АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 июля 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-4773/2011
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
Решение в полном объёме изготовлено 28 июля 2011 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Быстрова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потоловой О.А.,
рассмотрев 21.07.2011 в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСтарт» (ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН: <***>)
о признании незаконным решения от 11.04.2011 № 01485-02/29,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Архангельску (ОГРН: <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя –
ФИО1 (доверенность от 28.03.2011),
от ответчика –
ФИО2 (доверенность от 18.01.2011),
от третьего лица –
не явился, извещён,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСтарт» (далее – заявитель, общество «ЕвроСтарт») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Управление Роскомнадзора) от 11.04.2011 № 01485-02/29, а также о возложении на ответчика обязанности внести с первого квартала 2011 года общество «ЕвроСтарт» в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Архангельску (далее – третье лицо).
Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в представленном в суд отзыве на заявление.
Третье лицо в представленном в суд отзыве согласилось с позицией ответчика.
В судебном заседании представитель общества «ЕвроСтарт» поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, а представитель ответчика поддержала возражения, изложенные в отзыве.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем на основании статей 123, 156, 200 АПК РФ судебное заседание проведено и дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд установил, что поводом для обращения общества «ЕвроСтарт» в суд с указанным заявлением послужили следующие фактические обстоятельства.
Общество «ЕвроСтарт» зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 05.04.2007 за основным государственным регистрационным номером <***>. Согласно выписке из этого реестра общество «ЕвроСтарт» расположено по адресу: 163002, <...>.
29 марта 2011 года общество «ЕвроСтарт» с целью применения в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) пониженных тарифов страховых взносов обратилось в Управление Роскомнадзора с заявлением на подтверждение полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды – российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации. К указанному заявлению общество «ЕвроСтарт» приложило нотариально заверенную копию свидетельства от 02.06.1997 № 016169 о регистрации средства массовой информации – газеты «Аргументы и факты» в Архангельске», нотариально заверенную копию устава закрытого акционерного общества «Аргументы и факты» (далее – акционерное общество «Аргументы и факты»), копию договора от 01.01.2011 № 466-ред-11, заключенного между акционерным обществом «Аргументы и факты» и обществом «ЕвроСтарт».
Управление Роскомнадзора рассмотрело указанное заявление и приложенные к нему документы и вынесло решение от 11.04.2011 № 01485-02/29 об отказе во внесении сведений об обществе «ЕвроСтарт» в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
На основании сведений из базы данных Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных Управление Роскомнадзора установило, что в качестве основного вида экономической деятельности общества «ЕвроСтарт» в Едином государственном реестре юридических лиц значится рекламная деятельность (код ОКВЭД 74.40).
В связи с этим Управление Роскомнадзора сочло, что основной вид экономической деятельности общества «ЕвроСтарт» не соответствует основному виду экономической деятельности, при котором применяются пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Как указано в решении Управления Роскомнадзора со ссылкой на пункт 1 Правил подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 № 150 (далее – Правила № 150), основным видом экономической деятельности плательщиков страховых взносов, подлежащих включению в реестр, является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств) или издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций).
Общество «ЕвроСтарт» не согласилось с этим решением Управления Роскомнадзора и обратилось в суд с заявлением о признании этого решения незаконным. В целях устранения нарушения своих прав и законных интересов общество «ЕвроСтарт» просило возложить на ответчика обязанность внести с первого квартала 2011 года общество в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом заявитель полагал, что Правила № 150 не содержат указание на то, что основной вид экономической деятельности устанавливается исключительно на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, общество «ЕвроСтарт» помимо рекламной деятельности занимается другими видами деятельности, в том числе деятельностью по изданию средства массовой информации – газеты «Аргументы и факты» в Архангельске», доля дохода от издательской деятельности в общем объёме доходов заявителя превышает 70%. При этом заявитель полагал возможным применить к рассматриваемому случаю положения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.
Ответчик счёл доводы заявителя необоснованными. При этом ответчик полагал, что, не имея данных в отношении основной деятельности заявителя, он правомерно воспользовался сведениями об основном виде экономической деятельности, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц. Ответчик также указал, что 02.06.2011 общество «ЕвроСтарт» представило в Управление Роскомнадзора новое заявление на подтверждение полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды – российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации. При рассмотрении этого заявления Управлением Роскомнадзора было установлено, что с 05.05.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида экономической деятельности значится издание газет (код ОКВЭД 22.12). В связи с этим 08.06.2011 общество «ЕвроСтарт» было внесено в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, как подтвердившее полномочия по изданию средства массовой информации во втором квартале 2011 года.
Третье лицо в своём отзыве поддержало доводы ответчика о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Исследовав и оценив доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, проверив оспариваемое решение Управления Роскомнадзора на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 № 150 «О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов», суд пришёл к выводу, что заявленные обществом «ЕвроСтарт» требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо установить как несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае оспариваемое заявителем решение Управления Роскомнадзора не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 того же Закона, в частности для плательщиков страховых взносов – российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является: а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств; б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Из указанных положений следует, что плательщики страховых взносов – российские организации, основным видом экономической деятельности которых является издание газет, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
Согласно части 1.1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу части 1.2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 № 150 установлено, что ведение реестра плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Этим же постановлением утверждены Правила подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Пунктом 1 Правил № 150 предусмотрено, что они определяют порядок подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную деятельность (далее - плательщики), в целях осуществления контроля правильности применения для указанных плательщиков пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2011 - 2014 годах, а также порядок ведения реестра плательщиков и передачи его в органы контроля за уплатой соответствующих страховых взносов. При этом основным видом экономической деятельности плательщика является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств) или издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций).
В соответствии с пунктом 5 Правил № 150 реестровая запись содержит следующие сведения: а) номер реестровой записи и дата включения в реестр сведений о плательщике; б) полное и сокращенное (при наличии) наименование плательщика, его организационно-правовая форма - для организации, фамилия, имя и отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя; в) основной государственный регистрационный номер плательщика; г) регистрационный номер плательщика в Пенсионном фонде Российской Федерации; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) сведения об исключении плательщика из реестра; ж) перечень средств массовой информации, производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание которых осуществляется плательщиком, с указанием учредителей этих средств массовой информации.
Пунктом 6 Правил № 150 предусмотрено, что для подтверждения своих полномочий плательщик до 10-го числа последнего месяца отчётного периода представляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по месту своей регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя следующие документы: а) заявление о подтверждении полномочий по форме, утверждённой Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, содержащее сведения, указанные в подпунктах «б» - «ж» пункта 5 названных Правил, и сведения о том, что плательщик не осуществляет деятельность по производству средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера; б) копия свидетельства о регистрации средства массовой информации, указанного в заявлении (в случае отсутствия нотариально заверенной копии - с предоставлением оригинала); в) устав редакции средства массовой информации либо предусмотренные статьёй Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» договоры, подтверждающие, что производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средства массовой информации, указанного в заявлении, осуществляется плательщиком, подавшим заявление, или нотариально заверенные копии указанных документов.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 150 для подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) в I квартале 2011 г. плательщики представляют документы, предусмотренные пунктом 6 названных Правил, до 30 марта 2011 г.
Согласно пункту 12 Правил № 150 документы, предусмотренные пунктами 6, 7 названных Правил, представляются плательщиком или его уполномоченным представителем: непосредственно в территориальный орган Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, либо через государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», либо почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
В силу положений пунктов 13, 14 Правил № 150 территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет проверку документов, предусмотренных пунктами 6, 7 названных Правил, и в течение 15 рабочих дней с даты получения этих документов вносит сведения о плательщике в реестр либо принимает решение об отказе во внесении сведений о нём в реестр. При этом основания для отказа во внесении сведений в реестр исчерпывающе указаны в пункте 16 Правил № 150.
Так, в соответствии с пунктом 16 Правил № 150 основанием для принятия территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решения об отказе во внесении сведений о плательщике в реестр является: а) представление плательщиком недостоверных сведений, содержащихся в документах; б) осуществление плательщиком производства, выпуска в свет (в эфир) и (или) издания средства массовой информации, которое специализируется на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера; в) представление заявления от имени плательщика лицом, не имеющим на то полномочий; г) непредставление плательщиком документов, предусмотренных пунктами 6-10 названных Правил.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения об отказе во внесении сведений о плательщике в реестр направляет плательщику соответствующее уведомление в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения (пункт 17 Правил № 150).
В соответствии с пунктом 18 Правил № 150 решение об отказе во внесении сведений о плательщике в реестр может быть обжаловано в судебном порядке.
Анализ приведённых положений частей 1.1 и 1.2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, и порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) представляют собой разные административные процедуры.
Порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) регламентирован названными выше Правилами № 150.
Исходя из положений названных Правил, компетенция Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций связана исключительно с подтверждением полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) и не связана с подтверждением основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.
При этом важно отметить, что для подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) плательщик предоставляет исчерпывающий перечень документов, предусмотренный пунктом 6 Правил № 150, а территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в силу положений пункта 13 Правил № 150 осуществляет проверку именно этих документов, представленных плательщиком.
Определённый пунктом 16 Правил № 150 перечень оснований для принятия территориальным органом Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решения об отказе во внесении сведений о плательщике в реестр является исчерпывающим.
Принимая оспариваемое заявителем решение об отказе во внесении сведений об обществе «ЕвроСтарт» в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, Управление Роскомнадзора в данном случае не привело в этом решении ни одного из оснований, указанных в пункте 16 Правил № 150.
Мотивом для принятия оспариваемого решения послужило только то, что на момент принятия Управлением Роскомнадзора этого решения в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида экономической деятельности общества «ЕвроСтарт» значилась рекламная деятельность.
Между тем, как было указано выше, компетенция Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не связана с подтверждением основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, а потому проверка соответствующих сведений не входит в компетенцию Управления Роскомнадзора.
Правила № 150 не предусматривают возможность отказа во внесении сведений о плательщике в реестр на том основании, что в качестве основного вида экономической деятельности организации в Едином государственном реестре юридических лиц значится не деятельность по изданию газет, а рекламная деятельность.
Как было отмечено выше, в соответствии с частью 1.1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ порядок подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой порядок Правительством Российской Федерации не определён. Правила № 150, как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 № 150, утверждены во исполнение требований части 1.2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, а не части 1.1 статьи 58 этого Закона. Эти Правила не регламентируют порядок подтверждения основного вида экономической деятельности и не наделяют Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями в сфере подтверждения основного вида экономической деятельности.
Как полагает суд, при отсутствии предусмотренного частью 1.1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ определённого Правительством Российской Федерации порядка подтверждения основного вида экономической деятельности российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, следует исходить из того, что, обращаясь в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с заявлением на подтверждение полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды – российских организаций и индивидуальных предпринимателей по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, организация фактически заявляет, что её основным видом деятельности является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств либо издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Указанный подход согласуется с положениями части 1.3 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, предусматривающими, что в случае, если по итогам отчётного (расчётного) периода вид экономической деятельности российской организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 7 части 1 названной статьи, не соответствует заявленному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные частью 3.1 этой же статьи тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с российских организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней. Необходимые контрольные полномочия могут быть реализованы органами контроля за уплатой страховых взносов на основании соответствующих положений Закона № 212-ФЗ.
Кроме того, суд отмечает, что подход, согласно которому определение основного вида экономической деятельности заявителя осуществляется исключительно на сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, является формальным. Такой подход не учитывает действительное положение вещей.
В данном случае материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что фактически основным видом деятельности общества «ЕвроСтарт» является деятельность по изданию газеты «Аргументы и факты» в Архангельске». Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих указанное обстоятельство.
Для подтверждения полномочий по изданию указанного средства массовой информации в первом квартале 2011 года общество «ЕвроСтарт» 29.03.2011 представило в Управление Роскомнадзора как в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций соответствующее заявление, нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации средства массовой информации – газеты «Аргументы и факты» в Архангельске», копию устава акционерного общества «Аргументы и факты», являющегося учредителем этого средства массовой информации, а также копию заключенного с акционерным обществом «Аргументы и факты» договора от 01.01.2011 № 466-ред-11 о производстве и выпуске названного средства массовой информации.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что указанное средство массовой информации не является средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.
Таким образом, общество «ЕвроСтарт» 29.03.2011, то есть в установленный пунктом 7 Правил № 150 срок, представило в Управление Роскомнадзора все предусмотренные пунктом 6 Правил № 150 документы, необходимые для подтверждения своих полномочий. Непосредственно при проверке именно этих документов Управление Роскомнадзора не выявило каких-либо оснований для принятия решения об отказе во внесении сведений о плательщике в реестр.
На основании изложенного суд пришёл к выводу, что у Управления Роскомнадзора не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения от 11.04.2011 № 01485-02/29 об отказе во внесении сведений об обществе «ЕвроСтарт» в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Суд также пришёл к выводу, что, будучи незаконным, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества «ЕвроСтарт» как плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, поскольку этим решением создаётся препятствие для применения обществом «ЕвроСтарт» пониженных тарифов страховых взносов, начиная с первого квартала 2011 года. Включение сведений о заявителе в реестр плательщиков страховых взносов как о подтвердившем полномочия по изданию средства массовой информации во втором квартале 2011 года позволяет заявителю применять соответствующие пониженные тарифы страховых взносов только со второго квартала 2011 года.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Управления Роскомнадзора от 11.04.2011 № 01485-02/29 подлежит признанию незаконным. При этом в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём внесения в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сведений об обществе «ЕвроСтарт» как о подтвердившем полномочия по изданию средства массовой информации в первом квартале 2011 года.
При обращении в суд с заявлением о признании решения Управления Роскомнадзора незаконным заявитель уплатил по платёжному поручению от 11.05.2011 № 89 государственную пошлину в размере 2000 рублей. В соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в сумме 2000 рублей подлежат возмещению заявителю за счёт ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11.04.2011 № 01485-02/29 об отказе во внесении в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ЕвроСтарт», зарегистрированном в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящемся по адресу: 163002, <...>.
Оспариваемое решение проверено на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 № 150 «О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов».
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём внесения в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ЕвроСтарт», зарегистрированном в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящемся по адресу: 163002, <...>, как о подтвердившем полномочия по изданию средства массовой информации в первом квартале 2011 года.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСтарт» 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья И.В. Быстров