ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4619/14 от 09.06.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-4619/2014   

Резолютивная часть решения объявлена июня 2014 года

Полный текст решения изготовлен июня 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СКП-Факторинг» (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>, этаж 5)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 191123, <...>, лит.А)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.03.2014 №04-07/19-1/2,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 03.02.2014,

от административного органа – не явился, извещён.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Кузьмина Н.А.

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью «СКП-Факторинг» (далее - заявитель, Общество, ООО «СКП-Факторинг») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.03.2014 №04-07/19-1/2, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - административный орган, Управление), которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Лица, участвующие в деле, в соответствии с частями 1, 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Административный орган своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156, части 2 статьи 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства.

На основании приказа от 13.02.2014 №18-04-01/16-П Управлением была проведена выездная проверка ООО «СКП-Факторинг» по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Требованием от 13.02.2014 №18-04-07/705 Управление запросило необходимые для проведения проверки документы и информацию у руководителя ООО «СКП-Факторинг». Требование получено директором ООО «СКП-Факторинг» ФИО2 19.02.2014, о чем свидетельствует его подпись.

По результатам выездной проверки 19.02.2014 составлен акт №11 исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «СКП-Факторинг».

Проверкой были выявлены следующие нарушения, зафиксированные в акте от 19.02.2014 №11:

1. Правила внутреннего контроля Общества, утвержденные 20.07.2009, не соответствуют действующему законодательству.

2. Обществом не представлены документы (доказательства), подтверждающие осуществление действий, направленных на выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, Обществом не представлено документально зафиксированных данных о том, что ООО «СКП-Факторинг» принимаются меры, направленные на сверку клиентов (физических и юридических лиц) с перечнем лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или причастности к терроризму.

3. Обществом не зафиксированы и не представлены в уполномоченный орган сведения по 2 операциям на сумму 7770000 руб., подлежащим обязательному контролю, по предоставлению имущества по договору финансовой аренды и по получению беспроцентного займа.

Таким образом, ООО «СКП-Факторинг» были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Экземпляр акта проверки получен директором ООО «СКП-Факторинг» ФИО2 19.02.2014.

По результатам проверки 19.02.2014 главным специалистом – экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Управления ФИО3 в присутствии директора ООО «СКП-Факторинг» ФИО2 составлен  протокол о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Копию протокола получил директор ООО «СКП-Факторинг» ФИО2 19.02.2014.

25.02.2014 Управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

11.03.2014 Управлением вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении и продлении срока его рассмотрения.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Управление известило Общество телеграммой.

Общество направило в Управление ходатайство от 20.03.2014 (вх. №1986 от 21.03.2014) о рассмотрении дела без участия представителя Общества.

25.03.2014 заместителем руководителя Управления ФИО4 вынесено постановление №04-07/19-1/2, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что совершенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, в силу чего совершенное правонарушение может быть признано малозначительным. Кроме того, в последующем Обществом были направлены в уполномоченный орган сведения по установленной форме, административное правонарушение по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ совершено Обществом впервые, поэтому назначенная оспариваемым постановлением санкция в размере 200000 руб. несоразмерна тяжести правонарушения, не отвечает принципам разумности и справедливости, и не может считаться адекватной характеру совершенного Обществом правонарушения, является неоправданно карательной мерой ответственности. Также Общество указывает, что в связи с плохим финансовым состоянием Общества у административного органа была возможность применить иную санкцию, предусмотренную частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, а именно: административное приостановление деятельность на срок до шестидесяти суток.

От административного органа в материалы дела поступил отзыв от 22.05.2014 №18-04-12/3386, согласно которому Управление просит суд отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленное требование Общества с учетом следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьями 28.3, 23.62 КоАП РФ, Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», пунктом 52 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 06.06.2012 № 192, Перечнем должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 24.06.2009 № 141, протокол об административном правонарушении от 19.02.2014 составлен, постановление о назначении административного наказания от 25.03.2014 №04-07/19-1/2 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.

Положениями части 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В силу статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 03.12.2012) (далее – Закон №115-ФЗ).

Как установлено статьей 3 Закона №115-ФЗ, под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Административным органом ходе проведения проверки установлено и ООО «СКП-Факторинг» не оспаривается, что Общество осуществляет финансовый лизинг. Данные обстоятельства подтверждаются представленными административному органу в ходе проверки копиями договора внутреннего лизинга №ДЛ2510 от 25.10.2012, а также уставом Общества, утвержденным протоколом внеочередного собрания участников №6 от 11.10.2013, пунктом 3.2 которого предусмотрены в качестве основных видов деятельности Общества, в том числе, финансовый лизинг, финансовое посредничество, не включенное в другие группировки, подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества.

В связи с изложенным на Общество распространяются обязанности, установленные, в том числе, статьей 7, 7.3 Закона №115-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 7.3 Закона №115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны, в том числе, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Как установлено административным органом, в ходе проверки Обществом не были представлены документы (доказательства), подтверждающие осуществление действий, направленных на выявление перечисленных в пункте 2 статьи 6, пункте 1 статьи 7.3 Закона  №115-ФЗ лиц.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что на момент проведения административным органом проверки Обществом не организован соответствующий законодательству Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма внутренний контроль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Материалами проверки установлено и Обществом не оспаривается, что в проверяемом периоде ООО «СКП-Факторинг» не фиксировало и не представляло в уполномоченный орган, сведения по 2 операциям на общую сумму 7770000 рублей, подлежащих обязательному контролю, по предоставлению имущества по договору финансовой аренды и по получению беспроцентного займа.

Так, не были направлены сведения по следующим сделкам: договор внутреннего лизинга №ДЛ2510 от 25.10.2012 на сумму 3920000 руб. (акт приема-передачи №1 от 28.12.2012); договор беспроцентного займа от 27.09.2013 на сумму 3850000 руб. (платежное поручение №57 от 27.09.2013).

Вышеуказанное свидетельствует о том, что на момент проведения административным органом проверки Обществом не были предприняты действия, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации и соблюдение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Поскольку отсутствие целостной системы внутреннего контроля повлекло  непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в деянии Общества имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела и Обществом по существу не оспаривается.

Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность на основании части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к административной ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Вместе с тем суд приходит к выводу, что вмененные Обществу в вину правонарушения являются малозначительными.

Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Суд отмечает, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе состав которого имеет формальный характер, а также такого, за совершение которого предусмотрен высокий размер штрафных санкций, установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности и возможность проведения административного расследования.

В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В рассматриваемом случае в материалы дела Управлением не предъявлено доказательств пренебрежительного отношения Общества к соблюдению норм публичного права в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, равно как и доказательств причинения (угрозы причинения) вреда интересам граждан, общества и государства.

Как следует заявления, пояснений представителя заявителя, материалов дела, Обществом в день составления протокола об административном правонарушении (19.02.2014) в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по адресу: 107450, <...>, К-450, были направлены два сообщения по двум сделкам: договор внутреннего лизинга №ДЛ2510 от 25.10.2012 на сумму 3920000 руб. (акт приема-передачи №1 от 28.12.2012); договор беспроцентного займа от 27.09.2013 на сумму 3850000 руб. (платежное поручение №57 от 27.09.2013). Данный факт подтверждается представленными копиями почтовых квитанций.

Как следует из пояснений директора Общества ФИО2, изложенных в дополнениях к протоколу об административном правонарушении, нарушения сроков отправки были выявлены Обществом в ходе подготовки к проверке, сообщения сформированы 18.02.2014, но отправлены лишь 19.02.2014.

Кроме того, Обществом в ходе судебного разбирательства были представлены в материалы дела Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные руководителем ООО «СКП-Факторинг» ФИО2 20.02.2014. Ранее в Обществе действовали Правила внутреннего контроля, утверждённые Обществом 20.07.2009. Как следует из акта проверки от 19.02.2014 №11, Общество состоит на учёте Федеральной службе по финансовому мониторингу с 11.08.2009; специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, назначено в соответствии с требованиями законодательства и соответствует квалификационным требованиям, прошло обучение в форме целевого инструктажа; в Обществе осуществляется идентификация клиентов в соответствии с нормами действующего законодательства и правилами внутреннего контроля.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют об отсутствии пренебрежительного отношения заявителя к соблюдению норм публичного права.

Более того, как видно из материалов дела, Управлением в ходе проверки выявлено, что в проверяемый период (с 01.01.2011 по 31.01.2014) Обществом совершено две операции, подлежащие обязательному контролю: операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды, а также операция по предоставлению средств по договору беспроцентного займа. В материалах проверки не зафиксировано, что анализ этих сделок позволил административному органу усомниться в добросовестном поведении сторон данных сделок. Никаких противоправных деяний (легализация (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма) Управлением в действиях Общества при совершении указанных сделок не установлено, на такие факты административный орган не указывает, соответствующие сведения в акте проверки от 19.02.2014 №11 не отражены.

Информации о том, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, в материалах дела не имеется. В ходе рассмотрения дела не выявлено прямого умысла в действиях Общества в совершении правонарушения, так же как и причинение вреда обществу и государству.

Таким образом, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, совершение правонарушения впервые, отсутствие пренебрежительного отношения Общества к соблюдению норм публичного права в указанной сфере, оперативное устранение части выявленных нарушений, суд считает, что допущенное заявителем правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 200000 руб. имеет неоправданно карательный характер.

Как указано в пункте 17 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене в связи с признанием совершенного заявителем правонарушения малозначительным и применением положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания №04-07/19-1/2 от 25.03.2014, принятое в г.Санкт-Петербурге заместителем руководителя  Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу Курганским И.М. в отношении общества с ограниченной ответственностью «СКП-Факторинг», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092901006131, находящегося по адресу: Россия, 163000, г Архангельск, ул. Воскресенская, дом 8.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова