2015 №32-р (л.д.73-76, т.1).

На основании распоряжения министерства от 08.12.2015 №129-р была проведена камеральная проверка ООО «Нива» на предмет соблюдения условий предоставления субсидий. По результатам проверки составе акт от 10.02.2016 (л.д.78-82, т.1), согласно которому сделан вывод о том, что общество не представило на проверку регистры бухгалтерского учёта, связанные с учётом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности за 2014-2015 годы, не представлены доказательства уплаты лизинговых платежей, не подтвердило документально затраты на приобретение в аренду (лизинг) оборудования (горизонтального токарно-фрезерного обрабатывающего центра с TRAUBTNX 65, 5-ти координатного вертикального фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ RAISVMC 350), не представлены фотоматериалы приобретённого оборудования после его монтажа в отведённом для этого месте; конкурсная документация.

На основании акта обществу направлено требования от 10.02.2016 №3  и №4о возврате средств субсидий до 25.02.2016.

Руководитель общества ознакомлен с актом проверки, копию акта и требования о возврате средств субсидии получил 10.02.2016.

В связи с тем, что требования о возврате средств субсидий добровольно общество не были исполнены, истец обратился в арбитражный суд с иском о возврате средств субсидий и пени.

Проанализировав представленные в дело доказательства, объяснения представителя истца в судебном заседании, суд пришёл к следующим выводам.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам  (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из положений пункта 2 этой же статьи следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1)категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4)порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5)положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Законом Архангельской области от 19.12.2013 № 59-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Порядок предоставления таких субсидий был предусмотрен разделом 8 приведённого в Приложении № 18 к этому Областному закону Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Порядок 2014 года).

Законом Архангельской области от 16.12.2014 № 220-13-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» было предусмотрено предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Порядок предоставления таких субсидий был предусмотрен разделом 7 приведённого в Приложении № 18 к этому Областному закону Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям с целью оказания поддержки малому и среднему предпринимательству на территории Архангельской области  (далее – Порядок 2015 года).

В соответствии с пунктом 8.1 Порядка 2014 года субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям с целью оказания поддержки малому и среднему предпринимательству на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В числе направлений, по которым предоставляются субсидии, подпунктом «б» пункта 8.1 Порядка предусмотрено субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом «б» пункта 7.1 Порядка 2015 года.

Согласно пункту 8.2 Порядка 2014 года и пункту 7.2 Порядка 2015 года предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям осуществляется министерством экономического развития и конкурентной политики Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе» государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2020 годы)».

В силу пункта 8.3 Порядка 2014 года и пункта 7.3 Порядка 2015 года получателями субсидий являются субъекты малого и среднего предпринимательства, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исходя из положений пунктов 8.4, 8.8 Порядка 2014 года и пунктов 7.4 и 7.5 Порядка 2015 года предоставление субсидий осуществляется Министерством на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурсов определяются Правительством Архангельской области.

Постановлением Правительства Архангельской области  от 20.03.2012 № 95-пп было утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат по оплате первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области и Ненецкого автономного округа (далее – Положение № 95-пп), которое действовало в рассматриваемом периоде.

Согласно пункту 8.6 Порядка 2014 года и пункту 7.6 Порядка 2015 года субсидии перечисляются с лицевого счёта Министерства, открытого в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области, платёжными документами на счета участников конкурса, признанных победителями.

Как определено в пункте 8.7 Порядка 2014 года и в пункте 7.7 Порядка 2015 года, обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в договоры о предоставлении субсидий, является согласие субъектов малого и среднего предпринимательства на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий. Договоры на предоставление субсидий должны предусматривать уплату пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в сроки, установленные пунктами 8.9 и 8.10 Порядка 2014 года и пунктами 7.9 и 7.10 Порядка 2015 года.

Пунктом 8.8 Порядка 2014 года и пунктом 7.8 Порядка 2015 года установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют Министерству отчётность в сроки и по формам, которые утверждаются положениями о конкурсных процедурах.

В соответствии с пунктом 8.9 Порядка 2014 года и пунктом 7.9 Порядка 2015 года в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров соответствующий объём субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию Министерством в судебном порядке.

В силу пункта 8.11 Порядка 2014 года и пункта 7.11 Порядка 2015 года контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в порядке, установленном Правительством Архангельской области, а также контрольно-счётной палатой Архангельской области в порядке, установленном Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и областным законом от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счётной палате Архангельской области».

Положением № 95-пп предусматривалось предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области и Ненецкого автономного округа на конкурсной основе в соответствии с подпрограммой 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 - 2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп, субсидий на возмещение части затрат по оплате первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2 Положения № 95-пп субсидия используется субъектом малого и среднего предпринимательства на оплату первого лизингового платежа, подлежащего ещё оплате субъектом малого и среднего предпринимательства по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования либо на возмещение части затрат по уже оплаченному субъектом малого и среднего предпринимательства первому лизинговому платежу по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, произведённому с 1 ноября предшествующего года по 31 октября текущего года.

Получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа и соответствующие критериям, установленным Законом № 209-ФЗ (пункт 3 Положения № 95-пп).

Исходя из пункта 5 Положения № 95-пп первый лизинговый платёж - авансовый платёж, установленный договором финансовой аренды (лизинга) оборудования для уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства лизингодателю.

При этом в силу пункта 6 Положения № 95-пп для целей данного Положения под оборудованием, являющимся предметом договора финансовой аренды (лизинга), понимается:

оборудование, устройства, механизмы, транспортные средства (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станки, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства;

универсальные мобильные платформы: мобильная служба быта, мобильный шиномонтаж, мобильный пункт быстрого питания, мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и пр.), мобильный ремонт обуви, мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции, мобильный пункт заготовки молочной продукции, мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей, мобильный пункт реализации сувенирной продукции, мобильное предприятие мелкорозничной торговли;

нестационарные объекты для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства (временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения).

Пунктом 9 Положения № 95-пп было определено, что субсидии предоставляются министерством экономического развития и конкурентной политики в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования в рамках мероприятия 2.1 перечня мероприятий подпрограммы (приложение № 2 к государственной программе). Министерство экономического развития и конкурентной политики ежегодно утверждает распоряжение о распределении средств на реализацию указанного мероприятия на текущий год.

Исходя из пунктов 19 - 21 Положения № 95-пп конкурсная комиссия, состав которой утверждается распоряжением Министерства, рассматривает заявки участников, оценивает их и определяет победителей конкурса. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом. На основании протокола конкурсной комиссии о рассмотрении заявок Министерство принимает решение и издаёт распоряжение о выделении субсидий.

В соответствии с пунктом 24 Положения № 95-пп субъекты малого и среднего предпринимательства, признанные победителями, заключают с Министерством договор о предоставлении субсидии, который служит основанием для её получения. Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договор о предоставлении субсидии, является согласие субъектов малого и среднего предпринимательства на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Согласно пункту 25 Положения № 95-пп Министерство перечисляет денежные средства на расчётный счет субъекта малого и среднего предпринимательства в сроки, указанные в договоре о предоставлении субсидии.

В силу пункта 26 этого же Положения субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся получателями субсидии на оплату первого лизингового платежа, не позднее 30 календарных дней со дня перечисления средств по договору обязаны представить в Министерство отчёт о целевом использовании средств (в свободной форме) и копии документов, подтверждающих произведенные расходы, компенсированные в форме предоставленной субсидии (копия должна быть подписана лизингодателем и заверена печатью лизингодателя).

Как установлено пунктом 27 Положения № 95-пп, в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования. При невозврате субсидии в указанный срок они подлежат взысканию Министерством в судебном порядке.

При наличии остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, субъект малого или среднего предпринимательства обязан в течение 15 дней со дня его уведомления Министерством возвратить средства субсидии в текущем финансовом году в случаях, предусмотренных договорами о предоставлении субсидий.

Договоры на предоставление субсидий должны предусматривать уплату пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в сроки, установленные абзацами первым и третьим пункта 27 Положения № 95-пп.

Согласно пункту 28 Положения № 95-пп в течение первого года со дня получения субсидии получатель субсидии ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчётным кварталом, обязан представлять в Министерство отчёт о реализации проекта по форме согласно приложению № 7 к этому Положению. Первый отчёт предоставляется за квартал, в котором была получена субсидия.

Пунктом 30 Положения № 95-пп предусмотрено, что Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проводятся обязательные проверки соблюдения субъектами малого или среднего предпринимательства условий, целей и порядка предоставления субсидий в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В данном случае по итогам конкурса, проведённого в соответствии с Положением № 95-пп, ООО «Нива» на основании протоколов заседания конкурсной комиссии от 08.12.2014 №3 и от 23.03.2015 № 1 признано победителем конкурсов по определению получателей субсидии на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства. На основании указанных протоколов конкурсной комиссии Министерством изданы распоряжения от15.12.2014 №83-р и от 26.03.2015 № 32-р «О выделении средств областного бюджета на предоставление субсидий на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования победителям конкурса», в соответствии с которыми Обществу подлежали предоставлению субсидии соответственно в сумме 2 100 000 руб. и в сумме 3 000 000 руб.

Между министерством и обществом заключены договоры о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга): на 2100000 руб.; от 02.04.2015 №15/2-2.1/01 на 3000000 руб. (далее по тексту – договоры).

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 договоров ответчику за счёт средств областного бюджета были предоставлены субсидии:

- в размере 2 100 000 руб. по договору от 16.12.2014 №14/2-2.1/39 на оплату первого лизингового платежа по договору лизинга недвижимого имущества (оборудования) №А-108/14 от 08.09.2014, заключённому с ЗАО «МИК» (л.д.50-53, т.1). В доказательство представлена копия пл.поручения №676976 от 26.12.2014 (л.д.54, т.1);

-в размере 3 000 000 руб. по договору от 02.04.2015 №15/2-2.1/01 на оплату первого лизингового платежа по договору лизинга недвижимого имущества (оборудования) №А-118/15 от 10.02.2015, заключённому с ЗАО «МИК»  (л.д.63-54, т.1). В доказательство предоставления субсидии представлена копия пл.поручения №511962 от 10.04.2015 (л.д.70, т.1).

В соответствии с пунктами 3.2, 3.2.2 договоров получатель субсидии обязался: соблюдать условия этих договоров; дать согласие на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области обязательных проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3.2, 3.2.3 договоров получатель субсидии обязался в течение первого года со дня получения субсидии ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчётным кварталом, предоставлять в Министерство отчёт о реализации проекта по форме согласно приложению № 1 к данному договору. При этом первый отчёт предоставляется за квартал, в котором была получена субсидия.

Согласно пунктам 3.2, 3.2.4 договоров в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии Получателем, а также условий данного договора, Получатель обязан вернуть средства субсидии в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования. При невозврате субсидии в установленный срок, она подлежит взысканию Министерством в судебном порядке.

Пунктом 3.2.5 договоров также предусмотрено, что в случае невозврата или несвоевременного бюджетных средств областного бюджета Получатель уплачивает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что истец свои обязательства по договорам исполнил: субсидия в сумме 2 100 000 руб. и в сумме 3 000 000 руб. перечислена Министерством на расчётный счёт ответчика.                   

В свою очередь, ответчик не исполнил принятые на себя по указанному договору обязательства.

Суд находит требование истца о взыскании с ответчика 2 100 000 руб. задолженности по договору от 16.12.2014  и 3 000 000 руб. задолженности по договору от 02.04.2015 обоснованным по праву и по размеру.

Как следует из положений статьи 78 БК РФ, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, за исключением случаев нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Пунктом 8.9 названного выше Порядка, пунктом 27 Положения № 95-пп,               а также договорами предусмотрены последствия выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров субсидии.

Поскольку в данном случае Министерством выявлены нарушения раздела 3 договоров, выразившиеся в том, что, вопреки условиям этих договоров, а также распоряжению Министерства о проведении проверки, Общество не подтвердило документально затраты на приобретение в аренду (лизинг) оборудования (горизонтального токарно-фрезерного обрабатывающего центра с TRAUBTNX 65, 5-ти координатного вертикального фрезерного обрабатывающего центра с ЧПУ RAISVMC 350), а также не подтвердило наличие этого оборудования, постольку Получатель субсидии обязан вернуть средства областного бюджета в полном объёме в течение 15 календарных дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования.

Согласно положениям статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В данном случае ответчик отзыв на исковое заявление не представил, исковые требования и обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не оспорил, какие-либо доказательства не представил. Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, представленных истцом, не вытекает несогласие ответчика с заявленными требованиями и обстоятельствами, на которые ссылается истец в обоснование своих требований. О наличии обстоятельств, которые могли бы являться основанием для отказа в иске, ответчик не заявил.

При таком положении обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, считаются признанными ответчиком.

Ни в установленный Министерством срок (до 25.02.2016), ни на момент рассмотрения данного дела судом ответчик не исполнил обязанность по возврату субсидий. Исковое требование о взыскании с ответчика 5 100 000 руб. средств субсидии, предоставленной по договорам, является обоснованным по праву и по размеру и подлежит удовлетворению. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу Министерства, которое является администратором соответствующих поступлений, для зачисления в областной бюджет.

В отношении искового требования Министерства о взыскании с ответчика 40 810 руб. неустойки (пеней) по договору от 16.12.2014 №14/2-2.1/39 и 58 300 руб. неустойки (пеней) по договору от 02.04.2015 №15/2-2.1/01 суд пришёл к следующему выводу.

В исковом заявлении указано, что названная сумма неустойки (пеней) начислена на сумму долга по возврату субсидии 2 100 000 руб. за период с 26.02.2016 по 19.04.2016. Названная сумма пеней начислена за каждый день просрочки из расчёта 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, значение которой в расчёте принято как 11 процентов годовых.

Сумма неустойки (пеней) начислена на сумму долга по возврату субсидии                              3 000 000 руб. за период с 26.02.2016 по 19.04.2016. Названная сумма пеней начислена за каждый день просрочки из расчёта 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, значение которой в расчёте принято как 11 процентов годовых.

Пунктами 3.2.5 договоров 16.12.2014 №14/2-2.1/39 и от 02.04.2015 №15/2-2.1/01 предусмотрено, что в случае невозврата или несвоевременного бюджетных средств областного бюджета Получатель уплачивает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Поскольку в рассматриваемом случае Общество не возвратило в установленный срок средства субсидии, оно обязано уплатить неустойку, предусмотренную пунктом 3.2.5 названных договоров.

Проверив приведённый в исковом заявлении расчёт неустойки, суд подтвердил арифметическую правильность расчёта неустойки (пеней). На основании изложенного, сумма пеней подлежит взысканию с ответчика в заявленном истцом размере.

В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина,  от уплаты которой в установленном порядке истец был освобождён, взыскивается  с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований. С учётом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, составляет 48 996 руб.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нива» (ОГРН <***>; место нахождения: 163045, <...>) в пользу Министерства экономического развития Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) 5 199 110 руб., в том числе:

- 2 100 000 руб. задолженности по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 16.12.2014 №14/2-2.1/39;

- 40 810 руб. пеней по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 16.12.2014 №14/2-2.1/39;

- 3 000 000 руб. задолженности по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 02.04.2015 №15/2-2.1/01;

- 58 300 руб. пеней по договору о предоставлении субсидии на оплату первого лизингового платежа  по договору финансовой аренды (лизинга) от 02.04.2015 №15/2-2.1/01.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нива» в доход федерального бюджета 48 996 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова